Кроме того, Афонтий приводится в списке имен мира (https://filesclub.net/5323719/).




В.В. Черников

ЗАГАДКА АФОНТОВОЙ ГОРЫ

Гора, конечно, горе рознь. Иную никто и в примету не берет, а другую

не то что в своей округе, а и дальние люди знают: на слуху она, на славе.

П.П.Бажов. Сказка "Васина гора".

 

Афонтова гора - топоним уникальный, в России повторов не имеет. Но какой смысл кроется в этом необычном названии?

Чаще всего имя присваивается, чтобы обозначить что-то нужное — для себя и других. Причём сделать это индивидуально, чтобы при опознании ошибки не получилось. Топонимы, например, придумываются для обозначения владений, облегчения ориентировки на местности, а также для регистрации важных исторических или социальных событий.

 

ПРОЛОГ

Афонтова гора у современных жителей г. Красноярска ассоциируется с палеолитическим склоном Николаевской (Черной, Гремячей, Первой) сопки, на которой расположен Студгородок. Сама сопка (высота 505 м) — вулканического происхождения, а ее пологие склоны — это осадочные породы. Мало кто знает, но в 19-м веке об Афонтовой горе писали как о "сложенной неявными уступами Афонтовой возвышенности" (или покатости — откуда посмотреть). Уступы — это речные террасы древнего русла Енисея и его левого притока Качи, которые тянутся "от утёса ключа Гремячего по восточному склону Гремячей Сопки до правобережья р. Большого Бугача" [10, с. 170, 174; 9, с. 6-7] (Илл.1). А это, между прочим, почти 6 км!

Немного короче описывается возвышенность в "Спутнике по городу Красноярску" [11]: "от правого берега р.Большого Бугача до высокого спуска у железнодорожного моста" (Илл. 2). Там же читаем далее: "Афонтова гора, состоящая преимущественно из лёсса (морской кирпичной глины), долгое время доставляла превосходный материал для выделки кирпичей и потому вся она в нижней своей части была занята кирпиче-делательными строениями. С проведением железной дороги и занятием Афонтовой горы постройками Николаевской слободы кирпичное производство совсем прекратилось и обработка кирпичей перенесена в другие места. Кроме того, Афонтова гора интересна в научном отношении, как в археологическом, так и в палеонтологическом. В ее лёссе известный местный ученый археолог и геолог Ив. Тим. Савенков нашел громадный материал каменных и костяных орудий палеолитической эпохи, древнейшей культуры человека, а также предметы неолитической эпохи позднейшей и массу костей пост-плиоценовых животных (более 1500 образцов), между ними отмечены кости мамонта, носорога, первобытного быка, зубра, северного оленя и др. По склонам Гремячей сопки построены заимки городских жителей, занимающихся хлебопашеством и разработаны пашни".

Понятно, что первонасельники Красноярского острога в геологию захваченной ими местности вряд ли вникали, но своеобразность ландшафта не могли не отметить. Также, как и красноватые склоны Караульной горы, давшие название городу Красноярску.

Первое известное нам упоминание об Афонтовой возвышенности датировано 1702 годом в "Писцовой книге" Красноярского уезда1: тогда на Афонтовой горе находились пашни 35 землевладельцев. Название горы цитируется также в мемуарах первого Енисейского губернатора А.П.Степанова в 1835 г. [10]. Термин использовался в названии Афонтовского кладбища в церковных книгах за 1840-е годы [6] и в наименовании Афонтовской степи [9, с. 3]. Как археологический объект Афонтова гора впервые указывается в отчетах И.Т. Савенкова [9]. Современными геологами Афонтова возвышенность описывается как четвертичные образования имирского вулканического комплекса [8, с. 105].

 

ЗРИ В КОРЕНЬ

До настоящего времени попыток объяснить происхождение название "Афонтова гора" не предпринималось. Поэтому попробуем это сделать мы. Для чего выделим в слове "Афонтова" словообразующий корень *афон.

В результате возникли следующие гипотезы.

 

1. По аналогии со Святой горой Афон (русская транскрипция греческих слов Άθως Αθων). Это первое, что приходит в голову многим. Однако в реальности сходства у этих гор между собой никакого нет: греческая гора расположена на полуострове в Эгейском море и похожа на вулкан (высота 2033 м), а красноярская гора — низкая возвышенность, пологая, плоская и довольно протяженная.

Тем не менее, следует рассмотреть и другие аргументы в пользу данной версии. О пашнях на Афонтовой горе писалось выше. Где они могли находиться? Вероятно, это должно быть относительно ровное и в меру увлажненное место. Например, пологий склон слева и справа от пр. Свободный2. Известно, что в период до начала строительства Транссиба на месте Николаевской Слободы находился пустынный городской выгон, "голая степь". Через которую проходила бывшая грунтовая дорога на Ачинск — она начиналась от ул. Воскресенской (ныне пр. Мира) и шла по северо-восточному склону Гремячей Сопки. В Николаевке эта местность впоследствии была размечена улицами Ровная (ныне Луначарского) и Степная (Менжинского) — возможно, что эти названия не только отражали характер местности и некогда существовавшие здесь пашни.

Чтобы добраться к пашням от окраины острога, пройти нужно было немало, а в конце 4-й версты — ещё и подняться в крутой взлобок Афонтовой террасы. Может у кого-то и возникла при этом ассоциация с восхождением на гору Афон? Однако в такую версию верится с трудом: слишком коротким был подъем. Да и для привычных к пешей ходьбе местных жителей это не было серьезным препятствием.

Название могло закрепиться также в связи с подрезающим Афонтову возвышенность взвоза почтового тракта (построен в 1734 г.). Дорога поднималась в гору, выполаживалась и затем скатывалась в долину Бугача. Так что у возчиков могло складываться впечатление преодоления небольшой горы с плоской вершиной. Извозом тогда занимались многие и версия тоже имеет право на существование.

Конечно, о греческой Святой Горе обычные казаки, скорее всего, не знали. Но о ней наверняка были информированы насельники располагавшегося неподалеку от острога Введенского монастыря3 (паломничества русских на Святую землю Афона начались ещё в 11 веке4). Правда, находился он в противоположном от города месте, да еще и на другом берегу Енисея. Но первая церковь в Красноярском остроге была построена в середине 17-го века.

Может ли из существительного *афон получиться прилагательное в винительном падеже *афонТова? Лингвисты утверждают, что это невозможно, так как звук *Т из ниоткуда взяться не может. *Афон производит только *афонова (Афонское подворье в Москве).

Однако не всё так просто. Потому что в европейских языках название святой горы Афон пишется и как Athos, и как Afontey — с буквой *t в окончании. Допустим, что именно в таком виде это слово каким-то образом попало в русский язык. И тогда производное от него прилагательное должно быть *афонТЕЕва.

То есть и это тоже не наш случай.

 

2. В основе оронима зачастую лежит название ручья или речки (Гремячий ключ — Гремячая Грива, р. Минжуль — Минжульское нагорье, Кемчугские горы, Енисейский кряж). Такие ручьи стекают и с Афонтовой покатости. Они наполняют речку Большой Бугач и ручей Серебряный. Но есть еще один ручей — раньше он вытекал из огромного разветвленного оврага, вдоль которого в начале 20-го века были проложена ул. Овражная Николаевской слободы и ул. Косогорная (ныне ул. Новой жизни) железнодорожного поселка Алексеевка. А сейчас этот ручей течёт в бетонной трубе на участке от переулка Порохового под ж.-д. путями через территорию ЭВРЗ и улицу Красной Гвардии до впадения в р. Кача. Верховье лощины, составляющей бассейн водосбора ручья, начинается непосредственно у подножия Николаевской сопки, откуда до р. Качи по прямой почти 7 км.

Странно, но И.Т. Савенков в своих исследованиях имени этого ручья не упоминает, хотя цитирует названия всех других ручьев на Афонтовой возвышенности, даже менее значимых. Но это не мешает нам сделать предположение, что ручей мог называться "Афонтов". Например, по имени некоего печника Афони (уважительное — Афонт), который первым стал брать здесь глину (многочисленные кирпичные сараи показаны в этом месте на картах 18-го века). Таких "знатных" мастеров и в современных деревнях немного.. Уметь ладить печи для выживания не менее важно, нежели рубить избы, ткать, выделывать кожи, ковать железо или возделывать пашню. Домовые печи, обычно глинобитные, в тот период уже имели выводную трубу и топились "по-белому". "Набить" такую печь — это особая технология, требующая ловкости и мастерства. Обычно это был коллективный труд, выполняемый под руководством опытного специалиста5.

Глину у северо-восточного подножия Афонтовой горы стали добывать издавна. Однако нужда в ней была не так велика. Небольшие глиняные раскопы к тому времени уже, конечно, существовали (для изготовления печей и, возможно, посуды). Но, как и около современных деревень, такие карьеры были общедоступны, бесхозны и специального названия не имели. Их значение было бытовым и потому особого внимания им не уделялось.

И потом. Красноярск рос очень медленно: в 1671 г. в нём было 242 двора, в 1720 г. — 369, в 1779 г. — 385 дворов. И потому потребность в глине была минимальной. Первое каменное здание — Воскресенскую церковь, начали строить только в 1759 г., первый каменный частный дом — в 1785 г. Вероятно, к этому времени и нужно относить бо́льший интерес к глине, необходимой для производства кирпичей6.

Мог ли ручей стать первоосновой для названия Афонтовой горы? Теоретически это возможно — он был полезен как постоянный источник воды. Но такому признаку специальное название обычно не требуется — он естественен. Однако в середине 18-го века около ручья были устроены каменные пороховые погреба гарнизонного батальона Внутренней стражи (Илл. 3). И только тогда это место обрело название, которое могло распространиться и на ручей. Есть тому и пример. Когда в 1910 году здесь, на перекрестке слобод Алексеевка, Сахалин и Николаевка, был построен мелкооптовый магазин, то его прозвали "Пороховушка". Вот и ручей могли назвать "Пороховой".

Не сразу, но всё же выяснилось, что имя ручья было, но другое. Обслуживающие его бетонное русло работники Красноярской железной дороги и ЭВРЗ уже более 50 лет называют ручей "Теплый" (зимой он никогда не замерзает)7. Так что и эта версия: происхождение названия Афонтова гора от названия ручья, не подтвердилась.

 

3. Название Афонтовой горы можно попытаться вывести из имени Афон или Афонка. Это краткая форма крестильных имен Агафон, Афанасий и Афоний8. Например, первым пахарем на Афонтовой горе мог быть некий Офонка — такое имя среди казаков Красноярского острога встречается десятки раз9.

Пашни именами владельцев назывались часто. Например, Глагольева Пашня, Пашня Сорокина — подобных названий на карте Сибири сотни. Но эти названия, обычно, столетней давности. А триста лет назад вновь распаханный участок склона вполне могли назвать Афонтова гора, как расположенный сразу после подъема на возвышенность. Там же наверняка была поставлена заимка — "клеть" или осадный сруб, еще один значимый ориентир. Предположительно, угодье располагалось в зоне между современной ул. Менжинского и пер. Боготольским. (Илл. 3) Вероятно, эта пашня какое-то время была единственной, потому название за этой частью пологого склона и закрепилось.

Однако имя Афонка для этого должно было несколько измениться. Выше было показано, что из корня *афон слово "афонТова" возникнуть не может. Потому что Звук *т в словообразующем корне обычно присутствует изначально: ИгнаТ - ИгнаТий, КондраТ - КондраТий, чёрТ - чёрТова. Либо следует предположить, что *Т было специально добавлено в народном варианте произношения имени для его "отвердения". Например, с целью превращения из уменьшительно-пренебрежительного Афонка в более авторитетное АфонТ.

Или другой вариант: Афонт — самостоятельное имя в виде сокращения от Афонтий, по аналогии с Макар-Макарий, Артём-Артемий, Влас-Власий.

Возможно, Афонтий было производным и от Афония, чему есть пример в святцах: имя мученика Силана Галльского сформировало православное имя СиланТий.

Но было ли на Руси имя Афонтий? В словарях личных имен и списках крестильных имён его не оказалось Но зато оно обнаружилось в интернете. В переписи 1703 г. в Кунгурском уезде был учтён мальчик Афонтей; в Сызранской губернии жил купец Афонтий Сыромятников; с таким именем, отчеством или фамилией нашлись десять участников Первой Мировой и Великой Отечественной войн, а также никнеймы в соцсетях, клички животных и даже название игрушки10.

О принципиальной возможности перехода имени Афон в АфонТий (с добавление звука *Т) свидетельствует и название греческой горы Афон в европейских языках в виде Afontey 11.

Но вернёмся к нашему пахарю. Кто в 17-м веке имел право получить земельный надел? Поначалу — только высшие военные чиновники: дети боярские и атаманы. "За службу" пашни жаловались и рядовым казакам.[2, c.108-113] Описан случай, когда в 1639 г. атаман Милослав Кольцов свои земли на р. Березовке пожертвовал Введенскому монастырю [6, с. 106]. В 1630-х гг. пеший атаман Дементий Злобин имел 40 десятин отъездной пашни на той же р. Березовка, где у него была своя заимка. Позднее, для обработки займища, внук Злобина содержал там работника. [4, с. 45, 47] Пахота на Афонтовой горе стала возможной в 24-летний период спокойной жизни Красноярского острога (1642-1666 гг.), когда нападения "немирных" киргизов временно прекратились12. [2, c.56] Из статусных служилых казаков с именем Офонка был только один — пятидесятник конной сотни Афанасий Иванович Путимец. Его биография нами специально не изучалась, но род Путимцевых представлен в Красноярске и в настоящее время.

Посещение людьми Афонтовой возвышенности для других целей, кроме па́шенной, представляется маловероятным. Только если за грибами сходить или на мелкую охоту. Но для этого называть пологую возвышенность не требуется.

В то время в Красноярске были созданы и другие антропонимы: названия деревень Торгошина, Бугачева, Злобино, Лалетино, села Ясаулово, а также островов Татышев и Атаманов.

 

ВСЁ ТЛЕН

Приведённые варианты реконструкции предполагают, что первоначально название возвышенности могло иметь только локальный характер. Однако уже в 1830-х гг. оно применялось ко всей террасе между Бугачем и Енисеем [9]. В 1850 г. Афонтова возвышенность даже попала в проект изображения герба г. Красноярска (Илл. 4). Но спустя ещё полвека, в связи со строительством Транссиба, это название стало забываться. Потому что у новых поселенцев — иногородних рабочих ж.д. мастерских и выходцев из деревень, дома которых расположились на пологих склонах Афонтовой возвышенности, появились свои названия: слободки Николаевская (с 1921 г. 3-го Интернационала), Алексеевская (Труда), Нахаловка, Таракановка и Сахалин (Илл. 5). Археологи отмечали, что в начале 20-го века прежнего названия возвышенности уже никто не знал [1, с. 2]. А с расширением города в советское время топоним был утрачен окончательно. В 1967 г. к последнему археологическому кусочку Афонтовой горы под Студгородком приклеилось прозвище "Орбита" — по названию установленной там спутниковой телеантенны.

В настоящее время термин "Афонтова гора" сохранился лишь в научных публикациях. И наши современники всерьёз считают, что название горы произошло от археологической Афонтовской культуры.

Похожая история произошла и с Иванихиным логом в Николаевской слободе (современная улица Юбилейная) — местом раскопок стоянок Афонтова-3 и Афонтова-4. Этот лог и сейчас существует в виде глубокого оврага, недавно надвое разделенного Николаевским мостом. В период строительства Транссиба название лога было замещено тремя улицами Овражными (а потом и их тоже переименовали)13. Неудивительно, что Иванихин лог местные жители не знают и объяснить происхождение названия не могут.

 

ЭПИЛОГ

Наше исследование показало, что:

а) Афонтова гора — это, безусловно, антропоним (происходит от имени человека);

б) первоначально название было дано распаханному участку возвышенности по имени его первого владельца — некоего казака Афанасия;

в) эта пашня, предположительно, могла находиться между переулком Боготольским, улицами Луначарского и Менжинского;

г) название возникло, скорее всего, в период 1642-1966 гг., существовало порядка 250 лет и было утрачено в связи со строительством Транссиба, оставшись только в публикациях археологов.

 

Примечания

1. Информация из личной переписки с красноярским историком П.Н. Бараховичем. Эти сведения подтверждаются С.В. Бахрушиным: "Красноярск со всех сторон был окружен пашнями и сенокосами, принадлежавшим служилым и посадским людям. Непосредственно к городу примыкала обширная площадь запашки:...на Афонтовой горе... См. кн. 1504 (данные от первых лет XVIII в.)". [3, с. 106, 108]

2. Устный рассказ В. М. Кравцовой, бывшего директора музея Красноярского ЭВРЗ: в 1940-е гг. на территории будущего Телевизорного завода находились картофельные поля паровозо-ремонтного завода.

3. К истории Красноярского Введенского мужского монастыря на реке Берёзовке https://litenis.narod.ru/almanax21/ocherk/xram.html.

4. Русские монастыри на Афоне и в Святой земле в свете новых и малоизвестных источников https://ros-vos.net/holy-land/vos-ros/2/3/

5. Русские в Сибири https://nashomsk55.ru/russibir/455-pech-sibir

6. На карте 1875 г. конкретно в этом месте показаны пять кирпичных сараев, а в 1830-х годах в Красноярске их вообще было 15 [9, с. 343]. Первые палеолитические находки Савенковым были сделаны именно в глиняных карьерах Афонтовой горы, которые он регулярно осматривал в течение 9 лет [1, с. 3 и далее].

7. Устный рассказ С. В. Гультяевой, инженера-гидролога с 54-летним стажем: ручей Теплый обслуживается ПЧ-3 Красноярского управления железной дороги (мост и водосборная канава вдоль ж.-д. путей от пер. Угольный до ул. Красных Зорь), ЭВРЗ (3 колодца) и городской службой канализации (8 колодцев). Основное русло ручья в районе пер. Порохового находилось на глубине 9 м в колодце, который недавно засыпали. Расход воды в ручье весной составляет до 3 м3, высота потока в бетонной трубе — до 30 см, в обычное время — до 10 см.

8. Афонка — это производное от крестильных имён:

АФОНИЙ: Афоня; Фоня, Афон (греч. aphthоs — щедрый; богатый), именины отмечаются 1 день в году;

АФАНАСИЙ: Афанасьюшка; Афанася; Фаня; Нася; Афоня; Фоня; Афося; Фося; Фоша; Апанаска; Наскa; Панаса (греч. athanasia-бессмертие), именины приходятся на 37 дней в году;

АГАФОН: Агафонка; Агафоня; Афоня; Фоня; Агафоша; Фоша; Аганя; Агаша, Агапоша; Гапоша; Гапа (греч. agathon — благо, добро), именины бывают 3 дня в году.

9. С именем Офонка (Афонька) среди Красноярских казаков и посадских в 1628-29 гг. указаны 18 человек, в т.ч. принимавшие участие в сражениях с иноземцами "бившиеся явственно" Офонка Матвеев, Офонка Иванов, Офонка Яковлев и Офонка Обеднин. [4, с. 106]

В книгах выплаты жалованья записаны десятник конной сотни Офонка Иванов Путимец, рядовой конной сотни Офонка Яковлев, рядовой 1-й пешей сотни Офонка Иванов Малой, рядовой 2-й пешей сотни Офонка Офонасьев, Офонка Емельянов Залома, Офонка Ондреев Куварда, пономар Офонка Дмитриев, съезжей избы сторож.
В списках жителей Красноярска в 1671 г. встречается Офонька Мосеев, Афонька Иванов сын Шалков, Афонька Афонасьев сын Золотарь, десятник Афонька Артемьев Чермной, Офонька Осипов сын Киселев (черкас). В д. Усть-Кан проживал Офонька Михайлов сын Потылицын. Среди посадских д.Бузим значится Офонька Фирсов сын Глухой. [там же]

Обычно имя Офонка указывалось в списках рядовых казаков, детей и работников казаков-руководителей, а также, независимо от статуса, в челобитных вышестоящему начальству. Очевидно, что Офонка — это уменьшительно-пренебрежительная "этикетная" форма "полуимени" по типу Ондрюшка, Ивашко, Тимошка. [2, с.5] Полагаем, что преимущественно оно выводилось из имени Афанасий, как наиболее распространенного. Например, был в Красноярском остроге пятидесятник конной сотни Афанасий Иванов Путимец, он же "пятидесятничешка" Афонко Путимец, он же (ранее) десятник конной сотни Офонко Иванов Путимец. [4, с. 196-204, 306-310, 327-342]

10. Поиском в интернете выявлены следующие упоминания имени Афонтий и производных от него отчеств и фамилий:

— Афонтей, 12 лет, житель д. Верх ОпачевкаКунгурского уезда (Переписная книга города Кунгура. 1703 г. РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743, л. 223)

https://census1710.narod.ru/perepis/214_1_473.htm;

— Сызранский купец 1 гильдии Афонтий Сыромятников (середина 19 в.)

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=15261;

— участники ВОВ: Афонтев, Афонтьев, Афонтов, Афонтьевич (2 чел.), Афонт, Афонтий (3 чел.) - https://1418museum.ru/search/?q=Афонтий, участник 1 Мировой войны: Афонтий Карлович

https://1914.svrt.ru/extsearch.php?pg=24&surname=Афон%2A&name_ext=1&surname_ext=1#report;

Кроме того, Афонтий приводится в списке имен мира (https://filesclub.net/5323719/).

В соцсетях есть никнеймы @afontiy, AFONTY, Afont, Антон Афонтий, Афонтий Пупкин, Квест Афонтиев, Афонтий Вознесенский (Казань); а также клички кошек: Афонтий, Афонтяйка и название вязаной игрушки "Олень Афонтий".

11. В английском языке встречаются два варианта написания названия горы Афон: Athos и Afontey. Производными от "athos" являются слова с наличием в них звука *Т в окончании: "athonite" (афонский), athonites (афонцы). Вероятно, это словообразующее правило. Примеры английского написания слова Афон взяты отсюда https://mosgorsait.ru/en/overcoat/chesnokova-n-russkie-zhalovannye-gramoty-na-afone-xvi-xviii-vv/ и в ходе поиска в Google по "Mount Afontey".

12. Например, пашенные земли к Надпорожной слободе Красноярского уезда были отведены в 1643-44 гг. [3, с. 108]

От прежних названий осталась только одна улица Овражная. Под углом к ней с другой стороны оврага проходит современная ул. Юбилейная, а между ними — Байкитская, которые соединяет бывший пер. Овражный. Ниже Николаевского моста продолжение имеют только улицы Овражная и Юбилейная, которые упираются в ул. Спартаковцев, являющуюся естественным завершением Иванихина лога.

Литература

1. Ауэрбах, Н.К. Палеолитическая стоянка Афонтова III. // Труды общества изучения Сибири и ее производительных сил. Выпуск № 7. Новосибирск. 1930.

2. Барахович, П.Н. Енисейск в XVII–XVIII столетиях Малоизвестные страницы истории. Красноярск, 2019.

3. Бахрушин, С.В.. Научные труды. Т. 4. Очерки по истории Красноярского уезда в XVII в. Сибирь и Средняя Азия в XVI-XVII вв.. Москва. 1959.

4. Безъязыков, Л. Красноярск изначальный. Красноярск, 2004.

5. Красноярск от прошлого к будущему. Красноярск. 2013.

6. Матвеев, В.Е. и др. Афонтовский некрополь г. Красноярска // Древности Приенисейской Сибири. Красноярск, СФУ. Вып. 9, 2018. С. 107-116.

7. Миллер Г.Ф. История Сибири. том 2, 3. Москва. 2005.

8. Путеводитель по учебным геологическим маршрутам в окрестностях г. Красноярска / А. М. Сазонов, Р. А. Цыкин, С. А. Ананьев, О. Ю. Перфилова, М. Л. Махлаев, О. В. Сосновская. Красноярск. 2010.

9. Савенков, И.Т. К материалам для медико-топографического описания окрестностей Красноярска. Предварительный геологический очерк долины р. Енисей в ближайших окрестностях г. Красноярска. Красноярск. 1892.

10. Степанов, А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835.

11. Щипанов, Б.И. Спутник по городу Красноярску. Красноярск. 1911 / Часть 4. Окрестности Красноярска.

Иллюстрации

Илл. 1. Афонтова гора на карте окрестностей Красноярска В.И. Громова (1948 г.).

 

Илл. 2. Художник Павел Пясецкий. Вид на город Красноярск и Афонтову возвышенность с Караульной горы.

 

Илл. 3. Слева фрагмент геологической карты И.Т Савенкова, 1886 г. (желтым выделены места, предположительно пригодные для пашни). Справа — современная карта.

 

Илл. 4. Неутверждённый проект герба Енисейской губернии 1850 г., подготовленный по заданию Енисейского губернатора учителем рисования Красноярского уездного училища.

"В лазоревом щите золотой венок из колосьев, внутри которого на зеленой земле песчано-глинистое возвышение с обрывами красного цвета, обремененные золотым снопом, сопровождаемые вверху двумя золотыми перевернутыми рогами изобилия, внизу золотым же серпом". Предполагаем, что в описании речь идет горе Караульной и Афонтовой горе.

Источник: https://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/krasnyar.htm

 

Илл. 5. Фрагмент карты г. Красноярска, 1924 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: