Происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан.




I. Города зародились в 8-9 в. 1. Город отличается от деревни тем, что занятия горожан - ремесло и торговля, а сельчан - сельское хозяйство (с/х). Ремесло отделилось от с/х, когда появились излишки продуктов. Ремесленники обменивали на продукты сделанные вручную вещи. Были кузнецы, гончары, бондари (делали бочки), ювелиры, сапожники и др. Города возникали на перекрёстках дорог, по берегам рек, особенно на пути «из варяг в греки». Этот великий торговый путь соединял Балтийское и Черное моря через Западную Двину и Днепр. Под Оршей и Витебском были волоки: суда перетягивали от реки к реке по земле, подкладывая под них бревна. 2. Города 9-13 в. - деревянные; они строились на возвышенностях, укреплялись стенами, валами, рвами. Название «город» - от «огораживать». Внутренняя укреплённая часть города - дединец (от «дед», там собирались старейшины - деды). Возле дединца - поселение ремесленников и торговцев - посад. Важное общественное место города - рынок («торг»). В Гомеле дединец был на берегу Сожа, на холме между оврагами. Сейчас это парк между Киевским спуском и Лебединым прудом (ранее - ручей Гомеюк), а посады были там, где сейчас площадь и парк перед дворцом. 3. В летописях до 13 века названо более 30-ти городов. Первым упоминается Полоцк под 862 г., под 980 г. – Туров. К 10 в. относятся также Заславль (Изяславль), Витебск; к 11 в. - Брест, Минск и др.; Гомель впервые упоминается в 12 в. (1142 г.) Но многие города возникли значительно раньше, чем сведения о них попали в летописи.

III. Происхождение названий городов. 1. Часто оно связано с реками, на берегах которых города возникли: Полоцк - Полота, Менск - Менка, Витебск- Витьба и др. Возможно, и Гомелю дал имя ручей Гомеюк. Но есть и другие версии: название происходит от «гом» - холм или овраг, либо имя князя-основателя Гомеля. Версия, что название Гомеля пошло от криков сплавщиков леса: «Го! Го! Мель!», предупреждавших об отмели на Соже, не выдерживает критики. В летописях город упоминают как Гомь, Гомье, Гомій. 2. Есть города, названые от имен князей: Туров, Браслав, Борисов. 3. Иногда название идет от дерева – Берёза, Брест - Берестье (берест- вид вяза), или от каменистой почвы - Каменец. Новогрудок - новый город. Название города - часть его истории, и интересно знать, откуда оно происходит.

Билет №5 в.1. Развитие культуры в IX – сер. XIII в. Религиозно-просветительские деятели.

I. До 10 в. на белор. землях было язычество (многобожие), хотя постепенно проникали идеи христианства. Считается, чтокнязь Владимир крестил Русь в 988 г. Но новая вера распространялась медленно, в жестокой борьбе с язычеством. Первая епархия (большой церковный округ во главе с епископом) создана в Полоцке в 992 г. Влияние христианства на культуру огромно:эта религия возвышала человека над природой; в белор. земли пришла письменность; христианские заповеди улучшили моральный облик общества; развивались зодчество (церкви - первые каменные постройки) и живопись-иконопись; создавались книги; укрепились связи с другими странами, особенно с Византией. II. Письменность. Просветители Кирилл и Мефодий в 9 в. создалиславянскую азбуку. Первые памятники письменности: надписи 11в.на Борисовых и Рогволодовом камнях, гребень с азбукой из Бреста, берестяные грамоты 12 в. из Витебска и Мстиславля. В 11в. началось летописание (запись событий по годам), есть сведения о Полоцкой летописи, но она утрачена в 18 в. Самая ранняя книга - Туровское евангелие 11в. В нач. 12 в. монах Нестор в Киеве создал «Повесть временных лет» - летопись, где есть сведения о Рогнеде, Всеславе Чародее, битве на Немиге и др. событиях нашей истории. Книги писали на пергаменте (его делали из кожи телят), украшали рисунками- миниатюрами. «Слово о полку Игореве» неизвестного автора – вершина литературы Древней Руси.

III. Архитектура и искусство. Сохранилось только несколько зданий той эпохи. Древнейшее - полоцкий Софийский собор, построен при Всеславе Чародее в 11 в. Спасо-Ефросиньевская церковь 12 в. создана по заказу Евфросинии Полоцкой. В стены Коложской церкви в Гродно (12 в.) вмурованы кувшины-голосники, улучшающие акустику храма. Памятник оборонного зодчества - пятиярусная Белая вежа в Каменце (13 в.). Стены храмов украшали фресками (живопись по сырой штукатурке) и мозаикой. 2. Святыня Беларуси – крест, созданный в технике перегородчатой эмали Лазарем Богшей по заказу Ефросинии Полоцкой. Этот шедевр пропал в войну в 1941 г; в 1997 г. создана копия креста, но поиски оригинала продолжаются.

IV. Религиозные деятели-просветители XII в. Ефросиния Полоцкая - дочь полоцкого князя, внучка Всеслава Чародея. Избрала путь служения Богу, став монахиней. Она основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения: там переписывались церковные книги, велось полоцкое летописание. На склоне лет совершила паломничество в Святую землю (Иерусалим), где и скончалась. Евфросиния Полоцкая – первая женщина в Беларуси, признанная святой. Епископ Кирилл Туровский - выдающийся религиозный деятель. Он писал «слова»-поучения верующим. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: