Календарь развития ребёнка от рождения и до года
Ребёнка называют новорождённым в период от рождения и до 4-х недель. В первые дни весь его организм работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное соотояние наступает только к началу второй недели. Наука определяет пять различных состояний малыша в этот период:
Глубокий сон. Новорождённый абсолютно расслаблен, замедленное и ровное дыхание, закрыты глаза и лицо расслаблено.
Неглубокий сон. Неровное дыхание, несколько более учащённое, чем при глубоком сне, изредка наблюдается подёргивание рук и ног, заметно, как двигаются глазные яблоки под веками.
Дремотное состояние. Возникает во время кормления или перед засыпанием, глаза полузакрытые.
Бодрствование. В активном состоянии младенец совершает движения всем телом, руками и ногами.
Плач. Плач может означать, что ребёнок чем-то недоволен или ощущает дискомфорт-он голоден, мокрый, напуган и т.п.
К моменту рождения у новорождённого малыша имеются врождённые рефлексы, которые помогают ему адаптировать в новой среде.Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни, а некоторые переходят в приобретённые рефлексы, действующие уже на уровне сознания и сопутсвующие ребёнку, а затем и взрослому, всю его жизнь. Некоторые же из врождённых рефлексов (например: рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие), сохраняются у ребёнка на всю жизнь.
Рефлекторная деятельность малыша позволяют врачам и детским психологам определить состояние развития ребёнка и его нервной системы. Ниже мы предлагаем вам описание семи основных рефлексов, свойственных младенцу в первые недели или месяцы
его жизни.
|
Основные рефлексы новорождённого
Хватательный рефлекс. Он проявляется во время поглаживания его ладошки или легкого касания каким- либо предметом. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. Он в состоянии держать в одной ручке предмет весом до килограмма, а если ему удается ухватиться обоими руками за что-либо, то даже и висеть.
Поисковый рефлекс. Ребёнок поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой частью инстинкта поиска пищи и питания.
Сосательный рефлекс. Проявление: у новорождённого заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Также связан с инстинктом питания.
Рефлекс Бабинского. При проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны одновременно с поворотом стопы.
Рефлекс Мора. Ребёнок разводит и сводит реки и ноги -как реакция на громкий и внезапный звук. То же происходит, если ребёнка подбрасывают на руках.
Рефлекс Бабкина. При надавливании ребёнку на ладонь, он поворачивает голову и открывает рот.
Плавательный рефлекс. Ребёнок совершает движения подобные плавательным, если положить его на живот.
Рефлекс ходьбы. Ребёнок совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.
Родители в состоянии самостоятельно проверить действие всех перечисленных нами рефлексов у их ребёнка. При возникновении каких-либо сомнений им стоит обратиться за консультациями к врачу-педиатру и детскому психологу.
|
Таблица №1
нормативных ступеней в развитии ребёнка
в период от рождения и до года (от 0 до 12 месяцев)
38.Указывает на желаемый предмет вместо плача 37.Осознано использует слова "мама" и "папа" 36.Идет самостоятельно 35.Идет с поддержкой 34.Ползёт 33.Берёт предмет бодьшим и указательным пальцами 32.Кладет кубик в коробку 31.Стучит одним предметом о другой 30.Ищет спрятанную игрушку 29.Самостоятельно садится 28.Играет в прятки 27.Различает чужих и близких 26.Пытается копировать речь взрослых 25.Пытается встать на ноги 24.Произносит слога типа ''ба-ба'', ''ги-ги'' 23.Берёт в руку крошечный предмет(напр.,хлебную крошку) 22.Устойчиво сидит(когда садят) 21.Пытается дотянуться до удаленного предмета 20.Сопротивляется, когда забирают игрушку 19.Сам ест печенье 18.Может держать 2 кубика из 3-х 17.Ищет выпавший из рук предмет 16.Перекладывает предмет из руки в руку 15.Хватает и удерживает в руке кубик 14.Пробует ''на зуб'' игрушку 13.Тянет руку к погремушке 12.Поворачивает головку на звук колокольчика 11.Поворачивает голову вслед за движением предмета 10.Переводит взгляд с одного объекта на другой 9.Раскачивается на руках, лежа на животе 8.Поднимает головку, лежа на животе 7.Отвечает улыбкой на обращение к нему 6.Издает звуки 5.Следит за движущимся вертикально предметом 4. Машет руками и, одновременно, ногами 3.Рефлекторно хватает кольцо 2.Реагирует на звон колокольчика 1.Следит за движущимся горизонтально предметом |
Примечание:
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу,
в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом
на том же уровне, что и прямоугольник.
|
При работе с таблицей мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту Вашего ребенка в месяцах. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.
Эти прямоугольники и будутопределять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать ребёнок в его возрасте.
Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием развития Вашего ребёнка.
Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете сделать вывод о том, что ребёнок развивается нормально.
Если же большая часть нормативных навыков ещё не усвоена, то может идти речь о задержке или о нарушении в развитии в той или иной степени.
Если Вашим ребёнком усвоена также и большая часть навыков, соответствующих более старшему возрасту,
то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по многим показателям.
Часто бывает так, что задержка (или опережение) в развитии происходит частично только в одной или двух областях. Тогда может идти речь о негармоничном развитии ребёнка.
Во всех случаях, когда родители обнаруживают какие-либо общие или специфические отклонения или нарушения в развитии ребёнка или в его поведении, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу для коррекции этих отклонений, и, чем раньше, тем успешнее результат.
Календарь развития эмоций и социальных навыков у ребёнка в возрасте от года и до 6 лет
Ваш малыш уже подрос и ему больше одного года. В этом разделе Вам предлагается календарь -таблица развития эмоций
и социальных навыков у ребёнка. С помощью этого календаря развития Вы сможете самостоятельно оценить, соответствует ли
эмоциональное развитие и уровень приобретённых Вашим ребёнком социальных навыков тем стандартам, которые предъявляются
к детям в возрасте от 1 года и до 6 лет.
Таблица №2
нормативных требований к детям в области
развития эмоций и социальных навыков в возрасте от 1 года и до 6 лет.
14.Легко расстается с мамой на некоторое время 13.Застегивает пуговицы 12.Сам одевается 11.Одевается под присмотром взрослых 10.Помогает в работах по дому 9.Моет и вытирает руки 8.Сам одевает некоторые вещи 7.Сам раздевается 6.Подражает взрослым в работе по дому 5.Пытается есть ложкой 4.Пьет из кружки 3.Указывает пальцем на желаемый предмет 2.Играет в мячик с родителями 1.Хлопает в ладошки в игре со взрослым |
Примечание:
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу,
в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том же уровне, что и прямоугольник.
При работе с таблицей мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей
возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.
Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будутопределять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в его возрасте. Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития.
Если большая часть навыков ребёнком усвоена, то Вы можете делать вывод о том, что он развивается нормально. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени.
Если Ваш ребёнок, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, усвоил также и большую часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по всем показателям.
Если задержка или опережение в развитии происходят частично и только в одной или двух областях, тогда может идти речь о негармоничном развитии.
Во всех случаях, когда родителями малыша или малышки обнаруживаются какие-либо отклонения в эмоциональном развитии ребёнка, необходимо как можно раньше обратиться к детскому психологу для получения эффективной помощи для коррекции этих отклонений.
Календарь развития крупной моторики
ребёнка в возрасте от 1 года и до 6 лет
Моторика человека-это его двигательные способности. Крупная ( или грубая) моторика -зто общие движения тела, такие, например, как бег, ходьба, прыжки.
В этом разделе Вы сможете самостоятельно, с помощью данного календаря -таблицы развития крупной моторики ребёнка, определить, соответствует ли состояние развития крупной моторики и координации движений Вашего малыша тем нормативам и стандартам,
которые предъявляются к ребенку его возраста.
Таблица№3
нормативных требований по развитию крупной моторики
у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.
13.Ходит на пятках 12.Ловит мячик 11. Прыгает на одной ножке 10.Может стоять на одной ноге 10 секунд 9.Сидя на велосипеде, крутит педали 8.Прыгает на месте на двух ногах 7.Может стоять на одной ноге секунду 6.Поднимается по лестнице 5.Бросает мячик вверх 4.Бьет мяч ногой 3.Пятится назад 2.Наклоняется из положения ‘’стоя’’ и выпрямляется 1.Ходит с поддержкой |
Примечание:
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу,
в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том же уровне, что и прямоугольник.
При работе с календарём -таблицей развития мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей
возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.
Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будутопределять те нормативные способности
(согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в его возрасте.
Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития.
Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что двигательные способности Вашего ребёнка развиваются нормально.
Если же большая часть нормативных навыков крупной моторики ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об отставании в её развитии в той или иной степени.
Если Вашим ребёнком уже усвоена, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, также и большая часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что в развитии крупной моторики он опережает своих сверстников по большинству показателей.
Если задержка или опережение в развитии крупной моторики происходит частично и только по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики.
Во всех случаях, когда обнаруживаются какие-либо общие или специфические отклонения или отставания по возрасту в развитии у ребёнка навыков крупной моторики, необходимо обратиться к детскому психологу для оказания ему своевременной помощи по коррекции этих отклонений.