Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.
Календарь развития мышления и мелкой моторики ребёнка, представленный в виде таблицы №4, поможет Вам самостоятельно проверить, соответствует ли Ваш малыш тем стандартам и нормам развития мышления и мелкой моторики, которые должны предъявляться к нему в его возрасте.
Таблица №4
нормативных требований по развитию мышления и мелкой моторики ребёнка
в возрасте от года и до 6 лет
15.Рисует человечка(6 элементов) 14.Рисует человечка(3 элемента) 13.Перерисовывает квадрат 12.Перерисовывает крестик 11.Перерисовывает круг 10.Рисует вертикальную линию(ошибка до 30 град.) 9.Строит(копирует) мостик из 5-х кубиков 8.Строит(копирует) мостик из 3-х кубиков 7.Строит башню из 8-х кубиков 6.Строит башню из 4-х кубиков 5.Строит башню из 2-х кубиков 4.Вытаскивает крошку из прозрачной банки 3.Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами 2.Стучит одним предметом о другой 1.Рисует и черкает на листе бумаги |
Примечание:
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу,
в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том же уровне, что и прямоугольник.
При работе с календарем развития мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей
возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.
Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будутопределять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в его возрасте.
Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития.
|
Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук Вашего ребёнка проходит нормально. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени.
Если Вашим ребёнком уже усвоена, наряду с нормативными требованиями
к его возрасту, также и большая часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии мышления и мелкой моторики по большинству показателей.
Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям,
то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики.
Во всех случаях, когда обнаруживаются какие-либо общие или специфические отклонения, необходимо обратиться к детскому психологу с тем, чтобы оказать ребёнку своевременную помощь по коррекции этих отклонений.
Календарь развития мышления и речи
у ребёнка в возрасте от 1 года и до 6 лет
В этом разделе Вы сможете с помощьюсоставленного детским психологом календаря развития мышления и речи, представленного в форме таблицы, самостоятельно оценить, соответствует ли развитие мышления и речи Вашего ребёнка тем стандартам, которые предъявляются к детям от 1 года и до 6 лет.
|
Таблица №5
для определения соответствия развития мышления и речи
ребёнка нормативным требованиям в
возрасте от года и до 6 лет
13.Знает из чего изготовлены разные предметы(3 из 5-ти) ******* 12.Даёт определение словам(6-ти из 9-ти) ****** 11.Умеет подобрать антонимы(2 из 3-х спрашиваемых) ***** 10.Называет 3 основных цвета из 4-х**** 9.Понимает значение предлогов" на, под, перед, сзади, к" 8.Умеет отвечать на вопросы типа: *** 7.Знает свои имя и фамилию 6.Употребляет слова во множественном числе 5.Выполняет просьбы типа ** 4.Называет одну картинку из пяти * 3.По просьбе укажет пальцем на одну из частей лица или тела 2.Произносит подряд 2 слова 1.Говорит 3 новых слова дополнительно к словам "мама"и "папа" |
Примечания:
* (человека,кота,собаки,лошади и птицы)
** "положи на стол", "встань на стульчик"
*** "Что ты будешь делать, если тебе холодно?"(устал, голоден...)
**** (красный, жёлтый, зелёный, синий)
***** Огонь-горячий, лёд-...?; Конь-большой, мышь -...?; мама-женщина, папа -...?
****** Что такое мячик?; бассейн?; стол?; дом?; банан?; потолок?; чайник?; тротуар?; барьер?
Оценка за ответ на этот вопросзасчитывается, если ребёнок может также сказать к какой группе относится данный предмет, как используется, какой формы, из какого материала (например: банан-фрукт, желтый, длинный, его едят).
******* ложка, обувь, хлеб, дом, дверь.
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу,
в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том же уровне, что и прямоугольник.
При работе с календарём развития мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей
возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.
Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будутопределять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в его возрасте.
Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития.
|
Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что мышление и речь Вашего ребёнка развиваются нормально. Если же большая часть нормативных способностей ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени. Если Вашим ребёнком уже усвоена, наряду с нормативными требованиями
к его возрасту, также и большая часть других, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии мышления и речи по большинству показателей.
Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, тогда может идти речь о негармоничном развитии ребёнка.
Во всех случаях, если с помощью календаря развития мышления и речи родители ребёнка нашли какие-либо отклонения от нормативов, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу ребёнку для своевременной и эффективной коррекции этих нарушений.