Сельское поселение как объект муниципального образования




 

Сельское самоуправление занимает особое место в общей системе местного самоуправления. Сельское поселение, как и городское, представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая функционирует и развивается в рамках государственной и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства.

Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельском поселении в условиях перехода к рыночным отношениям аналогичны городским и направлены на повышение качества жизни сельского населения. В то же время, сельские поселения существенно отличаются от городских. Эти различия существенно влияют на систему муниципального управления сельским поселением.

 

Характер расселения: рассредоточенность, преобладание частного односемейного жилищного фонда     Социально-демографическая структура населения, более низкий уровень жизни, образования и квалификации
Худшая транспортная доступность и обеспечение современными средствами связи   Специфические способности   Более значительная роль исторических, культурных, сословных традиций.
             
Характер местной экономики: земля как природный ресурс, значительная роль личного хозяйства в производстве продукции, сезонная занятость, высокая зависимость от природно-климатических условий       Специфика форм человеческого общения(все друг друга знают)
           
      Более низкий уровень инженерной и социальной инфраструктуры поселения
               

Рис. 1 - Специфические особенности сельских поселений


В сельском поселении добавляется комплекс факторов, усложняющих общий ход развития.

Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть сформулированы следующим образом (рис. 2).

 

    Задачи    
Содержание и развитие социальной сферы поселения   Поддержка сельскохозяйственного производства и агропереработки.   Регулирование землепользования, планировки и застройки поселений   Содержание и развитие инженерной инфраструктуры поселений и сферы обслуживания.
Улучшение возможностей получения медицинской помощи, образования, пользования учреждениями культуры и спорта   Развитие экономической и финансовой базы сельских поселений   Улучшение условий расселений, жилищных условий, комфортности поселений   Улучшение обеспечения населения соответствующими услугами
  Организация самоуправления, вовлечение активной части сельских жителей в процесс муниципального управления  

Рис. 2 - Основные задачи муниципального управления в сельской местности

 

В настоящее время сложились разные системы местного самоуправления в сельской местности, опирающиеся на одну из трех моделей:

− глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию; работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель;

− глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления; руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе;

− глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

В соответствии с этими моделями сложились следующие типы организации местного самоуправления на сельских территориях:

− сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;

− сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город - район»;

− сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;

− сельские округа или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями;

− сельские округа, не являющиеся муниципальными образованиями;

− сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов; в таких сельских населенных пунктах обычно избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

Система местного самоуправления в сельской местности кардинальным образом изменилась после вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Закон предусматривает осуществление во всех субъектах РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности - поселений и муниципальных районов.

Федеральный закон № 131-ФЗ четко разграничил вопросы местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями и закрепил за каждым уровнем соответствующее имущество и источники доходов.

Большое значение имеет изучение муниципальной социальной политики в сельской местности. Современная ситуация в социальной сфере в сельской местности существенно уступает городской.

В свете решений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная политика в сельской местности должна быть переориентирована на достижение следующих целей:

. Развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы.

. Создание социальных и экономических основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

. Расширение рынка труда в сельской местности путем создания условия для развития сельскохозяйственного производства и роста доходов сельских жителей.

. Создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.

Реализация этих целей возможна только при условии решения таких задач, как повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест; стимулирование привлечения и закрепления выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений в сельской местности; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, повышение качества образования; активизация культурной деятельности на селе и ряда других.

Поставленные задачи могут быть успешно решены, если, прежде всего, будет приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях. Необходимо разработать эффективный экономический механизм, обеспечивающий содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований.

Важную роль должно сыграть повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа. И, наконец, большое значение имеет формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

Многие из выполняемых ныне функций не включены в перечни вопросов местного значения и приобретают статус государственных полномочий, например вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также финансирование расходов на обеспечение образовательного процесса.

За сельскими поселениями в социальной сфере закрепляются вопросы, не требующие крупных затрат:

− организация библиотечного обслуживания сельского населения с помощью библиотечного коллектора муниципального района;

− создание условий для организации досуга и обеспечения сельских жителей услугами организаций культуры;

− выявление условий для массового отдыха сельских жителей и благоустройство мест массового отдыха;

− оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных районов в установлении опеки и попечительства нуждающимся жителям.

Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ существенно меняет концепцию местного самоуправления в России и требует дополнительного осмысления и изучения. Прежде всего, назрела настоятельная необходимость конкретизации форм и содержания деятельности сельских органов местного самоуправления в социальной сфере.

Органы сельских муниципальных образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы в качестве составной части комплексных планов социально-экономического развития территорий. В местных бюджетах утверждаются расходы на содержание и развитие социальной сферы.

В настоящее время необходимо наполнить конкретным содержанием такие полномочия в социальной сфере местной администрации сельского поселения как:

− организация и координация работы учреждений социально-культурного назначения с учетом национально-культурных традиций населения;

− налаженность трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;

− обеспечение занятости населения оплачиваемых общественных работ по благоустройству;

− содействие устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

− получение от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведений о высвобождении работающих и др.

Для повышения качества жизни в сельской местности и, следовательно, для организации муниципального управления решающее значение имеет экономическая деятельность. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой государства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: