Особенности помощи детям при обструкции дыхательных путей инородным телом




Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическая разработка лекции:

 

I. Методический блок

 

 

Тема лекции: «Причины обструкции дыхательных путей»

Дисциплина: Технология оказания медицинских услуг

Специальность: Сестринское дело

 

Курс: 1 Семестр: II Количество часов: 2

 

Цель лекции: дать представление о различных приемах оказания неотложной помощи при обструкции дыхательных путей.

 

1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу: «технология оказания медицинских услуг».

Студент должен знать:

приемы оказания помощи взрослым и детям при обструкции дыхательных путей

 

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

 

3. Воспитательные цели:

стремиться к воспитанию: чувства ответственности, чувства гуманизма, чувства такта, милосердия и бережного отношения к больному.

4. Общие компетенции: ОК1-ОК13

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология, микробиология, лабораторная диагностика.

Организационная структура лекции

 

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов.     Организация студентов обеспечение внимания и усваива ния матери ала.    
II Основной этап План изучения лекционного материала 1.Причины обструкции верхних дыхательных путей 2. Методика оказания помощи при частичной обструкции (прием вибрационного массажа) 3. Методика оказания помощи при полной обструкции (прием Хеймлиха: абдоминальные и грудные толчки 4. Особенности оказание помощи детям до года.   Поэтапное изложение материала, Видеоматериалы, схемы, таблицы, наглядне пособия информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала.     Видеоматериалы, таблицы, коспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинетв докдинической практики.
III   Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы     Студентами предлагается ответить на вопросы изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с.. Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.

II. Информационный блок

Текст лекции

Большинство случаев обструкции дыхательных путей инородным телом связанос приемом пищи и происходит при свидетелях. Принципиальным являетсясвоевременное распознавание обструкции и дифференциация от других состояний, сопровождающихся острой дыхательной недостаточностью, цианозом ипотерей сознания.

Алгоритм оказания помощи зависит от вида обструкции.

При частичной обструкции человек может ответить на вопрос “Вы подавились?”,говорит, кашляет, дышит. В таком случае необходимо поддерживатьпродуктивный кашель и наблюдать за пострадавшим.

При полной обструкции человек не может ответить на вопрос, неможет говорить, но может кивнуть, не может дышать или дышит хрипло, производитбеззвучные попытки откашляться, теряет сознание. Общим признаком всех вариантов обструкции является то, что, если она происходит во время приемапищи, человек хватается за горло (Рис. 1).

При полной обструкции с сохраненным сознанием необходимовыполнить 5 ударов по спине (прием вибрационного массажа) (Рис. 2): • встать сбоку и несколько позадиот пострадавшего;

• поддерживая пострадавшего однойрукой за грудь, второй наклонитьего вперед настолько, чтобы,когда инородное тело сместится,оно выпало бы изо рта, а не опустилосьглубже в дыхательныепути;

• нанести до пяти резких ударов основаниемладони в область междулопаток;

• после каждого удара проверять,не освободились ли дыхательные пути; стремиться, чтобы каждыйудар был результативным, и стараться добиться восстановления проходимостидыхательных путей за меньшее число ударов.

Если 5 ударов по спине оказались неэффективными, необходимо выполнить 5толчков в область живота (прием Геймлиха, Рис. 3):

• встать сзади от пострадавшего и обхватитьего на уровне верхней частиживота обеими руками;

• наклонить его туловище вперед;

• сжать руку в кулак и поместить егомежду пупком и мечевидным отросткомгрудины;

• обхватить кулак кистью второй рукии сделать резкий толчок по направлениювнутрь и вверх;

• повторить манипуляцию до пятираз;

Если обструкцию устранить не удалось,повторять попеременно попять раз удары по спине и толчки вживот.

 

 

Рис. 3. Прием Геймлиха

 

Рис. 4. Прием Геймлиха в положениях: стоя, сидя, лежа

 

Рис. 5. Прием Геймлиха: а – тучному, б – беременной

Альтернативный способ – грудное сдавлевание (руки расположены в середине грудины), применяются только у женщин в поздних сроках беременности, у очень тучных пострадавших, у маленьких детей и у пострадавших с ранениями живота (Рис. 30).

Если Вы подавились и рядом никого нет, Вы можете помочь себе сами:

  • Кулак одной руки положите на середину расстояния между пупком и мечевидным отростком, другой рукой обхватите свой кулак и сделайте резкий толчек внутрь и вверх
  • Упритесь о какой-либо оъект (спинку стула, подлокотник кресла, перила, раковину) и резко надавите всем телом (Рис.6)

 

 

 

Рис. 6. Самопомощь при полной обструкции инородным телом дыхательных путей

Если пострадавший теряет сознание, аккуратно положить его на землю, произвести 2 вдоха и начать компрессии грудной клетки, которые будутспособствовать изгнанию инородного тела из дыхательных путей. При проведении реанимационных мероприятий в данном случае, перед проведением вдоха следуетпроверять ротовую полость на предмет наличия инородного тела, вытолкнутогоиз дыхательных путей.

Если после разрешения обструкции у пострадавшего сохраняется кашель, затруднениеглотания, это может означать, что части инородного тела все ещеостаются в дыхательных путях, и пострадавшего нужно отправить в лечебноеучреждение. Всех пострадавших, которым оказывали помощь с применениемударов по спине и толчков в живот, следует госпитализировать и обследоватьна предмет травм.

 

Особенности помощи детям при обструкции дыхательных путей инородным телом

При частичной обструкции ребенок испуган, кашляет, плачет. Простимулируйте рвоту, надавив пальцем на корень языка. Возьмите ребенка за ноги, переверните вниз головой и похлопайте по спине (Рис. 7).

Не трясите ребенка!

 

Рис. 7.

При полной обструкции ребенок напуган, лицо багрово-синюшного цвета, голоса нет. Характерный жест – размахивает руками, как будто всплывает.

• Прием Геймлиха не используется у детей младше 8 лет вследствие высокого риска повреждений внутренних органов у младенцев и детей;

техника выполнения ударов по спине у младенцев: удерживать ребенка в положении спиной вверх, голова при этом должна быть направлена вниз; сидящий на стуле спасатель должен удерживать младенца, поместив его на своих коленях; поддерживать голову младенца, расположив большой палец руки на угол нижней челюсти и один или два пальца той же руки на другой стороне челюсти; не сдавливать мягкие ткани под нижней челюстью; основанием ладони нанести до пяти отрывистых ударов между лопатками, направляя силу ударов краниально (Рис. 8);

толчки в грудную клетку у младенцев: положить ребенка на спину таким образом, чтобы голова была ниже туловища. Это легко достигается расположением свободной руки вдоль спины ребенка, при этом пальцы охватывают затылок. Опустить руку, удерживающую ребенка, ниже своего колена (или перевалить через колено). Определить место, на которое будет оказываться давление (нижняя часть грудины, приблизительно на один палец выше мечевидного отростка). Выполнить пять толчков грудной клетки; прием напоминает непрямой массаж сердца, но выполняется более отрывисто, резко и в более медленном темпе (Рис.8).

Рис. 8. Техника выполнения ударов по спине и толчков в грудную клетку у младенцев

техника выполнения ударов по спине у детей старше 1 года: удары будут более эффективны, если ребенку придать положение, при котором голова будет расположена ниже туловища; маленького ребенка можно положить выше колена согнутой ноги поперек, так же, как и грудного ребенка; если это невозможно, согнуть туловище ребенка вперед и выполнить удары по спине, стоя сзади; при неэффективности ударов по спине следует перейти к выполнению толчков в грудную клетку.

Толчки в грудную клетку у детей старше 1 года - по обычной методике.

У детей: В случае нетяжелой обструкции поощряйте кашель ребенка и наблюдайте за ним У ребенка с сохраненным сознанием с тяжелой обструкцией дыхательных путей инородным телом: Сделайте 5 ударов по спине ребенка Если удары по спине не освободили дыхательные пути, произведите 5 толчков грудной клетки детям возрастом до 1 года или 5 абдоминальных толчков детям возрастом больше 1 года. Этот прием создает искусственный кашель, который повышает давление в грудной полости и может сместить инородное тело. Удары по спине у грудного ребенка (возрастом до 1 года): расположите ребенка лежа, лицом вниз, на своих коленях; поддерживайте голову ребенка, разместив большой палец руки на углу нижней челюсти, а один или два других пальца этой же кисти – на ее противоположной стороне; не сжимайте мягкие ткани под нижней челюстью ребенка, так как это может усилить обструкцию дыхательных путей; произведите 5 резких ударов по спинке ребенка между лопатками; цель – освободить дыхательные пути с любым из этих ударов, а не сделать все 5.

Удары по спине у детей старше 1 года: более эффективны, если ребенок расположен головой вниз; маленький ребенок может быть расположен на коленях спасателя, как и младенец; если это невозможно, наклоните ребенка вперед, поддерживая его, и произведите сзади удары по спине между лопатками. Если удары по спине не сместили инородное тело, а ребенок все еще в сознании, примените толчки грудной клетки у младенцев или абдоминальные толчки у детей старше 1 года. Не используйте абдоминальные толчки у младенцев. Толчки грудной клетки у младенцев: поверните ребенка в положение лежа на спине, вниз головой. Это безопасно достигается расположением свободной руки вдоль спинки малыша и обхватыванием его затылка кистью; поддерживайте младенца рукой, которая размещена на Вашем бедре; определите место проведения компрессий грудной клетки (в нижней половине грудины, примерно на ширину одного пальца выше мечевидного отростка); проведите 5 толчков грудной клетки; они похожи на грудные компрессии, но резче и реже.

Абдоминальные толчки у детей старше 1 года: разместитесь позади ребенка, расположите руки вокруг его тела, соедините их вместе на животе между пупком и мечевидным отростком; резко потяните руки внутрь и вверх; повторите до 5 раз; удостоверьтесь, что не давите на мечевидный отросток или ребра – это может вызвать травму органов брюшной полости. После толчков грудной клетки или приема Геймлиха нужно повторно оценить состояние ребенка. Если инородное тело не удалено и ребенок еще в сознании – чередуйте удары по спине и толчки грудной клетки или приемы Геймлиха. Ребенок с тяжелой обструкцией дыхательных путей инородным телом без сознания: Проходимость дыхательных путей. Откройте рот ребенку и поищите видимое инородное тело. Если обнаружили – попробуйте его удалить одним пальцем. Не делайте попыток «вслепую» и повторных попыток – это может протолкнуть инородное тело вглубь. Искусственные вдохи. Откройте дыхательные пути с помощью разгибания головы и выдвижения нижней челюсти, затем осуществите 5 искусственных вдохов. Следите за эффективностью каждого вдоха по поднятию грудной клетки. Компрессии грудной клетки и СЛР: после 5 искусственных вдохов (если нет никакой реакции – движения, кашель, спонтанное дыхание) переходите к компрессиям грудной клетки, не оценивая признаки кровообращения; если Вы один — проводите СЛР согласно рекомендациям у детей на протяжении 1 минуты, а затем вызывайте скорую помощь (если этого не сделал кто-то другой); когда дыхательные пути открыты для проведения искусственного дыхания – проверяйте полость рта на наличие инородного тела; если оно визуализировано – попробуйте его удалить одним пальцем; если инородное тело удалено, откройте и проверьте дыхательные пути; проводите искусственное дыхание, если ребенок не дышит; если ребенок пришел в сознание и начал спонтанно эффективно дышать – положите его в стабильное положение на боку и контролируйте его дыхание и уровень сознания до прибытия скорой помощи.

 

2. Литература (основная, дополнительная)

1. КулешоваЛ.И., Пустоветова Е.В., Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с.654 - 657

2. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела [Текст]/ Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.-14-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2015 – с.: ил. – (Медицина для вас).

Интернет- ресурсы

1. http: // www. consultant. ru/ - нормативные документы;

2. http: // www. med-pravo. ru/ – нормативные документы.

Глоссарий

Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

1. Действия в случае необходимости оказать помощь при обструкции дыхательных путей – прием вибрационного массажа, затем прием Хеймлиха

2. Генри Геймлих (р. 3 февраля 1920) — американский врач и общественный деятель, получивший широкую известность как изобретатель метода диафрагмальных толчков в случае, если в горло пациента попал инородный предмет, а также разнообразными «экстравагантными» изобретениями и предложениями в области медицины.

3. Гипоксия - пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях. Гипоксия возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и в крови (гипоксемия)

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

Обструкция – синдром непроходимости респираторного тракта. Может наблюдаться на любом уровне, от глотки до бронхиол

Асфиксия – состояние, возникающее вследствие резкого недостатка кислорода в организме. Различают асфиксию механическую и токсическую.

Прием вибрационного массажа – удар по спине в межлопаточную область для освобожения от инородного тела дыхательных путей

Прием (маневр) Хеймлиха – метод (само-) и помощи при обструкции дыхательных путей, заключающийся в серии из 5 абдоминальных (или грудных) толчков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: