ТИПЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ




Понятие электронного учебника трактуется весьма широко - от примитивного (по форме), когда текст в формате Word размещается в интернете или на электронном носителе, до сделанного в специализированных приложениях с использованием таких функций как гиперссылки, анимация, видео, интерактивная связь с пользователем. Очевидно, что последний тип учебника невозможно представить на бумаге без существенной потери в функционале. Поскольку электронный учебник предназначен для чтения с экрана, есть смысл использовать те возможности, которые предоставляет компьютер.

Внешний вид электронных учебников, созданных в разных средах разработки, практически одинаков, можно сказать, выработан некий двухоконный стандарт: слева - содержание (в виде гиперссылок), справа - содержимое раздела. Так, например, выглядят все учебники Microsoft (можете открыть встроенный учебник по Windows, см. слева на рисунке). Данное пособие также сделано по этой схеме; между содержанием и основным текстом - подвижная граница, которую можно захватить мышкой с сдвинуть (влево, если у вас узкий экран). Различаются учебники средствами разработки. Часто встречаются учебники, сделанные в формате pdf, обычно это инструкции к бытовой аппаратуре на лазерных дисках.

Их можно прочитать только pdf-ридерами, например, Acrobat, они отличаются большим весом. Инструкция к моему телевизору в 200 экранных страниц весит 20 Мб, 100 Кб на страницу - многовато для интернета. Страница моего учебника, которую вы сейчас видите, весит ~20 Кб.

Есть готовые приложения под условным названием "Электронный учебник". Создателю учебника достаточно внести свой текст в готовые окна. Вроде бы удобно, но возможности форматирования своего материала, как правило, сильно ограничены. Воспроизвести материал можно только в этом же приложении, т.е. оно должно быть установлено на компьютере пользователя. Приложения обычно платные и рассчитаны на определённую операционную систему. Например, на Windows, а у вас планшет на Android, для которого версии приложения, скорее всего, нет. В подобные приложения встроены функции для дистанционного обучения, созданные разработчиками по своим представлениям. Это, на мой взгляд, неудобно, сервисы для дистанционного обучения лучше отделить от учебников, ведь последние используются и для обычного, очного обучения.

Наиболее удобны, на мой взгляд, учебники, созданные для воспроизведения в браузерах интернета (как и читаемый вами учебник). Создаются такие учебники с помощью визуальных веб-редакторов на языке HTML, поэтому иногда просто называются HTML-учебниками. Это наиболее распространённый тип общедоступных учебников. Веб-браузеры бесплатны, воспроизведение таких учебников в браузерах не зависит ни от типа браузера, ни от операционной системы, что очень важно при бурном развитии планшетов на Андроиде, iOS и других ОС. Не надо забывать и о рекламной роли собственных открытых учебных материалов для вуза.

Просмотр сайтов известных мировых университетов даёт следующую картину по средствам разработки учебников. Открытые материалы сделаны либо в pdf, либо в html форматах. Учебники в формате doc мне не попались, хотя на полноту обзора не претендую. Из формата doc в формат pdf текст переводится одним кликом, в pdf есть возможность защитить текст от копирования, возможно, этим и объясняется его активное использование. Правда, защита эта только от "чайников", любой продвинутый пользователь может легко её обойти (с помощью FineReader, например). Более продвинутые по форме учебники с flash-роликами, видеороликами сделаны в формате html. При создании последних авторы, скорее всего, привлекали профессиональных программистов для создания flash-приложений по авторским сценариям. Учебников в других форматах я не встретил, если они и есть, то закрыты.

Открывать учебные материалы для свободного доступа или нет? В пользу закрытости приводятся следующие аргументы:

  • Закрытые материалы можно продавать. Хотелось бы знать, кто их добровольно купит, а продажа зависимым от преподавателя студентам выглядит не очень-то корректно.
  • Украдут другие авторы. Увы, воруют, т.е. используют в своих работах без ссылок на автора. Но, как ни парадоксально, открытые материалы лучше защищены от плагиата - они имеют выходные данные с датой, любой сомневающийся может проверить. Закрытые материалы закрыты довольно условно. Так, один томский университет хранит на сервере учебные материалы, доступ к которым имеют студенты по индивидуальным паролям. Студентов несколько тысяч. Мне потребовалось несколько минут повисеть на телефоне, чтобы добыть пароль.
  • Стыдно за качество учебников. При личном разговоре с людьми, отвечающими за организацию работы с электронными учебниками, те в конце концов признаются, что этот аргумент самый главный.

Если учебники надлежащего качества как по содержанию, так и по форме, нет смысла делать их закрытыми. Их корректное использование другими вузами только повысит рейтинг вуза, в котором разработаны учебники.

 

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНОВ “УЧЕБНИК” И “УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ”

Овчинникова Елена Николаевна
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
кандидат педагогических наук


Аннотация
В данной статье рассмотрены определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

Ключевые слова: учебная книга, учебник, учебное пособие

ABOUT DEFINITION OF THE TERMS "TEXTBOOK" AND "MANUAL"

Ovchinnikova Elena Nikolaevna
National University of mineral resource "Gorniy"
PhD


Abstract
This article examines the definitions of "textbook", "educational literature", "textbook", "textbook", which are contained in a special bibliographic, research, and educational literature.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Овчинникова Е.Н. К определению терминов "учебник" и "учебное пособие" // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/05/1189 (дата обращения: 06.11.2016).

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «Учебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» [8, с. 274].

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса [5, с. 149].

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» [2, с. 330].

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания»[7].

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» [4, с. 214].

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

- средство обучения;

- источник учебной информации;

- основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой [5, с. 150].

Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие ».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» [3, с. 320].

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» [8, с. 280].

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» [5, с. 150].

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» [6, с. 254].

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» [7].

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

- средство обучения;

- источник учебной информации;

-вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

 

Учебник Общие признаки: - средство обучения; - источник информации; - вид учебной литературы Учебное пособие
Специфические признаки: - учебная книга, предназначенная для получения основных, фундаментальных знаний по учебному предмету; -систематическое изложение учебного материала   Специфические признаки: - учебная книга, предназначенная для дополнения, конкретизации учебного материала, изложенного в учебнике или для более глубокого изучения учебной дисциплины; -частичный охват учебной программы

Рис. 1.Общие и специфические признаки учебника и учебного пособия

 

Таким образом, при данном рассмотрении учебное пособие имеет ряд принципиальных различий с учебником: в отличие от учебника, который характеризуется систематическим фундаментальным изложением учебной дисциплины, учебное пособие предназначено для получения дополнительных знаний по представленным в учебнике темам с целью более глубокого самостоятельного изучения предмета конкретной учебной дисциплины. В учебном пособии содержится больший, по сравнению с учебником, объем учебного текста и учебных заданий, позволяющий глубже изучить и усвоить конкретную учебную тему.

С учетом разнообразных подходов к определению термина «учебное пособие», нами предложено следующее: «Учебное пособие – это учебная книга, дополняющая или расширяющая учебник по отдельным вопросам или темам учебной программы ».


Библиографический список

1. Григорьев С.Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.И. Макаров. – Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акд., 2002. – 110 с.

2. Зуев Д.Д. Термины и их определения // Проблемы школьного учебника. – 1980. – Вып. 8. – С. 330–335.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.А. Красновского. – М.: ГУПИ Министерства Просвещения РСФСР, 1955. – 651 с.

4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

5. Организационно-правовые основы военного образования и технология профессионально-ориентированного обучения. В двух частях / Под ред. Б.Н. Друганова. – СПб.: Изд-во МВАА, 2005. – Ч. 2. – 278 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 608 с.

7. Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. – 2001. – № 10. – С. 16–26.

8. Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.: «Просвещение», 1991. – С. 269–304.

 

Все статьи автора «Elena_Ovchinnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: