Понятие недр и состав государственного фонда.




Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр

Контрольная работа По дисциплине: «Горное право»

Альметьевский государственный нефтяной институт

Альметьевск 2007

Введение

Новый Закон РФ «О недрах» более четко охватывает и регулирует отношение в сфере недропользования, т.к. «Основы законодательства о недрах» не настолько рассматривали данные отношения. Новый Закон РФ «О недрах» коренным образом повлиял на изменения земельного строя в России (хотя и земельная реформа была принята в 1990 году, Закон РФ «О недрах» дополнил тогда еще не полностью сформировавшуюся реформу). Иными словами, перестала существовать исключительная государственная собственность на недра. Практическую значимость приобрели вопросы регулирования сделок с землями, предоставленными для добычи полезных ископаемых. А это в первую очередь охрана и защита недр; ее рациональное использование; контроль специальных органов за использованием недр; выявление месторождений полезных ископаемых и т.д. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государств и граждан РФ, а также прав пользователей недр. Все вопросы связанные с пользованием и разработкой недр регулируются не только Законом РФ «О недрах», но и многими другим Законами и подзаконными актами РФ. Например, Положение о порядке лицензирования пользования недрами 1992 года хорошо рассматривает поэтапно порядок предоставления прав пользования недрами.

Вообще правовой режим земель предоставленных для пользования недрами несколько специфичен. Во-первых, под правовым режимом земель предоставленных для пользования недрами следует понимать особую целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования. Во-вторых, недра для нас являются естественной кладовой, в которой хранятся минеральные ресурсы природного происхождения и являются для нас бесценными находками, т.к. недра это составляющая часть нашей экономики страны. Поэтому я считаю, что законодательство в сфере недропользования, должно быть еще и очень совершенным. Ведь мы не можем допустить разворовывания другими государствами или не выявление полезных ископаемых геолого-разведывательными работами.

В настоящее время Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на не совершенное законодательство природно-ресурсного права. В будущем будет создаваться комитет или орган, который будет контролировать все министерства в природно-ресурсной, горной, водной, лесной, земельной сфере и постепенно строить новую юридическую базу для земельных отношений и природно-охранного и аграрного законодательства.

Понятие недр и состав государственного фонда.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все недра Российской Федерации и ее субъектов составляют единый государственный фонд недр в который входят как используемые так и неиспользуемые части недр. В состав единого государственного фонда недр включаются недра, расположенные как над сушей, так и под водными объектами в пределах территории Российской Федерации и ее субъектов.

Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.

Недра как заполненное веществом природы пространство, находящиеся под поверхностью земли, являются естественной кладовой, в которой таятся разнообразные минеральные и другие природные ресурсы, жизненно необходимые для экономической жизни общества. Наряду с этим, выступая в качестве важнейшего элемента природной среды, недра являются базисом, фундаментом наземного рельефа, почему значительные изменения внутри недр сопровождаются существенными изменениями рельефа поверхности земли.

Земли предоставленные для разработки недр, самостоятельной категории не образуют и входят в состав земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения.

В 1994 г. совместно с органами власти субъектов Федерации практически завершено формирование системы управления государственным фондом недр и организационного обеспечения лицензирования недропользования.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Управление государственным фондом недр представляет собой основанную на правовых нормах деятельность соответствующих органов Российской Федерации по организации рационального использования недр для удовлетворения потребности в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечивая безопасности работ при пользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой области.

Основными функциями управления государственным фондом недр являются: распределение и перераспределение участков недр между природопользователями, государственная регистрация и государственный учет работ по геологическому изучению недр, утверждение запасов полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, разрешение споров по вопросам пользования недрами, государственный надзор и контроль за пользованием и охраны недр.

Распределение и перераспределение недр между природопользователями производится соответствующими государственными органами посредством предоставление недр в пользование для геологического изучения, добыча полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также изъятия участков недр для других государственных и общественных нужд.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

Государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в пределах своих полномочий утверждают Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.

Под землями для пользования недрами понимаются земли, права на которые возникли у различных субъектов по основаниям предусмотренным действующим земельным законодательством, для одного из видов пользования недрами, осуществление которого невозможно без пользования земельного участка.

Особенность земель для пользования недрами состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: