Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с соматогенной формой ЗПР





Одним из основных условий успешной социальной адаптации детей младшего школьного возраста является их способность к произвольной регуляции деятельности. В последнее время, все чаще говориться о трудностях обучения детей в начальной школе. По данным официальной статистики около 30% детей младшего школьного возраста, имеют непреходящие трудности в усвоении школьной программы (В.А. Корнеева, 2002; Ю.С. Шевченко, 2005), связанные с нарушением интеллектуальной работоспособности, несформированностьюю аттентивно-мнестических функций и нестабильностью в поведении (И.И. Мамайчук, 2004; У.В. Ульенкова, 2008). Дети с ЗПР соматогенного происхождения имеют затруднения в обучении главным образом вследствие замедления психической деятельности, церебрастенических проявлений, ослабления памяти и внимания, недостаточного развития произвольной целенаправленной деятельности [1].

Многочисленные разработки по психологической коррекции в большинстве случаев адресованы детям с задержкой психического развития церебрально-органического генеза (К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Ю. Дауленкене, У.В. Ульенкова) при этом разработке психокоррекционных программ в отношении детей с другими типами задержек уделяется крайне мало внимания. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин - это неоднозначность в определении типов задержки, а также повышенное внимание специалистов к более тяжелым нарушениям. Из чего следует, что к категории детей с соматогенной формой ЗПР не применяются специализированные методы психокоррекционного воздействия, в то же время дети с данным видом задержки имеют высокий потенциал для предотвращения более тяжелых нарушений, если им оказывать своевременную и целенаправленную помощь. Развитие произвольной регуляции, является одним из важных аспектов в коррекции детей с соматогенной формой ЗПР, поскольку возможность целенаправленно и организованно функционировать позволяет этим детям успешнее обучаться и постепенно преодолевать трудности в обучении [6].

Функция произвольной регуляции как и любая высшая психическая функция имеет иерархическое строение, поэтому пристальное внимание необходимо уделить развитию произвольной регуляции сеносомоторной сферы, как фундамента дальнейшего развития произвольности ВПФ и поведения.

Многими психологами и педагогами занимающимися изучением особенностей детей с различными формами задержек психического развития у детей с соматогенной формой ЗПР отмечены следующие особенности: с раннего возраста наблюдается общая моторная неловкость, нервная и соматическая ослабленность, к школьному возрасту наблюдаются явные отставания мелкой моторики, проявляющиеся в трудностях освоения графической деятельности (письмо, рисование), неустойчивость эмоциональных проявлений [3]. Диагностируются и регуляторные расстройства проявляющиеся невозможностью длительное время сосредоточиваться на занятии, отвлекаемости, в особо сложных случаях отказами от выполнения заданий на фоне утомления, которое наступает значительно раньше, чем у здоровых сверстников.

Учитывая особенности детей с соматогенной формой задержки психического развития, необходимо применять современные методы диагностики и коррекции позволяющие раскрывать механизмы, приводящие к трудностям в их психическом развитии и корректировать эти трудности опираясь на сохранные звенья. Такими современными методами обладает детская нейропсихология.

На современном этапе развития психологических наук особое место занимает нейропсихология детского возраста, позволяющая не просто оценивать актуальное развитие психических функций, а вскрывает механизм их нарушения и предлагает способы воздействия на поврежденные и / или ослабленные звенья специализированными методами. Произвольная регуляция психической деятельности как уже было сказано, имеет свое строение и структуру и корректировать нарушения связанные с данной функцией опираясь на методы нейропсихологии детского возраста будет достаточно эффективнее чем традиционными психолого-педагогическими.

Большинство исследований посвященных изучению произвольной регуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР касались, преимущественно, произвольности умственной деятельности (И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова, И.Ф. Марковская) и практически не уделялось внимания развитию произвольной регуляции сенсомоторной деятельности являющейся базовой составляющей в развитии произвольности высших психических функций[6].

Произвольная регуляция сенсомоторной сферы включает в себя те же компоненты, что и произвольная регуляция всей психической деятельности: избирательное реагирование на внешние стимулы, программирование произвольных движений и действий, контроль произвольных движений и действий [2].

Соответственно, опираясь на постулат о системном и иерархическом строении высших психических функций оптимальное функционирование произвольной регуляции на уровне сенсомоторики, позволит в дальнейшем развивать и упорядочивать произвольность в учебной деятельности и в поведении в целом.

На уровне нервной системы и головного мозга в частности, за произвольность отвечают лобные отделы головного мозга морфогенез и функциогенез которых, продолжается до 20 - летнего возраста [4]. По своему происхождению и строению лобные доли мозга тесно связаны с корковым аппаратом регуляции движений и принимают самое близкое участие в регуляции наиболее сложных форм движений и действий [5]. От нормального развития и созревания головного мозга зависит и развитие произвольной регуляции сенсомоторной деятельности.

Известно, что до года происходит интенсивное сенсомоторное развитие ребенка. Каждому возрастному этапу соответствуют определенные двигательные навыки. До периода ползания младенец должен пройти определенный период подготовки всех групп мышц к этой сложной деятельности. Ему необходимо научиться держать голову, удерживать её в равновесии во множестве разных положений тела, опираться на руки и переворачиваться с живота на спину и обратно.

В полтора-два месяца ребенок в норме удерживает голову, то есть начинают работать мышцы шеи. Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирования вертикальной оси тела.

Примерно в это же время начинает формироваться способность опираться на руки. В положении на животе ребенок до 2-месячного возраста должен опираться на локти, а к 3 месяцам - и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук - они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

Далее ребенок осваивает перевороты и начинает активно крутиться в положении лежа со спины на живот и с живота на спину. Обычно это происходит в возрасте 4 -5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец-то дотянуться до интересной игрушки. Затем ребенок начинается вертеться в положении на животе вокруг пупка. Данный навык необходим для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги «самолетиком». Эти навыки, приобретаемые в 5-6 месяцев, говорят о правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

Когда ребенок садится, руки у него свободны, и он начинает манипулировать предметами.

Следующий этап - раскачивание на четвереньках. Ребенок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его. Поэтому движения получаются только качательные, а иногда ползком назад. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. До этапа ползания площадь окружающего пола для ребенка была очень мала. Она чуть увеличилась после того, как малыш научился переворачиваться. И вот горизонт еще более расширяется, а кроме всего прочего, мир перестает быть плоским, он превращается в трехмерный. У предметов появляется высота. Речевое развитие в этот период отличается тем, что звуки, издаваемые ребенком, превращаются в средство общения, продолжая обслуживать сигнальную функцию (первая помощь) и функцию становления речи.

Ребёнок осваивает пространство постепенно. Сначала лёжа на спине, он видит потолок, мамино лицо, подвешенную погремушку. Глазами может оценивать горизонталь, фиксирует взгляд. Совершенствуется зрительное восприятие - у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, он начинает сводить их вместе.

Поворачиваясь на живот, поднимая (опуская) взгляд вверх - вниз, он «открывает» для себя «вертикаль», сначала как движение собственного тела (головы). При этом голова теперь совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним. Ребенок исследует пространство собственного тела (поднимает руку, ногу), затем, когда он садится, руки «освобождаются» и он начинает изучать предметы и окружающее пространство через движение к предмету (дотягивается до игрушки, ползет) и здесь он знакомится с метрикой (чуть-чуть дальше, ближе), глубиной и другими важные характеристиками восприятия пространства. А далее происходит прорыв в освоении пространства - через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению. И только после этого происходит овладение пространством как средой, которая его окружает (можно ведь позвать маму и она все достанет или потянуть за скатерть и любимая чашка окажется рядом на полу) и здесь уже включаются мыслительные операции.

Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших механизмов и позволяют ребёнку без искажений воспринимать окружающее пространство.

Ползание стимулирует моторные зоны головного мозга (участки коры, отвечающих за регуляцию движений), а также участки, находящиеся в непосредственной близости к этим зонам (речевые зоны). Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. Начинают формироваться пространственные представления о собственном теле, так называемая «схема тела». Кроме того, ползание способствует улучшению межполушарного взаимодействия - ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука - левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. А это в свою очередь способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Таким образом, ребенок последовательно осваивает способы взаимоотношений собственного тела и внешних объектов, далее внешних объектов относительно друг друга. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания («до стула можно доползти, а до потолка нет»). Взрослый обозначает эти соотношения словами. Именно так происходит освоение предлогов (над, под, на, в, за, перед), сложных речевых конструкций, обозначающих пространственно-временные, причинно-следственные отношения. Таким образом, благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Полноценное прохождение этапа ползания также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария головного мозга в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме (ребенок длительное время пишет буквы в их зеркальном отражении). У него будет грязь в тетрадках, плохой почерк. При диагностике часто выясняется, что многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.

Если двигательное развитие ребёнка проходило с искажением, то и восприятие пространства будет искажено, что мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства наших детей. Начинаться это искажение может на самом раннем этапе (этапе рождения), а у некоторых детей и внутриутробно.

Не запускаются или запускаются с опозданием целые двигательные схемы. Развитие проходит с изменением последовательности включения двигательных паттернов, что влечет за собой нарастание проблем, так как каждый сформированный двигательный навык является основой для построения следующего более сложного движения или «двигательной мелодии». Ребёнок долго лежит на спине, не переворачивается. Затем он переворачивается на живот и сразу садится. Далее, минуя период ползания, он встает. А потом пытается ползать, но недолго (по-пластунски, и на четвереньках) и начинает овладевать ходьбой. Родители радуются, как он всё быстро делает. А у ребёнка при этом имеется тонические проблемы - гипер- или гипотонус, он ходит на мысочках. Проявления гипертонуса наблюдаются практически у всех гиперактивных детей, детей с проблемами внимания в возрасте 8, 9 и даже 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок очень травматичен, любая его деятельность крайне энергозатратна. В возрасте 5-11 лет при копировании специально разработанных геометрических фигур эти дети странным, на первый взгляд, образом всё искажают. Они могут копировать рисунок с поворотом на 90 или 180 градусов. Их рисунки отличаются фрагментарностью, хаотичностью восприятия, обилием структурно-топологических ошибок. При сканировании зрительной информации они часто игнорируют левую сторону поля. Нарушения или слабость в двигательной сфере приведут и к речевым нарушениям, а речь является второй сигнальной системой и участвует в развитии и формировании произвольной регуляции в целом.

Речь очень тесно связана с движением, головной мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом, через движение идёт воздействие и на речевые зоны. Если двигательное развитие искажено, ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложные слова, фразовая речь появляется очень поздно, ребёнок не произносит и половины звуков, говорит непонятно, невнятно («каша во рту»).

Таким образом, при дефицитарности двигательной сферы вторично будут страдать и другие психические процессы.

Расторможенность, гиперактивность ребенка может привести к неадекватным конфликтным отношениям со сверстниками, с родителями. Если ребёнок слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и соответственно сформирует такие нежелательные черты характера как пассивность, тревожность, несамостоятельность.

Иными словами, нарушение последовательности этапов двигательного развития ведет к нарушениям общего развития ребенка. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы его ждут дальше.

Исследование особенностей произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей с ЗПР соматогенного происхождения позволит корректировать и профилактировать неадаптивные формы поведения у данной категории детей, а также ускорит процесс развития произвольной регуляции в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: