Общие подходы реализуются в следующих требованиях:
1. Структурирование событийного потока на исторические и не-исторические события. Хронологическая таблица не должна рассматриваться как простой перечень датированных событий. Хронология может выступать в качестве самостоятельного исторического источника. Способ проверки сформированности этой мыслительной стратегии: из хронологического ряда, длина которого не менее 10 событий, школьникам предлагается составить собственные хронологические таблицы "главных" и "второстепенных" событий и объяснить свой выбор. Если заявленный учеником принцип отбора "главных" событий действительно последовательно приведён в его выборе, можно этот результат считать успешным.
2. Перевод внутренних значений во внешние смыслы. Сформированность этой стратегии определяется, например, способностью школьника переформулировать свои знания и адресовать их иным школьным возрастным группам. Экспертами могут выступать школьники, для которых написаны (рассказаны) истории старших учеников. Эта стратегия формирует и педагогическую сторону учебной коммуникации. Формой предъявления могут быть книги рассказов по истории, написанные учениками, сценарии документальных или художественных фильмов на исторические сюжеты и т.д.
3. Проведение исторических параллелей. Можно предложить такую, по необходимости, упрощенную схему проверки: школьникам предлагается написать список смыслов, которые у них вызывает событие X и которое сопоставляется с событием Y (список смыслов которого также пишется отдельно). Затем оба события объединяются рамкой сравнения, и школьники составляют список уже как бы одного события. Если в этом списке появляются новые смыслы, которых не было в двух предыдущих, историческую параллель можно считать удачной. Длина разночтений списков, вероятно, будет пропорциональна свежести исторического сравнения.
|
4. Порождение историографических метафор. Сформированность данной стратегии наиболее трудно поддаётся проверке. Кроме традиционных экспертных оценок, можно предложить процедуру профанирования придуманной метафоры: школьники стараются исчерпать её смыслы в собственном пересказе. Чем нетривиальней метафора, тем сложнее её пересказать.
Перечисленные выше способы проверки сформированности тех или иных мыслительных стратегий могут быть дополнены новыми, в том числе интегративными, связанными с изобразительным или литературным творчеством школьников.
В 60—80_е гг. на первое место выдвигается цель развития активности и самостоятельности учащихся на уроках истории. Всебольше внимания уделяется проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, формированию у них приемовработы, умений, поднимается вопрос о развивающем обучении.Так, А.А.Янко_Триницкая, Н.И. Запорожец изучают умственные операции учащихся; сотрудники кафедры МПГУ — уровни познавательной деятельности, приемы работы, умения и способы познавательной активности, разрабатывают структурно функциональный подход к отбору содержания, приемы и средства обучения. Специалисты Института содержания и методовобучения Н.Г.Дайри, И.Я.Лернер поднимают вопросы о проблемности обучения и развитии исторического мышленияучащихся и в связи с этим о месте и роли познавательных задач. В решении этих проблем И.Я.Лернер видел важнейший путь развития самостоятельного творческого мышления учеников. Таким образом, в 80_е гг. важнейшей целью процессаобучения становится развитие личности ученика.
|
История, как и любой школьный предмет, имеет свои цели обучения, при определении которых следует исходить преждевсего из интересов личности школьника, ее развития. Общественные интересы не должны подавлять интересы личности и тем более превалировать над ними.Важнейшая специфическая функция обучения истории —это функция социальной памяти. Она делает человека гражданином именно этой страны, последователем ее традиций иобычаев. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, ее историческое сознание. Институтом общеобразовательной школы определены следующие важнейшие цели обучения истории:овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до нашего времени; развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания; формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе осмысления идей гуманизма, опыта истории, патриотизма; развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.