Для того, что бы анализировать и сравнивать работу по духовно-нравственному воспитанию Детского Дома культуры имени Пичугина, я провела анкетирование, среди посещающий Дома Культуры, в количестве 10 человек, в возрасте 7-11 лет (см.приложение).
Анализ анкеты показал следующее: Все 10 человек, посещают в свободное время Дом Культуры им. Пичугина, соответственно им интересна и хорошо знакома концепция клуба. Входе опроса были получены больше всего индивидуальные ответы с предложениями по улучшению работы Дома Культуры им.Пичугина:
(3 человека) хотят изучать историю родного края. (5 человек) заинтересованы в посещение «Любительские клубы и объединения» и (2 человека) «посещал бы учреждение чаще, если в нем появиться «самодеятельная организация праздников» в родном городе, или постановка спектаклей»
На основание ответов, можно сделать выводы, которые могут помочь в дальнейшем формировании активной духовно-нравственной позиции подрастающего поколения, используя местные духовно-нравственные ценности.
1. Использование местных историко-культурных ценностей, знакомство подрастающего поколения с историей родного края.
2. Более активное привлечение молодёжи на мероприятия, посвящённые родному краю, и имеющие патриотическую направленность.
3. Необходимость создания активных форм деятельности подрастающего поколения.
В своей работе и планировании муниципальное учреждение ставит следующие основные задачи:
1. Совершенствовать и пропагандировать среди населения детское юношеское и взрослое художественно-эстетическое творчество. Стимулировать его развитие.
2. Сделать досуг содержательным, с нацеленностью на психологическую разрядку, заряд бодрости, положительные эмоции и хорошее настроение;
|
3. Привлечь внимание общественности на социально-незащищенные слои населения;
4. Способствовать культурологическому исследованию и развитию национальных обрядов и праздников.
Для осуществления этих задач работа коллектива планируется по следующим направлениям:
1. Общегородские массовые мероприятия, посвященные праздничным датам и событиям;
2. Массовые развлекательные мероприятия, народные гуляния на открытых площадках города;
3. Работа с различными социальными группами населения;
4. Концертная деятельность;
5. Профессиональные праздники;
6. Работа с гастрольными коллективами.
Этот круг задач требует подойти к организации мероприятий глубоко, аргументировано, интересно, познавательно и доступно для восприятия любой аудитории, грамотно составить и осуществить программу отдыха населения.
На наш взгляд, несмотря на несколько ведущих направлений ДДК имени Пичугина, тем не менее, упускают развитие еще нескольких направлений, которые будут очень интересны детям. Это театральная студия, туристический клуб, кружок КВН.
Так, на базе таких именитых и талантливых преподавателей можно создать уникальный театр-студию для детей. Для этого необходимо устроить смотр-конкурс, небольшой кастинг для всех желающих. Затем организовать работу по направлениям:
- риторика;
- актерское мастерство;
- вокал;
- хореография и тд.
В данном клубе можно использовать новаторскую методику, где ребенок – не только актер, но и режиссер, осветитель, декоратор и т.д. Для этого потребуется сотрудничать и с другими отделениями ДДК имени Пичугина, что в итоге создаст единый комплекс мероприятий.
|
Например, можно поставить спектакль ко дню Матери, где будут задействованы все направления и кружки. Иллюстраторы помогут украсить холл, вокалисты и оркестр народных инструментов создадут необходимую музыкальную поддержку, декоративно-прикладная студия поможет изготовить декорации для спектакля. Театральная студия, таким образом, содействует единению и сплоченности детей и их расширению творческого кругозора. Такие масштабные проекты можно ставить раз в полгода, приурочивая к различным праздникам и датам.
Необходимо понять, что зачастую детский досуг является пассивным, постепенно взрослея, дети становятся ленивой молодежью, которой лениво заниматься активным времяпрепровождением, ведь это требует физических усилий и времени. Именно учреждения культуры должны создать на своей базе ряд проектов, которые бы помогли детям организовать свой досуг,который поспособствует продвижению здорового образа жизни. Участники этого туристического клуба смогут сдавать различные спортивные нормы по ориентированию, будут активно изучать историю родного края, организовывать походы в пределах своей области. Детский туризм плохо развит в современном урбанистическом городе, так, многие совершенно не знают природные условия, поскольку у них нет возможности выехать за город и немного попутешествовать. Данный кружок решит сразу несколько моментов: здоровье своих воспитанников, улучшения ориентирования на местности, изучение истории родного края.
|
Современный туристический клуб наделен следующими чертами:
1. Осуществляется в сфере свободного времени.
2. Добровольный характер, все участники посещают детский туристический клуб по собственному желанию.
3. Иницитиавность, ведь данный проект начинается благодаря соответствующим институтам, группам, кружкам, клубам на базе учреждений культуры.
4. Избирательность, невозможно диктовать участникам конкретные ситуации, именно от их поведения и усвоения будет зависеть деятельность проекта.
5. Многообразие, заключающееся в себе межкультурное взаимодействие (обычное это различные специфические черты, национально-этнические, религиозные, географические, профессиональные, социально-политические и тд, но в нашем случае акцент сделан на возраст участников).
6. Использование большого арсенала средств художественной выразительности.
7. Активный творческий характер.
8. Организованность. Данный проект должен быть тщательно прописан и включать в себя конкретные цели, задачи, технологии, потому что от успешной теоретической части зависит успех мероприятия[4].
В 2017 году современные изменения в медийной сфере становятся всё более значимыми для современных детей. При этом всё чаще в телевизионные передачи, касающиеся сферы общественной жизни включаются принципы игры и игровые социальные практики, происходит взаимопроникновение игровой деятельности и массовой культуры. Этот процесс может быть проанализирован на примере КВН (Клуб веселых и находчивых), как одного из массовых и наиболее значимых социокультурных явлений в молодежной среде на протяжении последних пятидесяти лет.
Феномен КВН состоит в том, что это явление исключительное, единичное, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду. Как известно, есть телевизионная лига, так называемая Высшая Лига, которую ведет Александр Масляков-старший. Это является самым масштабным достижением для КВН-щика, потому что участие в этой Лиге автоматически подразумевает под собой популярность, показ на Первом канале, работу с известными авторами и редакторами. Тем не менее, существует еще три телевизионные Лиги, попадание в которые также престижно: это Премьер-Лига (её ведет Александр Масляков-младший) и Первая Лига, которая базируется в Минске. Также есть Детская лига (её ведет Таисия Маслякова, внучка генерального директора АМИК Александра Маслякова-старшего.), участие в которой не менее престижно, ведь как известно рядовые команды не могут попасть сразу в телевизионную, до этого они должны пройти ряд местных лиг, региональных лиг, имеющих статус официальных. Эти команды сначала должны зарекомендовать себя на ежегодном фестивале, по результатам которого команде присваивается рейтинг и тд. А вот в Детской лиге есть шанс с юности научиться писать шутки, которые могут привести к дальнейшему успеху, ведь ни для кого уже не является секретом то, что большинство современных стендап-комиков, пародистов, артистов и продюсеров являются выходцами из игры КВН.
В заключении данного параграфа хотелось бы отметить, что действенная творческая деятельность в силу своей эмоциональности и возможности непосредственного одномоментного воздействия на массовую аудиторию, способно оказывать значительное влияние на духовный и нравственный выбор личности.
В конце второй главы хотелось бы сказать, что детский досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность, он оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности человека, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в нем, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.
Заключение
На основании теоретического исследования, а главное анкетирования (см.приложение), мы сделали вывод, что в специальной литературе вопросы, касающиеся проблемы организации актуальных детских клубов изучены недостаточно.
Изучение совершенствования деятельности культурно-досугового учреждения по организации детского досуга подтверждает, что в настоящее время социально-культурная деятельность переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование клубных учреждений, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого - низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели.
Современное общество, а так же самые юные посетили клуба предъявляет Домам культуры все более и более высокие требования. Отвечая на этот вызов времени, учреждения культурно-досугового типа постоянно выходят за узкие рамки одной лишь эстетической, художественной культуры и начинают развивать культуру в широком смысле этого слова - культуру, как образ жизни человека и общества. Поэтому наряду с традиционными кружками художественной самодеятельности создаются клубные формирования досугового направления, любительские объединения и клубы по интересам: клубы любителей природы, развивающие экологическую культуру, клубы любителей старины и краеведческие кружки (историко-патриотическая культура), клубы выходного дня (культура досуга), физкультурно-оздоровительные коллективы (культура здоровья), клубы молодой семьи (семейная культура), клубы коллекционеров и др.
Теоретическая часть нашей работы освещает деятельность различных клубов, историю и проблемы развития и организации Детских Домов культуры.
Изучив и проанализировав анкету среди детей 7-11 лет, а так же работы Детского Дома культуры имени Пичугина в современных условиях, мы пришли к выводу необходимости поиска новых форм организации культурно-досуговой деятельности ДК с учетом потребностей населения.
Основополагающая задача ДК повышать и развивать многообразие культурного фактора, способствовать сохранению традиций и совершенствовать на их основе культуру современного человека. В связи с этим возникает острая необходимость находить новые формы работы ДК, исходя из потребностей подрастающего поколения.
Развитие творческого потенциала молодого поколения невозможно без включения в организованную социально-культурную деятельность. Разумеется, в первую очередь таким воспитанием должны заниматься специализированные досуговые центры, где работают квалифицированные специалисты, способные создать творческую атмосферу среди детей. Именно творчество должно развиваться первостепенно и планомерно. Это одновременно решит сразу две задачи: дети смогут проводить свободное время продуктивно и с пользой для себя, а образовательные учреждения в сфере культуры получат более подготовленную категорию студентов для развития дальнейшей творческой деятельности.
Список литературы
1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления [Текст] / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия "Концерт", 2008 – 792с.
2. Вопилова, С. Ф. Организационно-педагогические основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в социально-культурнойсфере: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.05 / С.Ф. Вопилова; МГУКИ. - Москва: [б. и.], 2000. - 21 с.
3. Горбатова, И. И. Дети и культура: Проблемы интеграции культуры и образования. Учреждения культурно-досугового типа.: Аналитический обзор / М-во культуры РФ; ГИВЦ. - М., 2000. - 127 с. - 30-34.
4. Данилова Е. А. Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения (на примере регионов Среднего Поволжья): автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Е. А. Данилова. – Пенза, 2009. – 24 с.
5. Демченко А. Возможности российского досуга / А. Демченко // Клуб. – 1996. – № 7. – С. 10-13.
6. Дуликов, В. З. Организационный процесс в социокультурной сфере: [учеб. пособие] / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2003. - 87 с. - Библиогр.: с. 51-53.
7. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во МГУК: Профиздат, 2002. – 288 с.
8. Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления / В. И. Ильин. – Санкт-Петербург: Интерсоцис, 2007. – 388 с.
9. Каменец А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В. – Москва: Изд-во РГСУ, 2011. – 316 с.
10. Каплан М. Основные модели досуга / М. Каплан. – Москва: [б. и.], 2008. – 156 с.
11. Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. И. Карпухин // Социологические исследования. – 1998. – № 12. – С. 93.
12. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Социально-культурная деятельность" и специальности "Социально-культурная деятельность" / Киселева Татьяна Григорьевна; Красильников Юрий Дмитриевич; Московский гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: МГУКИ, 2004. - 539 с.
13. Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302
14. Культура и социально-культурная деятельность на новом этапе общественного развития: сб. науч. тр. / ред. М. А. Ариарский; СПбГУКИ, Каф. социально-культур. деятельности. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2010. - 155 с.
15. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова – Москва: МГУК, 1998. – 111 с.
16. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие / Т. Кэндо // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т. 2, вып. 1(2). – С. 282-194.
17. Лучанкин А. И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы / А. И. Лучанкин, А. А. Сияцкий. – Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. – 396 с.
18. Маршак А. Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи [Электронный ресурс] / А. Л. Маршак. – 1998. – Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/data/232/684/1217/011.MARSHAK.pdf (дата обращения: 22.09.2017).
19. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – Москва: Оникс: Мир и образование, 2010. – 1360 с.
20. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа: учеб. пособие: [доп...] / Учеб.-метод. об-ние по направлениям пед. образования; ред. Н. П. Гончарова. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Планета музыки: Лань, 2015. - 443 с.
21. Официальный сайт Детского Дома культуры имени Н.И. Пичугина [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.ddknsk.ru/ (дата обращения 24.09.2017).
22. Положение о любительском объединении клубе по интересам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iskra-kult.ru/?p=1229 (дата обращения: 24.09.2017).
23. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Григорьевой Е. И. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – 504 с.
24. Соколов А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003. – 204 с.
25. Социологические проблемы художественной культуры / отв. ред.: В. И. Волков, А. Н. Коган. – Свердловск: УНЦ АН СССР, 1976. – 125 с.
26. Триодин В. Е. Педагогика клубной работы / В. Е. Триодин. – Москва: Совет. Россия, 1984. – 150 с.
27. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: Учебное пособие для вузов искусств и культуры. - Москва: МГУКиИ, 1999 -250 с.
28. Фохт-Бабушкин Ю. Ф. Искусство в жизни людей / Ю. Ф. Фохт-Бабушкин. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. – 554 с.
29. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. – Москва: МГУКИ, 2013. – 454 с.
30. Ярошенко Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность: контекст сущностного единения педагогики и культуры / Н. Н. Ярошенко // Труды / ред. О. Б. Кох, ред. М. А. Ариарский, ред. В. И. Еременко, ред., сост. М. Э. Вильчинская-Бутенко. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2013.
Проложения
Анкета посетителя ДК им. Пичугина. (7-11 лет) |
·
·
1. Скажите, пожалуйста, как Вы проводите свой досуг?
1) Смотрю телевизор
2) Читаю газеты
3) Посещаю кружок художественной самодеятельности
4) Хожу в клуб, Дом культуры
5) Играю в компьютерные игры
6) Хожу в кафе (кино)
7) Свой вариант _____________________ |
·
·
·
3. Как часто Вы посещаете Дом Культуры им.Пичугина. 1) Несколько раз в неделю 2) Один раз в неделю 3) Один-два раза в месяц 4) Несколько раз в год 5) Посетил(а) впервые 6) Другое (укажите, что) ____________________________ |
·
4. Хотели бы Вы чаще посещать данное учреждение? 1) Да 2) Нет 3) Я и так часто посещаю 4) Затрудняюсь ответить |
·
·
5. В каком случае Вы посещали бы клуб (Дом культуры) чаще, чем сейчас? 1)Если бы он был ближе к дому 2) Совершенствование новых форм работы (массовые праздники, представления, дискотеки, танцы, семейные мероприятия) 3) Расширение ассортимента (спектра) услуг, хотя бы и платных (нужное подчеркните): 3.1 ярмарки, продажи, выставки, аукционы; 3.2 диспуты, встречи с деятелями науки, культуры; 3.3 компьютерные игры; 3.4 больше выбор любительских клубов; 3.6 создание условий для научно-технического творчества; 4) Я и так часто посещаю 5) Вряд ли меня можно еще чем-то привлечь 6) Другое (укажите, что) _______________________________ |
·
6. Если не желаете (не можете) посещать чаще, то укажите, почему? ИЛИ (Что Вам мешает посещать ДК чаще?) 1) Нехватка свободного времени; 2) У меня другие увлечения; 3) Предпочитаю смотреть телепередачи; 4) Состояние здоровья; 5) Усталость после учебы 6) Низкое качество мероприятий; 7) В ДК неуютно, не удовлетворен(а) эстетическим видом и оформлением; 8) Не нравится отношение со стороны работников ДК; 9) Мало новых фильмов, концертов, спектаклей, мероприятий; 10) Другое (укажите, что) _____________________ |
·
·
7. Укажите, пожалуйста, с какими трудностями, неудобствами, Вы столкнулись при посещении учреждения: 1.Ни с какими трудностями и неудобствами не сталкивался (не сталкивалась) 2.Свой вариант ______________________________________________________________ |
·
8. В какой мере Вы удовлетворены результатами посещения нашего учреждения? 1) Полностью удовлетворен 2) Частично удовлетворен 3) Полностью не удовлетворен 4) Затрудняюсь ответить |
·
·
9. Ваши пожелания и предложения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
·
·
10. Какое мероприятие в нашем клубе (Доме культуры) за последние полгода Вам больше всего запомнилось (понравилось)? 1)___________________________, 2) ___________________________, 3) ___________________________, 4) Сформулируйте, пожалуйста, ответ самостоятельно _____________________________ _________________________________________________________________________________. |
·
11. Что именно Вас не удовлетворяет в организации? 1) Все удовлетворяет: провожу досуг, как хочу; 2) Мал выбор учреждений, где можно весело провести время, развлечься; 3) Материальные затруднения; 4) Негде собраться для общения; 5) Мало свободного времени; 6) Недостатки в работе учреждений культуры (укажите, какие ___________________________________________________________________________); 7) Неумение организовать свой досуг; 8) Никто не занимается организацией культурного досуга; 9) Мал выбор платных культурных услуг; 10) Другое (напишите, что) ___________________________________________________ |
·
12. Что Вас не удовлетворяет в работе учреждений культуры города (села, деревни)? 1) Особых претензий у меня нет – в нынешних нелегких условиях работники культуры делают все, что могут; 2) Ограничен выбор занятий и мероприятий; 3) Мало квалифицированных работников культуры; 4) Посещение многих из них стало довольно дорогим; 5) Плохо поставлена реклама; 6) Плохо учитывается специфика культурных запросов различных возрастных групп; 7) Ограничен выбор учреждений культуры, досуга; 8) Неравномерность распределения их по территории; 9) Мероприятия проводятся скучно, неинтересно; 10) Другое (укажите, что) _________________________ |
·
13. Как бы Вы хотели повышать свой культурный уровень? 1) Чаще посещать концерты, спектакли; 2) Заниматься самообразованием; 3) Больше читать; 4) Изучить иностранный язык; 5) Чаще бывать в музеях, на выставках; 6) Лучше познакомиться с историей культуры своего народа/края; 7) Научится играть на музыкальном инструменте, овладеть нотной грамотой; 8) Чаще бывают во Дворце (Доме) культуры, клубе; 9) Другое (укажите, что) _______________________ |
·
·
14. В каком виде Вы предпочитаете получать информацию о культурно-досуговой деятельности? 1) Местная печать; 2) Местное радио; 3) Местное телевидение; 4) Интернет; 5) Рекламные стенды; 6) Информационные центры; 7) Другие источники (укажите, какие) _____________________________ |
[1] Лучанкин А. И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы / А. И. Лучанкин, А. А. Сияцкий. – Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. – 396 с.
[2] Лучанкин А. И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы / А. И. Лучанкин, А. А. Сияцкий. – Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. – 396 с.
[3] Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302.
[4] Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие / Т. Кэндо // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т. 2, вып. 1(2). – С. 282-194.