Общие сведения об авторе музыки и текста




Аннотация

«Lacrimosa»

В.А.Моцарта

Содержание:

 

1. Cведения об авторах музыки и текста…………………………………….3

2.Музыкально-теоретический анализ

2.1.Форма произведения ………………………………………………7

2.2.Анализ мелодии ……………………………………………………8

2.3.Анализ метроритмических особенностей, темп………………….9

2.4.Ладотональный план ………………………………………………9

2.5.Анализ гармонического языка, фактура …………………………10

3.Вокально-хоровой анализ

3.1.Тип и вид хора, диапазон хоровых партий……………………...11

3.2.Тесситурные условия ……………………………………………..11

3.3.Звукообразование …………………………………………………12

3.4.Звуковедение ……………………………………………………...12

3.5.Дыхание…………………………………………………………….12

3.6.Дикция ……………………………………………………………..13

3.7.Строй ………………………………………………………………13

4. Исполнительский анализ ……………………………………………..14

Литература……………………………………………………………………15

 

Общие сведения об авторе музыки и текста

 

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - величайший гений мировой музыкальной культуры, принадлежал к венской классической школе (австрийский композитор). В музыке Моцарта органично сочетается культ разума, идеал благородной простоты, присущий просветительскому классицизму, и культ сердца, богатство душевного мира, рождённые художественным направлением немецкой литературы 70-80-х гг. XVIII века. Недаром Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» сказал о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!».

Лишь в ХХ веке были по достоинству оценены и удивительное по своей силе эмоционально-выразительное богатство его музыкальных произведений, и их глубочайшая внутренняя трагичность, органически соседствующая с внешней безмятежностью, «солнечностью» мажорных композиций и фрагментов, и какая-то «неземная» — Высшая — гармония, царящая буквально во всех его творениях. В наши дни музыка Моцарта продолжает звучать в концертах, оперных театрах. Произведения Моцарта обязательны в программах учащихся музыкальных школ, училищ и консерваторий. Зальцбург стал европейской музыкальной столицей. В городе Моцарта ежегодно проводятся многочисленные конкурсы, фестивали и концерты, посвященные творчеству великого композитора.

Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу. Нет таких жанров, в которых Моцарт не писал бы. При этом во всех жанрах он создал истинные шедевры. В этом – одно из проявлений моцартовского универсального мышления.

Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Реквием (заупокойная месса) — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер, тем не менее, Реквием является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

В середине июля 1791 года Моцарт получил через посредника — некоего человека в сером — заказ на сочинение «Реквиема» на условиях секретности; предположительно Моцарт знал заказчика. «Реквием» заказал граф Франц фон Вальзегг-Штуппах для ежегодного исполнения в память о его жене. Граф был музыкантом-любителем и неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные, а точнее — покупал у них авторство. Таким образом, Моцарт должен был сочинять Реквием анонимно; безденежье заставило композитора согласиться на это крайне унизительное для него условие. Моцарт успел полностью написать Introitus, а также почти полностью записать хоровые голоса и местами наметить оркестровку Kyrie, 6 частей Секвенции, кроме незавершенной Lacrimosa и наброска Amen, и оффертория. В 1838 году был найден подлинный автограф Реквиема, и в 1839 участие его ученика Зюсмайра в завершении Реквиема было признано публично.

Реквием состоит из 14 частей в следующем порядке:

Introitus: Requiem aeternam (вечный покой)

Kyrie eleison (Господи, помилуй)

Dies irae (день гнева)

Tuba mirum (труба предвечная)

Rex tremendae majestatis (царь потрясающего величия)

Recordare, Jesu pie (вспомни, Иисусе милосердный)

Confutatis maledictis (посрамив нечестивых)

Lacrimosa dies illa (слезный день)

Offertorium

Domine Jesu Christe (Господи Иисусе Христе)

Hostias et preces (Жертвы и мольбы)

Sanctus (свят)

enedictus (благословен)

Agnus Dei (Агнец Божий)

Lux aeterna (вечный свет)

Requiem aeternam

 

«Реквием» Моцарта далек от богослужебного культа. Средствами музыкальной выразительности композитор воплощает глубочайший мир человеческих переживаний - душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий. Все произведение проникнуто высоким гуманизмом, страстной любовью к человеку, горячим сочувствием к его страданиям.

В заключительной шестой части секвенции Моцарт успел записать всего 8 тактов — Lacrimosa Моцарта несет утешение уже многим поколениям людей; музыка эта не обещает Спасения, но рождает ощущение того, что все страдальцы будут оплаканы. Композитор отходит от целостного смысла текста, буквально цепляется за одно-единственное, столь необходимое ему, слово. Возникающий музыкальный образ не укладывается уже ни в какое из традиционных средневековых представлений. Слезы, проливаемые за всех людей, без разделения их на погибших грешников и праведников, примиряют страдальца с Богом и с законами жизни. В «послесловии» к традиционному, с точки зрения Моцарта, изображению Судного дня, происходит своеобразное переосмысление этого древнего образа, если не сказать подмена смыслов: «тот день» омывается слезами (Lacrimosa dies illa) — люди же избавляются от ужаса, что внушает им мысль о неизбежном воздаянии. Опираясь на средневековый текст, Моцарт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: