I. Отмена крепостного права. Главная причина реформ ы – общий кризис в России. Сокращение доходов казны и рост крестьянских выступлений заставили власти провести реформу «сверху», не ожидая, пока народ решит вопрос «снизу» - путём крестьянского бунта. Манифест об отмене крепостного права царь подписал 19 февраля 1861г. Содержание реформы. Крестьяне получили личную свободу: их нельзя продавать, они могли вступать в брак, выбирать место жительства. Земля оставалась у помещиков, но часть её они обязаны продать крестьянам. Выкуп за землю значительно выше её реальной стоимости. У крестьян таких денег не было, государство давало им в долг на 49 лет под проценты 80 % суммы выкупа, а 20% крестьянин должен был заплатить сам. Пока сделка не заключена, крестьянин считался временнообязанным и нёс все повинности (барщина, оброк). Такая реформа – бессовестный грабёж крестьян, она вызвала массовое недовольство. В Беларуси власти внесли улучшения, чтобы отвлечь крестьян от участия в восстании Калиновского: в 1863г. введён обязательный выкуп и ликвидировано временнообязанное состояние крестьян, на 20% уменьшены выкупные платежи. Вывод: после реформы осталось много пережитков феодализма, главный – помещичье землевладение.
II. Социально-экономич. развитие в нач. XX в. Столыпинская аграрная реформа началась с 1906г. по инициативе министра П.А.Столыпина. Главная цель: перевод деревни на буржуазный путь развития, не ущемляя интересы помещиков. Правительство решило обогатить одних крестьян за счет других. Для этого распустили сельские общины. Теперь крестьяне могли свободно распоряжаться землёй. Был расчёт на то, что часть бедняков продаст наделы кулакам (зажиточным крестьянам) и переедет в город: заводы получат рабочие руки, а кулаки – больше земли. В общине была чересполосица - наделы состояли из нескольких кусков в разных местах. Цель - ликвидировать это и выделить землю в один участок – отруб. Поощряли переселение крестьян на отруба. Из деревни туда переносили усадьбу и хоз. постройки, возникал хутор. Хутор – это фермерское хозяйство, к их созданию стремились зажиточные кулаки. Из них формировалась сельская буржуазия. Для решения вопроса с малоземельем крестьян их добровольно переселяли на свободные земли Сибири. Выехали из Беларуси более 350 тыс. человек, но десятая часть из них вернулась обратно, т.к. обещанная помощь правительства была недостаточной для обустройства. В ходе реформы введены земства — выборные органы местного самоуправления. Вывод: Столыпинская реформа дала положительные результаты, но она не доведена до конца. Помешало начало I мировойвойны. Проблемы деревни не решены, что стало одной из причин 2-х революций 1917 г.
|
III. Промышленность Беларуси была отсталой в сравнении с развитыми районами России. Однако темпы развития выше, чем в России. Число фабрик и заводов увеличилось в 15 раз, их доля в пром. производстве возросла до 46%. Шло формирование пролетариата и буржуазии.
Билет 23. в. 1. Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации
I. Образование. В 1864 г. началась реформа, обучение становилось всесословным. Однако в 1887 г.- т. наз. «Указ о кухаркиных детях», запрещалось принимать в гимназии детей из низших сословий. Начальное образование давали церковные школы и городские училища. Среднее образование - гимназии. После восстания 1863-64 г. власти закрыли земледельческий институт в Горках и несколько гимназий. Молодёжи внушали идею западнорусизма: якобы белорусы - не самостоятельный народ, а часть русского этноса, и надо вернуть их к русскому языку и к православию. Большинство населения, особенно крестьянство, неграмотно. II. Белорусоведение. М.Довнар-Запольский, Т.Нарбут, Е.Карский и другие собрали большой этнографический материал и доказали, что белорусы – самобытный народ с оригинальной культурой и языком. Наука. Технические разработки Я. Наркевича-Иодко (по электротерапии, регистрации электрических разрядов и др.) – это достижения европейского уровня. Литература. Ф. Богушевич, Янка Купала, Якуб Колас стали создателями белор. литературного языка. Поэзия М. Богдановича – гимн своему народу. Театр. Первую профессиональную труппу организовал И. Буйницкий, который считается создателем бел. театра. Живопись. Н. Орда почти 25 лет путешествовал по Беларуси и оставил около 1000 зарисовок замков и усадеб. Картины Ю. Пэна из Витебска отражают черты еврейского быта; а в его школе учился живописи всемирно известный художник Марк Шагал. В архитектуре господствовал эклектизм - сочетание разных стилей. Из России насаждали псевдорусский стиль (пример - часовня Паскевичей в парке Гомеля). Учреждения - в стиле классицизма (гимназия в Гомеле, сейчас это старый корпус БелГУТа), Черты романского и готического стилей сочетает Красный костел (Святых Симеона и Елены) в Минске. На рубеже 19-20 в. возник стиль модерн, в котором строились вокзалы, банки, дома.
|
|
I. Формирование белорусской нации шло в 19 в. в трудных условиях: российский национальный гнёт, политика русификации (насильственное насаждение русского языка и культуры), ущемление белорусской культуры. Нация - это исторически сложившаяся общность людей, объединенная общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. Нации возникают в эпоху капитализма. Трибуной белорусского национального движения стала легальная газета "Наша нива", созданная благодаря усилиям БСГ (1906-1915). Она выступала за национальное равноправие белорусов, за белор. язык в школах, печати, церквях. Боролась с западнорусистами. Вывод: Достижения в области литературного языка, культуры, пробуждение национального самосознания - это способствовало формированию белорусской нации.
Билет № 25 в.1. События Первой мировой войны на белорусских землях.
Первая мировая война началась 1 августа 1914 г. и закончилась 11 ноября 1918 г. П
I. Положение населения во время войны. С первых дней войны в белор. губерниях введено военное положение. Это означало запрет забастовок, демонстраций, военно-полицейский режим. Власти вели пропаганду в «защиту царя и Отечества». Мобилизация в армию привела к резкому сокращению рабочих рук в деревне, власти ввели реквизиции (поборы на нужды армии) коней, продовольствия и т.п. Перед приходом немцев - массовая эвакуация (переселение) жителей из западных районов на восток. В результате в Минске и других городах – перенаселение, нехватка жилья и продовольствия, безработица. В сельском хозяйстве уменьшились посевы, были большие потери скота. Военные расходы подорвали финансовую систему, плохо работал транспорт. Резко снизился уровень жизни населения.
II. Военные действия на террит. Беларуси. Летом 1915 г. немцы вошли в Беларусь, а осенью прорвали фронт в районе Свенцян и создали угрозу захвата Минска. Российская армия с трудом их остановила. Но Ставку командующего фронтом перенесли из Баранович в Могилев. Российско-германский фронт установился по линии Двинск-Барановичи-Пинск. Немцы заняли четвёртую часть Беларуси, где до войны жило 2 млн. человек. Почти два с половиной года линия фронта оставалась неизменной. Беларусь стала прифронтовой зоной. Две попытки русских войск начать наступление в 1916 г. (у озера Нарочь и у Баранович) окончилась неудачей и большими потерями.
III. Германский оккупационный режим. В Германию вывозили трудоспособное население, оборудование и др. богатства. Население гнали на принудительные работы, взымали подушную подать, реквизиции на нужды фронта превращались в грабежи. Применяли телесные наказания. Немцы хотели заселить эти земли своими колонистами, а местное население онемечить. Любая попытка сопротивления жестоко каралась.
IV. Революционное и национальное движение. Несмотря на резкое ухудшение жизни населения, выступления пошли на спад. Ведь по законам военного времени за это полагался расстрел. Все политические партии в войне поддержали правительство. Исключение - большевики, которые считали, что поражение в войне приведёт к гибели самодержавия и победе революции. Неблагоприятны условия для развития бел. национального движения. Прекратилось издание белорусских газет и книг. Я.Купала, Я.Колос и другие деятели бел. нац. движения выехали на восток. Была сделана попытка на занятой немцами территории создать литовско-белорусскую державу, однако эту идею не поддержали германские власти.
3. Несмотря на военно-полицейский режим, вспыхивали волнения солдат. Так, в октябре 1916г. в Гомеле произошло выступление солдат, в котором участвовало несколько тысяч человек. Их поддержали рабочие. Это свидетельствовало о том, что армия из опоры самодержавия превратилась в его противника.