Остановка 4: Египетские ворота




Мы сделали остановку у Египетских ворот. Ворота — сооружены в 1827—1830 годах на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино (отсюда оригинальное наименование) по проекту А. А. Менеласа.Ворота Расположены на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе. Мода на все, связанное с Древним Египтом, достаточно характерна для времени Николая I. Наполеоновский поход по северной Африке вызвал научный и общественный интерес европейцев к истории древнейшей цивилизации. К этому периоду относится появление сфинксов в Петербурге, основание египетской коллекции Эрмитажа, возведение висячего Египетского моста.

 

Ворота являются пропилеями при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга. В декоративном убранстве использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта, характерные для периода романтической египтомании.

Обратите внимание на ворота.

Египетские ворота

Основой ворот являются каменные караулки, которые сужаются кверху. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.С внешней стороны стены облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения тридцати различных сцен из египетской мифологии. Картоны этих изображений под руководством А. А. Менеласа были выполнены в натуральную величину художником В. Додоновым; глиняные модели для отливки рельефов выполнил — В. И. Демут-Малиновский. Он же является автором макетов семи рельефов вокруг дверей, которые расположены в шесть горизонтальных рядов. С западной и восточной сторон ворот к стенам примыкают чугунные гермы по модели В. И. Демут-Малиновского. Двухсторонние гермы, установленные внутри ворот, служат опорами для решетки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами.

Чугунные детали ворот были выполнены на Александровском чугунолитейном заводе в 1830 году.

Накануне Великой Отечественной войны ворота претерпели ремонт. Однако в ходе боевых действий получили значительные повреждения. Последняя реставрация была осуществлена в 1980-е годы. Тогда же проезжая часть была перенесена на территорию вокруг ворот.

А теперь поговорим о строительстве Египетских ворот.

Кирпичная кладка западного пилона
Вход в западный пилон. Кирпичная кладка и чугунная облицовка

А. Менелас, работавший с 1799 г. в содружестве с художником, известным иллюстратором, выпускником Академии художеств И. А. Ивановым. Предварительно согласовав с императором композиционное решение, в январе 1827 г. подписали контракт с Александровским чугунолитейным заводом на изготовление металлических деталей будущего сооружения. Вскоре художник В. Дадонов и скульптор В. Демут- Малиновский приступили к рисованию и изготовлению моделей иероглифов для чугунной отливки. Тогда же начали рытье котлованов, тесали цокольные плиты, позднее из булыжного камня, бутовой плиты и извести возвели фундаменты под пилоны – «караулки» и решетку ворот. В каждый пилон было уложено до 65 тыс. штук кирпича. Ступени четырех крылец изготовили из путиловской лещадной плиты, межэтажные перекрытия выполнили из дерева. Четырехскатная кровля была покрыта деревянной обрешеткой, на которую уложили 150 пудов листового свинца. Наиболее трудно далось изготовление облицовочных чугунных плит, иллюстрирующих мистические сюжеты, посвященные «жизни и деятельности» пары наиболее таинственных персонажей древнеегипетской

мифологии: Осириса и Исиды и их подданных в загробном мире, – в общей сложности 37 сюжетов, повторяющих подлинники из знаменитых храмов Луксор и Карнак. Лишь летом 1830 г. внешний облик «караулок» предстал публике в виде, задуманном автором проекта. Снаружи их стены были облицованы плитами из чугуна, уложенными по коровьему войлоку и скрепленными с кирпичным массивом стальными штырями. На Александровском заводе к 19 сентября 1829 г. в общей сложности отлили 8341 пуд чугунных изделий и 358 пудов железных украшений. В октябре 1831 г. с завода в Царское Село привезли готовую решетку ворот, на установку которой ушел без малого год. На этом завершающем этапе строительства, после кончины А. Менеласа от холеры, руководство работами было поручено арх. А. Тону. В этот же примерно период велись работы по благоустройству прилегающей территории.

 

Шурф у западного пилона. Фрагмент фундамента

В прошлом веке предпринимались неоднократные попытки частичной реставрации памятника. Так, в 1934 г. скульптор М. Демьянов занялся воссозданием чугунной скульптуры Египетских ворот. Тремя годами позднее, к столетию гибели Пушкина, по проекту арх. В. Яковлева реконструировали прилегающую площадь, на которой установили памятник поэту. Некоторые из существенных утрат, понесенных ансамблем в годы Отечественной войны, удалось восполнить в 1949 г. Однако эта реставрация носила в большей мере «косметический» характер.
В 70-е гг. к реставрации ворот подступались эпизодически. Кое-где расчищали и подкрашивали, заменяли отдельные утраченные детали металлодекора, звенья решетки, восстановили на окнах деревянные решеткижалюзи. К проекту комплексной реставрации Египетских ворот, разработанному в 1978 г. институтом «Ленгипроинжпроект», приступили в восьмидесятом, расчистив для начала внутренние помещения, отремонтировав двери караулок и вставив выбитые стекла.

Опирание головы на существующую решетчатую стойку западной гермы

К обследованию и оценке технического состояния основных строительных конструкций знаменитых Египетских ворот в Пушкине специалисты ЗАО «Эркон» подключились прошлой осенью, уже на той стадии, когда ООО «Интарсия» вполне основательно занималось реставрацией этого памятника. Было установлено, что под чугунными плитами, покрывающими пилоны и прикрепленными к кирпичным стенам с помощью металлических штырей небольшой длины, в силу эрозии (или т. н. «морозного выветривания») за более чем 170-летнюю историю сооружения произошли существенные разрушения наружного слоя кирпичной кладки и ослабление креплений плит, на части которых были обнаружены многочисленные сколы, отверстия и трещины.
Некоторым специалистам оптимальным казался вариант полного демонтажа плит с последующим ремонтом или полным воссозданием. Однако мешала заурядная нехватка средств, и существовала вероятность того, что при демонтаже плиты начнут падать. В качестве выхода мы предложили крепить часть плит с помощью анкерных болтов, проходящих насквозь через стену. Реализация этой технологии позволила при относительно небольших затратах уберечь архитектурный памятник на время от дальнейшего разрушения.

Чугунная база под решетчатой стойкой западной гермы

Другая наша рекомендация касалась самих ворот между пилонами. Две гермы* со скульптурными изображениями фараонов пребывали в плачевном состоянии. Причем восточная еще в 1976 г., когда здесь допускалось дорожное движение, в результате наезда машины была повреждена. Пострадали примыкающая к ней часть ограды и декоративная арка между гермами. Было необходимо восстановить проржавевшие каркасы стоек, собранные из металлических уголков. Но оставалось неясным, на что лучше поставить эти каркасы. В ходе обследования выяснилось, что под гермами имеются чугунные основания (базы). При ремонте 1978 г. они не были использованы (по проекту арх. А. Кедринского стойки опирались непосредственно на расположенный под чугунными базами бутовый фундамент). Мы сочли возможным не только сохранить, но и вернуть функциональное назначение старым опорам, предложив свою конструкцию крепления к ним каркасов и трубчатой стойки для «головы» гермы.

«Интарсия» по старым чертежам арх. А. Тона изготовила одно из главных украшений ансамбля – фонарь. Его присутствие среди элементов декора Египетских ворот, судя по документам, было заложено в историческом проекте, но продлилось недолго. Возможной причиной этого явилась недостаточная жесткость арки ворот при сильном ветре, ведь наука о сопротивлении материалов находилась в то время еще в зачаточном состоянии. Чтобы уменьшить амплитуду горизонтальных колебаний нового фонаря (масса которого оказалась около 40 кг), по предложению «Интарсии» нами была разработана его подвеска к пилонам на очень тонких, практически незаметных тросиках.
Первоочередным шагом, который позволит не только восстановить, но и надолго сохранить исторический облик Египетских ворот, мы считаем вертикальную планировку поверхности земли у ворот с созданием уклонов от них, оборудование отмостки и дренажа. Эти небольшие по объему работы позволят предотвратить вредное влияние осадков на фундаменты, стены и облицовку. Преодолеть эту проблему позволит и установка «глиняных замков» в качестве вертикальной гидроизоляции. По мнению специалистов, эти работы необходимо выполнить в ближайшие несколько лет. Предложенный вариант крепления плит может «работать» еще 10–15 лет с добавлением сквозных анкеров, но затем предстоит решать задачу демонтажа и ремонта (замены) плит облицовки, а также «вычинки» наружной поверхности кирпичных стен.
В целях разумного использования и контроля за состоянием ворот предлагаем использовать трехэтажные здания пилонов для музейной и выставочной работы.

Спасибо за внимание. Если у вас возникли вопросы, то я постараюсь на них ответить.

Источники

https://crazy-2.narod.ru/pushkin/vor-lubs.htm, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0, https://www.pushkincity.ru/mosk_vorota.htm, https://www.d-c.spb.ru/archiv/24/11/index.htm

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: