Предполагаемые результаты реализации программы «В мире Прекрасного»




Ученик научится:

· оценивать поступки людей,

· оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

· извлекать информацию из разных источников; свободно пользоваться справочной литературой;

· планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу;

· отбирать и систематизировать материал на определенную тему; воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;

· применять знания, умения и навыки для решения проектных и исследовательских задач;

Ученик получит возможность научиться:

· выражать свои мысли и эмоции.

· вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

· создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров;

· работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

· оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

· выступать перед аудиторией.

· участвовать в общественно значимых делах;

Материально-техническое обеспечение:


· Компьютер с выходом в Интернет

· Проектор

· Доска и мел

· Иллюстративный материал

· Дополнительная литература



Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности

«В мире Прекрасного»:

Дата Тема раздела Кол-во часов
5 класс
  Зарождение культуры в Первобытном обществе  
  Древний Египет  
  Западная Азия  
  Индия и Китай  
  Древняя Греция  
  Древний Рим  
  Семь чудес света  
Всего часов  
6 класс
  Вводный урок  
  Средневековая Европа  
  Восточные славяне  
  Русь в IХ-первой половине XII в  
  Русь во второй половине XII—XIII в.  
  Образование централизованного государства  
  Московское государство  
  Повторение  
Всего часов  
7 класс
  Введение  
  От Древней Руси к Великому княжеству московскому  
  Россия в XVI-XVII веках: от Великого княжества к царству  
  Россия в конце XVII- XVIII веках: от царства к империи  
Всего часов  
8 класс
  Российская империя в XIX-начале XX вв.  
  Формирование и эволюция советской системы. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.  
  Апогей и кризис советской системы в 1945-начале 1980-х г.г.  
  Распад СССР и становление новой России в 1985-2015г.г.  
Всего часов  

Содержание программы внеурочной деятельности

«В мире Прекрасного»

Класс

1. Зарождение культуры в Первобытном обществе (2 часа)

Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований.

2. Древний Египет (6)

Секреты пирамид. Как жили фараоны. Нефертити. Религия древних египтян. Письменность и знания.

3. Западная Азия (3)

Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство.Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев.

4. Индия и Китай (5)

Древняя Индия.Местоположение и природа.Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай.Изобретения и открытия древних китайцев.

5. Древняя Греция (8)

Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы. Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация.Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний.Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр.Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства. Завоевания Александра Македонского и их последствия.

6. Древний Рим (8)

Ранний Рим. Легенда об основании Рима. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия. Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республике. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.

7. Семь чудес света (2)

Чудеса света. Обобщение и повторение.


Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности

«В мире Прекрасного»

(5 класс)

Дата № занятия Тема занятия Кол-во часов Основные виды деятельности
    Зарождение культуры в Первобытном обществе   Драматизация «Борьба за огонь», «Приключения доисторического мальчика»  
    «Происхождение человека». Виртуальная экскурсия «Первобытный мир»   Интеллектуальные игры; решение головоломок по теме «Первобытный мир»
    Секреты пирамид   «Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире  
    Виртуальное путешествие в долину Гиза   Создание макета «Пирамида Хеопса»
    Нефертити.   Простмотр док. фильма
    Письменность и знания древних египтян   Изучение письменности. Создание рисунков.
    О чем рассказали глиняные таблички.   Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне»; Решение головоломок по теме «Западная Азия в древности»  
    Виртуальная экскурсия «Страна двух рек»   Рисунки «В древнем Вавилоне»
    Игра-путешествие «По следам финикийских мореплавателей»    
    Страна сказочных богатств.   Решение проблемных задач и головоломок «Индия – страна сказочных богатств»
    Древняя культура Китая.   Информационно-творческий проект «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?»
    Религиозные верования китайцев    
    Города и жилища в Китае    
    О чем рассказали поэмы Гомера «Илиада»   Изучение и анализ исторических источников «Илиады». Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада
    О чем рассказали поэмы Гомера «Одиссея»   Изучение и анализ исторических источников «Одиссеи»; Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Одиссея»
    Инсценировка отрывков из поэм Гомера.    
    «Афины и Спарта»   Рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте
    Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту   Решение головоломок по теме «Древняя Греция»
    «Что оставила Древняя Греция в наследство человечеству»   Подготовка и защита информационно-творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции»
    «По следам Александра Македонского»   Представление творческих работ: головоломок, рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского»
    Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан    
    Памятники греческого искусства.    
    Завоевания Александра Македонского и их последствия.    
    «Капитолийская волчица»   Составление головоломок, кроссвордов, выполнение творческих работ.
    Виртуальная экскурсия в Древний Рим, знакомство с легендой о создании города    
    Рождение Римской республики   Изучение и анализ адаптированного древнего закона; Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената»  
    Интеллектуальная игра «Римская республика»    
    «Личность в истории Римской империи»   Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи»
    Творческие работы «Штурм крепости»   (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах»
    Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи;    
    Достижения Древнего Рима   Сообщение о римских именах; Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима».
    Вклад народов древности в мировую культуру    
    Семь чудес света – просмотр документального фильма и обсуждение    
    «Лавровый венок». Подведение итогов.   Олимпиада «Знатоки истории Древнего мира»; составление головоломок по курсу «Древний мир»  

Содержание программы внеурочной деятельности

«В мире Прекрасного»

Класс

Вводный урок (1 ч)

Тема1. Средневековая Европа (10 ч.)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.

Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Англия в раннее средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Тема 2. Восточные славяне (2 ч)

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

Тема 3. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)

Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 4. Русь во второй половине XII—XIII в. (5 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска..

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 5. Образование централизованного государства (5 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москвацентр борьбы с ордынским владычеством.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в

Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.

Тема 6. Московское государство XVI в. (3 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Повторение- 2 часа


Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности

«В мире Прекрасного»

(6 класс)

Дата № занятия Тема занятия Кол-во часов Основные виды деятельности
    Вводный урок   Участие в диалоге
    Образование варварских королевств   Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина)
    Христианская церковь в раннее средневековье.   Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации
    Возникновение и распад империи Карла Великого.   Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мас­терская ремесленника»,
    Англия в раннее Средневековье   Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.
    В рыцарском замке   Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из картона)
    Средневековая деревня и ее обитатели   Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина»
    Формирование средневековых городов   Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из картона)
    Горожане и их образ жизни   Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина
    Крестовые походы Католическая церковь и еретики   Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь». «Духовно-рыцарские ордена «
    Культура Западной Европы   Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.
    Про­исхождение восточных славян     Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина)
    Строй занятия, соседи   Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов
    Формирование древнерусского государства   Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)»
    Первые киевские князья   Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги»
    Князь Владимир Святославович Принятие христианства   Групповые информационные проекты по темам: «Русь и Византия », «Принятие христианства: легенды и факты»
    Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.   Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особен­ности архитектуры Древней Руси»,
    Культура Древней Руси IX – XII вв.     Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей литературных памятников
    Начало раздробления Древнерусского государства     Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия»,
    Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества   Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.
    Нашествие с Востока   Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани; «Подвиг Е..Коловрат», Оборона Козельска «Битва на Сити»
    Борьба Руси с западными завоевателями   Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Ледовое побоище» «Невская битва» «Александр Невский»
    Русь и Золотая Орда   Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде»
    Культура русских земель в XII - XIII вв.   Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Путешествие в новгород» «Золотое кольцо Рос сии»
    Роль Московского княжества в объединении русских земель   Сбор, анализ и представление информациив в виде схем
    Куликовская битва.     Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей «Вооружение русского войска»
    Московское княжество и Литва   Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации.
    Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.   Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д
    Московское государство в конце XV- начале XVIвв   Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисун­ков» Герба, стягов, аппликаций, макетов из пластилина).
    Реформы Избранной рады.       Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д
    Опричнина     Участие в дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников.
    Внешняя политика Ивана IV.   Краткосрочные информационные проекты  
    Информационные проекты «Ливонская война», «Присоединение Казани», «Покорение Сибири Ермаком»   Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», исторический лабиринт и др.
    Повторение   Участие в обсуждении, аргументированное выступление

Содержание программы внеурочной деятельности

«В мире Прекрасного»

Класс

1. Введение (1 час)

Понятие «историко–культурное наследие». Сохранение историко-культурного наследия в России.

2. От Древней Руси к Великому княжеству московскому (14 часов)

Древнерусская культура. История и историография периода. Оценка событий периода в трудах С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, Л.Н.Гумилева. От древнеславянских традиций к христианским канонам. Формирование единого культурного пространства. Возникновение и распространение письменности на Руси. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Древнерусская литература IX-XII вв. «Слово о Законе и Благодати». Первые русские жития. Летописание. «Повесть временных лет». Литература периода раздробленности. «Поучение» Владимира Мономаха. «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве». Литература XIV-XV в.в. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Сафоний Рязанец «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Афанасий Никитин «Хождение за три моря». Общерусское летописание. Троицкая летопись. Московская летопись 1479г. Древнерусский крестово-купольный храм. Десятинная церковь. София Киевская. София Новгородская. Стилистическое многообразие воплощения единого образца в русском зодчестве. Владимиро-суздальская школа: церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Новгородская школа: церковь Святого Георгия в Ладоге, церковь Спаса на Нередице, церковь Спаса на Ильине. Московская школа русского зодчества. От Спасского собора Спас-Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском. Московский Кремль. Ансамбль Московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии, традиционных форм в архитектуре и новых строительных приемов. Икона и иконостас. Икона: специфика символического языка и образности. Художественный мир мозаик и фресок XI-XV в.в. Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Феофана Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Творчество Феофана Грека (росписи церкви Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле). Андрей Рублев «Троица».

3. Россия в XVI-XVII веках: от Великого княжества к царству (11 часов)

Развитие культуры единого Русского государства. Начало книгопечатания и развитие просвещения. Иван Федоров и Петр Мстиславец. «Апостол». «Часословец». Русская литература XVI века. Сказание о князьях Владимирских. Домострой. Хронограф. Четьи минеи. Публицистика. Челобитные Ивана Пересветова. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. А.М.Курбский «Истории о великом князе московском». Усиление светского начала в российской культуре XVII века. Историческая и бытовая повесть: «Повесть об Азовском осадном сидении казаков». Сатира: «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная». Жития святых и жития-биографии гражданских лиц: «Житие Юлиании Лазоревской». Вирши: Симеон Полоцкий «Рифмологион, или Стихослов», Сильвестр Медведев. Автобиографический жанр: «Житие» протопопа Аввакума. Сказания: «Сказание» Авраамия Палицына. Купеческая архитектура: московская церковь Троицы в Никитниках, Троицкий собор в Муроме, Казанская церковь в Муроме, Ярославские купеческие церкви (церковь Ильи Пророка купца Скрипина). «Церковный чин» патриарха Никона. Иверский монастырь на Валдае, Новоиерусалимский монастырь, Воскресенский собор. Гражданская каменная архитектура XVII века. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, Теремной дворец Московского Кремля, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, В.В.Голицына, И.Б.Троекурова, архиерейские палаты Крутицкого подворья. Нарышкинское барокко. Новодевичий монастырь. Церковь Покрова в Филях. Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Русская живопись XVII века. Годуновская и строгановская школы живописи. Иконопись. Прокопий Чирин. Симон Ушаков. Парсуна. Возникновение русского театра. Скоморохи. Церковный театр. Профессиональный театр.Драматургия: библейские и исторические сюжеты. «Артаксерксово действо», «О блудном сыне», «Малая комедия о Баязете и Тамерлане».

4. Россия в конце XVII- XVIII веках: от царства к империи (8 часов)

События периода в трудах С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина; советских историков и в современной историографии. Литература переходного периода. Периодика: «Ведомости». Светская литература: «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению». Разнообразие жанров светской литературы XVIII века. Сатира Антиохия Кантемира. Поэзия: В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. Классицизм в литературе: Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сентиментализм в литературе: Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Петровское барокко. Строительство Санкт-Петербурга. Д. Трезини. Домик Петра. Дворец Меншикова. Летний дворец Петра Великого в Летнем саду. Петропавловский собор. Здание двенадцати коллегий. Адмиралтейство. Гостиный двор. Кунсткамера. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей во второй половине XVIII века. В.В.Растрелли. Дворцовые ансамбли Петербурга и его окрестностей. «Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Классицизм В.И.Баженова: Дом Пашкова, Царицынский дворцовый ансамбль в пригороде Москвы. М.Ф.Казаков: здание Сената, Московский университет, дом князей Долгоруких. Русская живопись в первой четверти XVIII века. А.Ф.Зубов: гравюра. И.Н.Никитин, А.М.Матвеев: портретная живопись. Живопись и скульптура второй четверти-конца XVIII века. И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, М.Шибанов. Основоположник русской скульптуры - Ф.И.Шубин. Русский театр и музыка в России в XVIII веке. Ф.Г.Волков «Русский для представления трагедий и комедий театр». Придворная опера. Первые русские композиторы: Д.С.Бортнянский, В.А.Пашкевич, Е.И.Фомин.


Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности

«В мире Прекрасного»

(7 класс)

Дата № занятия Тема занятия Кол-во часов Основные виды деятельности учащихся
    Введение   Знакомство с понятием историко-культурное наследие. Обсуждение вопроса о том, как и для чего необходимо сохранять историко-культурное наследие России.
    История и историография периода   Знакомство с трудами С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, Л.Н.Гумилева. Оценка исторических событий.
    От древнеславянских традиций к христианским канонам   Исследование ранних форм религиозных верований. Знакомство с Древнерусской культурой
    Возникновение и распространение письменности на Руси   Знакомство с азбукой Кирилла и Мефодия. Берестяные грамоты Новгорода. Создание собственной грамоты. Работа с древнерусскими текстами.
    Древнерусская литература IX-XII вв.   Изучение древнерусской литературы - «Слово о Законе и Благодати», Жития.
    Летописание   «Повесть временных лет» - тайны первой летописи. Исследование на подлинность. Основные идеи.
    Литература периода раздробленности   Знакомство с произведениями периода раздробленности - «Поучение» Владимира Мономаха. «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве»
    Литература XIV-XV в.в.   «Повесть о разорении Рязани Батыем». Сафоний Рязанец «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Афанасий Никитин «Хождение за три моря»
    Общерусское летописание   Троицкая летопись. Московская летопись 1479г.
    Древнерусский крестово-купольный храм   Десятинная церковь. София Киевская. София Новгородская.
    Стилистическое многообразие   Описание основных построек, единого стиля в зодчестве. Выявление общего и специфического.
    Московский Кремль   Ансамбль Московского Кремля. Виртуальная экскурсия.
    Икона и иконостас   Знание истории появления икон на Руси Сформированность представления об особенностях написания икон. Умение сравнивать произведения разных иконописных школ. Знание понятий: «икона», «фреска», «мозаика», «темпера»,
    Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия   Знание фактов биографии Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Сформированность представления об особенностях творчества великих иконописцев.
    История и историография периода XVI-XVII вв   Умение анализировать и извлекать информацию из адаптированных источников. Способность давать оценку историческим событиям.
    Начало книгопечатания и развитие просвещения   Знание истории книгопечатания. Сформированность представления о первых печатных книгах.
    Русская литература XVI века   Сформированность представления о разнообразии жанров русской литературы XVI века. Умение выделять их особенности.
    Публицистика - новый жанр в русской литературе   Развитие способности анализировать публицистические источники, на их основе давать оценку историческим личностям и их деятельности.
    Усиление светского начала в российской культуре XVII века   Сформированность представления об особенностях литературных жанров светского характера. Способность анализировать адаптированные тексты.
    «Дивное узорочье»   Умение находить характерные особенности купеческой архитектуры. Умение описывать памятники купеческой архитектуры.
    «Церковный чин» патриарха Никона   Умение определять характерные черты, присущие церковным сооружениям в период патриаршества Никона.
    Гражданская каменная архитектура XVII века   Умение выделять особенности, назначение гражданских архитектурных сооружени


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: