Измерение объема восприятия




Внеурочная деятельность по курсу «Я и моя будущая профессия»

Класс: 9- А

Дата: 12.11.2020

Тема: Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

Цели занятия:

образовательная – ознакомить учащихся с различия между ощущениями и восприятием

воспитательная – создание психологического комфорта, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, поддерживать стремление учащихся вносить посильный вклад в получение результата.

развивающая – формирование у учащихся умения анализировать: познавательные психические процессы личности, научить диагностировать познавательные психические процессы.

Ход занятия

І Организационный момент.

Отметить отсутствующих. Сообщить тему и цели занятия.

ІІ Актуализация знаний

Выполнение тестовых заданий

1. В недрах какой науки зародилась психология:

1. политология

2. биология

3. философия

4. социология

2. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления - материализм и идеализм:

1. Платон

2. Аристотель

3. Демокрит

4. Сократ

3. Исходя из предмета изучения, психология - это наука

1. точная

2. естественная

3. педагогическая

4. медицинская

5. гуманитарная

4. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного:

1. устойчивые психопатологические состояния

2. психопатологические психические процессы

3. психопатологические симптомы и синдромы с внутренней закономерностью симптомообразования

4. психопатологические расстройства, имеющие этиопатогенетические механизмы

5. психические заболевания

5. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:

1. патопсихологическое исследование

2. клиническое интервьюирование

3. нейропсихологическое исследование

4. тестирование индивидуально-психологических особенностей

5. амитал-кофеиновое растормаживание

6. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного за исключением:

1. доброты

2. ответственности

3. самостоятельности

4. нравственности

5. автономности

7. К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:

1. зрелость

2. здравомыслие

3. автономность

4. гибкость самооценки

5. нравственность

8. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы:

1. физические

2. биологические

3. физиологические

4. астрологические

5. логические

9. Холистический подход психологии здоровья опирается:

1. на клиническую картину личности

2. на изучение психики человека

3. на изучение поведенческих процессов

4. на всестороннее гармоничное развитие личности

10. Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умениеприобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:

1. духовному потенциалу человека

2. потенциал тела

3. потенциал разума

4. потенциал чувств

Ответы для проверки:

Номер вопроса Ответ Номер вопроса Ответ
       
       
       
       
       

 

 

ІІІ Объяснение нового материала.

Ощущение

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов. Следовательно, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, можно слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. Причем процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, однако между ними существуют и коренные различия. Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на человека, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, или, иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений – к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высоко уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия доказывал И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные комплексы (синтезировались)». Анализ и синтез обеспечивает выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

 

Представление

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой деятельности – из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Благодаря этому образы воображения создаются путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

ІV Закрепление нового материала.

Измерение объема восприятия

Объем восприятия – число объектов, которые могут быть восприняты одномоментно, при кратковременном их проявлении.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4 – 6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 – 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 – 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 – 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

Цель упражнения – определить объем зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Протокол занятия

Испытуемый _________________________________ Дата _______________

Экспериментатор _____________________________ Время опыта ________

Номер предъявления Предъявленные стимулы Ответ испытуемого Кол-во правильно воспроизведенных букв
       
       
     
       

 

Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

Набор 1

1. РОПМЬУЛД 6. ЭВОЕРАПВ 11. АРОПЦДАТ 16. ЦЗУБКОПА

2. ЛАЕПГЗИЯ 7. ОТАСЯМТЛ 12. ЦУПМСТВО 17. БИБПЛПЬИ

3. ЛЧЮБВУИТ 8. ДЮЯИДРНМ 13. БОАДЫКРС 18. БМББСМПР

4. ЫВБСБЛОМ 9. ХОВАСТРО 14. ДБАВЕЗЖН 19. ПАОАОМПЕ

5. ЭЕБЯКНОБ 10. РВЕЖАЛИМ 15. ЭЦХАВЦОЛ 20. ОРАШЦУЗЖ

 

 

Набор 2

1. Я иду домой 11. Давай пойдем гулять

2. Передайте мне чай 12. Спят усталые игрушки

3. Солнце уже высоко 13. Старушка присела отдохнуть

4. Море сегодня холодное 14. Сегодня очень холодно

5. Позвони мне, пожалуйста 15. Птичка вьет гнездо

6. Пора учить уроки 16. Мне все надоело

7. Собака поджала лапу 17. Подари мне луну

8. Пора ложиться спать 18. Мальчик рисует ракету

9. Очень интересная книга 19. Ты записался добровольцем?

10. Не хочу учиться 20. Девочке очень весело



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: