Интеграция и интеграционные процессы в образовании




Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Науки объединяются в изучении сложных комплексных проблем: человек в космосе; человек в обществе; человек в природе и т.п.

Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого, процесс сближения и связи наук. Начальная школа – это первая ступенька, где, кроме «хочу» и «могу», появляется «надо». Надо научиться писать, читать, считать, слушать, задавать вопрос, отвечать на вопрос и т.д. В процессе обучения появляются свои вопросы: почему, как, откуда, что будет, если…, и многие другие. Прибавляется количество школьных предметов и уроков в расписании. Но предметная разобщенность лишает ребенка целостного мировидения, представляет мир в виде пестрой фрагментарной мозаики. Интеграция обучения должна дать учащемуся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить его с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Кроме того, учащиеся, окончившие начальную школу, должны иметь определенные умения и навыки учебного труда, как интегрированный результат обучения в начальной школе. Отсутствие этого результата замедляет темп учебной деятельности учащихся при изучении как незнакомых предметов, так и тех, что знакомы им, но теперь стали значительно сложнее. Поэтому все учебные предметы уже в начальной школе построены на межпредметных связях. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей реализации межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.

Интеграционные процессы востребованы в современном обществе. Понятие интеграции в современном мире используется во многих сферах человеческой деятельности: экономической, социальной, политической, промышленной, в сфере здравоохранения и в образовательной системе. В педагогике интеграция послужила основой построения новой тенденции в процессе обучения: интегрированного обучения. Причем трактовка интегрированного обучения в зарубежных странах носит совершенно иной характер, чем в странах постсоветского пространства. Интегрированное обучение рассматривается как обучение детей с особыми психическими отклонениями. При таком обучении предполагается совместное обучение в обычной школе нормальных детей с детьми, имеющими психические отклонения.

В широком смысле интеграция – это средство для восстановления некоторой целостности: полноты понимании какого-то явления, системы знаний, картины мира, мировоззрения, отношений меду людьми и т.д. Интеграция – это механизм, технология, метод, прием, результат и состояние, в зависимости от конкретных целей образования и сложившихся обстоятельств и условий. В образовании интеграционные процессы нужны для актуализации внутренних ресурсов ребенка (духовных, психофизических и т.д.), для более органичного восприятия учебного материала, в котором имеются межпредметные связи. Интеграция как цель – это создание образа задачи, явления, предмета мира, мировоззрения, культуры и т.п. А это сложный процесс не только для учащегося, но и взрослого человека. В литературном языке многих школьных предметов часто встречаются описания холодного колорита, теплого звука, бархатного голоса, черствого сердца, легкого характера, молодой души, и многих других. Поэтому материалом для интеграции являются ценности, понятия, значения, смыслы, модели, знаки, виды деятельности, типы мышления, звуки, образы, умения и навыки и т.д. Необходима интеграция содержания учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и часто независимо друг от друга. Кроме того, можно рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, помогающий развивать и наполнять содержательную, эмоционально-чувственную и интеллектуальную сферы ребенка.

Психологи полагают, что при применении интеграции в обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интеграция в обучении – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования у школьника целостного представления об окружающем мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка. Интеграция содержания предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока. Интеграция в процессе обучения должна способствовать прочному усвоению знаний, усвоению научных теорий и законов, раскрытию взаимосвязи явлений в природе и обществе, совершенствованию учебного процесса. Важно научить учащихся рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.

Большинство учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, поэтому их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно формировать в процессе решения этих проблем, обеспечивающих необходимый уровень синтеза знаний учащихся. Цели интеграции в процессе обучения соответствуют целям обучения школьным предметам, изложенным в учебных программах. Наличие межпредметных связей в учебных программах дает возможность рассматривать содержание отдельных учебных дисциплин, например, естественнонаучного направления в их единстве, взаимной связи и взаимообусловленности явлений. Но существуют проблемы согласования методических подходов к рассмотрению общих для школьных курсов понятий, теорий, использования единой терминологии, согласования содержания учебных предметов и временные рамки, которые часто препятствуют интеграции предметного содержания в одном классе. Важность этих проблем подчеркивается необходимостью установления преемственности учебных программ образовательных учреждений с позиций принципов межпредметных связей. Кроме того, преемственность начальной школы и среднего звена требует более плавного перехода на новые понятия в рамках учебной темы с учетом возрастных особенностей и современных подходов к воспитанию.

Межпредметные связи как средство отражении в содержании каждого учебного предмета межнаучной учебной интеграции предполагает интеграцию содержания учебных предметов с позиции восстановления, восполнения, взаимодействия и взаимопроникновения, объединения частей содержания в одно целое, что предполагает высший уровень интеграции. При этом следует помнить, что интеграция требует выполнения следующих условий: объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близки; в интегрируемых предметах должны использоваться одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях. Не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке делает урок интегрированным. Внутренней стороне урока присуще соединение трех компонентов: дидактической цели, содержания, системы форм, методов, приемов. Дидактическая цель интегрированного урока должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее реализация стала возможна путем интеграции как содержания, так и системы форм, методов, приемов. Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

- внутрипредметная;

- межпредметная;

- транспредметная.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри предмета: переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интегрированное таким образом содержание является информационно более емким, направлено на формирование умения мыслить более емкими категориями.

Интеграция второго уровня проявляется в использовании законов, теорий, методов одной дисциплины при изучении другой. Систематизация содержания на этом уровне приводит к формированию целостной картины мира, что ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Высший уровень интеграции содержания - транспредметная интеграция - характеризуется объединением в единое целое содержания образовательных областей школьных предметов, законов и теорий, изученных школьниками вне школы. Это работа с одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам и исследовательской деятельности.

Наиболее распространена интеграция содержания в начальной школе, где один учитель преподает несколько школьных предметов и имеет больше возможностей для установления и реализации межпредметных связей на уроках и во внеурочное время. Чаще всего учителями начальной школы используются интегрированные уроки.

Часть 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: