Модель психокоррекционной работы по формированию произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей с соматогенной формой ЗПР




Психокоррекционная работа была разделена на три последовательных и взаимосвязанных курса по формированию произвольной регуляции и проводилась в течение десяти месяцев календарного года.

Последовательность проведения курсов.

Первый курс - 16 занятий (рассчитан на два месяца, по два занятия в неделю, продолжительность одного занятия 45-50 минут) - направлен, преимущественно, на оптимизацию нейродинамического компонента и непроизвольного уровня саморегуляции, а также коррекцию произвольности на двигательном уровне. После проведения первого курса занятий детям дается перерыв - 2 месяца.

Второй курс - 16 занятий (2 месяца, по той же схеме) - направлен, преимущественно на закрепление произвольной регуляции двигательных функций и коррекцию произвольности когнитивных процессов с привлечением техник визуализации, телесно-ориентированных методов и конструктивных методов. Далее 2-х месячный перерыв, дающийся для закрепления полученных результатов.

Третий - курс - завершающий - также состоит из 16 занятий, направлен на закрепление и отработку произвольной регуляции на уровне поведения с привлечением игровых и графических методов, а также техник бихевиоральной психокоррекции.

Двухмесячные перерывы связаны с необходимостью реализации здоровье сберегающего, охранительного режима в отношении детей с ЗПР соматогенного происхождения, так как основным фактором в психическом отклонении этих детей являются выраженные астенические проявления (повышенная утомляемость и истощаемость в условиях умственной нагрузки). А также перерыв между курсами способствует закреплению полученных навыков на уровне мозговой организации нейронных связей. Каждый цикл занятий начинался после медикаментозного лечения и диагностических процедур. Такая последовательность обуславливается концептуальными положениями психологии аномального развития о первичном и вторичном дефекте, а также о востребованности работы психических функций извне (П.К. Анохин, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Цветкова).

Все программные элементы имеют жесткую повторяющуюся структуру и реализуются в строгой последовательности, что связано со спецификой ведущего дефекта.

Каждый цикл разработанной психокоррекционной технологии реализовывался по определенной сюжетной линии, что обеспечивало смысловое содержание и мотивацию выполнения детьми упражнений и заданий. Достижение эффективности психокоррекционной технологии обеспечивалось одновременным и систематическим использованием в каждом занятии следующих методов воздействия на формирование и развитие структурных компонентов произвольной регуляции психической деятельности детей с соматогенной формой ЗПР.

Методы и методики формирования произвольной регуляции сенсомоторной деятельности.

· Методы организации пространства занятий.

Цель: развитие и усвоения алгоритмов (норм и правил), направлены на формирование компонента программирования произвольной деятельности.Эти методы выступают как этапы выполнения большинства заданий и формируют умения самостоятельно выстраивать и регулировать собственную деятельность. При работе над общей организацией деятельности особое внимание уделяется возможностям детей использовать образец, осуществлять перенос образца из одной ситуации в другую, возможностям самостоятельного переноса, тому, претерпевает ли предложенный способ выполнения действия образца преобразования в другой ситуации и др. Данная группа методов включает следующие техники:

1.«Организация рабочего места». Перед началом каждого занятия ребенок должен взять свой коврик для занятий, положить его на свое место на полу и занять на нем правильное положение «лежа, ножками в центр». На первом занятии детям показывается и объясняется, для чего нужны коврики, как они должны располагаться во время занятий (разложены по кругу лучиками). Психологический смысл этой техники заключается в формировании умения следовать правилам, контролировать свою деятельность, обеспечение определенного постоянства.

.Техника «само- и взаимоконтроля». Детям предлагается проверить, правильно ли они выполнили то или иное задание.

. «Организация пространства листа» (применяется при выполнении графических заданий). Психолог показывает, каким образом на листе должны размещаться рисунки или графические элементы: начинать работу с верхнего угла, слева направо и сверху вниз. Дается инструкция, как ребенок должен подписать свою работу, например, подписывают только имя в правом верхнем углу или только фамилию снизу в центре листа и т.п. Методики и техники направлены на формирование умений работать по образцу, подчиняться правилам и планировать свою графическую деятельность, вместе с тем, метод оказывает воздействие на формирование пространственных представлений ребенка и способности к его организации.

· Методы формирования представлений о системе оценок.

Цель: развитие и формирование самоконтроля за деятельностью и поведением.

