Центральные органы управления горнозаводской промышленностью России во второй половине XYIII века




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО.

74
Исторический факультет.


Кафедра архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин.


КАНЦЕЛЯРИЯ ГЛАВНОГО ЗАВОДОВ ПРАВЛЕНИЯ - ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XYIII ВЕКА.


Допустить к защите:
Зав. кафедрой ___________ Дипломная работа студента Y курса Тулисова Евгения Станиславовича.


Научный руководитель
доцент Пензин Э.А.

 


Екатеринбург
1993
Дипломная работа на тему "Канцелярия Главного заводов правления - орган управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине XYIII века".

Оглавление:


Введение.................................................................................................................
1. Центральные органы управления горнозаводской промышленностью России во второй половине XYIII века......................................................................
2. Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов - орган управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине XYIII века...............................................................................................................................
2.1. Присутствие КГЗП во второй половине XYIII века, его штаты, основные функции и состояние делопроизводства.................................
2.2. Конторы, подведомственные КГЗП. Их функции, структура, штаты и взаимоотношения с другими учреждениями.............................
2.2.1. Судных и земских дел контора.......................................................
2.2.2. Ревизия свидетельства заводских счетов.......................................
2.2.3. Ротные и полицейские дела. Караванные управители. Пристанская контора............................................................................
2.2.4. Екатеринбургская заводская контора. Казначейская контора.......
2.2.5. Контора денежного дела. Горная Золотых промыслов экспедиция.............................................................................................
2.2.6. Лаборатория. Каменно-мраморные дела.......................................
2.3. Комиссии при КГЗП...............................................................................
2.4. Аптека и госпиталь................................................................................
2.5. Школы.....................................................................................................
3. Местные органы управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине XYIII века..............................................................................
3.1. Горные начальства.......................................................................................
3.1.1. Пермское горное начальство...............................................................
3.1.2. Нерчинское горное начальство...........................................................
3.1.3. Казанское горное начальство..............................................................
3.1.4. Оренбургское горное начальство........................................................
3.2. Заводские конторы......................................................................................
Заключение..............................................................................................................
Список использованных источников и литературы..............................................
Приложения.............................................................................................................
3


14

30
30
32

33
34

35
36
36
37
37

40
40
40
41
42
42
44
46
48
52

 


Введение.

Различные аспекты истории горнозаводской промышленности Урала XYIII в. - главного явления экономической жизни края, уже давно и плодотворно разрабатываются российскими исследователями. В этой области наряду с серьезными достижениями имеются и слабо изученные проблемы, именно к таким следует отнести и систему органов управления горнозаводской промышленностью XYIII в.
Изучение процесса возникновения и развития системы органов управления горнозаводской промышленностью имеет важное значение прежде всего потому, что эти органы, являясь проводниками экономической политики правительства, в значительной степени определяли темпы и направление промышленного освоения Уральского региона. В первой половине XYIII в. абсолютистское государство не только использовало свои многочисленные рычаги для опеки над развивающейся промышленностью, но и само значительно активнее, чем раньше, включилось в промышленное строительство. Степень влияния государственных учреждений (прежде всего Берг-, Мануфактур-, Каммерц-коллегии и их местных органов) на развивающуюся в России промышленность явилась одним из факторов, определяющих социально-экономическую природу русской мануфактуры.
Но если по истории создания и деятельности органов управления горнозаводской промышленностью Урала в первой половине XYIII в. мы можем назвать целый комплекс работ как дореволюционных, так и советских исследователей, то история их эволюции и деятельности во второй половине XYIII в. исследована еще явно недостаточно. А именно в этот период уральская горнозаводская промышленность переживала и успешное развитие, связанное с конъюнктурой мирового рынка и наличием дешевых и обильных ресурсов, и серьезный спад, вызванный разрушительным влиянием крестьянской войны под предводительством Пугачева, когда более одной трети промышленности было разрушено или простаивало, затем опять подъем в строительстве новых заводов и соответственно и в объеме выпускаемой продукции и в конце XYIII в. своего рода стагнацию местной промышленности, так как дальнейшее ее развитие было уже невозможно с помощью привычных методов и технологии производства, когда старая сырьевая база была практически исчерпана, в то время как в развитых странах Западной Европы производились успешные попытки интенсификации производства и перехода на качественно новую ступень развития промышленности на основе результатов промышленного переворота. Все это в совокупности с другими объективными факторами повлияло на снижение конкурентоспособности промышленности Урала и определило ее значительный упадок, продолжавшийся в течение всей первой половины XIX в. Это определило в конечном итоге и то, что Уралу больше никогда не пришлось переживать такой расцвет, как во второй половине XYIII в.
Здесь перечислены только несколько наиболее важных моментов в развитии горнозаводской промышленности Урала, ибо данная работа не преследует цели изучения самой горнозаводской промышленности, но все-таки представляется необходимым отметить несколько из них, так как на развитие промышленности большое влияние оказывает степень совершенства, оперативности и жизнеспособности органов управления этой промышленностью, и наоборот, развитие промышленности в свою очередь влияет и на органы управления ею.
В дореволюционной историографии можно выделить только две работы, которые так или иначе касались нашего региона и рассматриваемого периода. Это "Краткая история управления горною частию на Урале" П.А. Иванова, и " Краткий исторический очерк административных учреждений горного ведомства России, 1700-1900 г.г.", написанный А.М. Лоранским. Но эти две работы охватывают большой хронологический период, что не давало возможности авторам этих работ более подробно остановиться на изучаемом вопросе, и если работа П.А. Иванова посвящена только Уралу, то задача А.М. Лоранского была осложнена тем, что в своей работе он охватил очень большой регион, и вследствие этого основное внимание автор сосредоточил на центральных органах горного ведомства (Государственная Берг-коллегия, Бергдиректориум, Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате, Министерство финансов и т.д.), посвятив местным органам управления лишь небольшие справки энциклопедического характера. Однако надо отметить и очень ценные моменты: работы дореволюционных авторов насыщены сведениями о персоналиях, их личными характеристиками и деловыми качествами, что дает возможность оценить вклад того или иного деятеля, взвесив влияние субъективного фактора на деятельность того или иного госучреждения.
Что касается советской историографии, то здесь доминирующее положение занимает группа уральских историков, среди которых следует выделить работы А.Г. Козлова. Им опубликован цикл статей, посвященных широко известному среди историков фонду 24 "Уральское горное управление" Госархива Свердловской области, в которых изучены постановка делопроизводства в органах управления, дается оценка целого ряда документов как исторических источников, установлены переименования органов и т.д. Некоторые аспекты и периоды деятельности органов управления горнозаводской промышленностью Урала в изучаемый период затронуты в статьях Э.А. Пензина. В то же время следует отметить, что в работах советских почти нет места персоналиям, и складывается такое впечатление, что историю творила безликая масса, но ведь и масса это тоже совокупность многих тысяч людей.
В этой связи представляется необходимым в данной работе помимо характеристики эволюции аппарата управления, остановиться поподробнее на отдельных людях, в разное время возглавлявших Канцелярию Главного заводов правления, подведомственные ей Горные начальства, а также отдельных членов присутствий этих органов, так как, надо прямо сказать, наша советская историография мало знакома с этими людьми. Исключение составляют только В.Н. Татищев и Вильгельм де-Геннин как пионеры горного дела на Урале, а такие люди как Никифор Клеопин, Игнатий Юдин, А.Г. Щербинин и многие другие незаслуженно обойдены вниманием, в то время как от них во многом зависел и успех, и неудачи в управлении не только горнозаводской промышленностью Урала, но и нашего края в целом на протяжении второй половины XYIII в., поскольку специфика развития Урала такова, что горнозаводская промышленность стала господствующей отраслью, и ее органы управления нередко главенствовали и могли диктовать условия органам других, менее важных ведомств.
Нельзя не упомянуть еще одного крупного исследователя истории металлургической промышленности России Н.И. Павленко. В его фундаментальной монографии, одна глава посвящена управлению этой промышленностью. В специальном разделе, посвященном Уралу, он отмечал, что управление горного начальства Урала было "более конкретное и жизнеспособное, так как основывается на знании местных особенностей работы каждого предприятия." Здесь он также дает анализ очень важным проектам В.Н. Татищева, таким как "Проект заводского устава", "Проект горного устава", и "Наказ шихтмейстеру", которые хотя и не были утверждены правительством, но имели важное практическое значение и являлись руководством, хотя и неофициальным, на протяжении всего XYIII в., а с 1734 г. по этим проектам Сибирский обербергамт стал называться Канцелярией Главного заводов правления, а Казанский, Нерчинский и Пермский бергамты - горными начальствами, и эти названия сохранились вплоть до 1802 г., с перерывом с 1781 по 1797 г.г., когда Канцелярия была упразднена, а управление "горною частию" перешло в руки Горной экспедиции при Пермской губернской казенной палате.
Таким образом из вышеупомянутого становится ясно, что органы управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине 18 в. по существу слабо исследованы и цель данной работы заключается в том, чтобы на примере Канцелярии Главного заводов правления,как наиболее яркого в структурном и иных отношениях для рассматриваемого периода учреждения, проследить эволюцию аппарата управления горнозаводской промышленностью на Урале во второй половине 18 в. Для более полного представления о функционировании этого аппарата необходимо осветить структуру, штаты Канцелярии и подведомственных ей учреждений и изменения в них, постановку делопроизводства, подбор кадров, источники поступления финансов, взаимоотношения и способы урегулирования конфликтов между казенными и партикулярными ведомствами и ряд других вопросов.
При написании работы автором были использованы две группы источников. К группе опубликованных источников можно отнести законодательные акты второй половины 19 в., сосредоточенные в Полном собрании законов Российской империи. Анализ указов, касающихся учреждения органов управления горнозаводской промышленностью / как центральных, так и местных учреждений /, их реорганизаций и ликвидации, позволяет в полной мере изучить их структуру и штаты, способ и методы управления промышленностью, а также оптимальность выбранных форм. На основании указов о назначении, перемещении и повышении должностных лиц можно судить о квалификации и профессиональной пригодности людей, осуществляющих руководство центральным и местным аппаратом управления, хотя стремительная карьера и присуждение наград не всегда являются показателем этого. Поэтому, чтобы проанализировать ход событий, последовавших за этими указами, иначе говоря истинную историческую картину, которая не всегда совпадает с тем что задумывалось, и вносит свои коррективы, автором была привлечена вторая группа источников - архивные материалы, отложившиеся в делопроизводстве Канцелярии Главного заводов правления и подведомственных ей учреждений. Эти источники несут в себе информацию о повседневной жизни аппарата управления,ссорах и сплетнях среди руководства,ходе исполнения указов и распоряжений, объеме выпускаемой продукции, одним словом охватывают весь спектр жизни горнозаводского Урала 18 в. Эти материалы сосредоточены в фонде № 24 " Уральское горное управление ", представляющем неисчерпаемый кладезь для изучения истории нашего края. Автором были использованы большой комплекс документов, ранее не использованных. Это прежде всего протоколы Канцелярии, а также указы Правительствующего Сената и Берг - коллегии.Вышеперечисленные виды документов внесены в описи № 1 и № 12 фонда 24 Госархива Свердловской области.
Цели, наличие источников и литературы определили и структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений. Основная часть включает в себя три главы. Первая вводная глава называется "Центральные органы управления горнозаводской промышленностью России во второй половине XYIII в." В ней дается краткий обзор их развития и функционирования. Вторая глава посвящена Канцелярии Главного заводов правления и содержит разделы, отражающие ее структуру, функции, штаты и состояние делопроизводства. Третья глава содержит сведения о местных органах управления - Горных начальствах и заводских конторах. Таким образом, структура работы позволяет проследить трехзвенность аппарата управления горнозаводской промышленностью на Урале (Канцелярия - Горные начальства - заводские конторы). Приложения содержат в основном схемы аппарата управления, которые позволяют наглядно представить все звенья системы на протяжении изучаемого периода.


Центральные органы управления горнозаводской промышленностью России во второй половине XYIII в.


Мысль о создании специального учреждения, курировавшего горнозаводскую промышленность всей России, вынашивалась практиками горно-металлургического дела задолго до учреждения Берг-коллегии. С проектами в Сенат обращались и И. Блиер, и Люберас. Это был период, когда проводилась общая теоретическая подготовка к проведению реформы центрального административного аппарата России в 1718-20 г.г. Опубликованная 10 декабря 1719 г. Берг привилегия являлась плодом большой творческой работы и коренной переделки проектов с целью их приспособления к русским условиям и стала важнейшей вехой в истории горного законодательства России.
Горный манифест перечислял ряд конкретных мероприятий, которые должны были помочь промышленникам реализовать полученные привилегии. К ним относилось учреждение Берг-коллегии и запрещение представителям местной администрации вмешиваться в рудокопные дела. Осуществление намеченной Берг привилегией промышленной программы возлагалось на "особливой Берг-коллегиум", находившийся в Санкт-Петербурге, и определенных от него берг-офицеров в Москве, Сибири и Казани. Берг-коллегия, как учреждение, курировавшее отрасли, пользовавшиеся особым попечительством Петра I, осуществляла заботу об обеспечении предприятий и рудников рабочей силой путем приписки к ним государственных крестьян, а также должна была "ведать рудокопными заводами и прочими ремеслами".
В августе 1719 г. Берг- и Мануфактур-коллегии обнародовали перечень ремесленников, которым надлежало зарегистрироваться в коллегии. Основные обязанности Берг-коллегии были изложены в Берг привилегии. Определяющим признаком подведомственности предприятий и предпринимателей являлась разработка полезных ископаемых: металлов и руд.
16 февраля 1720 г. в Коллегию были переданы Монетный и Денежный дворы и право производить судебные разбирательства всех дел, связанных с фальшивомонетчиками и лицами, препятствовавших поискам руды. Уточнение компетенции Берг-коллегии проходило под знаком освобождения ее от обязанностей, не связанных с управлением металлургической промышленностью. В 1722 г. Мануфактур-коллегия была отделена от Берг-коллегии. В 1727 г. Сенат изъял денежные дворы из-под управления Берг-коллегии и взял их под свое попечение, а дела, связанные с фальшивомонетчиками передал Московской монетной конторе. Таким образом, отчетливо область компетенции Берг-коллегии определилась только в 1728 г., когда ей удалось разгрузиться от той части работы, которая не имела непосредственного отношения к горнорудному делу.
В 1731 г. Берг-коллегия объединилась с Каммерц-коллегией и Конторой мануфактур, и возглавил ее, став президентом, тайный советник Александр Нарышкин.
В объединенной коллегии дела распределялись по трем экспедициям: "1) к коммерции принадлежащие, 2) горные и минеральные, 3) фабрики и мануфактуры..." По этим экспедициям распределялись особые члены и приказные служители.
Монетное дело теперь было за пределами компетенции Берг-коллегии. Его курировали другие учреждения. В 1734 г. Монет-контора стала называться Монетной канцелярией, а управление монетным делом преобразовалось в Канцелярию монетного правления во главе с Главным директором.
В 1736 г. Государственная Берг-коллегия была упразднена, а управление "горною частию" было передано в руки Генерал Берг-директориума, который учреждался на правах коллегии, не был подотчетен Сенату и зависел непосредственно от императора. Во главе его встал президент, генерал Берг-директор Шемберг, вызванный фаворитом императрицы Бироном из Германии. При нем коллегиальное управление сменилось единоначалием, а фактически полным и безграничным самовластием генерал Берг-директора. При таких обстоятельствах стали возможными злоупотребления Шемберга, что отразилось и на положении дел в горнозаводской промышленности Урала.
Генерал Берг-директориум начал свою деятельность в августе 1736 г. Его функции были сформулированы в Берг регламенте, опубликованном 3 марта 1739 г. Здесь свое дальнейшее развитие получила Берг привилегия 1719 г., крупным промышленникам были дарованы новые уступки. Было обещано "охочим людям отводить места... сколько к которому заводу за потребно принять будет и сверх определенного... Берг привилегией расстояния...", а также ликвидировалось преимущественное право вотчинника на разработку полезных ископаемых на своей земле.
Берг Регламент закрепил первенство за промышленником и рудоискателем, которым гарантировалась неприкосновенность вложенных в промышленность капиталов, и по нему должны были регулироваться взаимоотношения между промышленниками и правительством. Преимущество отдавалось развитию частной промышленности, и начиная с 1739 г. казенные заводы стали передаваться в партикулярное владение, что продолжалось вплоть до 1781 г. При составлении и воплощении в жизнь Берг регламента ярко проявилось влияние немецкого засилья и "бироновщины".
Елизавета Петровна, взойдя на престол, объявила, что будет действовать по примеру своего отца - Петра Великого, и 7 апреля 1742 г. вышел сенатский указ об упразднении Генерал Берг - директориума и восстановлении Государственной Берг -коллегии, причем действовала она уже отдельно от Мануфактур-коллегии.
В Берг-коллегии для решения всех вопросов учреждалось присутствие в составе президента, вице-президента, двух советников и двух асессоров.
Президентом Берг-коллегии стал генерал-майор артиллерии Антон Федорович Томилов и пробыл на этом посту вплоть до своей смерти в 1753 г. А.Ф. Томилов был хорошо знаком с горным делом, т.к. довольно длительное время служил на Урале.
После его смерти Коллегию возглавил генерал-майор (с 1756 г. тайный советник) Опочинин, а с 1760 г. действительный статский советник Иван Андреевич Шлаттер.До этого назначения он состоял в должности Главного судьи Монетной Канцелярии. В 1754 г. именно по его инициативе Монетная Канцелярия была переведена в Петербург, а в Москве осталась Монетная контора. В 1756 г. по предложению Сената И. А. Шлаттер составил записку "о лучшем устройстве Нерчинских и других сереброплавиленных заводов за исключением Колывано-Воскресенских заводов, а также находящихся близь Екатеринбурга и на Воицком руднике...", поэтому эти заводы вышли из ведомства Берг-коллегии и были переданы в ведение особой Экспедиции под руководством И. А. Шлаттера.
Возглавив Берг-коллегию он оставался параллельно Главным судьей Монетной Канцелярии и заведующим Экспедицией над Нерчинскими заводами, поэтому для удобства и "скорейшего исполнения дел" И.А. Шлаттер обратился в Сенат с рапортом о перемещении Берг-коллегии из Москвы в Петербург, где находилась Монетная Канцелярия. Сложилась такая ситуация, когда управление монетным делом и Берг-коллегией сосредоточилось в одних руках, поэтому стало возможным упразднить особую Экспедицию, контролировавшую Нерчинские сереброплавильные заводы, а ее функции передать в Берг-коллегию.С этого времени управление горным и монетным делом всегда оставалось в одних руках, для чего при Берг-коллегии учреждался Департамент по монетным делам.
В конце царствования Елизаветы Петровны, в связи с падением рентабельности казенных заводов, встал вопрос о передаче их в частное владение знатным особам Российской империи (граф П.И. Шувалов, граф Ч.Г. Чернышев, граф М.Л. Воронцов и др.). Примечательно, что эти заводы продавались не по той цене, по которой они обошлись казне, а со значительной уступкой. С 1754 по 1763 г.г. было построено 42 частных завода, но эта попытка не исправила положение в промышленности, так как новоявленные владельцы больше думали о закреплении за собой обширных земель и приписных крестьян, чем о серьезном развитии промышленности.
В 1763 г. были составлены новые штаты для многих учреждений центрального аппарата управления России, в т.ч. и для Берг-коллегии, которые значительно возросли. Теперь в присутствие Коллегии входили президент, вице-президент, два коллежских советника, прокурор, два надворных советника, асессор, секретарь, казначей, камерирер, архивариус и комиссар. Кроме того к Берг-коллегии были определены делопроизводственный персонал и группа технических специалистов: маркшейдер с помощниками, обер берг-пробирер, берг-пробирер с помощниками, шихтмейстеры с помощниками плюс вардеин Монетного двора, медальеры, пробирные и разные мастера, которые числились при Монетном департаменте.
К 1763 г. проявилась несостоятельность попытки передать казенные заводы в частные руки. Гороблагодатские и Камские заводы графа П.И. Шувалова за долги были переданы обратно в ведение Берг-коллегии. Постепенно к этому результату пришли и граф М.Л. Воронцов, и граф И.Г. Чернышев, и владельцы Ягужинские, и ряд других несостоявшихся заводчиков.
В 1767 г. президент Берг-коллегии И.А. Шлаттер подал в отставку по состоянию здоровья, и на этом посту его сменил граф Апполос Эпафродитович Мусин-Пушкин. До этого он состоял в должности прокурора, был членом присутствия Канцелярии Главного заводов правления в Екатеринбурге и вице-президентом Берг-коллегии. После его смерти в 1771 г. "главным Берг-коллегии командиром" стал обер прокурор Сената Михаил Федорович Саймонов. При его содействии и активном участии в 1773 г. в Петербурге было основано Горное училище, которое подготовило немало выдающихся горных деятелей своего времени. У М.Ф. Саймонова "за старостию лет" было слабое здоровье, поэтому в 1776 г. он отправился на лечение за границу, а в 1781 г. подал во временную отставку для поправки здоровья, и чтобы в работе Берг-коллегии "никакой остановки не было", на посту президента его заменил сенатор, тайный советник Иван Иванович Рязанов, но пробыл на этой должности недолго, т.к. согласно "Учреждения для управления губерниями Всероссийской Империи" 1775 г. в 1781 г. управление горными делами было передано Казенным палатам, контроль над которыми осуществляла Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате. Позже из этой экспедиции выделилось еще три. Таким образом, Казенные палаты находились уже в подчинении четырех экспедиций: 1) о государственных доходах; 2) о расходах; 3) о счетах; 4) о недоимках. Все четыре экспедиции находились в ведении Государственного Казначея.
В такой ситуации Берг-коллегия потеряла свое прежнее значение, и в 1782 г. вышел указ Сената "чтоб Казенные палаты не отсылали в Берг-коллегию принадлежавших ей доходов...", а в 1783 г. вышел еще один указ: 1) об оставлении Берг-коллегии до 1 мая 1784 г. для решения старых дел; 2) о передаче Горного училища в ведение Петербургской казенной палаты; 3) об оставлении Монетного департамента пока на прежнем основании, для чего при Берг-коллегии была оставлена только одна экспедиция в составе секретаря и нескольких служащих.
В 1783 г. из Экспедиции о государственных расходах выделилась особая Экспедиция для горных дел, которая контролировала поступление и распределение доходов по горному ведомству. Эта экспедиция учреждалась при Третьей экспедиции для свидетельства счетов и возглавлялась ее управляющим. Для производства дел при этой экспедиции в присутствие определялись советник, столоначальник и бухгалтер, а также штат делопроизводственного персонала и два берг-офицера для проверки проектов и планов, присылаемых с мест.
Кроме того, в 1782 г. был опубликован Манифест Екатерины II, согласно которому права на поверхность земли отождествлялись с правами на ее недра, т.е. права, дарованные Петром I в Берг привилегии 1719 г., были практически ликвидированы.
Таким образом, управление горным ведомством посредством Казенных палат явилось еще одним неудачным экспериментом правительства, что в конечном итоге вызвало упадок промышленности. Проанализировав сложившуюся ситуацию, согласно указу от 19 ноября 1796 г., было решено восстановить Берг-коллегию в тех правах, которыми она пользовалась до 1775 г., исключая преимущества, дарованные знати Дворянской грамотой и Городовым положением. До предоставления нового проекта, в Берг-коллегии действовали штаты 1763 г.
По этому указу Нерчинские заводы передавались в ведение Берг-коллегии, а Экспедиция о государственных расходах при Сенате и Экспедиции для горных дел при Казенных палатах упразднялись.
15 декабря 1796 г. состоялось открытие Государственной Берг-коллегии, президентом которой стал действительный статский советник Андрей Андреевич Нартов, а возглавил дирекцию, став Главным наблюдателем, бывший президент действительный тайный советник М.Ф. Саймонов. А.А. Нартов до этого времени был сначала членом Берг-коллегии, а потом вице-президентом, и когда М.Ф. Саймонов был "в отлучке от дел ", он исполнял его функции. А.А. Нартов по мнению А.М. Лоранского был одним из просвещеннейших людей своего времени и выдающимся горным деятелем.
В1797 г. штаты Берг-коллегии и монетного Департамента значительно возросли, но была упразднена положенная по штату 1793 г. лаборатория, функции которой были переданы Горному училищу. В этом же году Коллегии были возвращены права на выдачу патентов на производство в чины до штаб-офицеров.
Восстановление Берг-коллегии положительно сказалось на дальнейшем развитии металлургической промышленности России. По данным М.Ф. Саймонова к 1798 г. прибыль от казенных и частных заводов увеличилась на полмиллиона рублей по сравнению с 1796 г. На этом М.Ф. Саймонов не остановился, он подал в Сенат проект преобразования некоторых частей горного управления, но этот проект не был сразу внедрен в жизнь. Требовалось узнать мнение специалистов на местах, т.к. правительство уже приобрело печальный опыт скоропалительных необдуманных решений.
Состояние здоровья М.Ф. Саймонова все больше ухудшалось и в 1799 г. он попросил отставки, но правительство сочло это несвоевременным, ценя большие его заслуги и не найдя замены для него. За большой вклад на своем поприще М.Ф. Саймонов был награжден высшим орденом России, орденом Андрея Первозванного. Но силы его к сожалению были уже не те, он все чаще подавал прошения об отставке, и в 1801 г. правительство пошло ему навстречу и удовлетворило его просьбу.
В 1798 г. последним президентом Берг-коллегии был назначен сенатор, тайный советник Александр Васильевич Алябьев, который пробыл в этой должности вплоть до упразднения Коллегии в 1802 г., Функции которой были переданы вновь учрежденному Министерству финансов.
В системе реформированного в начале XVIII в. центрального аппарата России не было ни одного учреждения с такой развернутой сетью местных органов, которыми располагала Берг-коллегия. Это связано с тем, что металлургические предприятия строились непосредственно у источников сырья, отдаленность которых требовала создания посредствующих органов, осуществляющих опеку над частными и казенными предприятиями и приписными к ним крестьянами.
Местные органы были созданы в первую очередь в уже сложившихся центрах металлургической промышленности: Москве (Московский обербергамт), штат которой состоял из бергауптмана, обер бергмейстера, обер цегентнера (сборщика налогов), секретаря, маркшейдера, механика и делопроизводственного персонала. В1731 г. он вошел в состав Московской конторы Каммерц-коллегии. В1736 г. вновь выделился под названием Московской конторы Генерал Берг-Директориума. Кроме того он подвергался изменениям в связи с переездами правительства, вливаясь в состав Берг-коллегии, Казани (Казанский бергамт учрежден в 1720 г., а с 1734 г. стал называться Казанским Горным начальством и из ведения Каммерц-коллегии перешел под руководство КГЗП в Екатеринбурге), Нерчинске (Нерчинский бергамт), Екатеринбурге и Кунгуре (Сибирский обербергамт, который был важнейшим местным органом Берг-коллегии,т. к. Именно на Урал переместился центр металлургической промышленности). Затем, по мере освоения новых промышленных районов или приема заводов из других ведомств, возникали новые горные начальства. Таковы Томское Горное начальство, Архангелогородская берг-контора и Канцелярия Олонецких заводов, перешедшая в подчинение Берг-коллегии вместе с переданными Адмиралтейством заводами в 1727 г. Кроме того в подчинении Берг-коллегии находились Петербургская берг-контора (в 1730 г. переименована в Берг-комиссарство; в 1742 г. опять реорганизовано в Берг-контору, в чье ведение через год перешла Канцелярия Олонецких заводов, а задачи были расширены), Пермский бергамт (находился в подчинении Сибирского) и так называемая Экспедиция следствия казенных заводов, которая ведала частными делами Шемберга и была ликвидирована в 1742 г.
Функции местных учреждений были однотипными и заключались в контроле над частными заводами, сборе десятинного налога, в их задачи входили также розыск руд и мест для строительства новых заводов, управление приписными крестьянами, некоторые из них занимались торговой деятельностью (Петербургская берг-контора). Общей проблемой для них являлась острая нехватка квалифицированных кадров и противоборство со стороны частных заводчиков, пытавшихся уйти от налогов.
Местные органы посылали в Берг-коллегию рапорта и доношения, получая оттуда указы. Между собой при равенстве статуса имели сношения промемориями.
Таким образом, организация Берг-коллегии проводилась в общем плане проведения реформы центрального аппарата России. Берг-коллегия стала исполнительным органом в проведении промышленной политики правительства, изложенной в Берг привилегии 1719 г. и Берг Регламенте 1739 г. Политические и экономические изменения в стране сказывались и на ее учреждениях. За время своего существования Берг-коллегия при относительной устойчивости коллегиальной системы управления, претерпела семь серьезных реорганизаций: в 1722 г. выделилась Мануфактур-коллегия, в 1731 г. слита с Мануфактур-конторой и Каммерц-коллегией, в 1736 г. восстановлена под вывеской Генерал Берг-директориума, в 1742 г. возобновила свое существование на прежних основаниях, в 1763 г. утверждены новые штаты, в 1781 г. упразднена и наконец в 1796 г. восстановлена в правах 1775 г.
Перестройка работы в соответствии с обстановкой свидетельствовала о гибкости коллегиальной системы в целом, а восстановление Берг-коллегии утверждало о жизнеспособности идеи создания специального учреждения по управлению определенной отраслью хозяйства. Вместе с тем история Берг-коллегии показывает, как по мере укрепления этого учреждения и его местных органов росло их влияние на развитие промышленности.

 

Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов - орган управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине XYIII века.


Орган управления горнозаводской промышленностью на Урале получил название Канцелярии Главного заводов правления (КГЗП) 8 октября 1734 г. и носил это название вплоть до ноября 1781 г., когда управление горными и заводскими делами на Урале было передано в Пермскую казенную палату. Уральское горное управление до 1886 г. носило коллегиальный характер и подчинялось председателю, чаще Главному командиру или начальнику всех подведомственных казенных заводов, т. е. органы управления горнозаводской промышленностью Урала, сложившиеся в первой четверти XVIII в. действовали без существенных изменений весь XVIII в. После В.Н. Татищева во главе управления Уральскими заводами были либо члены КГЗП (по старшинству), либо особо назначенные Берг- коллегией начальники (граф Апполос Мусин-Пушкин, генерал-майор Ирман, полковник Бибиков, князь Енгалычев и др.)
Канцелярия имела множество различных по своему характеру функций, к которым относилось: управлять горными, заводскими, земскими и полицейскими делами, контролировать приход и расход денежной казны, металла и припасов, регулярно собирать десятину с партикулярных заводчиков, отводить рудники, леса и места под строение новых горных заводов и многие другие функции. Для их выполнения в первой половине XVIII в. была создана и постоянно совершенствовалась и корректировалась обширная система различных учреждений, контор, экспедиций и повытий, и если рассматривать их в целом, то можно выделить три ступени учреждений в зависимости от своих функций, положения в структуре аппарата управления и т. д. К первой ступени относилась КГЗП, которая управляла заводами и рудниками " со всеми принадлежностями " на огромной территории, включая Сибирь, Южный и Средний Урал, Прикамье, и Среднее Поволжье. По своему положению она приравнивалась к губернским канцеляриям и имела с ними сношения промемориями. К учреждениям второй ступени относились Горные начальства, которые подчинялись непосредственно Канцелярии и посылали туда доношения и рапорты, получая в свою очередь указы. Исключение составила Канцелярия Нерчинского Горного начальства, которой в связи с передачей Нерчинских сереброплавильных заводов в ведение особо учрежденной Сенатом экспедиции, по указу из этой экспедиции от 21 марта 1760 г. предписано было иметь сношения с КГЗП промемориями, а не доношениями,но это фактически означало выход Нерчинского Горного начальства из подчинения Канцелярии. Низшую ступень в этой структуре формировала густая сеть заводских контор, которые были на каждом крупном заводе.
Выяснив положение определенного органа в трехступенчатой структуре управления горнозаводской промышленностью Урала, мы можем рассмотреть, какие именно учреждения находились в подчинении КГЗП.
КГЗП как государственное учреждение состояла из двух час<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: