Ученик научится:
· оценивать поступки людей,
· оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
· извлекать информацию из разных источников; свободно пользоваться справочной литературой;
· планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу;
· отбирать и систематизировать материал на определенную тему; воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
· применять знания, умения и навыки для решения проектных и исследовательских задач;
Ученик получит возможность научиться:
· выражать свои мысли и эмоции.
· вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
· создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров;
· работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
· оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· выступать перед аудиторией.
· участвовать в общественно значимых делах;
Материально-техническое обеспечение:
· Компьютер с выходом в Интернет
· Проектор
· Доска и мел
· Иллюстративный материал
· Дополнительная литература
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«В мире Прекрасного»:
Дата | Тема раздела | Кол-во часов |
5 класс | ||
Зарождение культуры в Первобытном обществе | ||
Древний Египет | ||
Западная Азия | ||
Индия и Китай | ||
Древняя Греция | ||
Древний Рим | ||
Семь чудес света | ||
Всего часов | ||
6 класс | ||
Вводный урок | ||
Средневековая Европа | ||
Восточные славяне | ||
Русь в IХ-первой половине XII в | ||
Русь во второй половине XII—XIII в. | ||
Образование централизованного государства | ||
Московское государство | ||
Повторение | ||
Всего часов | ||
7 класс | ||
Введение | ||
От Древней Руси к Великому княжеству московскому | ||
Россия в XVI-XVII веках: от Великого княжества к царству | ||
Россия в конце XVII- XVIII веках: от царства к империи | ||
Всего часов | ||
8 класс | ||
Российская империя в XIX-начале XX вв. | ||
Формирование и эволюция советской системы. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. | ||
Апогей и кризис советской системы в 1945-начале 1980-х г.г. | ||
Распад СССР и становление новой России в 1985-2015г.г. | ||
Всего часов |
Содержание программы внеурочной деятельности
|
«В мире Прекрасного»
Класс
1. Зарождение культуры в Первобытном обществе (2 часа)
Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований.
2. Древний Египет (6)
Секреты пирамид. Как жили фараоны. Нефертити. Религия древних египтян. Письменность и знания.
3. Западная Азия (3)
Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство.Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев.
|
4. Индия и Китай (5)
Древняя Индия.Местоположение и природа.Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай.Изобретения и открытия древних китайцев.
5. Древняя Греция (8)
Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы. Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация.Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний.Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр.Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства. Завоевания Александра Македонского и их последствия.
6. Древний Рим (8)
Ранний Рим. Легенда об основании Рима. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия. Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республике. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.
|
7. Семь чудес света (2)
Чудеса света. Обобщение и повторение.
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности
«В мире Прекрасного»
(5 класс)
Дата | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
Зарождение культуры в Первобытном обществе | Драматизация «Борьба за огонь», «Приключения доисторического мальчика» | |||
«Происхождение человека». Виртуальная экскурсия «Первобытный мир» | Интеллектуальные игры; решение головоломок по теме «Первобытный мир» | |||
Секреты пирамид | «Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире | |||
Виртуальное путешествие в долину Гиза | Создание макета «Пирамида Хеопса» | |||
Нефертити. | Простмотр док. фильма | |||
Письменность и знания древних египтян | Изучение письменности. Создание рисунков. | |||
О чем рассказали глиняные таблички. | Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне»; Решение головоломок по теме «Западная Азия в древности» | |||
Виртуальная экскурсия «Страна двух рек» | Рисунки «В древнем Вавилоне» | |||
Игра-путешествие «По следам финикийских мореплавателей» | ||||
Страна сказочных богатств. | Решение проблемных задач и головоломок «Индия – страна сказочных богатств» | |||
Древняя культура Китая. | Информационно-творческий проект «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?» | |||
Религиозные верования китайцев | ||||
Города и жилища в Китае | ||||
О чем рассказали поэмы Гомера «Илиада» | Изучение и анализ исторических источников «Илиады». Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада | |||
О чем рассказали поэмы Гомера «Одиссея» | Изучение и анализ исторических источников «Одиссеи»; Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Одиссея» | |||
Инсценировка отрывков из поэм Гомера. | ||||
«Афины и Спарта» | Рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте | |||
Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту | Решение головоломок по теме «Древняя Греция» | |||
«Что оставила Древняя Греция в наследство человечеству» | Подготовка и защита информационно-творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции» | |||
«По следам Александра Македонского» | Представление творческих работ: головоломок, рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского» | |||
Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан | ||||
Памятники греческого искусства. | ||||
Завоевания Александра Македонского и их последствия. | ||||
«Капитолийская волчица» | Составление головоломок, кроссвордов, выполнение творческих работ. | |||
Виртуальная экскурсия в Древний Рим, знакомство с легендой о создании города | ||||
Рождение Римской республики | Изучение и анализ адаптированного древнего закона; Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената» | |||
Интеллектуальная игра «Римская республика» | ||||
«Личность в истории Римской империи» | Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи» | |||
Творческие работы «Штурм крепости» | (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах» | |||
Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи; | ||||
Достижения Древнего Рима | Сообщение о римских именах; Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима». | |||
Вклад народов древности в мировую культуру | ||||
Семь чудес света – просмотр документального фильма и обсуждение | ||||
«Лавровый венок». Подведение итогов. | Олимпиада «Знатоки истории Древнего мира»; составление головоломок по курсу «Древний мир» |
Содержание программы внеурочной деятельности
«В мире Прекрасного»
Класс
Вводный урок (1 ч)
Тема1. Средневековая Европа (10 ч.)
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.
Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Англия в раннее средневековье.
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
Тема 2. Восточные славяне (2 ч)
Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.
Тема 3. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)
Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси.
Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Тема 4. Русь во второй половине XII—XIII в. (5 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска..
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема 5. Образование централизованного государства (5 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в
Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.
Тема 6. Московское государство XVI в. (3 ч)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Повторение- 2 часа
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности
«В мире Прекрасного»
(6 класс)
Дата | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
Вводный урок | Участие в диалоге | |||
Образование варварских королевств | Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | |||
Христианская церковь в раннее средневековье. | Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации | |||
Возникновение и распад империи Карла Великого. | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мастерская ремесленника», | |||
Англия в раннее Средневековье | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | |||
В рыцарском замке | Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона) | |||
Средневековая деревня и ее обитатели | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина» | |||
Формирование средневековых городов | Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона) | |||
Горожане и их образ жизни | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина | |||
Крестовые походы Католическая церковь и еретики | Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь». «Духовно-рыцарские ордена « | |||
Культура Западной Европы | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | |||
Происхождение восточных славян | Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | |||
Строй занятия, соседи | Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов | |||
Формирование древнерусского государства | Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)» | |||
Первые киевские князья | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги» | |||
Князь Владимир Святославович Принятие христианства | Групповые информационные проекты по темам: «Русь и Византия », «Принятие христианства: легенды и факты» | |||
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности архитектуры Древней Руси», | |||
Культура Древней Руси IX – XII вв. | Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей литературных памятников | |||
Начало раздробления Древнерусского государства | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», | |||
Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | |||
Нашествие с Востока | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани; «Подвиг Е..Коловрат», Оборона Козельска «Битва на Сити» | |||
Борьба Руси с западными завоевателями | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Ледовое побоище» «Невская битва» «Александр Невский» | |||
Русь и Золотая Орда | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде» | |||
Культура русских земель в XII - XIII вв. | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Путешествие в новгород» «Золотое кольцо Рос сии» | |||
Роль Московского княжества в объединении русских земель | Сбор, анализ и представление информациив в виде схем | |||
Куликовская битва. | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей «Вооружение русского войска» | |||
Московское княжество и Литва | Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации. | |||
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д | |||
Московское государство в конце XV- начале XVIвв | Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисунков» Герба, стягов, аппликаций, макетов из пластилина). | |||
Реформы Избранной рады. | Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д | |||
Опричнина | Участие в дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников. | |||
Внешняя политика Ивана IV. | Краткосрочные информационные проекты | |||
Информационные проекты «Ливонская война», «Присоединение Казани», «Покорение Сибири Ермаком» | Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», исторический лабиринт и др. | |||
Повторение | Участие в обсуждении, аргументированное выступление |
Содержание программы внеурочной деятельности
«В мире Прекрасного»
Класс
1. Введение (1 час)
Понятие «историко–культурное наследие». Сохранение историко-культурного наследия в России.
2. От Древней Руси к Великому княжеству московскому (14 часов)
Древнерусская культура. История и историография периода. Оценка событий периода в трудах С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, Л.Н.Гумилева. От древнеславянских традиций к христианским канонам. Формирование единого культурного пространства. Возникновение и распространение письменности на Руси. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Древнерусская литература IX-XII вв. «Слово о Законе и Благодати». Первые русские жития. Летописание. «Повесть временных лет». Литература периода раздробленности. «Поучение» Владимира Мономаха. «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве». Литература XIV-XV в.в. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Сафоний Рязанец «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Афанасий Никитин «Хождение за три моря». Общерусское летописание. Троицкая летопись. Московская летопись 1479г. Древнерусский крестово-купольный храм. Десятинная церковь. София Киевская. София Новгородская. Стилистическое многообразие воплощения единого образца в русском зодчестве. Владимиро-суздальская школа: церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Новгородская школа: церковь Святого Георгия в Ладоге, церковь Спаса на Нередице, церковь Спаса на Ильине. Московская школа русского зодчества. От Спасского собора Спас-Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском. Московский Кремль. Ансамбль Московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии, традиционных форм в архитектуре и новых строительных приемов. Икона и иконостас. Икона: специфика символического языка и образности. Художественный мир мозаик и фресок XI-XV в.в. Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Феофана Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Творчество Феофана Грека (росписи церкви Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле). Андрей Рублев «Троица».
3. Россия в XVI-XVII веках: от Великого княжества к царству (11 часов)
Развитие культуры единого Русского государства. Начало книгопечатания и развитие просвещения. Иван Федоров и Петр Мстиславец. «Апостол». «Часословец». Русская литература XVI века. Сказание о князьях Владимирских. Домострой. Хронограф. Четьи минеи. Публицистика. Челобитные Ивана Пересветова. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. А.М.Курбский «Истории о великом князе московском». Усиление светского начала в российской культуре XVII века. Историческая и бытовая повесть: «Повесть об Азовском осадном сидении казаков». Сатира: «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная». Жития святых и жития-биографии гражданских лиц: «Житие Юлиании Лазоревской». Вирши: Симеон Полоцкий «Рифмологион, или Стихослов», Сильвестр Медведев. Автобиографический жанр: «Житие» протопопа Аввакума. Сказания: «Сказание» Авраамия Палицына. Купеческая архитектура: московская церковь Троицы в Никитниках, Троицкий собор в Муроме, Казанская церковь в Муроме, Ярославские купеческие церкви (церковь Ильи Пророка купца Скрипина). «Церковный чин» патриарха Никона. Иверский монастырь на Валдае, Новоиерусалимский монастырь, Воскресенский собор. Гражданская каменная архитектура XVII века. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, Теремной дворец Московского Кремля, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, В.В.Голицына, И.Б.Троекурова, архиерейские палаты Крутицкого подворья. Нарышкинское барокко. Новодевичий монастырь. Церковь Покрова в Филях. Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Русская живопись XVII века. Годуновская и строгановская школы живописи. Иконопись. Прокопий Чирин. Симон Ушаков. Парсуна. Возникновение русского театра. Скоморохи. Церковный театр. Профессиональный театр.Драматургия: библейские и исторические сюжеты. «Артаксерксово действо», «О блудном сыне», «Малая комедия о Баязете и Тамерлане».
4. Россия в конце XVII- XVIII веках: от царства к империи (8 часов)
События периода в трудах С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина; советских историков и в современной историографии. Литература переходного периода. Периодика: «Ведомости». Светская литература: «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению». Разнообразие жанров светской литературы XVIII века. Сатира Антиохия Кантемира. Поэзия: В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. Классицизм в литературе: Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сентиментализм в литературе: Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Петровское барокко. Строительство Санкт-Петербурга. Д. Трезини. Домик Петра. Дворец Меншикова. Летний дворец Петра Великого в Летнем саду. Петропавловский собор. Здание двенадцати коллегий. Адмиралтейство. Гостиный двор. Кунсткамера. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей во второй половине XVIII века. В.В.Растрелли. Дворцовые ансамбли Петербурга и его окрестностей. «Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Классицизм В.И.Баженова: Дом Пашкова, Царицынский дворцовый ансамбль в пригороде Москвы. М.Ф.Казаков: здание Сената, Московский университет, дом князей Долгоруких. Русская живопись в первой четверти XVIII века. А.Ф.Зубов: гравюра. И.Н.Никитин, А.М.Матвеев: портретная живопись. Живопись и скульптура второй четверти-конца XVIII века. И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, М.Шибанов. Основоположник русской скульптуры - Ф.И.Шубин. Русский театр и музыка в России в XVIII веке. Ф.Г.Волков «Русский для представления трагедий и комедий театр». Придворная опера. Первые русские композиторы: Д.С.Бортнянский, В.А.Пашкевич, Е.И.Фомин.
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности
«В мире Прекрасного»
(7 класс)