Для детей младшего школьного возраста существенное значение имеет представление о системе оценок и умение оценивать свою работу и поведение, так как в процессе школьного обучения ребенок получает оценки за успеваемость и словесное одобрение или неодобрение своего поведения и деятельности в целом. Оценивание своих действий дается детям младшего школьного возраста с соматогенной формой ЗПР крайне сложно, в силу астенизации нервной системы и вторичныхнарушений регуляторных процессов. В связи с этим нами были включены внешние методы стимуляции.

Для этого были использованы техники бихевиоральной психотерапии, направленные на подкрепление положительных форм поведения:

. Техника награждения «медальками», представляющими собой небольшие наклейки, которые ребенок получает за выполнение программных элементов и соблюдение правил поведения на занятии. В конце каждого занятия подсчитывается количество медалек каждого участника, ребенок, набравший большее их число, получает одну большую «супер-медаль». Такая форма поощрения является внешним подкрепляющим стимулом. Поскольку внутренняя мотивация еще не стала для ребенка необходимостью, все процессы максимально выносятся во внешний план.

. Техника «положительного вербального подкрепления». При награждении или не награждении ребенка за выполненную работу важно сопровождать оценку анализом ошибок и достоинств выполненной работы. Это закладывает фундамент для формирования адекватной само- и взаимооценки детей.

· Методы формирования смыслообразующих функций и самоконтроля.

Цель: формирование умений ставить цели и следовать им.

Побудительной силой любого произвольного действия является принятое решение, которое направлено на достижение цели, любая цель, в свою очередь, имеет определенный смысл. Ребенок младшего школьного возраста с ЗПР соматогенного происхождения испытывает значительные трудности в постановке целей, принятии решений, даже самых элементарных на уровне двигательных актов. Поэтому необходимо первоначально давать детям строго заданные краткие и четкие инструкции и лишь постепенно переходить к совместному, а затем и самостоятельному созданию программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами. Важным фактором является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми. В связи с этим, данные методы реализуются в следующих техниках:

. «Домашние ритуалы и обязанности» - это соблюдение режима дня, четкое выполнение гигиенических навыков и соблюдение этических норм поведения. Указанные техники реализуются совместно с родителями ребенка. Совместно составляется распорядок дня, в котором четко указаны часы, отведенные на ту или иную деятельность, например, обязательное переодевание в домашнюю одежду и т.п.

2. «Ритуалы начала и окончания занятия» включают оригинальные групповые приветствия и прощания. В нашей работе мы начинаем занятия с того, что ребенок называет свое имя и показывает жестами и мимикой свое настроение, также на последующих занятиях, используем игру «два мяча», когда одновременно по кругу пускаются два мячика и дети должны запомнить последовательность бросания мяча и называть имя участника. В конце каждого занятия подводятся итоги, обсуждаются достижения детей, раздаются домашние задания и проходит поощрительная совместная игра.

3. «Обучение правилам поведения» на занятиях и соблюдение их в играх. В начале занятий обязательно озвучиваются правила и в кратком виде вывешиваются на стену. В ходе занятий внимание детей периодически обращается к правилам. А также данная техника используется во всех играх с правилами.

4. «Игры с правилами» используются нами в начале и по окончании каждого занятия с целью формирования положительного настроя и мотивации на посещение занятий. А также в игре обязательным для всех является строгое соблюдение регламента и следование правилам игры, пренебрежение которыми ведет к неизбежному выходу из нее. Особым элементом игры является напряжение, которое означает неуверенность, неустойчивость, вместе с тем, возможность, шанс. Напряжение требует разрядки; чтобы ее достигнуть, необходимо приложить усилие. Напряжение возрастает по мере того, как игра приобретает соревновательный характер, что способствует созданию мотивации и благоприятного эмоционального фона для овладения чем-либо (начиная с правильной манипуляции карандашом и заканчивая умением интерпретировать сложные тексты и сюжетные картинки, решать задачи и т.д.).

5. «Техники визуализации и воображения» обеспечивают мысленные репрезентации не существующих в реальности явлений, объектов или событий (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и другие образы). Данные техники использовались нами как смыслообразующие при выполнении двигательных заданий.

· Психомоторные, телесно ориентированные методы.

Цель: формирование сенсомоторного обеспечения всех психических функций в силу единства их мозговой организации, активизация общего энергетического, эмоционального и тонического статуса. Гармонизация нервно-соединительных взаимодействий. Двигательные процессы являются основной движущей силой психического развития ребенка, начиная с младенческого возраста и частично в раннем детстве. Незрелость двигательных процессов у детей младшего школьного возраста с ЗПР соматогенного происхождения связана с трудностями формирования психологического содержания движений. С целью оптимизации всех компонентов произвольной регуляции деятельности нами были использованы следующие техники.

. Дыхательные упражнения. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым, естественным, бессознательно регулируемым процессом. При правильном выполнении дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение. Под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Кроме того, дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность на телесном уровне. При выполнении дыхательных упражнений для большего эффекта необходимо дополнительно подключать визуальную и сенсорную системы, используя образное представление. Таким образом, дыхательные упражнения оказывают воздействие на все три функциональных блока мозга.

1. Растяжки используются с целью научить детей целенаправленно и сознательно расслаблять мышцы, а затем целенаправленно манипулировать ими. Ребенок научается последовательно, следуя заданной программе, контролировать свои движения и мышечный тонус. Набор техник, используемых в телесно-ориентированной терапии, применяется в разработанной психокоррекционной технологии для выработки произвольного контроля собственных телесных ощущений.

2. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Комиссуральные системы играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной, эмоционально-мотивационной интеграции. На формирование реципрокных координаций положительное влияние оказывают упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, а также сочетанные движения правой и левой половин тела, плавного перехода с одной двигательной программы на другую с последующим самостоятельным формированием и удержанием программы самим ребенком.

3. Ползание также является многофункциональным упражнением, позволяющим укреплять мышечный тонус, развивать межполушарное взаимодействие, произвольную координацию движений, закреплять пространственные представления. Дети ползают на животе при помощи рук и ног, только рук или ног (одновременные и попеременные движения правой и левой конечностями); на спине; на четвереньках - вперед, назад, вправо, влево, по кругу и т.д.

4. Техники «стоп» - игр направлены на развитие способности управлять своим поведением. Игры и упражнения с командой «стоп» формируют ощущение внутреннего торможения, в результате дети на элементарном уровне научаются управлять собственным поведением.

5. Развитие и оптимизация произвольности кинетических и кинестетических процессов. Направлены на развитие произвольности соматогностических, тактильных, зрительных и слуховых процессов. Данные упражнения активизируют возможность плавного перехода с одного вида деятельности на другой на двигательном уровне. Развивают умения разворачивать во времени и пространстве плавную кинетическую мелодию и автоматически осуществлять конкурирующие между собой действия.

7. Упражнения на развитие произвольной рпегуляции пространственных представлений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и онтогенетически более ранней системой ориентации является схема тела. Первый шаг в нашей технологии - маркировка правой руки ребенка с помощью цветной резинки. Другие авторы предлагают маркировку левой руки с помощью цветной тряпочки, резинки или значка. Такие маркеры должны присутствовать постоянно. Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

8. Релаксация проводится в конце каждого занятия для сброса накопившегося напряжения. Релаксационные техники направлены на полное расслабление организма, восстановление баланса с использованием спокойной музыки.

· Графические и конструктивные методы .

Цель: развитие и формирование произвольной регуляции графических и конструктивных функций.

Применение данных методов формирует произвольность графомоторной и конструктивной деятельности.

В данной программе мы используем рисование двумя руками одновременно сначала простых элементов с постепенным их усложнением. Также предлагаются различные штриховки и лабиринты, дорисовывание до целого; данные упражнения способствуют укреплению мелкой моторики, развитию межполушарного взаимодействия, развивают следование правилам графической деятельности.

Конструктивные методы развивают компоненты программирования деятельности и контроля.

 


Список литературы

психический регуляция школьный задержка

1. Бадалян Л.О. Детская неврология /Л.О. Бадалян. - Москва: Академия, 2003 - С. 317 - 318.

. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации высших психических функций / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1982 - С. 168 -170.

3. Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты /А.О. Дробинская. - Москва: «Школьная Пресса», 2006 - С. 44 -46.

. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова. - Москва: Российское педагогическое агентство, 1997 - С. 25-27.

. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. СПб: Питер, 2007 - С. 456-460.

. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. Санкт - Петербург: Речь, 2003-С. 400.

. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я Семго. - Москва.: Аркти, 2003 - 23-27.

. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А.В. Семенович. - Москва: Генезис, 2007 - С. 110-142.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: