Русский вальс - танец чувств и настроения




ВАЛЬС О ВАЛЬСЕ

Заочное путешествие в «музей вальса».

Фоторепортаж с лекции - концерта в библиотеке «Фолиант» МБУК

«Библиотеки Тольятти»

Сотни композиторов сочиняли вальсы. Написано их много - десятки тысяч, может быть, даже миллион, никто и нигде этого не подсчитал. Но представьте себе, что существует некий «музей вальса». Именно туда читатели библиотеки «Фолиант» и отправились на экскурсию 6 августа 2019 года вместе с тольяттинской исполнительницей Фридой Красильниковой, активистом библиотечного литературного клуба «Прикосновение».

В ходе литературно - музыкальной композиции, посвященной вальсу - вечному символу романтизма, живому, поэтичному, гибкому, нежному танцу, Фрида Ивановна познакомила публику с наиболее интересными «экспонатами». Среди них - вальс «Весенние голоса» и вальс из оперетты«Летучая мышь» «короля венского вальса» Иоганна Штрауса, «Вальс» Александра Грибоедова и «Меланхолический вальс» Александра Даргомыжского, «Осенний вальс» Арибальда Джойса, «На сопках Маньчжурии» Ильи Шатрова и «Вальс» Хуснуллы Валиуллина.

Итак.

 

История возникновения танца

 

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой. («Евгений Онегин» А.С. Пушкин)

 

Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь, потому что человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедшие до нас творения живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа.

И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец - неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Танцевать без музыки - всё равно, что плавать без воды. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют - на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественных церемониях.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреный аккомпанемент самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до наших дней.

 

Вальцер и роллер, дойчер, и лендлер, шпиннер и шляйфер…

 

Интересна судьба австрийского танца Лендлера. Этот парный круговой 3-хдольный танец получил свое название от австрийской области Ландаль. В начале XIX века он переселился из сельской местности Австрии и Германии в городские залы. Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый вальс.

Нет танцев вечных. Рано или поздно их ритмы отстают от стремительного бега жизни. Прошло и время вальса. Его совсем мало танцуют, и то не в быту, а как бальный танец. И всё же он жив. Его сохранила для человечества классическая музыка. Запечатлев, с помощью вальса свою эпоху - золотой для музыки XIX век, она подняла расхожие, бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но и помогает увидеть ценность его творений.

Фортепианные вальсы Шопена, Шуберта, Листа, симфонические «Вальс - фантазия» Глинки, балетные и симфонические вальсы Чайковского и Прокофьева, а также различные обработки для многих популярных инструментов - всё это принадлежит сокровищнице музыкальной классики.

Вальс, по-немецки «вальцер», что значит «вращательный», «танец - вращенец». У немцев в старину этот же танец назывался ещё и «роллер» - «круженец» или «дреер» - «вертенец». Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что, по давнему своему происхождению - это немецкий крестьянский танец. Между прочим, его когда-то так и называли: «дойчер» - «немецкий» или «лендлер» - «крестьянский».

Вот ещё два любопытных названия вальса: «шпиннер» - «прядильщик» и «шляйфер» - «точильщик». Тоже ведь на вращательные движения намекают. Но в этих названиях интересная особенность есть - они подражательные. Движения вальса, выходит, когда-то подражали труду прядильщика, точильщика. Людям, оказывается, удовольствие доставляет повторять в танцах движения, которые они видят вокруг себя. В конце концов, все названия забылись, осталось одно - вальс нежный и поэтичный танец, который танцуют парами, кружась.

 

Европейское признание

Путь вальса к всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню и прижимал к себе… Ужасно! Как сказал один французский журналист, «предел непристойности и скабрезности».

Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс больше десяти минут. В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина Вторая, а при Павле Первом опубликовали полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой».

Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате, «наподобие эпидемии насморка». Микроб вальса оказался ужасно заразным.

Конец XVIII века. Вена - столица Австрии. На престоле - …неважно, как звали императора, по-настоящему на престоле вальс. Вальс танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт, тоже венец, смеется: «Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий». Заезжий иностранец отмечает в дневнике: «Весь город от прачки до вельможи кружится, в вальсе какая - то танцевальная болезнь!».

Вскоре, в XIX веке, эпидемия под названием «вальс», охватила весь мир. Что чувствовали заболевшие вальсом? Легкое головокружение, ощущение счастья, какое-то поэтическое забытье. И упорное нежелание лечиться. Более того, нашлись композиторы, которые сделали всё возможное для всемирного распространения вальса.

 

Русский вальс - танец чувств и настроения

 

Для русских композиторов вальс - это не только танец, но и способ передачи различных чувств и настроений.

(Звучит «Меланхолический вальс» А.Даргомыжского).

 

Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами. Образцом может служить «Вальс» русского драматурга, поэта и музыканта А.С. Грибоедова. По сути, этот вальс - первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам. Он популярен, у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки. Итак, звучит «Вальс» А. Грибоедова.

(звучит «Вальс» А.С. Грибоедова)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: