КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ




 

Отметим ряд особенностей количественных методов. При телефонном опросе собеседники могут быть менее откровенны, чем при личной встрече. Поэтому если необходимо узнать материальный достаток респондента, то телефонный опрос не даст точных результатов. Людям свойственно занижать (а иногда и завышать) реальные показатели своей финансовой состоятельности, особенно в условиях, когда интервьюер подсознательно воспринимается как потенциальный источник опасности. Ведь он каким-то образом узнал номер телефона респондента, значит, при большом желании может найти и другие персональные данные. Кроме того, многие собеседники теряются при телефонном разговоре и отвечают ≪наобум≫, не особенно задумываясь над тем, что говорят. Несмотря на все вышесказанное, в ходе простых исследований, не предполагающих использования щекотливых и непростых вопросов, телефонное интервью вполне можно использовать.

Опрос через Интернет является наиболее дешевым способом узнать общественное мнение. Однако у этого метода есть ряд ограничений. Во-первых, следует иметь в виду, что только 20% населения России пользуются Интернетом. Во-вторых, выборка, в которой представлены лишь посетители Глобальной сети, не будет репрезентативной по многим параметрам. Так, б о льшую часть интернет-пользователей составляют молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (51% от всех посетителей Глобальной сети) (с возрастом люди все меньше обращаются к интернет-услугам: по данным GfK Group, в 2006 г. неработающие пенсионеры составляли лишь 2,6% от всех пользователей Всемирной паутины).

Таким образом, если оператору мобильной связи потребуется информация о потенциальных или существующих абонентах-пенсионерах, нерационально использовать в качестве инструмента исследования интернет-опрос. Только незначительную часть голосов респондентов можно будет принять в расчет. Например, если на вопросы анкеты ответит 1000 человек, согласно статистике, только 26 из них будут неработающими пенсионерами.

В случае если требуется узнать мнение потребителей интернет-услуг о том или ином нововведении, интернет-опрос автоматически охватывает необходимую аудиторию. Но и тут есть ряд подводных камней. Практика показывает, что пользователи охотнее отвечают на один вопрос (который содержится в баннере в углу страницы), чем на множество. Кроме того, маркетологам, проводящим исследование, следует иметь в виду такое явление, как флешмоб, которое в последнее время набирает все б о льшую популярность среди пользователей Глобальной сети. Суть его заключается в том, что люди (моберы), заранее договорившись, массово совершают одно и то же абсурдное действие, например, одинаково отвечают на вопрос анкеты. Результаты такого опроса, разумеется, не помогут выявить реальные пристрастия респондентов. К счастью, анкету, ставшую ≪жертвой флешмоба≫, легко распознать, т.к. моберы чаще всего выбирают самый смешной или самый глупый вариант ответа.

Несмотря на все вышесказанное, интернет-опросы широко используются при исследовании рынка интернет-услуг, поскольку без них выборка не будет репрезентативной. К тому же можно сузить выборку, выбрав тот или иной сайт для размещения анкеты. Например, если требуется узнать мнение женщин, анкету лучше расположить на сайте с кулинарными рецептами.

Последний и самый затратный количественный метод - это опрос населения на улице. Для проведения такого опроса требуется предусмотреть в бюджете зарплату интервьюеров и их руководителей, а также расходы на подарки респондентам.

Подобное исследование максимально эффективно, когда генеральной совокупностью является все население региона или даже страны. Почему? Во-первых, интервьюер еще на этапе выбора потенциального респондента может определить некоторые интересующие его параметры. Рассмотрим тривиальный пример. Пусть проводится опрос населения в городе, где, по статистике, проживает 40% мужчин и 60% женщин. Выборка интервьюера составляет 300 человек, из которых 120 женщин и 280 мужчин. В процессе опроса населения на улице он может, еще не вступая в контакт с потенциальным респондентом, определить, удовлетворяет ли данный голос условиям выборки. Если интервьюер уже опросил 120 женщин, то в следующий раз он будет подходить только к мужчинам.

Во-вторых, можно приблизительно оценить контингент потенциальных респондентов, выбрав место, возле которого интервьюер будет проводить опрос: компьютерный или продуктовый магазин, аптека, элитный бутик, заправка, станция метро. Таким образом удастся получить репрезентативную выборку по тем или иным измерениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: