ТИПЫ ВИДОВЫХ ПАР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.




В современном русском языке выделяются три общих типа видовых корреляций с точки зрения вариантов содержательной соотнесенности глаг. СВ и НСВ в пределах категориального диапазона семантики вида [см.: 610, 611].

П е р в ы й т и п корреляций представляют видовые пары глаг., различающихся значениями завершённости и незавершённости (протекания, процессности) единичного действия. Это основной тип видовых пар, в нём можно выделить пять содержательных разновидностей.

1.1. Решать (задачу) – решить, готовить (обед) – приготовить, открывать (окно) – открыть, сжигать (листья) – сжечь; садиться – сесть или щенитьсяощениться, сохнуть – высохнуть, вытекать – вытечь и под. Такие глаг. обозначают предельные процессы [см.: 570]. Глаг. НСВ отражают их как стремящиеся к достижению предела, а глаг. СВ – как достигшие предела и исчерпавшие себя. Подобные видовые пары Е.В.Падучева называет предельными. Они составляют ядро видовых корреляций и категории вида в целом.

1.2. Увеличивать – увеличить, суживать – сузить, повышать – повысить, а также подрастать – подрасти, полнеть – пополнеть, теплеть – потеплеть, белеть – побелеть и др. Данные видовые пары обозначают динамические процессы-состояния, связанные с количественными изменениями, происходящими в объекте (увеличивать) или в самом субъекте (полнеть). Любая по времени длительность данного процесса приводит к достижению количественного результата, фиксируемого ‘на глаз’ или же при помощи соответствующих единиц измерения, например: подниматься (об уровне воды) – подняться (на метр), теплеть – потеплеть (на два градуса), полнеть – пополнеть (на килограмм).

Словоформы НСВ отражают динамику процесса, связанного с количествен­ным изменением в объекте или субъекте, а словоформы СВ отражают фикси­руемый результат этого изменения. Те параметры, через которые проходит ко­личественное преобразование предмета, представляют собой определенные пределы, которых достигает действие в очередной момент развития. По отно­шению к данному параметру - пределу действие является законченным; оно достигло этого предела и при этом может продолжать свое развитие, достигая следующего количественного предела. Особенность этих глаголов (и процессов) А. В. Бондарко связывает с понятием относительного предела, в отличие от абсолютного предела, выражаемого глаголами типа решить. Подобные глаг. являются по существу полипредельными. М. Я. Гловинская предлагает следующий критерий обнаружения данной разновидности видовых пар – это воз­можность истолкования их значения через словосочетания ‘делать/сделать бо­лее каким-то’ или ‘становиться/стать более каким-то’.

1.3. Любить – полюбить, ощущать – ощутить, обижаться – обидеться, пони­мать – понять; нравиться – понравиться, видеть – увидеть, слышать – услышать, возглавлять – возглавить, чувствовать – почувствовать. Данные пары глаг. обозначают процессы-состояния, являющиеся результатом их мгно­венного возникновения: не чувствовать – почувствовать – чувствовать. Глаг. СВ отражают исходную точку процесса-состояния, его мгновенное возникно­вение, “скачок” из его отсутствия в наличие [см.: 608, прим.]. Момент начала процесса совпадает с достижением предела, с “законченностью возникновения состояния”. Глаг. же НСВ обозначают непредельную длительность возникшего состояния. Такие видовые пары Е.В. Падучева называет перфектными [см.: 696].

1.4. Запевать – запеть, заболевать – заболеть, зацветать – зацвести. Подобные глаг. обозначают начальную фазу процесса, представляя ее как самостоятельно действие. При этом словоформы НСВ обозначают его как стремящееся к пределу, т.е. к завершенности начальной фазы, а словоформы СВ – как завершившее эту фазу действия. В данных глаг. значение завершённости имеет интерпретационный характер [см. 610, прим.].

1.5. Раскидывать – раскидать, перебрасывать – перебросать, перетаскивать – перетаскать, перекатывать – перекатать. Эти глаг. обозначают расчлененные процессы, каждый акт которых связан с отдельным объектом. Словоформы НСВ обозначают действие как стремящееся к достижению предела, связанного с исчерпанностью всех объектов, а словоформы СВ обозначают его как достигшее предела, законченное и единичное. В этих глаг. СВ значение единичности имеет интерпретационный характер [см. 610, прим.].

В т о р о й т и п видовых корреляция представляют пары глаг., различающихся значениями единичности законченного действия и его повторяемости. Этот тип корреляций является менее многочисленным, чем первый; он представлен двумя разновидностями.

2.1. Задеть – задевать, заметить – замечать, застать – заставать, попасть – попадáть, натолкнуться – наталкиваться, вскрикнуть – вскрикивать. Глаг. СВ выражают значение единичности мгновенного действия, а глаг. НСВ – значение его повторяемости. Сема повторяемости у глаг. НСВ связана с мгновенным характером осуществления действий, обычно не предполагающих их отражения в процессе протекания.

2.2. Простоять – простаивать, проспать – просыпать, выспаться – высыпаться, напиться – напиваться, натаскать – натаскивать, натечь – натекать, измазаться – измазываться. Глаг. НСВ – это так называемые вторичные имперфективы [см.: 638]: стоять (нсв-1) – про стоять (св) – проста ива ть (нсв-2). Образование вторичных имперфективов со значением повторяемости – прогрессирующее явление в современном русском языке.

Т р е т и й т и п видовых корреляций представляют видовые тройки глаг., когда глаг. СВ по семантическим элементам завершенности/ незавершенности (=протекания) действия составляет оппозицию одному глаг. НСВ, а по элементам единичности/ повторяемости – другому глаг. НСВ [см.: 608]. См.:

 

НСВ СВ НСВ

процессность ↔ завершенность + единичность ↔ повторяемость

 

читать стирать учить есть пить искать   прочитать выстирать выучить съесть выпить найти   прочитывать выстирывать выучивать съедать выпивать находить

630. ГЛАГОЛЫДВУВИДОВЫЕ – глаг., содержащие в своей лексической основе потенциал значений СВ и НСВ и образующие словоформы, характерные для глаг. того и другого вида.

В соответствующих контекстуальных условиях Г. д. способны выражать как значение завершенности единичного действия (СВ), так и значение его протекания или повторяемости (НСВ). См.: Врач обследовал этого больного и ушёл (завершённость единичного действия – СВ); Врач обследовал этого больного больше часа (протекание единичного действия – НСВ), Врач обследовал этого больного регулярно (повторяемость действия – НСВ). [Ср: 648.]Так как Г. д. образуют словоформы, характерные для СВ и НСВ, то одни их словоформы являются двувидовыми, другие – выражают значение только одного вида – НСВ или СВ. См. систему словоформ ДВВ глаг. обследовать [см.: 635], представленную в соответствии с их видовым содержанием.

 

Словоформы ДВВ Словоформы НСВ Словоформы СВ

обследу ю буд у обследова ть

обследова л обследу ющ ий обследова нн ый

обследова л бы обследу ем ый

обследова вш ий обследу я обследова в

Таким образом, понятия «двувидовые глаголы» и «двувидовые словоформы» нетождественны, так как словоформы ДВВ глаг. могут быть не только двувидовыми, но также и со значением одного вида [см.: 632, 633, 634].

С точки зрения происхождения Г. д. подразделяются на две неравные группы. Первую группу представляют немногочисленные глаг. древнерусского и старославянского происхождения: женить(ся), венчать(ся), родить(ся), крестить(ся), велеть, ранить, казнить; образовать, оборудовать, исповедовать, даровать, миновать, заимствовать, согласовать(ся), наследовать, исследовать инекоторые др.

Вторую группу представляют Г. д., заимствованные из европейских языков (преимущественно из французского); по данным И. П. Мучника их более шестисот. Все они содержат суффикс -ова- обычно с интерфиксальными вариантами: -ирова-, -изова-,-изирова-,-ифицирова-: атак ова ть, арест ова ть; капитул ирова ть, компенс ирова ть; пастер изова ть, центр ализова ть; сигнал изирова ть, актив изирова ть; мод ифицирова ть, класс ифицирова ть.

Явление двувидовости в современном русском языке в целом непродуктивно. При наличии значительного количестваы Г. д., многие из них проявляют тенденцию к утрате двувидовости, приобретая видовую пару со значением одного вида, см.: реализовать (ДВВ) → реализов ыва ть (НСВ); заимствовать (ДВВ) по заимствовать (СВ).

Г. д. не всегда в полной мере обладают свойствами СВ и НСВ. С точки зрения видового содержания они подразделяются на три типа: 1) глаг., «в которых совершенное и несовершенное видовые значения предстают приблизительно в равной мере» типа обследовать [см.: 635] (Ю.С.Маслов), 2) глаг. преимущественно СВ типа организовать [см.: 636], 3) глаг. преимущественно НСВ типа заимствовать [см.: 637]. [См. доп.: 599, прим.]

 

 

631. БИАСПЕКТИВЫ( от лат. bi из bis – ‘дважды’, aspektus – ‘взгляд, вид’) – то же, что Глаголы двувидовые [см.: 630].

 

632. СЛОВОФОРМЫГЛАГОЛОВ ДВУВИДОВЫЕ – те словоформы двувидовых глаг., которые содержат значения СВ и НСВ [см.: 630]. Например, у глаг. обследовать – это а) сама словоформа инф. обследовать – что делать? и что сделать?; б) личные синтетическиесловоформы: обследую – что делаю? и что сделаю?; в) словоформы прош. времени и сослаг. наклонения: обследовал (бы) – что делал? и что сделал?; г) прич. прош. времени, действ. залога: обследовавший – что делавший? и что сделавший? [ср.: 633]. А, например, глаг. организовать имеет меньшее количество двувидовых словоформ – это только личные словоформы: организую – что делаю? и что сделаю? [см.: 636].

 

® 633. СЛОВОФОРМЫГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА – это все (любые) словоформы глаголов СВ [см.: 613 ], а также те словоформы двувидовых глаг., которые выражают только значение СВ [см.: 630]. В частности, это словоформы: 1) страд. прич. прош. времени (обследова нн ый) и 2) дееприч. с суффиксом - в- или -вши- (обследова в) – эти словоформы у всех двувидовых глаг. имеют значение СВ [см.: 630]. При этом некоторые двувидовые глаг. имеют большее количество словоформ СВ, например глаг. организовать [см.: 636]. Таким образом, понятия «глаголы совершенного вида» и «словоформы совершенного вида глаголов» нетождественны.

® 634. СЛОВОФОРМЫГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА – это все (любые) словоформы глаголов НСВ [см.: 615], а также те словоформы двувидовых глаг., которые выражают только значение НСВ [см.: 630]. В частности, это – словоформы: 1) буд. аналитического времени (буд у обследова ть), 2) прич. наст. времени (обследу ющ ий, обследу ем ый) и 3) дееприч. с суффиксом -а/-я (обследу я), которые у всех двувидовых глаг. имеют значение НСВ. [См. доп.: 637.] Таким образом, понятия «глаголы несовершенного вида» и «словоформы несовершенного вида глаголов» нетождественны.

® 635. ГЛАГОЛЫДВУВИДОВЫЕ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ СВОЙСТВА СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА – глаг., заключающие в лексической основе потенциал значений СВ и НСВ и имеющие все словоформы, характерные для глаг. того и другого вида, например: обследовать, оборудовать, исповедовать, национализировать, централизовать и др. (См. в [630] систему двувидовых словоформ, и словоформ НСВ и СВ у биаспектива обследовать).

® 636. ГЛАГОЛЫДВУВИДОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СОВЕРШЕННОГО ВИДА – глаг., заключающие в лексической основе потенциал значений СВ и НСВ, но реализующие преимущественно значение и формы СВ. Это глаг., которые «избавляются» от двувидовости, тяготея к глаг. СВ и приобретая видовую пару НСВ, обычно имеющую разговорный характер [ср.: 637]. См.: а) организовать (двувид. глаг.) – организов ыва ть (глаг. НСВ), образовать – образов ыва ть;б) реализовать – реализов ыва ть, атаковать – атаков ыва ть и др.

Разные двувид. глаг. обнаруживают разную степень «отторгнутости» от глаг. НСВ. Так, глаг. типа организовать и образовать уже утратили некоторые словоформы, характерные для НСВ. Они не имеют аналитических форм буд. времени (см.: * будет организовать, * будет образовать), так как их инф. имеет только значение СВ (он не сочетается с фазовыми глаг.: * начал организовать, * закончил образовать). Только значение СВ имеют и словоформы прош. времени этих глаг., см.: организовал, образовал – что сделал? (но не «что делал?»). А глаг. типа реализовать и атаковать имеют пока все словоформы, характерные для классических двувид. глаг. с соответствующим видовым содержанием [см.: 630]. Двувидовыми являются их словоформы инф. и прош. времени, они имеют и словоформу будущего сложного, характерную для НСВ: будет реализовать/ атаковать. Однако при этом ещё образуются и параллельные словоформы только со значением НСВ от новых имперфективов [см.: 616], см.: реализовал – что делал? / что сделал? + реализовывал – что делал? См. также: будут реализовать + будут реализовывать.

® 637. ГЛАГОЛЫДВУВИДОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА – глаг., содержащие в лексической основе потенциал значений СВ и НСВ, но реализующие преимущественно значение и формы НСВ. Это глаг., которые «избавляются» от двувидовости, приобретая видовую пару СВ, иногда имеющую разговорный характер [ср.: 636]. См.: заúмствовать (НСВ+св) по заúмствовать (СВ), координúнировать – с координúровать; креститьо крестить, жениться – по жениться, обещать – по обещать, молвить – про молвить.

Словоформы прош. времени таких ДВВ глаг. чаще употребляются в значении НСВ (женились, крестились, координировали – что делали?) и реже в значении СВ, так как для отражения завершенного действия в прошлом могут употребляться их парные перфективы [см.: 614] (поженились, окрестились, скоординировали). А их личные словоформы выражают преимущественно значение НСВ, т.е. наст. времени (женятся, крестят, координируют – что делают?),так как для выражения будущего завершенного действия также могут быть употреблены их перфективы: поженятся, окрестят, скоординируют.

Примечание. Избавляясь от двувидовости, заимствованные из европейских языков биаспективы обычно тяготеют к СВ, приобретая пару НСВ [см.: 644, п. 1], а исконно русские и старославянские биаспективы тяготеют к НСВ, приобретая пару СВ [см.: 644, п. 2].

 

638. ВИДООБРАЗОВАНИЕ – образование глаг. одного вида от глаг. другого вида. Видообразование глаг. – это формообразование классификационного характера [см.: 531].

Основными типами видообразования являются: 1) образование глаг. НСВ от глаг. СВ: рассказать → рассказ ыва ть, закрыть – закры ва ть, извлечь → извлек а ть [см.: 640] и 2) образование глаг. СВ от глаг. НСВ: писать – на писать, толкать – толк ну ть [см.: 642]. (О других, периферийных типах видообразования см. в [644].)

При видообразовании создаются так называемые видовые цепочки, см.: писать (НСВ) → 1) под писать (СВ) → 2) подпис ыва ть (НСВ) → 3) на подписывать или по подписывать (СВ). Последовательное образование глаг. одного вида от глаг. другого вида связано с понятием ступеней видового образования. Их может быть три, см.: перфектив под писать [см.: 614]образуется на первой ступени видообразования, имперфектив подпис ыва ть [см.: 616]– на второй, а перфектив на подписывать или по подписывать - на третьей ступени видообразования. Исходный бесприставочный глаг. НСВ (писать) называют первичным имперфективом, а глаг. НСВ, суффиксально образованный при помощи суффикса от приставочного глаг. СВ (подпис ыва ть), – вторичным имперфективом. Сам процесс образования такого глаг. называют вторичной имперфективацией [см.: 641].

 
 


® Примечание. Образование глаг. префиксальным способом не всегда связано с видообразованием. В современном русском языке существует три типа глаг., в которых приставки выполняют только словообразующую функцию, не изменяя вида глаг.

Во-первых, это глаг. СВ, префиксально образованные от глаг. СВ: забыть (СВ) – пере забыть (СВ), по рассказать, вы дать, под бросить. Во-вторых, это немногочисленные глаг. НСВ, образованные от непредельных глаг. НСВ [см.: 571] при помощи приставок: 1) со- в значении ‘совместно совершать действие, названное мотивирующим глаг.’: со существовать, со переживать, со чувствовать, со жалеть, со страдать; 2) пред- в значении ‘заранее совершать действие, названное мотивирующим глаг.’: пред видеть, пред чувствовать, пред стоять, пред знаменовать и 3 )недо-, указывающей на неполноту проявления действия: недо слышать, недо видеть. В-третьих, это немногочисленные ДВВ глаг., образованные от ДВВ глаг. (с суффиксом -ова-/-ирова-/-изова-/-фицирова-), прежде всего при помощи приставки пере- в значении ‘заново совершить (совершать) действие, названное мотивирующим глаг.’: ориентировать (ДВВ) – пере ориентировать (ДВВ), пере оборудовать, пере квалифицировать, пере расследовать, пере освидетельствовать, а также единичные: со наследовать, со образовать; раз минировать, раз герметизировать; недо использовать; до расследовать.


639. ВИДОВАЯ ДЕРИВАЦИЯ ( от лат. derivatio – ‘отведение; отклонение’) – то же, что Видообразование [см.: 638].

640. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА. Этот процесс осуществляется при помощи суффиксов -ыва-/-ива-, вá-, -á-, а также -евá-.

Самым регулярным средством имперфективации [см.: 461] является суффикс -ыва-/-ива-, обусловливающий ударность предшествующего слога. Обычно он образует имперфективы от глаг. СВ, основа которых оканчивается суффиксом, путём замещения этого суффикса (суффиксация-замещение): запис á ть – запúс ыва ть, осмотр é ть – осматр ива ть, затолк нý ть – затáлк ива ть. В единичных случаях он образует имперфективы от глаг. СВ, оканчивающихся корневым согласным, путём присоединения к нему (суффиксация-присоединение), например: выв о лочь – вывол á к ива ть.

Ударный суффикс -а- является менее регулярным средством имперфективации.Он также образует имперфективы от глаг. СВ: а) с основой, оканчивающейся суффиксом, путем его замещения: загор é ть – загор á ть, накуп ú ть – накуп á ть, б) с основой на корневой согласный путем присоединения к нему: выпечь – выпек á ть, разгрестú – разгреб á ть. Имперфективация при помощи суффиксов -ыва-/-ива, и -а- обычно сопровождается чередованием.

Ударный морф -вá- образует имперфективы (суффиксацией-присоединением) преимущественно от глаг. СВ: а) с основой на корневой гласный: созд а ть – созда вá ть, зап е ть – запе вá ть, закр ы ть – закры вá ть, наж и ть – нажи вá ть, зад у ть – заду вá ть; 2) с основой на [ е ] (корневое и суффиксальное) 2-го прод. класса [см.: 544]: согр е ть – согре вá ть, усп е ть – успе вá ть; забол е ть – заболе вá ть, одол е ть – одоле вá ть.

Суффикс -евá- образует четыре имперфектива: затмить – затм евá ть, продлить – продл евá ть, обуять – обу евá ть (устар.), растлить – растл евá ть.

 
 


Примечания.

1. Имперфективы, мотивированные глаг. СВ на -ить (одáр ива ть от одар ú ть), образуются при помощи замещающего суффикса -ива-, который обусловливает в мотивированном имперфективе ударность предшествующего слога, см.: подлеч ú ть – подлéч ива ть, раздар ú ть – раздáр ива ть (как подсчит á ть – подсчúт ыва ть).

Специфика образования имперфпективов типа одáр ива ть, подлéч ива ть заключается в том, что суффикс -и- мотивирующего глаг. (одар ú ть,подлеч ú ть) совпадает с первым гласным замещающего суффикса -ива-. Именно с заменой суффикса -и- суффиксом -ива- связано чередование гласных и согласных корня, см.: ск о р м ú ть – ск á р мл ива ть, отвин т ú ть – отвúн ч ива ть, отск оч ú ть – отск áк ива ть. При образовании имперфективов чередование может и отсутствовать, см.: припýдр и ть - припýдр ива ть, очеловéч и ть – очеловéч ива ть..

2. В корреляциях типа: созвáть - соз ы вáть (ы//Ø), забе ж áть – забе г áть (г//ж), разр é зать - разрез á ть, нас ы пать – насып á ть, глаг. НСВ образованы от глаг. СВ при помощи омонимичного суффиксса -а-. Об этом свидетельствует, во-первых, сама деривационная цепочка: звать (НСВ) – со звáть (СВ) – созыв á ть (НСВ).Во-вторых, об этом говорит тот факт, что глаг. СВ (созвáть, разрéзать) относятся к непрод. классу [см.: 545, п.1], а глаг. НСВ (созывáть, разрезáть, забегáть) – к 1-му прод. классу [см.: 544]; а, как известно, глаг. прод. класса образуются от глаг. непрод. класса, а не наоборот. И, в-третьих, если лексическая основа данных глаг. с суффиксам -а- подвергается разным морфонологическим преобразованиям (созва-ть / созов-ут – усечение суффикса -а-; созыва-ть / созываj-ут – наращение интервокального [ j ]), значит, эти глаг. содержат и разные, омонимичные суффиксы.

Таким образом, специфика имперфективов типа созыв á ть, разрез á ть заключается в следующем: они образованы при помощи имперфективного и ударного суффикса -á-, который замещает в мотивирующем глаг. СВ омонимичный суффикс (созв á ть, разрéз а ть). А так как при этом происходит перемещение ударения или чередование (нередко сопровождающие имперфективацию, см.: сж éч ь – сж иг áть), то при омонимии суффиксов создается обманчивое впечатление, будто видообразование глаг. происходит только при помощи морфонологических явлений.

641. ИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ (от лат. imperfektum – ‘несовершенное [время]’)– образование глаг. НСВ от глаг. СВ: 1) рассказать (СВ) – расскáз ыва ть (НСВ), подтолкнуть – подтáлк ива ть, отдать – отда вá ть, извлечь – извлек á ть, а также продлить – продл евá ть [см.: 640; доп.: 644, п. 1.]

 

642. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА. Этот процесс осуществляется: а) прежде всего, при помощи приставок, реже б) при помощи суффикса -ну- и иногда в) префиксально-суффиксальным способом.

Префиксальный способ образования глаг. СВ является основным. Присоединение приставки к глаг. НСВ иногда изменяет только его морф. значение вида, см.: писать – на писать, молоть – с молоть, считать – со считать, крепнуть – о крепнуть, будить – раз будить, строить – по строить, ковать – под ковать, читать – про читать, пахать – вс пахать, мужать – воз мужать, лечить – вы лечить, консервировать – за консервировать, купать – ис купать, редактировать – от редактировать. В большинстве же случаев присоединение приставки к глаг. НСВ придаёт ему не только значение СВ, но и новую лексическую семантику. Причем, от одного глаг. обычно образуется несколько новых лексем с разными приставками, см.: писать – вы писать, до писать, над писать, пере писать, по писать, при писать, про писать, рас писать и др. Так что приставки служат, прежде всего, для образования новых глагольных лексем, а видообразование является сопутствующим процессом.

Приставки, которые образуют глаг. СВ, не меняя лексического значения мотивирующего глаг., называют «чистовидовыми» (А.Н. Тихонов). Однако в русском языке нет таких приставок, которые бы в сочетании с любыми глаг. НСВ изменяли только значение вида, т.е. являлись бы всегда «чистовидовыми». В одних глаг. приставка придает мотивирующему глаг. только значение СВ, в других – она изменяет и его лексическое значение. Ср.: плясать – с плясать, но писать – с писать; смешить – рас смешить, но бросать – раз бросать. А, кроме того, иногда присоединение приставки к мотивирующему глаг. НСВ изменяет только его лексическое значение, не изменяя вида, например, чувствовать – со чувствовать [см.: 638, прим].

Достаточно продуктивным способом образования перфективов [см.: 614] является суффик с -ну-, привносящий в глаг. значение единичности завершенного действия: толкать – толк ну ть, кричать – крик ну ть, колоть – коль ну ть, палить – паль ну ть.

Немногочисленными примерами представлено образование перфективов префиксально-суффиксальным способом, например: кланяться – по клон и ться, сажать – по сад и ть, ронять – у рон и ть, глотать – про гло и ть.

 

643. ПЕРФЕКТИВАЦИЯ (от лат. perfektum – ’совершенное [время]’) – образование глаг. СВ от глаг. НСВ: 1) писать (НСВ) на писать (СВ), шить – с шить [см.: 642; доп.: 644, п. 2, 3.]

® 644. ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ТИПЫВИДОВОЙ ДЕРЕВАЦИИ –это образование: 1) глаг. несов. вида от ДВВ глаг, 2) глаг. сов. вида от ДВВ глаг. и 3) ДВВ глаг. от глаг. несов. вида.

1. Образование глаг. несов. вида от ДВВ глаг. осуществляется при помощи замещающего морфа -ыва- [см.: 640]: организовáть (СВ+нсв) – организóв ыва ть (НСВ), образовáть – образóв ыва ть, реализовáть - реализóв ыва ть. В процесс имперфективации [см.: 641] включаются только те биаспективы [см.: 631], которые имеют у д а р н ы й суффикс -овá- (ср. п. 2). Причем, имперфективный суффикс -ыва- замещает не весь суффикс мотивирующего глагола, как в других случаях, а только конечный гласный суффикса, передвигая ударение на предшествующий гласный: атак овá ть – атак óв - ыва ть (ср.: подтолк нý ть – подтáлк- ива ть).

Данный процесс видообразования есть проявление тенденции ДВВ глаг. к избавлению от двувидовости путем постепенного отказа от выполнения функций НСВ; он представляет периферийную разновидность имперфективации [см.: 641].

2. Образование глаг. сов. вида от ДВВ глаг. осуществляется при помощи приставок: крестить (НСВ+св) о крестить (СВ), венчать – по венчать, обещать – по обещать. В процесс перфективации включаются биаспективы, не имеющие суффикса -ова-, и биаспективы с б е з у д а р н ы м суффиксом -ова-: заúмствовать (НСВ+св) по заúмствовать (СВ), координúровать – с координúровать, классифицúровать – рас классифицúировать [ср. п. 1]. Кроме того, имеется один ДВВ глаг., от которого перфектив образован суффиксальным способом: миновáтьминуть.

Данный процесс видообразования есть проявление тенденции ДВВ глаг. к избавлению от двувидовости путем постепенного отказа от выполнения функций СВ. Он представляет собой периферийную разновидность перфективации [см.: 643].

3. Образование ДВВ глаг. от глаг. несов. вида – один из наименее распространенных процессов видовой деривации. ДВВ глаг. образуются при помощи приставок от глаг. НСВ с безударным суфф. -ова-. Они подразделяются на две немногочисленные разновидности: 1) биаспективы [см.: 631], образованные при помощи приставки пере- в значении ‘повторение действия заново или иначе’: фотографúровать (НСВ) пере фотографúровать (НСВ+СВ), пере планúровать, пере регистрúровать, пере конструúровать, пере базúровать, пере фразúровать; 2) биаспективы, образованные при помощи разных приставок от нескольких исконно русских и старославянских глаг. НСВ: об слéдовать, ис слéдовать, до слéдовать, на слéдовать; воз дéйствовать, со дéйствовать, за дéствовать; об жáловать; о прóбовать. Все эти биаспективы проявляют свойства СВ и НСВ в равной степени [см.: 635]. Данный тип видообразования можно определить как процесс неполной перфективации, в отличие от полной перфективации, когда присоединение приставки к глаг. НСВ превращает его в глаг. СВ [см.: 643].

 

Примечание. Причина, по которой префиксация глаг. НСВ превращает их не в перфективы [см.: 614], а в биаспективы, связана с двумя противоречащими друг другу факторами. С одной стороны, в результате префиксации возникает новая лексема, обозначающая предельное и целенаправленное действие и потому предполагающая функционирование в словоформах СВ и НСВ. С другой стороны, глаг. НСВ образуются только от ДВВ глаг. с у д а р н ы м суффиксом -овá- (см. п. 1), а здесь он безударный. И потому приставка, привнесшая в глаг. значение СВ и новую лексическую семантику, под давлением лексемы оставляет и значение НСВ исходного глаг., обеспечивая ей тем самым полноценное функционирование в словоформах того и другого вида. Кроме того, в глаг. с приставкой пере- значимым для возникновения двувидовости является её взаимодействие с суффиксом -ова-/-ирова-, потому что при сочетании а) этой приставки с глаг. другого типа (пере делать, пере белить, пере читать заново) и б) этих мотивирующих глаг. с другими приставками (с фотографировать, до фотографировать, на фотографировать)образуются не биаспективы, а глаг. СВ.

645. ТИПЫГЛАГОЛОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЪЕМА ВИДОВОГО СОДЕРЖАНИЯ И НАЛИЧИЯ ВИДОВЫХ ПАР. С точки зрения объема видового содержания глаг. подразделяются на двувидовые, содержащие в одной лексической основе значения СВ и НСВ и образующие словоформы, характерные для обоих видов [см.: 630], и недвувидовые, содержащие в лексической основе значение СВ или НСВ и образующие словоформы, характерные для того или другого вида.

Недвувидовые глаг. подразделяются на парные [см.: 619] и непарные [см.: 623]. Непарные глаг. подразделяются на глаг. perfektiva tantum, со значением (и формами) СВ [см.: 626 ]и глаг. imperfektiva tantum, со значением (и формами) НСВ [см.: 627]. Типологии. глаг. с точки зрения их видового содержания и наличия видовых пар можно представить схематически:

 

 

Г л а г о л ы

двувидовые недвувидовые

 

парные непарные

Что делать? Что делать? – Что сделать? (одновидовые)

Что сделать? писать – написать

исследовать

perfektiva tantum imperfektiva tantum

Что сделать? Что делать?

рухнуть существовать

опомниться хаживать

СПОСОБЫДЕЙСТВИЯ.

1. Объективно присущие процессам особенности их осуществления/протекания во времени, связанные с предельностью/непредельностью, законченностью/незаконченностью, единичностью/повторяемостью, расчленённостью/нерасчленённостью, с различной интенсивностью их осуществления и др. [см.: 609].

2. Лексико-грамматические разряды глаг., объединенные общностью способа осуществления/ протекания обозначаемых действий и обычно образованных при помощи определенных аффиксов. М.А. Шелякин употребляют в этом значении термин «аспектуальные разряды».

Грамматическая значимость аспектуальных разрядов глаг. проявляется в двух планах: во-первых, они предопределяют способность глаг. иметь видовые пары; во-вторых, они обусловливают в глаг. содержательную модификацию категориальных значений вида [см.: 618].

Самыми общими, родовыми лексико-грамматическими разрядами глаг. являются п р е д е л ь н ы е и н е п р е д е л ь н ы е глаг. [см.: 570, 571]. Аспектуальные разряды глаг. могут отражать разные фазы протекания действия (п. 1, 2), его ограничение во времени (п. 3); количественное проявление действия (п. 4, 5, 6, 7), его повышенную или пониженную интенсивность (8, 10, 11) и различные другие особенности процессов. Глаг. некоторых способов действия совмещают в своём значении указание на разные аспекты осуществления действия, напр., на его повторяемость и ту или иную интенсивность (п. 9) и др.

Способы глагольного действия, имеющие определенные словообразовательные (аффиксальные) показатели, А.В. Бондарко называет характеризованными, а не имеющие таких показателей – нехарактеризованными. Два особых нехарактеризованных способа действия представляют собой бесприставочные глаг. направленного и ненаправленного движения [см.: 647].

В разных лингвистических источниках выделяется разное количество способов действия (аспектуальных разрядов), при этом нередко используют разные термины.

 

1. Глаг. начинательногоС. Д. Они отражают начальную фазу действия как самостоятельный процесс: за петь, за волноваться; по плыть, по бежать; воз любить, воз ненавидеть, раз гореться, раз волноваться. Абсолютное большинство начинательных глаг. – это глаг. perfektiva tantum [см.: 626]; только некоторые из них могут иметь видовые пары [см.: 619]: запеть – запевать, загореться – загораться, заболеть – заболевать.

2. Глаг. окончательногоС. Д. Они отражают конечную фазу действия как самостоятельный процесс, обычно в сопровождении определенных семантических модификаций: а) до петь, до говорить, до мыть; б) от шуметь, от звучать; от воевать(ся), от бегать(ся) (такие глаг. называют также финитными). Глаг. с приставкой до- могут иметь видовые корреляты: досидеть – досиживать; глаг. с приставкой от- – perfektiva tantum. А.В. Бондарко глаг. типа до петь называет глаголами завершительного способа действия, а глаг. типа от шуметь – глаголами финитного (от лат. finitus – ‘определённый, конечный’) способа действия.

3. Глаг. ограничитель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: