Интегрированные уроки и уроки с межпредметными связями




Важную роль играют обобщающие уроки с межпредметными связями, требующие тщательной подготовки. Подготовка таких уроков занимает значительное время, необходимое для:

- формулировки цели и задач урока с учетом межпредметных связей;

- подготовки конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний по другим темам;

- определение понятий;

- наличие мировоззреческого вывода, обобщающего факты и законы двух и более предметных областей;

- включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.

Межпредметные связи рекомендуется использовать в сочетании с внутрипредметными связями. Можно межпредметные связи основывать не на общих темах и предметах рассмотрения, а на методах мышления. Положив в основу методы научного мышления, мы автоматически согласуем все изучаемые предметы, хотя бы единым принципом нашего мышления. Эти принципы хорошо разработаны, просты и ясны даже для школьника.

Главные образовательные аксиомы: научить учиться и вызвать интерес к какой–то области человеческой деятельности, для того чтобы человек мог реализовать свои способности и интерес с максимальной пользой для себя и общества. Этот интерес будет формироваться собственным интересом ученика и модой, общественным мнением, поэтому тут всегда будет саморегуляция. Основой для межпредметных связей могут быть и законы нашего мышления. Эти законы едины при изучении физики, биологии, языков, искусства. Мир един, и только мы своим незнанием дробим его на части. Изучив законы своего мышления и получив критерии, позволяющие отделять существенное от малозначимого и истинное от ложного, учащийся получит важнейший фундамент для собственной реализации. Учителю полезно помнить о трех ступенях использования межпредметных связей в учебной деятельности.

Первая ступень - воспроизводящая - формирование умения переносить межпредметные знания (может быть использована в начальной школе). Основная цель учителя - научить использовать знания разных предметов. В среднем школьном звене при изучении понятий собственного предмета рассматривают родственные понятия из смежных курсов.

Вторая ступень - использование знаний - самостоятельное применение перенесенных из другого предмета сведений и знаний.

Третья ступень - обобщающая. Задача учителя - обучить учащихся применять знания, факты, понятия, законы и теории для иллюстрации единства мира, использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроке. Кроме того, чтобы создать дидактическую модель межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.

Внутренний – это структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и связеобразующих элементов.

Внешний - это структурно-логический анализ содержания тем других предметов с целью определения степени перекрываемости их содержания с содержанием изучаемой темы, выявления опорных межпредметных знаний, которые необходимо использовать, чтобы всесторонне раскрыть ведущие положения изучаемой темы. То есть необходимо определить круг синтезированных тем учебного предмета, выбранного для исследования. Критериями отбора могут быть:

- наибольшая значимость тем для раскрытия ведущих, основополагающих идей учебного предмета;

- высокая степень обобщения и интеграции разнородных знаний в содержании учебной темы.

Иногда предлагается интегрировать предметы с помощью таких форм и методов мышления как диалектика, логика, предполагая наличие у учащихся высокого уровня мышления, что возможно в отдельных случаях. Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:

- интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на активность, самостоятельность, креативность);

- на уровне содержания (интегрированные уроки, программы, факультативы);

- на уровне сфер активности учащихся (экскурсии, проекты, конференции);

- педагогических технологий и т.д.

Особый интерес педагогов вызывают интегрированные уроки. Они, как и уроки с межпредметными связями, требуют большой подготовительной работы и мастерства учителя, вместе с тем, помогают развивать это мастерство на высоком уровне. Особенно внимательно нужно относиться к отбору содержания таких уроков, если предполагается интеграция содержания. Дидактический принцип предметности определяет характер и тип взаимосвязи учебных предметов. Содержание предметов призвано целенаправленно формировать у учащихся понятия и представления, имеющие межпредметную структуру.

В педагогике под интегрированным уроком понимают урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов. В основе таких уроков лежит интегративно-тематический подход. При этом устанавливается связь данной темы с другими предметами, чтобы рассматриваемое понятие, явление, образ воспринимались учащимися целостно, комплексно и это было отражено в результате урока.

Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания. Цель интегрированных уроков – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и задач.

Преимущества интегрированных уроков:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;

- способствуют формированию целостной научной картины мира (теоретической, практической, прикладной);

- способствуют развитию устной и письменной речи;

- способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;

- развивают в большей степени воображение, мышление, память;

- способствуют увеличению темпа выполняемых, учебных операций.

Содержание интегрированных уроков отличается следующими особенностями:

- предельной четкостью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;

- информационной емкостью учебного материала используемого на уроке.

Интегрированный урок в большинстве своем ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива во время проведения урока и при подготовке к нему. Но в отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала интегрированный урок может выходить за рамки одного урока и длиться два академических часа. Как правило, такой урок помимо обширного теоретического материала предполагает объемную по продолжительности практическую работу (в том случае, если идет интеграция с уроком изобразительного искусства).

Поэтому учителя в своей практике проводят интегрированные уроки двух видов. В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентируется. Урок, проводившийся по одной теме, делится в то же время на две части, одну из которых ведет учитель начальных классов, а вторую - педагог-предметник эстетического цикла. Несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стоят собственные задачи, диктуемые спецификой предмета. Вторым видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета. Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, показывая учащимся пример взаимного сотрудничества на основе понимания и взаимоуважения. Не только единый сюжет объединяет оба предмета, едины также воспитательная и развивающая цели. Это позволяет ребенку наиболее полно осваивать окружающий мир.

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Поэтому их целесообразно конструировать на объединении достаточно близких областей знаний.

Чем же отличаются интегрированные уроки от уроков с использованием межпредметных связей? На взгляд педагогов, это – разные дидактические понятия. Межпредметные связи предусматривают эпизодическое включение в урок вопросов и заданий по материалу других предметов. Это – отдельные кратковременные моменты уроков, которые содействуют глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия. Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, если соблюдаются определённые дидактические условия их проведения, координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование понятий и умений на уроках с общим содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников. Допустим, на уроках чтения в 3-м классе по теме «Приди весна с радостью!» учитель в беседе активизирует признаки картины природы в середине или в конце весны, приобщает детские рисунки на весенние темы. В этом случае имеем дело с межпредметными связями уроков «Человек и мир» и «Изобразительное искусствао». Если же учитель проводит урок по теме «Художественный образ весны», на котором интегрировано содержание различных предметов, и учащиеся включаются в различные виды деятельности, чтобы в их сознании и представлении возник литературно-художественный образ весны, то такой урок можно считать интегрированным. Особенность его в том, что объединяются блоки знаний из разных предметов, подчинённые одной теме. Поэтому очень важно чётко определить главную цель данного интегрированного урока и то, как этот урок будет способствовать целостности обучения, формированию знаний на качественно новом уровне.

Урок - это единство цели, содержания, методов и форм. Дидактическая цель интегрированного урока должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее реализация стала возможна путем интеграции содержания и системы методических приемов, присущих интегрируемым предметам. Результат интегрированного урока реализуется единством дидактической цели. На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку учителю необходимо знать особенности подготовки и проведения. Важным аспектом интегрированного начального образования является система уроков и внеклассной работы по предмету, проведение интегрированных занятий кружков и интересных внеклассных мероприятий. Следует также не забывать об учете возрастных и индивидуальных особенностях, а также о предпочтении использования игровых форм учебной деятельности для учеников начальной школы.

Например, можно взять любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету. Но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятий с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматриваются на уроках литературного чтения, русского языка, «Человек и мир», музыки, изобразительного искусства. Интегрированным из них будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах. Сам же урок остаётся цельным, логически последовательным с присущей ему методикой проведения, хотя и более творческим, раскрепощённым. Учителя начальной школы при подготовке интегрированного урока часто придерживаются интегративно-тематического подхода.

Примерный план проведения интегрированного урока может выглядеть так:

- сообщение темы и обоснование важности ее изучения;

- сообщение плана проведения урока, чередование диалогического, дискуссионного изложения с самостоятельной творческой работой учащихся;

- использование разнообразных информационных ресурсов для иллюстрирования изучаемого материала, разрешения проблемных ситуаций, ответов на дискуссионные вопросы;

- направленность на практико-ориентированную деятельность;

- изучение научных терминов, источников, материалов по теме;

- организация поиска решения, обсуждения проблемы, формирование механизмов выработки решения с использованием предложенных на уроке средств;

- оформление результатов работы в виде образовательного продукта и его презентация;

- итоговая рефлексия занятия.

Такой план требует большой совместной подготовительной работы учителя и учащихся, иначе может получиться урок, на котором не произошла интеграция содержания, а в лучшем случае только раскрыты межпредметные связи. Затруднения педагогов при организации интегрированных уроков еще и в том, что:

- цели и задачи интегрированного урока чаще всего формулируются для каждого предмета отдельно;

- не отражаются межпредметные связи различных типов по причине незнания этих связей;

- тема урока не всегда отражает решение единой междисциплинарной проблемы.

Межпредметные факультативы имеют тоже большое значение в формировании мировоззрения учащихся. Здесь может применяться не только интеграция содержания, но и интеграция методов и технологий, способствующая развитию личности учащихся, расширению их кругозора.

Проблема несформированности общих навыков работы с информацией не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Решением этих проблем могла бы стать разработка и реализация системы межпредметных факультативов, например, по математике и химии (решение текстовых задач на проценты и пропорции, на смеси и сплавы) и т.п. Межпредметный (междисциплинарный) факультатив помогает развить любознательность школьников, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке.

Принципиальные подходы к организации междисциплинарного факультатива:

1. Мотивация и создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших).

2. Освоение компьютерной грамотности и использование информационных технологий в учебном процессе, в том числе ресурсов сети Интернет.

3. Формирование способности учащихся к рефлексии своего опыта.

4. Формирование научного типа мышления у учащихся.

5. Формирование стиля общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

6. Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Кроме того, междисциплинарный факультатив позволяет достичь таких целей, как повысить интерес учащихся к школьным предметам; пробудить интерес к познавательной и исследовательской деятельности; инициализировать различные виды деятельности: познавательную, практическую, эвристическую, поисковую и личностно-ориентированную. Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации, открывающей общее видение единого предмета или явления.

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующие методические положения: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Интеграция – это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования, такими как:

- различные виды знаний одного учебного предмета;

- обобщенные компоненты знаний межпредметного характера;

- обобщенные умения, сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.

Интеграция может состоять иногда лишь в решении задач, находящихся на стыке разнокачественных систем знаний, способов деятельности и других компонентов содержания (физика + математика, физика+химия, математика +химия и т.п.). Технология разработки класса межпредметных познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи. Решение учащимися иерархических систем таких задач - важный путь формирования гибкого и целостного мышления. Межпредметные познавательные задачи - академическая структура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное течение познавательных процессов, а как интегрирующее средство обладают большими возможностями. В программах многих дисциплин есть немало «перекрёстков»: совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления, рассматриваются с разных позиций те же объекты. При изучении различных учебных дисциплин ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но простое накопление знаний еще недостаточно для эффективной подготовки их к трудовой деятельности. Выпускник школы должен уметь синтезировать знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Формирование синтезирующего мышления школьника способствует осуществлению межпредметных связей при изучении ими основ естественных наук (физики, химии, математики, биологии, информатики). Тематическое построение физики позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения.

При выборе методов и приёмов обучения на междисциплинарных факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса интегрируемых предметов, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одним из важнейших требований к методам является активизация мышления учащихся, развитие самостоятельности в различных формах её проявления. На факультативных занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: лекции, практические работы, обсуждение заданий по дополнительной литературе, доклады учеников, составление рефератов, экскурсии. Применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем курса позволяет излагать учебный материал крупными блоками и на этой основе высвободить время для занятий является самостоятельная работа учащихся по закреплению и углублению теоретического материала, изложенного на лекции. На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач. Семинарские занятия посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала. По своим дидактическим целям они служат также приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях. Полезная форма работы - подготовка рефератов. Выполнение таких заданий важно, прежде всего, в отношении развития навыков самообразования, удовлетворение индивидуальных интересов учеников. Одновременно индивидуальное задание должно иметь ценность для всех участников факультативной группы.

Междисциплинарное обучение представляет большую сложность для учителей и учащихся, поэтому дебаты о целесообразности, доступности и т.п. такого обучения ведутся уже давно. Положительными сторонами междисциплинарного обучения считаются: реализация принципа системности обучения; создание оптимальных условий для развития мышления: логичности, гибкости, критичности; способствование развитию системного мировоззрения, гармонизации личности, возможности получения большого объема знаний; помощь в активизации познавательной деятельности учащихся, развитии их творчества. К отрицательным сторонам относят: увеличение плотности урока; отсутствие детализации; большие временные затраты при подготовке урока.

Например, основным возражением против междисциплинарного обучения в начальной школе является представление о его принципиальной недоступности для детей младшего школьного возраста из-за конкретного характера их мышления. Вместе с тем, интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, требуют именно знаний, полученных на базе междисциплинарного обучения. Спорным является и вопрос о времени начала такого обучения, его содержательной основе. Но бесспорным является необходимость вооружения учащихся умениями установления причинно-следственных внутрипредметных и межпредметных знаний. Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по разным учебным дисциплинам. Установление и реализация межпредметных связей в содержании школьных предметов положительно влияет на результативность: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Междисциплинарное обучение положительно влияет на формирование способностей младших школьников к речевому творчеству, т.е. созданию высказываний в устной или письменной форме.

Интегрированные уроки, уроки с межпреметными связями, интегрированные внеклассные мероприятия, проводимые в системе, нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд, а учителю предоставляют возможность показать свой высокий профессионализм.

За последние годы увеличилось количество участников в дистанционных эвристических олимпиадах, требующих применения межпредметного содержания для выполнения более сложных заданий. Происходит расширение возрастного ценза и постоянной группы участников олимпиадного движения. Дети объясняют интерес к подобным мероприятиям оригинальностью заданий, проявлением положительных эмоций при их выполнении, приобретением новых знаний, умений и навыков, а также самостоятельной организацией своей учебной деятельности и возможностью проявить свой творческий потенциал. Данная форма сотрудничества учащихся и педагогов объясняется желанием педагогов расширить возможности школьного урока и интегрировать элементы дистанционного обучения в очный образовательный процесс. Интернет-коммуникации, ставшие популярными среди старшеклассников, расширяют и обогащают рамки очного обучения, наполняют процесс содержательной составляющей. Интеграция игровых, коммуникативных, информационных, компьютерных технологий в учебном процессе оказывает помощь учащимся в их дальнейшей успешной социализации.

 

Литература

1. Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании/Интеграция содержания образования в педвузе/под ред. М.Н.Берулавы. Бийск 1994

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.// Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.3. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный

курс (в школе). // География в школе. - 1994.

4. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении.- М.: Просвещение, 1987.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: