Типы и функции межпредметных связей




Междисциплинарное обучение и интеграция в школе

Часть 1.

Актуальность, пути и условия междисциплинарного обучения

XXI век – это время формирования нового представления о знаниях и технологиях их распространения. Существенно меняются требования современного общества к результату школьного образования. При быстром «старении» информации необходим интенсивный путь приращения новых знаний, умений, навыков. Выпускнику школы важно получить ориентиры, указывающие на то, что и как нужно делать не только для решения учебной, но и конкретной практической задачи. Многие из них, неплохо владея информацией и имея опыт решения проблем в условиях учебной ситуации, не умеют самоопределяться в сложных жизненных ситуациях и в недостаточной степени владеют специальными умениями и навыками, необходимыми для успешного разрешения возникающих при интеграции в поликультурное общество проблем.

Новые информационные технологии притесняют классическую систему образования, предлагая ей современные средства и методы обработки больших объемов информации, с которой учащиеся сталкиваются на уроках и в повседневной жизни. Но здесь недостаточно знаний в рамках школьного курса информатики. Необходимы также умения использовать хотя бы программы Microsoft Office: Excel, Word, Power Point на других уроках. Владея обрывочными знаниями в рамках одного учебного предмета, учащиеся оказываются неспособными перенести эти знания в другой предмет, установить связь между понятиями, законами, методами для решения более широкой проблемы. Поэтому одним из направлений развития современного образования становится его переориентация на междисциплинарность. Причем это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили учащиеся, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков. Междисциплинарность предполагает ряд условий координации взаимодействия. Важнейшими из них являются:

- выработка единых, приемлемых для всех участников исходных представлений об объекте изучения;

- построение единого сложноорганизованного предмета исследования;

- выделение той дисциплины, которая отражает высшие уровни развития объекта и структурирование интегрального знания на основе концептуального аппарата этой дисциплины;

- субординация и координация методов исследования, выяснение места и значения каждого из них во взаимосвязанном решении познавательных задач;

- принцип генеральной цели междисциплинарного исследования, которая позволит осуществить отбор необходимого комплекса наук;

- создание единой теоретической концепции объекта, который составит ядро общей исследовательской программы.

Это представляет определенные трудности при реализации междисциплинарного обучения в школе. В междисциплинарном обучении важен процесс интеграции как средства интенсификации урока, высокой формы воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Часть 2.

Типы и функции межпредметных связей

Рассмотрим понятия «межпредметные связи» и «интеграция». В настоящее время существует два подхода к интерпретации понятия «межпредметные связи» (МПС):

- МПС как самостоятельный дидактический принцип;

- МПС как необходимое дидактическое условие построения учебного процесса.

Таким образом, наличие межпредметных связей в учебных программах позволяет создать у учащихся среднего школьного звена представление о системе понятий и универсальных законах, а для старшеклассников раскрывает общие теории и комплексные проблемы.

Существует более 37 определений межпредметных связей.

Межпредметные связи (из современного словаря педагогики) – это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями.

Межпредметные связи – это педагогическая категория для обозначения синтезирующих интегративных процессов между объектами и явлениями реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах обучения и выполняющих образовательные, воспитательные, развивающие функции в их единстве.

Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации):

- содержательно-информационные;

- организационно-методические.

Содержательно-информационные межпредметные связи по составу научных знаний, отраженных в программах учебных предметов, делятся на фактические, понятийные, теоретические, философские.

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения. Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных).

К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ, пропорции, следствия, движение, масса и т.п. Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию учебных предметов.

Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Межпредметные связи физики, химии, биологии раскрывают, например, систему понятий о материи, формах движения, уровне организации. Знание исторического периода позволяет лучше понять произведение (музыку, изобразительное искусство, литературное произведение). Итогом реализации межпредметных связей является развитие творческого мышления, активизация процесса усвоения, обеспечение системности знаний на основе всестороннего и более глубокого изучения явлений, свойств, формирование мировоззрения. Так, например, математика дает приемы общего и точного выражения зависимости между величинами; геометрия способствует развитию пространственного и логического мышления и т.д.

Межпредметные связи создают благоприятную почву для интеграции знаний. Основной задачей интегративного подхода в школе является подготовка учащихся к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие предметов. Такой подход помогает через установление межпредметных связей, например, истории и литературы раскрыть литературно-исторические образы, межпредметные связи физики, химии и математики могут показывать процессы, описанные в условиях задач и т.д. Постоянное использование межпредметных связей позволяет разнообразить методы и приемы обучения, создает возможность более широкого применения наглядности и дидактического материала. При этом правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения, что пригодится в повседневной жизни.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. В ходе учебного процесса, основанного на межпредметных связях, развиваются обобщенные интеллектуальные умения, характеризующие определенные виды деятельности, общие для ряда предметов. Межпредметные связи стимулируют развитие и умение творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.).

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей:

- первый - начальный или подготови­тельный, приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой меж­предметной основе;

- второй - основной, представляющий непосредственное рас­крытие ведущих положений темы на межпредметной основе.

Подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера со­держания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений ис­пользовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.

На втором этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно с уча­щимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непо­средственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содер­жание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций. Такая совместная работа невозможна без длительной подготовки учащихся по поиску внутрипредметных и межпредметных связей на конкретном уроке. Для обучения учащихся установлению межпредметных связей необходимо сотрудничество учителей, если содержание учебных предметов объемно и проблемно.

Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание». Предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в памяти. Новые знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта.

В свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения возникает не иначе, как на основе предыдущей». Л.С. Выготский экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность, способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую работу мысли».

Необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии.

Часть 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: