Как известно, Триумфальные ворота в Москве работы архитектора О.И.Бове, скульпторов И.П.Витали, И.Т.Тимофеев (1827-1834 гг.), сооруженные в честь победы России в Отечественной войне 1812 года, были разобраны в 30-годы при расширении Тверской улицы.
Фрагмент горельефа "Изгнание галлов из Москвы" венчающей части Триумфальных ворот в Москве.
Инв. номер PII-30/16. Чугун, литье, чеканка.
Тогда-то несколько десятков подлинных фрагментов разного размера (общим числом 46 единиц) попали в наш музей. Это - горельефы "Изгнание галлов" (он же - "Побитие двунадесяти языков"), "Благодарная Россия" (он же - "Освобожденное Москва"), а также многочисленные мемориальные доски, гербы и фрагменты с воинскими атрибутами, база и капитель колонны коринфского ордера.
Большая их часть сейчас хранится под открытым небом во дворе музея из-за катастрофической нехватки помещений для хранения. Они были перевезены сюда после передачи РПЦ Донского монастыря, где до 1991 года находился филиал музея. Единственная подлинная часть, вернувшаяся из музея на восстановленную Арку на Кутузовском проспекте еще в 1968 году - это венчающая ее шестерка лошадей, запряженных в колесницу Славы:
Колесница Славы с Триумфальных ворот в Москве. Фото Соболева, 1945 г.
Из коллекций Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер: 05-20849.
Все хранящиеся в музее части Триумфальной арки требуют проведения неотложных реставрационных работ. Серьезная реставрация подразумевает и серьезные вложения - в конце этого поста, после всех картинок, можно прочитать экспертное заключение реставраторов по металлу. Музей подал заявку в Министерство культуры на специальное финансирование этих работ (они весьма и весьма недешевы), а пока мы проводим минимальные консервационные работы своими силами. Приглашенные реставраторы из Государственного исторического музея проводят обработку поверхности рельефов, чтобы остановить коррозию.
|
Обратите внимание, это - НЕ окраска, это покрытие специальным защитным слоем, который позже будет снят.
Фрагменты прислонены к подлинной базе одной из колонн Триумфальных ворот:
Вместе с воинскими атрибутами можно видеть гербы губерний, принимавших участие в войне с Наполеоном:
А это - не тронутые консервацией фрагменты:
Самый проблемный фрагмент - замковая волюта Триумфальной арки:
Горельеф "Побитие двунадесяти языков" = "Изгнание галлов из Москвы":
Специалисты по бою на мечах до сих пор удивляются, насколько грамотно скульптор изобразил удар:
Горельеф "Благодарная Россия" = "Освобожденная Москва":
Император Александр I в виде римского цезаря:
Эффектно передан орудийный выстрел:
Руки "Освобожденной Москвы" просят реставрации:
Капитель колонны Триумфальной арки сохранилась лучше всего:
Заключение реставраторов по металлу:
"Подлинные элементы скульптурного декора Триумфальной арки (46 шт., размеры: от 23х20 до 230х260 см, материал: чугун, литье), хранящиеся во дворе Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, имеют различную степень сохранности, обусловленную внешними атмосферными воздействиями, а также следами реставрационных и консервационных работ, проводившихся с 1936 по 2001 год.
Для сохранения рельефов Триумфальных ворот и придания им подлинного вида предлагается провести реставрацию по методике, применявшейся мастерами времени изготовления указанных предметов, а также применявшейся ранее при обработке литьевых изделий из чугуна (Каслинское литье).
|
Суть метода заключается в предварительном прогреве литьевых фрагментов из чугуна до температуры 400 гр. по Цельсию и пропиткой их по всей поверхности составом из льняного масла (или натуральной олифой) и газовой сажи, выдержанной в течение 28 суток.
Эти операции проводятся несколько раз до насыщения поверхности указанным составом. После данной обработки консервацию поверхности предлагается произвести с помощью натурального пчелиного воска с очищенным парафином в растворителе (4-х хлористый углерод, керосин).
В связи с тем, что рельефы имеют ряд слоев остатков предыдущих защитных покрытий, необходима тщательная очистка поверхности различными способами: механическими, электролитическими и химическими для удаления ранее нанесенных слоев защиты. После очистки экспонатов необходим их циклический прогрев с последующей выдержанной пропиткой и последующей консервацией.
Для выполнения термической обработки экспонатов необходимо применение колпаковых печей с электро- и газовым нагревом. Использование для этих целей промышленного оборудования не представляется возможным ввиду его высокой стоимости и большого энергопотребления. Учитывая большую разницу в весе и габаритных размерах экспонатов целесообразно изготовление термооборудования двух типов размеров специально для операций с данными экспонатами."
Метки: 19 век, реставрация, скульптура
https://arch-museum.livejournal.com/32745.html