Войлочные изделия народов России и Ближнего Зарубежья




Т.Х.МАСАЛИМОВ

В.Ф.АХАДУЛЛИН

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВОЙЛОК

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Уфа

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

Основы войлочного ремесла: история и теория

 

 

 

 

 

 

домашней обстановки, коврами укра­шали мечети, медресе, заезжие дома.

У многих народов мира ковры состав­ляли приданое невесты, преподносились в качестве посольских даров и приноше­ния святилищам. Ковры удобны в быту — они утепляют пол и стены, изолируют шум и посторонние звуки, долго хранят­ся и не изнашиваются. Шерстяные ков­ры ручной работы почти не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха. Эти полезные свойства ковров и декора­тивные качества сделали их незамени­мыми предметами быта многих народов. И в наши дни ковры имеют разнообраз­ное применение в быту, наиболее час­то—в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений.

Выделка ковров всегда была делом женских рук. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали ее, пря­ли, красили, ткали ковры. С детских лет, постигая традиционное мастерство, женщины от ковра к ковру совершенст­вовали свое искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них душу и свое понимание красоты. По мастерст­ву, с которым были выполнены ковры, судили о прилежности невесты.

В настоящее время в Российской Фе­дерации выделываются различные виды ковров. Как и в далеком прошлом, ков­роделие широко распространено у даге­станцев, чеченцев, балкарцев, башкир и других народов. Давние традиции ручно­го ковроткачества сложились у русских в Курской, Тюменской, Курганской и многих других областях России.

В процессе многовекового совер­шенствования ручного ковроделия были выработаны многочисленные типы ков­ров, художественное решение которых тесно связано с техникой их изготов­ления. У современного общества особый интерес вызывают старинные техноло­гии ручного производства: ткачество и войлоковаляние.

Центром внимания в данном учебно-методическом пособии является техно­логия изготовления войлока. Рассмотрим исторические этапы формирования древнего ремесла «войлок» и распростра­нившиеся по всему миру техники созда­ния войлочных изделий.

Войлочные изделия народов России и Ближнего Зарубежья

Искусство изготовления войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у многих народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали кроме продук­тов питания еще и шерсть, которую люди использовали для различных изделий бытового назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 



 


 


в них с восхищением писали многие поэты. Вот лишь некоторые строки из стихотворения «Голубая юрта» великого древнекитайского поэта Бо Цзюй-и:

Шерсть собрали с тысячи овец, Сотни две сковали мне колец. Прочен, свеж, удобен и красив. Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь. Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло. Там меха атласные лежат, Прикрывая струн певучих ряд. Там певец садится в стороне, Там плясунья пляшет при огне. В юрту мне милей войти, чем в дом, Пьяный — сплю на войлоке сухом. Князь свои дворцы покрыл резьбой, Что они пред юртой голубой! Я вельможным княжеским родам Юрту за дворцы не отдам.

Китайские императоры возле своих прекрасных дворцов ставили юрты. Классические кочевники — первые тюркоязычные гунны — предпочтение отдали степи, жизни в удобных юртах, несмотря на то, что сами могли строить прекрасные дворцы. Как пишут китай­ские летописцы, кочевники считали, что жить в городах — значит находиться в каменном гробу.

В юртах жили и древние тюрки — потомки легендарных гуннов. В оформ­ление своих жилищ они включали апп­ликации по войлоку с изображением животных.

Исследователь Д. Пюрвеев в статье «Орнамент кочевых народов» указывает на наличие у всех кочевых народов мо­тивов орнамента в виде графических изображений, фантастических существ, стилизованных фигур, символических знаков, сохранившихся со времен по-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начался поздно, только в начале XX века, и проводился несистематически. Так, войлочные изделия дореволюционного периода практически отсутствуют. И в то же время современные этнографические исследования подтверждают популяр­ность войлока в истории, культуре башкирского кочевого народа и в совре­менном искусстве Башкортостана. Сведения о башкирском войлочном ремесле постепенно накапливаются: экспедиции Института истории, языка и литературы (фотографии узорных вой­локов, зарисовки кошм); традиционный показательный процесс изготовления войлоков в Зилаирском, Абзелиловском и других районах республики на семина­рах по войлоку; скопление войлочных экспонатов в фондах Башкирского на­ционального музея, Музея археологии и этнографии города Уфы, Российского этнографического музея и др. Из устного народного творчества и башкирского фольклора мы также узна­ем о том, что сама природа у башкир ассоциируется с летними кочевыми жи­лищами, «гостевыми» — белыми юртами. «Двенадцатикрылые» (из башкирского фольклора: 12 звеньев у остова кибиток) белые юрты выполнялись из тонкого войлока. Белому войлоку башкиры при­давали культово-обрядовое значение.

I, Так, «посадить на белый войлок», встать:, на него, «накрыть белым войлоком» и о т. д. — все эти действия с войлочными о изделиями (белыми кошмами, чепра-е ками и др.) символизировали благопо-

- лучие, удачную дорогу, для семьи — про-
е должение рода и т. д. Во многих районах

Башкирии эти традиции сохранились

до наших дней,
м Красивые белые кошмы у башкир

е: связаны с представлениями о домашнем а уюте и благополучии, высоком социаль-

- ном положении хозяев. Белый цвет юрты й олицетворял нравственную чистоту ее я жильцов. Эстетические качества белого VI войлока усиливаются его сочетанием с

- другими материалами: кожей, деревом, х металлом. В башкирской юрте эта

- связь различных материалов обяза-и тельна. Ажурная конструкция юрты, о снаружи и частично изнутри покрытая

большими кусками войлока (для удоб-п ства покрытия круглой поверхности

- они имели специальную форму), за-
р ключала в себе множество достоинств

функционального и художественного /. порядка. Обилие белого войлока в бога-о тых юртах было всегда заметным, т. к.:) зрительно расширяло ее внутреннее о пространство, чем придавало жилищу

престижность, служило знаком принад-;. лежности к высшему сословию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


Познакомившись с различными тех­никами изготовления войлока, можно сделать вывод, что высокое качество и совершенство технологии производства войлока во многом обязано традицион­ным техниками дальнейшему их творче­скому переосмыслению современными мастерами-художниками при активной работе над изобретением оригинальных (нетрадиционных) приемов создания вой­лочных композиций и изделий декора­тивно-прикладного искусства.

Ярким тому подтверждением могут явиться эксперименты известных совре­менных художников нашей республики. Например, К. Мурадов наряду с техни­кой нетканого гобелена умело использо­вал приемы росписи анилиновыми кра­сителями по искусственному (промыш­ленному) войлоку. Этот живописный опыт мастера по ворсистой войлочной основе нашел свою реализацию в ряде авторских «Композиций», стационар­но экспонируемых во дворцах, банках г. Уфы и других общественных помеще­ниях городов Республики Башкортостан.

Изучение этнографии, истории и культуры современных тюрков, сравни­тельный анализ искусства народов Азии и Европы, американских индейцев дали возможность другому самобытному мас­теру Дефаку Рахмати «нащупать» верный путь восстановления утраченного было искусства ковроделия. Для всех этих народов характерно бесшовновое изо-


бражение, классический вариант моза­ичного двухцветного ковра. Отмеченный чертами архаики, новый ковер худож­ника необыкновенно интересен. Здесь применена другая технология: «картина» вкатана в однотоновую основу, и рису­нок, потеряв при этом резкость очерта­ний, остался мягким, расплывчатым. Вот «Гуль» — словно одной линией сво­бодно и непринужденно явил нам мастер

 

 


 

 




 


райский цветок — символ царствен­ности. «Дерево жизни» — олицетворение жизни и неувядаемой красоты. Вековы­ми поэтическими преданиями воспита­ны, духом предков пропитаны ковры «Степь», «Кубыз», «Сабантуй», «Шура-ленок».

Орнаменты с другими мотивами — де­рево, птица, музыкальный инструмент — не только не утратили своего значения, но и обретают сегодня новый смысл. Они помогают раскрыть замысел автора, в них отразились неторопливое шествие туч­ных отар, бег игривых коней, дымный аромат кочевий и свист охотничих стрел. Каждый ковер — новый рассказ.


Благородство цветовой гаммы — от­личительная особенность войлочных коллажей Ансара Галина.

Многообразный и уникальный по техникам художественный войлок про­должает жизнь утраченного в прошлом веке традиционного «узорного кошмоде-лия» и сегодня переживает заметный творческий подъем. Художественный войлок в руках молодых, начинающих художников становится важной и неотъ­емлемой частью современного худо­жественного процесса национальной культуры и, в частности, декоратив­но-прикладного искусства Республики Башкортостан.



Благородство цветовой гаммы — от­личительная особенность войлочных коллажей Ансара Галина.

Многообразный и уникальный по техникам художественный войлок про­должает жизнь утраченного в прошлом веке традиционного «узорного кошмоде-лия» и сегодня переживает заметный творческий подъем. Художественный войлок в руках молодых, начинающих художников становится важной и неотъ­емлемой частью современного худо­жественного процесса национальной культуры и, в частности, декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан

Раздел 2

 

Искусство создания войлочных изделий: технология и художественное творчество

 

 

Из поколения в поколение передаются навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий. Сегодня этот ценный опыт перенимают не только молодые мастера из народа, но и про­фессиональные художники, возрождающие древнее ремесло, которое на современном этапе превратилось в настоящее искус­ство под названием «художественный войлок».

Данный раздел подробно знакомит с видами сырья, его свой­ствами, технологическими этапами изготовления войлока, необ­ходимыми для этого инструментами и условиями, окончательной обработкой и художественной отделкой изделий из войлока. Эксклюзивный фотоматериал дает полное представление о тра­диционном способе войлоковаляния.

Особое внимание уделяется анализу художественно-образного решения в различных видах войлочных композиций: символико-знаковой, орнаментальной, сюжетной и абстрактной. Здесь отме­чается большое значение поиска выразительного пластического решения на этапе эскизирования, сочетания традиционных и экс­периментальных приемов, использования оригинальных техни­ческих эффектов в процессе создания художественного войлока, а также предлагаются интересные варианты оформления и экспо­зиции войлочных изделий на выставках.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: