Имам ас-Сархаси говорит: “Исламская земля – это название местности, которая принадлежит мусульманам, а признаком этому (что земля принадлежит мусульманам) является то, что они находятся на ней в безопасности!” См. “Шарх ас-Сияр” 3/81.
Ас-Сархаси, да помилует его Аллах, сказал: «Земля становится мусульманской с вступлением в действие законов Ислама». [Щарх ас-сияр аль-кабир 5/2197]
Аль-Кады абу Я’ля аль-Ханбали, да помилует его Аллах, сказал: “Любая земля, на которой преобладают законы шариата, а не законы куфра, является землей Ислама. И любая земля, на которой преобладают законы куфра, а не законы Ислама, является землей куфра”. См. “аль-Му’тамид фи усули-ддин” 267.
Имам аль-Касани сказал: “Каждая территория относится или к Исламу или к куфру. Она относится к Исламу, когда на ней применяются законы шариата, и относится к куфру, когда на ней применяются законы куфра”. См. «Бадаи’у ас-санаи’» 9/375.
Аль-Касани, да помилует его Аллах, сказал: «Нет разногласий между нашими учеными (ханафитами), что дару ль-куфр становится дару ль-Ислам после того как исламские законы будут главенствующими». [Бадаи’ ас-санаи’ 7/130].
В «Бадаиус-Санаи» о даруль-харбе и даруль-Исламе говорится следующее:
«Сахабы были единогласны в том, что с вступлением в силу исламских ахкамов (законов) даруль-куфр превращается в даруль-Ислам. Но тут есть разногласие в том, при каких условиях даруль-Ислам становится даруль-куфром.
Абу Ханифа привел три условия для перехода даруль-Ислама в даруль-куфр. Во-первых, это вступление в силу ахкамов (законов). Во-вторых, присоединение к даруль-куфру. В-третьих, отсутствие безопасности для мусульман на этой земле.
|
А Имамы Абу Юсуф и Мухаммад сказали, что с появлением законов куфра в даруль-Исламе, он превращается в даруль-харб». Источник: Бадаиус-Санаи, 7/130
Ибн Абидин в «Хашиа» сказал следующее:
«Если ахлюль-харб оккупируют нашу землю, или народ страны впадет в вероотступничество и станет выполнять ахкамы куфра, или ахлю-зимми нарушат договор муртадом, то только с этими тремя условиями даруль-Ислам превратится в даруль-куфр. Но Абу Юсуф и Имам Мухаммад считают, что это происходит при наличии лишь одного условия — это возникновение ахкамов куфра. И это наиболее близкое мнение». Источник: Ибн Абидин, 3/390
Имам Шаукани сказал: «Действующие в стране ахкамы (законы) определяют является ли она даруль-Исламом или даруль-харбом. Если право повелевать (амр) и запрещать (нахй) в руках мусульман, то это место является даруль-Исламом. В противном случае — это даруль-куфр» Источник: Сейлюль-Джаррар, 4/575
Абдуль-Ваххаб Халлах сказал:
«Даруль-Ислам — это место, где действуют исламские ахкамы (законы). И мусульмане, проживающие там, будут в безопасности. А даруль-харб — это место, где не действуют ахкамы Ислама. Мусульмане, проживающие там, не в безопасности». Источник: Ас-Сиясатуль-Шария, 69
Шейх Сулейман ибн Сахман, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается определения страны куфра, то ханбалиты и другие сказали, что местность, где действуют законы куфра и законы Ислама не являются главенствующими, является землей куфра». [Кащф аль-авхам валь ильтибас 94].
Имам ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Большая часть ученых говорит: «Дару ль-Ислам - это та земля, где живут мусульмане и где действуют законы Ислама, а та земля, где не действуют законы Ислама не является дару ль-Ислам, даже если она граничит с ней». Возьмем, например ат-Таиф, который расположен очень близко от Мекки, он не стал дару ль-Ислам с завоеванием Мекки». [Ахкам ахль аз-зимма 2/728].
|
Ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах, сказал: «Когда жители какой-либо местности становятся вероотступниками и начинают действовать их законы, то они становятся в хукме дару ль-харб касаемо взятия их имущества в качестве трофеев, пленения их детей, рожденных после вероотступничества. И на имаме (правителе мусульман) лежит обязанность сражаться с ними, так как правдивейший Абу Бакр (будучи халифом), да будет доволен им Аллах, сражался с вероотступниками вместе с группой сподвижников, и по той причине, что Всевышний Аллах приказал сражаться с неверными во многих местах Своей Книги, а они более заслуживают того, чтобы с ними сражались, так как оставление их может искусить подобных им, стать похожими на них и отступиться от веры вместе с ними, что станет причиной увеличения вреда от них. И если он станет сражаться с ними, то убивается тот, кого в силах убить, и преследуется тот, кто обратился вспять, и добивается раненный и имущество их берется в качестве трофеев». И то же самое сказал и аш-Шафии.
А Абу Ханифа сказал: «Земля не становится дару ль-харб до тех пор, пока в ней не объединятся три вещи: чтобы она граничила с дару ль-харб, так чтобы между ними не было ничего из дару ль-Ислам. Во-вторых: чтобы на ней не оставался ни мусульманин, ни зимми, находящийся в безопасности. В-третьих: чтобы на ней действовали их законы».
|
Ибн Кудама сказал: «Из наших доводов то, что эта территория неверных, где действуют их законы, и вследствие чего она является дару ль-харб, как если бы в ней объединились эти три качества, или же территорией исконных неверных». [Аль-Мугни 9/25,26].
Шафиитский алим Абдуль-Кадир аль-Багдади сказал так:
«Любая страна, где зиммии не ввергли мусульман под давление, где исламские дааватчики без насилия по отношению к себе, безопасно для себя и без джизьи в открытую ведут исламский призыв, является даруль-Исламом. Но если перечисленных условий нет, то эта страна даруль-куфр». Источник: Китабу Усулюд-Дин, аль-Багдади (Прим.: речь идет о стране, которая уже была даруль-Исламом).
Ан-Навави сказал следующее:
«Даруль-харб бывает трех видов:
1 Места, где проживают мусульмане.
2 Места, покоренные мусульманами, в которых не мусульмане проживают выплачивая джизью.
3 Страны, которые изначально принадлежали мусульманам, но в последствии попали под власть не мусульман.
Но я видел, что некоторые из алимов последнего времени сказали следующее. Если (в третьем варианте) мусульманам не запрещается судить по шариату, то это даруль-Ислам. Но если мусульман отстранили от шариата, то это даруль-куфр». Источник: Равдату Талибийн, Имам Навави.
Алляма ибн Муфлих сказал: «Любая страна где восторжествовали законы мусульман — это даруль-Ислам. А также любая страна где восторжествовали ахкамы куфра — это даруль-куфр. И нет другого понятия «дар» кроме этих двух». Источник: Китабу Адабуш-Шария.
Ашарит Вахба Зухайли сказал так:
«Чтобы понять положение страны, главное условие, которое следует принять в расчет, это применяемые в стране законы. Если действуют исламские законы — это даруль-Ислам. Если действующие законы не исламские — это даруль-харб». Источник: Асаруль-Харб.
Имам Хамад ибн Атик (да смилуется над ним Аллах) ответил тому, кто спросил его о власти в Мекке (в его время, там правили суфисты-османы поклоняющиеся могилам) и что вообще, должно быть сказано о самом городе.
И он ответил: «Слава тебе (о Аллах)! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты- знающий, Мудрый!» (Аль-Бакара, 32).
Дискуссия проходила о положении Мекки - является ли она землей Куфра (неверия) или землей Ислама?
Мы (Хамад ибн Атик) говорим по этому поводу следующее, и да рассудит нас Аллах:
Действительно, Аллах послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) с единобожием - Таухидом, который являлся вероучением всех Посланников.
Смысл единобожия содержится в свидетельстве "Ла Иллаха илла Аллах", а именно: "Все творения должны поклонятся одному Аллаху, и не обращать ни к кому кроме Него какие-либо любые формы Ибада (поклонение)".
Основой поклонения является:
- Дуа (вознесение молитв, просьб; взывание; зов)
- хауф (богобоязненность)
- раджа (надеяться на Аллаха)
- тауаккуль (полагаться на Аллаха)
- Инаба (направляться к Аллаху)
- забх (жертвоприношение)
- салат (молитва).
- И многие другие виды поклонения.
Единобожие является условием принятия каких бы то ни было других благих деяний.
И вторая основа это свидетельство "Мухаммад расулуЛлах". Это означает послушание пророку (да благословит его Аллах и приветствует) во всех его приказах, обращение к нему за суждением в важнейших и незначительных делах, возвышение его законодательства и вероучения, полное подчинение его решениям как в основах веры, так и в ее ответвлениях.
Итак, первое свидетельство отрицает ширк; то есть таухид несовместим с ширком.
Второе свидетельство же отрицает бид’а (нововведение), то есть следование пророку (да благословит его Аллах и приветствует) несовместимо с новшествами в религии.
Так что, если эти два свидетельства выполняются на уровне знания, действий и призыва т.е. если население признает два свидетельства своим вероучением (знает их); действует, основываясь на них; и призывает к ним и заключает союз с теми, кто придерживается их и враждует с теми, кто противостоит им, то они единобожники.
Но если распространяется ширк, например зов и мольба к Каабе, Макаму (камень на котором Ибрахим алейхи салам стоял, когда строил Каабу) и Хатиму (место Исмаила алейхи салам рядом с Каабой) или взывание к пророкам и праведникам; и в добавок к этому если в обществе превалируют такие дополнения к ширку как прелюбодеяние, ростовщичество и различные виды угнетения и притеснения; оставление Сунны и распространение ереси и отклонений; власть и суд принадлежит несправедливым правителями, которых уполномочили мушрики, а призыв (да’ва) совершается ко всему, кроме Корана и Сунны, то... Даже тот, кто обладает малейшими религиозными знаниями, без капли сомнения подтвердит, что такие земли могут считаться только землями куфра и ширка, тем более, если они являются врагами приверженцев таухида и пытаются искоренить их религию и уничтожить Исламские земли.
И если вы ищете доказательство этому, то весь священный Коран является им и все ученые, без исключения, пришли к этому решению, и любой ученый подтвердит это неизбежным знанием.
Что касается утверждения, тех, кто говорит: «Источник ширка это бедуины, но никак не городские жители».
На это мы ответим:
Во-первых, всем известно, что бедуины будь-то по причине своего незнания или по причине намеренного куфра, во всем следуют городским жителям, как то взывание к Каабе, к Макаму (камень, на котором стоял Ибрахим во время постройки Каабы), к Хатиму (место Исмаила рядом с Каабой) - это слышали все, кто способен слышать, и каждый обладатель единобожия знает это.
Во-вторых, если ты понял то, что мы сказали выше, то этого достаточно для вывода о том, что эта земля ширка и куфра. А тем, кто разделяет (говоря, что только бедуины следуют ширку, а не городские жители) нужно задать вопрос:
"Ну подумайте, ради Бога! Если тебе приходится прятать свой таухид в твоей же стране, если ты не можешь свободно обнаруживать свою религию, если ты вынужден скрывать свой намаз из-за враждебности к твоей религии и ненависти к ее приверженцам: так как же обладающий хоть крупицей ума может сомневаться в том, что это земля куфра?"
Далее, если один из единобожников скажет взывающему к Каабе, или к Макаму или к Хатиму или обращающему мольбы к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) или сахабам: «Не взывай ни к кому кроме Аллаха» или скажет «Ты мушрик». Разрешат ли они ему так говорить; или же они будут замышлять против него?
И пусть тот, кто спорит с нами по этому поводу и подвергает все это сомнению, знает что он мушрик и, клянусь Аллахом, он не знает таухид и не осуществляет религию пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам).
Как ты думаешь, если единобожник скажет мушрикам: «Вернитесь к религии Ислама» или «Разрушьте все строения, которые вы построили на могилах, вам запрещено взывать к кому-либо кроме Аллаха». Разве они не станут его мучить и издеваться над ним точно также как курайшиты делали по отношению к Мухаммаду (салла Ллаху `алейхи уа салам)?
Но нет, клянусь Аллахом! Нет! Они превосходят курайшитов в своих пытках и зверствах.
Если эта земля действительно земля Ислама - тогда зачем ты их призываешь разрушить строения на могилах и оставить ширк и его производные?
Если же тебя вводит в заблуждение то, что они делают намаз, совершают хаджж, подают милостыню то тебе нужно все объяснять с самого начала:
В Мекке когда то был таухид, благодаря призыву Исмаила сына Ибрахима Ал-Халила, да благословит Аллах их обоих - и жители Мекки долгое время придерживались его. Затем Амир бин Аль-Лухай ввел и распространил ширк среди них, вследствие чего жители Мекки стали мушриками; и несмотря на остатки религии Ибрахима (салла Ллаху `алейхи уа салам), их земля стала землей Ширка (Он был первым человеком после эры Ибрахима (салла Ллаху `алейхи уа салам), который ввел ширк среди арабов. Ибн Исхак говорит по этому поводу: «Он был первым, который изменил религию Ибрахима и ввел идолов»). Это при всем при том, что они продолжали совершать Хадж, давали пожертвование как паломникам, так и другим. Также до нас дошло стихотворение Абдульмутталиба, в котором он изложил историю слона. (Для более подробной информации по этому поводу см. «Кашф аш-Шубухат»).
У них были и другие обычаи из религии Ибрахима, но это никогда не становилось преградой для того, чтобы они считались находящимися в куфре и в враждебности к религии Аллаха. По нашему мнению и мнению других их сегодняшний ширк сильнее и сквернее, чем тот, который был в те времена.
Также нужно упомянуть, что еще раньше чем мекканцы люди на земле жили будучи единобожниками в течение десяти поколений после Адама (салла Ллаху `алейхи уа салам); пока они не превознесли своих праведников и не начали им поклоняться наряду с Аллахом, одним словом, обратились в неверие и Аллах послал Нуха (салла Ллаху `алейхи уа салам), призывающего к таухиду. Поэтому поразмысли над тем, что повествует об этом Коран. То же самое упомянуто о Худе (салла Ллаху `алейхи уа салам), как он призвал свой народ поклоняться Единственному Аллаху - они не отвернулись от него и согласились с ним в том, что нужно поклоняться Аллаху и что он господь всего. Им просто не понравилась обязанность направления поклонения только одному Аллаху. А также Ибрахим (салла Ллаху `алейхи уа салам) который призвал свой народ к чистому таухиду, а так люди поклонялись Аллаху, просто наряду с Аллахом они поклонялись и другим. То есть у каждого неверного племени было нечто из ислама, но это не послужило препятствием для того, чтобы они считались мушриками.
Исходя всего вышесказанного, мы приходим к заключению, что если мольба и зов к другим, наряду с Аллахом т.е. если ширк и его производные становятся явными на какой-то земле или его население придерживается ширка и воюет за него и становится враждебным к приверженцам таухида, или если они отказываются подчиниться вероучению Ислама - так какое же решение может быть вынесено об этой земле, кроме того, что эта земля - земля Куфра? Эти земли будут землями Куфра даже если они не относят себя к кафирам и кричат, что они не имеют с ними ничего общего, а в тоже время они проклинают единобожников, обвиняют их в том, что они ошибочно понимают религию и клеймят их как «хариджиты» или «кафиры». А представь, что будет, если все названные качества сочетаются в одном месте!
Это был вопрос о том, является ли Мекка даруль-куфром.
Источник: "Маджмуатур-расаиль уа масаилюн-надждийя", том 1, стр. 742-746, риадское издание.
Спросили ученых Постоянного Комитета Больших Ученых:
«Каким условиям должна отвечать страна, для того чтобы она считалась дар уль куфр или дар уль харб?»
Ответ:
«Каждая земля, в котором правители и обладающие властью блюдут границы установленные Аллахом, и правят подчиненными согласно Исламскому Шариату, и подчиненные способны выполнять обязанности, возложенные на них Исламским Шариатом – является даруль Ислам (Землей Ислама).
Мусульмане в таких землях должны подчиняться их правителям в том, что не противоречит Шариату, и быть искренними по отношению к ним, и помогать им выполнять задачи государства, посредством поддержки знанием и действием.
И они имеют право жить в таких землях, и они не должны покидать их, кроме как переехав в другую исламскую землю где их положение будет еще лучшим.
И пример исламской земли - Медина после Хиджры Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда Исламское государство было установлено там, и как Мекка после завоевания ее мусульманам - ведь когда мусульмане взяли власть в ней, и она стала дар аль-Ислам- после того как она была землей войны (дар аль харб), и каждый способный мусульманин должен был совершить хиджру из нее.
И каждая местность или страна, в которой правители и обладающие властью не придерживаются границ установленных Аллахом и не правят теми кто под их опекой согласно Шариату Ислама, и в которой мусульмане не могут выполнять обряды и законоположения Ислама – является землей куфра (дар аль куфр).
И это подобно Мекке до завоевания ее мусульманами – истинно, она тогда была землей куфра.
Тоже самое относится к любой стране, в которой люди приписывают себя к Исламу, но обладатели власти правят не по ниспосланному Аллахом, и мусульмане не могут выполнять обряды и законоположения своей религии.
Обязательно на мусульманах в этих землях сделать хиджру с них, спасая свою религию от фитн, переселившись в земли, в которых правят по Исламу, и в которых они смогут делать то, что требует от них Шариат.
Те же, кто не способен совершить хиджру – мужчины, женщины или дети – являются оправданными, и вместе с этим, на мусульманах из других земель лежит обязанность спасти их и вывести их из земель куфра в земли мусульман.
Аллах сказал: «Тем, кого ангелы умертвят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: "В каком положении вы находились?" Они скажут: "Мы были слабы и притеснены на земле". Они скажут: "Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней". Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах — Снисходительный, Прощающий». (4:97-99).
И сказал Всевышний: «Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: "Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника"?» (4:75)
Но что касается жителей этих земель, кто может совершать обряды и законоположения Ислама, и устанавливать довод против правителей и обладателей власти, и исправлять их, и исправить их путь – тому узаконено оставаться среди них, потому что оставаясь с ними есть надежда, что он сможет довести до них довод и исправить их. Но это лишь до тех пор пока он сам защищен от фитны и испытаний.
И Аллаху принадлежит наставление к прямому пути, и да благословит Аллаха нашего Пророка Мухаммада, и его род, и его праведных сподвижников.
Источник: «Фатауа аль-Ляджна ад Даима», 12/52-54.
Подписались под фатвой: Шейх Ибн Баз, шейх Аль-Кауд, шейх Гудаян, шейх аль-Афифи.
Шейх Абдур-Рахман Ибн Насыр аль-Баррак
Является ли страна, управляемая не Шариатом, землей войны?
Вопрос: Я знаю, что некоторые люди убеждены, что страна, которая правится не по Шариату Аллаха, это дар-уль-харб (земля войны), и основа в ее людях - куфр, правильно ли это?
Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение Его Посланнику, а затем:
«Земля, которой управляет кафирский режим, однако ее народ мусульмане, представляет из себя двойственную природу - она является дар-уль куфр (землей неверия) с одной стороны (т.е. со стороны государства), и землей Ислама - с другой (т.е. со стороны народа). И дар-уль-харб - это земля кафиров, воюющих с мусульманами, то есть: у которых нет договора между ними и мусульманами. И из видов куфра - это установление выдуманных законов вместо Шариата Аллаха, когда судится по законам, противоречащим категоричным постановлениям Аллаха, и обязываются этим люди, и запрещается суд по ниспосланному Шариату, и наказывается тот, кто судит по нему вместо выдуманного закона. Просим у Аллаха благополучия и Милости, и установить для мусульман землю, где будет управляться между ними по Шариату Аллаха, и которая будет вести их на Джихад с врагами Аллаха, и распространять религию Аллаха в землях Аллаха и среди Его рабов. Воистину, Возвышен Он, и способен на всякую вещь!» https://www.islamtoday.net/fatawa/quesshow-60-158373.htm
Я привел разные мнения ученых на счет того, что такое даруль куфр и даруль Ислам, чтобы мусульмане знали, что таковые мнения есть, и не обвиняли друг друга в заблуждении если кто то взял одно из мнений выше перечисленных, так как вопрос не простой.