Т.Х.МАСАЛИМОВ
В.Ф.АХАДУЛЛИН
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВОЙЛОК
Учебно-методическое пособие
Уфа
РАЗДЕЛ 1
Основы войлочного ремесла: история и теория
домашней обстановки, коврами украшали мечети, медресе, заезжие дома.
У многих народов мира ковры составляли приданое невесты, преподносились в качестве посольских даров и приношения святилищам. Ковры удобны в быту — они утепляют пол и стены, изолируют шум и посторонние звуки, долго хранятся и не изнашиваются. Шерстяные ковры ручной работы почти не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха. Эти полезные свойства ковров и декоративные качества сделали их незаменимыми предметами быта многих народов. И в наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, наиболее часто—в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений.
Выделка ковров всегда была делом женских рук. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали ее, пряли, красили, ткали ковры. С детских лет, постигая традиционное мастерство, женщины от ковра к ковру совершенствовали свое искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них душу и свое понимание красоты. По мастерству, с которым были выполнены ковры, судили о прилежности невесты.
В настоящее время в Российской Федерации выделываются различные виды ковров. Как и в далеком прошлом, ковроделие широко распространено у дагестанцев, чеченцев, балкарцев, башкир и других народов. Давние традиции ручного ковроткачества сложились у русских в Курской, Тюменской, Курганской и многих других областях России.
В процессе многовекового совершенствования ручного ковроделия были выработаны многочисленные типы ковров, художественное решение которых тесно связано с техникой их изготовления. У современного общества особый интерес вызывают старинные технологии ручного производства: ткачество и войлоковаляние.
Центром внимания в данном учебно-методическом пособии является технология изготовления войлока. Рассмотрим исторические этапы формирования древнего ремесла «войлок» и распространившиеся по всему миру техники создания войлочных изделий.
Войлочные изделия народов России и Ближнего Зарубежья
Искусство изготовления войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у многих народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали кроме продуктов питания еще и шерсть, которую люди использовали для различных изделий бытового назначения.
![]() |
![]() |
в них с восхищением писали многие поэты. Вот лишь некоторые строки из стихотворения «Голубая юрта» великого древнекитайского поэта Бо Цзюй-и:
Шерсть собрали с тысячи овец, Сотни две сковали мне колец. Прочен, свеж, удобен и красив. Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь. Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло. Там меха атласные лежат, Прикрывая струн певучих ряд. Там певец садится в стороне, Там плясунья пляшет при огне. В юрту мне милей войти, чем в дом, Пьяный — сплю на войлоке сухом. Князь свои дворцы покрыл резьбой, Что они пред юртой голубой! Я вельможным княжеским родам Юрту за дворцы не отдам.
Китайские императоры возле своих прекрасных дворцов ставили юрты. Классические кочевники — первые тюркоязычные гунны — предпочтение отдали степи, жизни в удобных юртах, несмотря на то, что сами могли строить прекрасные дворцы. Как пишут китайские летописцы, кочевники считали, что жить в городах — значит находиться в каменном гробу.
В юртах жили и древние тюрки — потомки легендарных гуннов. В оформление своих жилищ они включали аппликации по войлоку с изображением животных.
Исследователь Д. Пюрвеев в статье «Орнамент кочевых народов» указывает на наличие у всех кочевых народов мотивов орнамента в виде графических изображений, фантастических существ, стилизованных фигур, символических знаков, сохранившихся со времен по-
начался поздно, только в начале XX века, и проводился несистематически. Так, войлочные изделия дореволюционного периода практически отсутствуют. И в то же время современные этнографические исследования подтверждают популярность войлока в истории, культуре башкирского кочевого народа и в современном искусстве Башкортостана. Сведения о башкирском войлочном ремесле постепенно накапливаются: экспедиции Института истории, языка и литературы (фотографии узорных войлоков, зарисовки кошм); традиционный показательный процесс изготовления войлоков в Зилаирском, Абзелиловском и других районах республики на семинарах по войлоку; скопление войлочных экспонатов в фондах Башкирского национального музея, Музея археологии и этнографии города Уфы, Российского этнографического музея и др. Из устного народного творчества и башкирского фольклора мы также узнаем о том, что сама природа у башкир ассоциируется с летними кочевыми жилищами, «гостевыми» — белыми юртами. «Двенадцатикрылые» (из башкирского фольклора: 12 звеньев у остова кибиток) белые юрты выполнялись из тонкого войлока. Белому войлоку башкиры придавали культово-обрядовое значение. |
I, Так, «посадить на белый войлок», встать:, на него, «накрыть белым войлоком» и о т. д. — все эти действия с войлочными о изделиями (белыми кошмами, чепра-е ками и др.) символизировали благопо-
- лучие, удачную дорогу, для семьи — про-
е должение рода и т. д. Во многих районах
Башкирии эти традиции сохранились
до наших дней,
м Красивые белые кошмы у башкир
е: связаны с представлениями о домашнем а уюте и благополучии, высоком социаль-
- ном положении хозяев. Белый цвет юрты й олицетворял нравственную чистоту ее я жильцов. Эстетические качества белого VI войлока усиливаются его сочетанием с
- другими материалами: кожей, деревом, х металлом. В башкирской юрте эта
- связь различных материалов обяза-и тельна. Ажурная конструкция юрты, о снаружи и частично изнутри покрытая
большими кусками войлока (для удоб-п ства покрытия круглой поверхности
- они имели специальную форму), за-
р ключала в себе множество достоинств
функционального и художественного /. порядка. Обилие белого войлока в бога-о тых юртах было всегда заметным, т. к.:) зрительно расширяло ее внутреннее о пространство, чем придавало жилищу
престижность, служило знаком принад-;. лежности к высшему сословию.
![]() |
Познакомившись с различными техниками изготовления войлока, можно сделать вывод, что высокое качество и совершенство технологии производства войлока во многом обязано традиционным техниками дальнейшему их творческому переосмыслению современными мастерами-художниками при активной работе над изобретением оригинальных (нетрадиционных) приемов создания войлочных композиций и изделий декоративно-прикладного искусства.
Ярким тому подтверждением могут явиться эксперименты известных современных художников нашей республики. Например, К. Мурадов наряду с техникой нетканого гобелена умело использовал приемы росписи анилиновыми красителями по искусственному (промышленному) войлоку. Этот живописный опыт мастера по ворсистой войлочной основе нашел свою реализацию в ряде авторских «Композиций», стационарно экспонируемых во дворцах, банках г. Уфы и других общественных помещениях городов Республики Башкортостан.
Изучение этнографии, истории и культуры современных тюрков, сравнительный анализ искусства народов Азии и Европы, американских индейцев дали возможность другому самобытному мастеру Дефаку Рахмати «нащупать» верный путь восстановления утраченного было искусства ковроделия. Для всех этих народов характерно бесшовновое изо-
бражение, классический вариант мозаичного двухцветного ковра. Отмеченный чертами архаики, новый ковер художника необыкновенно интересен. Здесь применена другая технология: «картина» вкатана в однотоновую основу, и рисунок, потеряв при этом резкость очертаний, остался мягким, расплывчатым. Вот «Гуль» — словно одной линией свободно и непринужденно явил нам мастер
![]() |
![]() |
райский цветок — символ царственности. «Дерево жизни» — олицетворение жизни и неувядаемой красоты. Вековыми поэтическими преданиями воспитаны, духом предков пропитаны ковры «Степь», «Кубыз», «Сабантуй», «Шура-ленок».
Орнаменты с другими мотивами — дерево, птица, музыкальный инструмент — не только не утратили своего значения, но и обретают сегодня новый смысл. Они помогают раскрыть замысел автора, в них отразились неторопливое шествие тучных отар, бег игривых коней, дымный аромат кочевий и свист охотничих стрел. Каждый ковер — новый рассказ.
Благородство цветовой гаммы — отличительная особенность войлочных коллажей Ансара Галина.
Многообразный и уникальный по техникам художественный войлок продолжает жизнь утраченного в прошлом веке традиционного «узорного кошмоде-лия» и сегодня переживает заметный творческий подъем. Художественный войлок в руках молодых, начинающих художников становится важной и неотъемлемой частью современного художественного процесса национальной культуры и, в частности, декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан.
Благородство цветовой гаммы — отличительная особенность войлочных коллажей Ансара Галина.
Многообразный и уникальный по техникам художественный войлок продолжает жизнь утраченного в прошлом веке традиционного «узорного кошмоде-лия» и сегодня переживает заметный творческий подъем. Художественный войлок в руках молодых, начинающих художников становится важной и неотъемлемой частью современного художественного процесса национальной культуры и, в частности, декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан
Раздел 2
Искусство создания войлочных изделий: технология и художественное творчество
Из поколения в поколение передаются навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий. Сегодня этот ценный опыт перенимают не только молодые мастера из народа, но и профессиональные художники, возрождающие древнее ремесло, которое на современном этапе превратилось в настоящее искусство под названием «художественный войлок».
Данный раздел подробно знакомит с видами сырья, его свойствами, технологическими этапами изготовления войлока, необходимыми для этого инструментами и условиями, окончательной обработкой и художественной отделкой изделий из войлока. Эксклюзивный фотоматериал дает полное представление о традиционном способе войлоковаляния.
Особое внимание уделяется анализу художественно-образного решения в различных видах войлочных композиций: символико-знаковой, орнаментальной, сюжетной и абстрактной. Здесь отмечается большое значение поиска выразительного пластического решения на этапе эскизирования, сочетания традиционных и экспериментальных приемов, использования оригинальных технических эффектов в процессе создания художественного войлока, а также предлагаются интересные варианты оформления и экспозиции войлочных изделий на выставках.