Современный период ОРД в России и ее правовое регулирование




 

Данный период можно назвать наиболее значительным среди всех периодов в отечественной истории правовой регламентации ОРД. Причем этапом, который характеризуют качественные изменения ее правового регулирования. Точкой отсчета этого периода является дата принятия Верховным Советом Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 13 марта 1992 г. Вместе с тем в данном периоде различают два кратковременных, но достаточно важных для становления оперативно-розыскного законодательства этапа. Первый из них продолжался с 13 марта 1992 г. по 18 августа 1995 г. (дата вступления в силу ФЗ "об ОРД"). Второй начался с момента вступления в силу ФЗ "об ОРД" и длится по настоящее время.

оперативная розыскная преступность россия

Первый российский оперативно-розыскной закон. 18 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР в связи с принятием Закона "О милиции" постановил разработать проект закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Закон "об ОРД", принятый Верховным Советом РФ 13 марта 1992 г - первый в современной российской истории нормативно-правовой акт высшей юридической силы, открыто регулировавший тайную работу правоохранительных органов и спецслужб России. В относительно небольшом по объему законодательном были сконцентрированы некоторые основные унифицированные правила, определяющие повседневную жизнь всех без исключения государственных органов, наделенных правом осуществлять ОРД. Систематизированный и комплексный характер Закона об ОРД позволял рассматривать его в качестве основополагающего отраслевого нормативного правового акта, в соответствии с которым ведомства должны были сверять свою правотворческую работу по детализации правил, касающихся организации и тактики осуществления ОРД.

В Законе об ОРД излагалось определение ОРД; были указаны ее цели, задачи и принципы; очерчена правовая основа ОРД; предусмотрен ряд гарантий соблюдения прав и свобод личности в ОРД; был дан перечень оперативно-розыскных действий, основания и условия их проведения; изложены основания и элементы порядка производства материалов оперативной проверки, а также использования результатов ОРД.

Кроме того, Закон содержал исчерпывающий перечень государственных органов, правомочных осуществлять ОРД, их основные обязанности и права, а также определял меры по правовой и социальной защите должностных лиц таких государственных органов. Принципиальным положением Закона являлось также закрепление в нем предписаний по основам содействия лиц органам, осуществляющим ОРД.

Принятие Закона об ОРД сыграло огромную положительную роль. Со вступлением его в силу правовое регулирование ОРД было переведено в качественно новый режим. Вместо закрытой ведомственной регламентации сыскной работы, не гарантировавшей соблюдение прав и свобод человека и гражданина, с марта 1992 г. в России появились единые для всех спецслужб и правоохранительных органов правила их негласной деятельности, открытые для ознакомления каждым гражданином.

Кроме того, принятие Закона "об ОРД" создало реальные предпосылки для:

формирования новой отрасли российского законодательства - законодательства в области ОРД (иначе - оперативно-розыскного законодательства);

признания реальности уголовно-розыскного права - отрасли российского права, нормами которой регулируются специфические (как правило, негласные) общественные отношения в оперативно-розыскной, контрразведывательной и частной сыскной деятельности, возникающие в связи с совершением преступления и необходимостью осуществления соответствующих процедур.

Определение ОРД. Законодатель его формулировал дважды. Первый раз - в ст.1 Закона "Об ОРД";

второй - в ст.1 ныне действующего ФЗ "Об ОРД", принятый Государственной Думой 5 июля 1995 года в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ, от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 26.12.2008 N 293-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

Федеральный законом "Об ОРД" предусмотрен ряд принципиально новых правовых установлений. К их числу можно отнести следующие основные новеллы:

. Расширены задачи ОРД (ст.2).

. Дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) (ст.6).

. Более четко сформулированы основания проведения ОРМ (ст.7).

. Установлено судебное разрешение на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, а также осуществляемых безотлагательно (ст.8); введен новый порядок рассмотрения судом таких материалов (ст.9).

. Скорректированы положения закона, регламентирующие использование результатов оперативно-розыскной деятельности; установлен порядок передачи оперативно-розыскных материалов органу дознания, следователю или в суд (ст.11).

. Конкретизированы права граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ст.18).

. Расширены и конкретизированы положения в части прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью: определен круг сведений, которые не входят в предмет прокурорского надзора (ст.21).

Согласно действующему ФЗ "Об ОРД" правовую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон "Об ОРД", другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Базовый, фундаментальный источник правового регулирования ОРД - это Конституция РФ. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Конституционные положения о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь отнести УК РФ, УПК РФ. Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании ОРД, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы:

) Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" (с последующими изменениями и дополнениями), (ныне не действующей); В настоящее время действует Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изменениями от 1,19 июля, 21, 30 ноября 2011 г.)

) Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 05.04.2011)"О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации";

) Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 06.11.2011)"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"", согласно которому учреждениям, исполняющим наказание, предоставлено право осуществлять ОРД (п.2 ст.14);

) Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 14.02.2007)"О внешней разведке"

) Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 28.12.2010)"О государственной охране"

К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести: Таможенный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 01.07.2011)"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 30.11.2011)"О Государственной границе Российской Федерации", Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011)"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Организация и тактика осуществления оперативно-розыскных мероприятий согласно ст.12 настоящего Закона отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с соответствующими грифами, их содержание в открытой печати не публикуется. Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за ОРД и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Некоторые вопросы, связанные с осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести следующие:

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд утверждена совместным приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации № 368, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 185, Федеральной службы охраны Российской Федерации N 164, Федеральной таможенной службы N 481, Службы внешней разведки Российской Федерации N 32, Федеральной службы исполнения наказаний N 184, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков N 97, Министерством обороны Российской Федерации N 147 от 17 апреля 2007 года (устанавливает порядок представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, а также определены требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд и т.д.);

Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 249 (определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, приказом установлен перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении данного ОРМ и т.д.);

Приказ МВД Российской Федерации от 15 августа 2011 г. N 938 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" (установлен перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность и т.д.).

В правовую основу ОРД в статье 4 Закона об ОРД не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя Конституция РФ (ч.4 ст.15) рассматривает нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части ее правовой системы. Однако анализ содержания данного Закона позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД. В частности, п.6 ч.1 ст.7 Закона об ОРД рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ, а п.3 ст.14 закрепляет в числе обязанностей оперативных служб необходимость выполнения запросов правоохранительных органов иностранных государств.

К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, следует отнести:

Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая в ст.12 провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции;

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., установивший право любого человека на защиту не только от произвольного, но и незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст.17) и многие другие.


Заключение

 

Факт позднего законодательного оформления ОРД и то, что лишь в 1994 г. она была признана Высшей аттестационной комиссией в качестве научной специальности, говорят о молодости теории оперативно-розыскной деятельности и ее перспективности.

Исторический экскурс, таким образом, позволяет сделать следующие основные выводы.

. Процесс формирования и развития любого государства и его институтов обусловлен объективными потребностями общественной жизни.

Наличие такого социального явления, каким является преступность, приводит к необходимости образования специальных структур для борьбы с нею. В ряду этих структур стоят и органы внутренних дел.

. Исторически сложившейся формой практической деятельности по борьбе с преступностью стали разведывательно-поисковые методы, носящие преимущественно негласный характер. Правоохранительными органами они взяты на вооружение вследствие особенностей постоянно мимикрирующей преступности (тайный характер подготовки и совершения преступлений, а также постпреступного поведения).

. Активное использование негласных методов в борьбе с преступностью требует углубленного изучения их природы, сущности и закономерностей функционирования, получения и использования оперативной информации в расследовании преступлений, а также научной разработки оптимальных направлений оперативно-поисковой работы в современных условиях




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: