Работа заместителя командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР) по адаптации военнослужащих к военной службе в условиях вооруженного конфликта




 

В профессиональной деятельности ЗКРВР очень важно иметь такие индикаторы, которые бы позволяли судить о существующем уровне психологической устойчивости каждого воина и личного состава подразделений в целом, а также прогнозировать успешность их военно-профессиональной деятельности. Данные показатели должны быть чувствительны на различных этапах воинской деятельности. Условно показатели психологической устойчивости делят на объективные и субъективные. Объективными показателями адаптации воина являются совокупный результат достижения основных целей боевых действий, т.е. на протяжении всего периода ведения боевых действий военнослужащие активно выполняют свое боевое предназначение, не допуская грубых ошибок и правонарушений своей военно-профессиональной деятельности. Каждое боевые задание по оценкам командования и материалам объективного контроля выполняются с высоким качеством.

Основными направлениями работы по адаптации военнослужащих к боевой обстановке в условиях вооруженных конфликтов являются: формирование у воинов научно - обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом; повышение уровня психологической устойчивости и выносливости военнослужащих, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях; привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение и послушание, благонадежности и лояльности к политике государства; снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической и психологической выносливости военнослужащих.

Эффективность проводимой работы будет во многом зависеть от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования противоборства с противником; профессионально-тактической обусловленности содержания психологической подготовки решаемым задачам в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, очень важно соблюдать психологическое соответствие учебных и боевых задач; проблемность создаваемых учебно-боевых ситуаций; психологическое противоборство моделирующее адекватность психических состояний и действий условиям боя.

Что же касается офицеров воспитательных структур (ЗКРВР), то свою работу по адаптации фактически строят в тесном взаимодействии с органами боевой подготовки, руководствуясь при этом функциональными обязанностями, в частности положением". принимать участие в психологической подготовке личного состава и ведению боя, решению учебно-боевых и других задач, осуществлять мероприятия по поддержанию их психологической устойчивости". При этом важно отметить, что в основном звене, где осуществляется психологическая подготовка, в полку, вся работа по ее организации и проведению возложена на психолога полка.

Поэтому среди многообразия боевых действий следует выделить такие виды боя, как наступление, оборона, ночной бой (бой в условиях ограниченной видимости) и т.д. В этих видах боя наиболее ярко выражен характер действий противоборствующих сторон, а, следовательно, и высокий уровень нервно-психического напряжения его участников. Наступление - основной вид боя, применяемый в целях разгрома противника овладения важными рубежами, объектами местности. Он заключается в огневом поражении противника, решительной атаке, стремительном продвижении подразделений (отдельных групп военнослужащих) в глубину расположения противника, захвате оружия, бое вой техники и намеченных рубежей. Разновидностью наступления является контрнаступление, которое может начитаться из положения непосредственного соприкосновения с противником (частями, подразделениями регулярной армии противоборствующих сторон, бандформированиями, диверсионными и разведгруппами, группами их прикрытия и т.д.), с преодолением полосы обеспечения противника, прорыва его обороны и ведения встречного боя.

Благоприятное психологическое воздействие наступательных боевых действий на личный состав обусловлено тем, что, вызывая боевое возбуждение, душевный подъем, азарт, оно подавляет в человеке страх, колебания, обостренные реакции на угнетающие факторы боевой обстановки, мобилизует все возможности воинов. Как свидетельствует боевой опыт, в наступательных действиях, особенно на фоне общих успехов, даже самые слабые люди приобретают удаль и храбрость. Активные боевые действия в ходе наступления способствуют развитию массового героизма, росту боевого мастерства, быстрому овладению наукой побеждать врага.

Вместе с тем наступательные боевые действия по-своему психологически сложны. Наступать - значит идти навстречу риску опасности, многократно увеличивать их. Это может привести и к собственной гибели, и к гибели сослуживцев, вверенной техники, к созданию условий для нанесения контрудара противником и другим нежелательным последствиям личного порядка в случае неудачи. Обстановке наступления свойственно также энергичное использование всех боевых средств, а месте с тем множественность и сила психологически действующих факторов ее (взрывы, разрушения и пр.). Психологически трудно, прежде всего, решиться на наступление, активные боевые действия (особенно командирам). В психологическом отношении особенно труден для каждого военнослужащего подъем в атаку. Поэтому чрезвычайно важен и необходим пример того воина, который первым устремится в атаку и своим поступком увлекает за собой остальных. Для такого поступка необходимы высокоразвитые чувства долга, любви к Отечеству, ненависть к врагам, твердая воля, решительность, самообладание, стойкость, способность принимать на себя единоличную ответственность, проявлять инициативу и самостоятельность. Причем важно не в общем обладать этими качествами, а обеспечить постоянное активное их проявление в боевой обстановке, что достигается не только самопобуждением, но и непрерывным воспитательным воздействием. В то же время, наступательные боевые действия ведутся по приказу. Это устраняет те психологические трудности, которые связаны с преодолением колебаний и сомнений при принятии инициативного решения, но порождает другие трудности. Собственное решение - это факт наступившей внутренней мобилизованности, готовности к встрече с трудностями наступления.

До начала наступления, когда бой еще не начался фактически, он уже, идет в головах людей. Каждый мысленно представляет картину предстоящего боя, обдумывает действия, по-своему переживает надвигающиеся события. В этот период происходит активное отмобилизование психологического потенциала личности военнослужащих, настрой психики на конкретный вариант восприятия боевой обстановки и реагирование на ее факторы.

Вместе с тем, может случиться и такое, что кое-кто еще до начала боя окажется, надломлен: решит, что он погибнет, что его постигнет неудача. Психологические нагрузки перед началом боевой деятельности нередко выражаются в задумчивости, уменьшении общительности, разговорах шепотом, или, наоборот, - повышенной возбужденности, наигранной веселости. У отдельных военнослужащих трудности могут проявляться в попытках под внешне благовидным предлогом уклониться от участия в предстоящих боевых действиях.

При переходе в атаку (наступление) деятельность психики воинов подвергается суровым испытаниям всеми факторами боевой обстановки. Это требует максимального напряжения сознания, воли, чувства ответственности и дисциплинированности.

В ходе наступления психологически воздействует на личный состав пример командира, боевые призывы, ободряющие слова, короткие беседы, короткие, но решительные приказания и требования. Положительно сказывается на психике личного состава сообщения об успехах соседей, реальная поддержка наступающих танками, огнем своей артиллерии, минометов, прикрытие с воздуха, целенаправленное психологическое сопровождение и поддержка боевых порядков.

В высокоманевренных боевых действиях в условиях вооруженного конфликта без четко обозначенных линий фронтов резко возрастают сложность и динамизм обстановки. Скорее всего не все военнослужащие и не всегда смогут в такой обстановке все замечать, все правильно оценивать и делать это своевременно, а это может увеличить внутренние трудности и породить ошибки в решениях и действиях. Этому будет способствовать сужение внимания в мышления до нескольких объектов, одной, главной охватывающей сознание человека мысли. Поэтому психологически оправданы в этих условиях: информация об обстановке, сообщение выводов из оценки ее, указания, приказания, советы, разъяснения, даваемые командиром своим подчиненным при любой возможности в предельно лаконичной форме. Необходимо, однако, учитывать, что излишние указания и информация могут затруднять оценку обстановки, принятие решений, лишать самостоятельности и инициативы, порождать остановку на ожидание указаний. При успехах в наступлении следует опасаться ослабления боевой бдительности, осмотрительности, недооценки возможностей отступающего противника. Надо всегда сохранять особую бдительность и постоянную готовность к отражению контрмероприятий противника.

Оборонительный бой, особенно в отдельные отрезки времени, на отдельных участках будет непременно иметь место в условиях выполнения служебно-боевых задач в условиях конфликта. Он чаще всего вынужденный, а поэтому субъективно оценивается как действия более слабого, как признание временного превосходства противника. Трудности возрастают, когда подразделения, а особенно одиночные военнослужащие, рассредоточены, находятся в помещениях, изолированных друг от друга, не имея связи. Такая разобщенность может привести порой к появлению стремления у некоторых военнослужащих или отдельных групп покинуть позиции, думая, что "уже все отошли, я ухожу последним".

У личного состава, находящегося в служебных помещениях, заглубленных укрытиях под ударами противника, есть свои психологические трудности. Находясь в окопе и видя нападающего на него врага, воин, даже во имя борьбы за свою жизнь, будет яростно сопротивляться. Специалист, оператор, оставаясь на своем боевом посту, должен выполнять свои обязанности, черпая силы для стойкости из сознания долга.

Особенно трудно в психологическом отношении отступление. В ходе его часто у людей развивается подавленное настроение, неуверенность, повышенно обостренная реакция на опасность, подверженность слухам, может происходить снижение авторитета командиров, возникает недовольство руководством, падает дисциплина. В этих условиях необходима непрерывная организаторская работа командиров, твердость и решительность руководства, систематическое воспитательное воздействие. Психологически оправдано нацеливание командира на повышение уверенности личного состава в свои силы; активизация мыслей о временности обороны (и тем более отступления), ее преднамеренности. Важно повышение боевой устойчивости воинов, ликвидация у них всяких мыслей о возможности дальнейшего отхода, активизация мотива "стоять насмерть".

Особое значение в тяжелых оборонительных боях и отступлении имеет индивидуальная работа, тесное общение командиров с подчиненными. Опытные командиры, всегда стремились быть ближе к местам жарких схваток. Подчиненные чувствуют, что командир разделяет с ними опасность и трудности, что в критический момент можно рассчитывать на его помощь. Перенос командного пункта в тыл сказывается психологически отрицательно на личном составе, сеет чувство неуверенности, развивает установку на отход, оставление боевых позиций. При неудачах у некоторых начальников появляется склонность говорить о подчиненных больше в критическом духе и не обращать должное внимание на то, какое мужество и отвагу проявляют воины в борьбе с врагом. Командиру при этом нелишне принимать во внимание и психические состояния доносящих, которые отражаются на содержании их докладов. При успехах порой допускается сильное преувеличение потерь противника и принижение его способности к атакующим действиям, а при неудача - сдержанность. Может проявиться стремление приукрасить положение дел, хотя бы временно оттянуть правдивый доклад об обстановке, рассчитывая через некоторое время ее поправить. Еще опаснее - стремление "угадать" мысли начальника и подтянуть к ним, для "подтверждения" свой доклад.

И так психологические особенности наступательных и оборонительных боев должны постоянно приниматься во внимание командирами и начальниками в интересах достижения более глубокого, мобилизующего влияния на личный состав.

Психологическое своеобразие боевых действий ночью. Ночные боевые действия в условиях конфликта приобретают более широкий размах, чем другие виды боя. Появление новых видов оружия и других мощных огневых средств поражения, оснащение войск инфракрасной и другой аппаратурой, мощными средствами освещения местности и отображения обстановки резко увеличили возможности подразделений и частей в решении сложных боевых задач ночью.

Для боевых действий ночью в психологическом плане, прежде всего, характерно усложнение условий для зрительных восприятий окружающего. В темноте объект и фон нередко сливаются, контуры объектов нечетки, дальность их обнаружения резко уменьшается. Пропадает цветовая и объемная характеристика неосвещенных объектов. Детали обстановки, несущие в дневном бою значительную долю информации, важной для ведения боя, становятся трудно обнаруживаемыми. Все это ухудшает ориентировку в окружающей обстановке, многие события замечаются значительно позже, чем днем, обнаруживаются нередко внезапно.

Возрастание неясности обстановки, осознание того, что небезопасные для жизни и решения задачи объекты могут оказаться несвоевременно замеченными, приводят к повышенной подверженности человека ночью влиянию мнимых и действительных опасностей, иллюзиям. Тень порой принимается за человека, поблескивающий асфальт загладь реки, какой-либо металлический предмет под ногами за мину, шорох - за передвижение неприятеля. При потере ориентировки даже в условиях спешно развивающегося боя неожиданные выстрелы "в тылу" или "на флангах" нередко первоначально связываются с картиной окружения. Под влиянием повышенной впечатлительности растет состояние внутренней напряженности людей.

Необходимо учитывать и то, что условия ночного боя создают не меньшие психологические трудности и противнику. Важно упредить его в использовании этих трудностей, в усилении их. Ночное время благоприятствует осуществлению скрытности боевых действий, введению противника в заблуждение, достижению внезапности, усилению ее последствий и пр., то есть получению больших боевых успехов меньшими силами и с меньшими потерями.

Таким образом, различные виды боя имеют свои психологические особенности. Для успешного решения служебно-боевых задач в условиях конфликта необходимо знать эти особенности и умело учитывать их при организации боя. Знание этих особенностей может помочь предвидеть психологические трудности предстоящих боевых действий, и на этой основе подобрать подходящие формы и методы воздействия на личный состав, в целях адаптации его к выполнению боевых задач.

Одним из важных средств целенаправленного формирования подготовленности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач является психологическая подготовка. Психологическая подготовка представляет собой комплекс мероприятий по формированию у военнослужащих психологической устойчивости, эмоционально-волевых качеств, необходимых для выполнения боевых задач, позволяющих укрепить психику, закалить волю, научиться бороться со страхом, повысить переносимость физических и психологических нагрузок, приобрести умения действовать в бою самоотверженно, активно, инициативно, умело используя боевую технику и оружие, навыки выживания в экстремальных условиях современного боя, максимально уменьшить вероятность встречи с неизвестным в боевой обстановке.

В войсках сложилась система психологической подготовки, которая подразделяется на общую, специальную и целевую, а также включает мероприятия по их обеспечению.

Общая психологическая подготовка предполагает закалку личного состава в соответствии с требованиями современного общевойскового боя. В ее основе лежит сознательное отношение военнослужащих к тем испытаниям, с которыми они столкнутся в реальной обстановке. При этом непременным условием является знание морально-психологического облика, боевых возможностей подразделений вероятного противника и способов вооруженной борьбы с ним.

Специальная - предусматривает выработку высокой боевой активности и психологической устойчивости у военнослужащих применительно к тем или иным видам боевых действий, теоретическую и практическую их подготовку в конкретных опасных ситуациях, вызывающих эмоциональный стресс. Многие задачи здесь связаны с обучением конкретных специалистов, а решаются они в процессе боевой учебы с использованием вооружения и военной техники в условиях, максимально приближенных к боевым.

Целевая - направлена на выработку четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи в определенном виде боя, на боевом дежурстве, при несении караульной службы.

Психологическое сопровождение сводится к специальной деятельности, нацеленной на поддержание высокой психологической активности военнослужащих в ходе боевых действий или выполнения учебно-боевых задач. В частности, различными приемами снимается излишнее напряжение и устраняются отрицательные психологические последствия неудач, аварий, происшествий. Принимаются меры к быстрейшему восстановлению психического равновесия, самоконтроля.

С точки зрения группового и индивидуального восприятия, осмысления и закрепления в логической памяти важнейшее значение имеют вербальные (словесные, речевые) методы - Убеждение, внушение, и психологическая консультация.

Метод убеждения - это система словесно-предметных воздействий на сознание воина и общее мнение коллектива, которая обеспечивает добровольное принятие приказов и взглядов офицера и превращение их в мотивы поведения воинов. Это ведущий метод психологической подготовки советских воинов, поскольку формирует у них творческое сознание, и управляет их практической и боевой деятельностью.

Метод внушения - это система словесно-образных воздействий офицера на коллектив и отдельных воинов с целью вызвать соответствующее состояние и поведение, потребности и привычки. В отличие от убеждения внушение обращено не к логике и разуму, а к чувствам воинов, готовности воспринять слова и действия офицера как должное, как приказ.

Чуткое отношение со стороны офицера, его умение и желание увидеть проблему глазами воина, использование элементов убеждения и внушения для закрепления установки на выполнение принятого решения обеспечивают психологическую консультацию и помощь военнослужащими, требующих от командира (начальника) особой настроенности и соблюдения ряда условий.

Метод аварийных ситуаций - это система приемов и средств, моделирующих деятельность воинского коллектива в сложных условиях (отказы технических устройств и вооружения, неисправности средств связи и электропитания, аварии и предпосылки к авариям). Моделирование аварии осуществляется с помощью технических и физических устройств, а также электронно-вычислительной техники. Оно позволяет представить любую реальную ситуацию и определить оптимальные способы действий в ней отдельных специалистов и воинских коллективов. Простейшим видом моделирования аварийной ситуации является создание различных помех (ввод неисправности личного оружия, прибора наведения, короткого замыкания в электросистеме и т.п.)

С методом аварийных ситуаций тесно связан метод стрессовых воздействий, который расширяет возможности психологической подготовки воинского коллектива. Метод стрессовых воздействий - это комплекс приемов и средств, с помощью которых офицер создает у воинов эмоциональную и физическую напряженность различной степени в целях формирования высоких волевых качеств.

Таким образом, все виды подготовки - огневая, тактическая, физическая, строевая, специальная, весь процесс обучения и воспитания военнослужащих должны содержать в себе элементы морально-психологической закалки. Выработка психологической устойчивости ведется как при одиночной подготовке, так и на учениях с участием большого количества войск. Эффективность психологической подготовки к различным видам боя во многом определяет адаптацию военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта.


Заключение

 

Изложенный подход к организации и проведению занятий по адаптации военнослужащих к боевой обстановке в условиях вооруженных конфликтов не является окончательным. Могут быть различные методические приемы, которые существенно обогатят содержание проводимой работы по подготовке психики воина к бою.

С учетом анализа проделанной работы можно следующие выводы по адаптации военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта:

. В период подготовки и в ходе боевых действий необходимо развертывать и осуществлять морально-психологическое обеспечение в объеме определенном "Основами подготовки и ведения операций". Основные мероприятия следует отражать в плане морально-психологического обеспечения.

Командирам (начальникам) ежедневно ставить задачи по морально-психологическому обеспечению, контролировать их выполнение. Практиковать также краткие инструктажи офицеров, младших командиров по особенностям морально-психологического обеспечения в сложившейся обстановке, ее задачах при проведении тех или иных мероприятий.

Главные усилия следует сосредотачивать в частях и подразделениях на поддержании морально-психологической устойчивости военнослужащих к действиям в боевой обстановке, их готовности переносить тяготы и лишения. С этой целью разъяснять личному составу боевые задачи и способы их выполнения, законы и нормативные акты военного времени, меры безопасности при обращении с вооружением и боевой техникой, их возможности; формировать уверенность в своих командирах и товарищах; осуществлять специальную морально-психологическую подготовку. На занятиях в поле создавать обстановку, максимально приближенную к боевой. Организовывать наставничество более опытных солдат и сержантов над новичками.

Особое внимание сосредоточить на работе с офицерами. Ежедневно давать оценку их труда. Воспитывать у них ответственность за своевременную и качественную подготовку к предстоящим действиям, формировать твердые навыки в управлении подчиненными на поле боя. Пропагандировать личный пример командиров и начальников, офицеров штабов и воспитательных структур.

. В целях защиты военнослужащих от негативного информационно-психологического воздействия извне развертывать целенаправленную разъяснительную и контрпропагандистскую работу. Разъяснять складывающуюся военно-политическую обстановку, государственную политику, решения высших органов государственной власти и управления, требования министра обороны Российской Федерации. Ежедневно проводить боевое информирование.

Еженедельно - информационные часы (общественно-государственная подготовка) методом групповой беседы, индивидуальные беседы непосредственно в отделении, экипаже, расчете. Для оперативного доведения последних событий в мире, стране, районе вооруженного конфликта во взводах и им равных подразделениях, из числа наиболее подготовленных и авторитетных сержантов и солдат назначать ответственных за информирование личного состава и редакторов боевых листков. Для информирования личного состава необходимо использовать периодическую печать, листовки, листки-молнии, различного рода памятки и др.

Пресекать или нейтрализовать все попытки извне дезорганизовать и деморализовать личный состав. Укреплять у него веру в правоту нашего дела.

. Активизировать психологическую работу. Силами войсковых психологов с привлечением нештатных групп профессионально-психологического отбора изучать индивидуальные качества каждого военнослужащего. Следует выявлять воинов с признаками нервно-психической неустойчивости, организовать работу по их адаптации к боевой обстановке (индивидуальная работа по категориям, рациональное распределение по подразделениям и специальностям, специальная психологическая помощь).

Разъяснять военнослужащим, какие факторы боевой обстановки могут отрицательно отражаться на их психическом состоянии. В ходе продолжи тельных боевых действий необходимо всеми средствами поддерживать у подчиненных чувство самосохранения, развивать разумную осторожность, не допускать необоснованных психологических потерь.

. Постоянно изучать морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, состояние и настроения личного состава. Полученные знания следует оперативно использовать в работе по морально-психологическому обеспечению, по укреплению правопорядка, поддержанию высокой боевой готовности войск. Воспитывать людей на фронтовых традициях войскового братства. Необходимо контролировать соблюдение военнослужащими мер безопасности на марше, привалах, в ходе боевых действий. Решительно пресекать грубые дисциплинарные проступки, не оставлять без воздействия ни одного случая нарушений дисциплины и правопорядка.

В этих целях проводить встречи военнослужащих с военными юристами, работниками прокуратуры, разъяснять положения уголовного кодекса РФ об ответственности за воинские преступления.

Следует постоянно заботиться о раненых, вести тщательный поиск пропавших без вести и погибших. Организовывать их похороны с воинскими почестями.

. Регулярно, особенно накануне боевых операций, в подразделениях изучать опыт командиров которые ведут боевые действия с минимальными потерями, пропагандировать примеры высокого боевого мастерства, взаимовыручки. Разъяснять трагические последствия беспечности, легкомыслия и бравады (ведение боя без бронежилета, стального шлема и т.д.). Организовывать выступления военнослужащих, имеющих боевой опыт.

Воспитывать уважение к командирам и начальникам, готовность защищать их в бою.


Список литературы

 

1. Актуальные проблемы воинского воспитания личного состава. / В.Ф. Фомичев. Воениздат

2. Баева И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Л: ЛГУ, 1985, 21 с.

. Бойко В.В. Социально - психологический климат и личность"

. Бурлачук "Психодиагностика"

. Буянов В.И. Психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров к условиям службы в воинской части. Диссертация кандидата психологических наук. Военная академия им. Дзержинского., 1986 - 217

. Введение в профессию (Уч. - методическое пособие для войсковых психологов и социологов). - М.: Центр военно-психологических, социологических и правовых исследований Вооруженных Сил. 1992-128 с.

. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. - М.: ГУВР, 1993

. Возрастная психология. Г.С. Абрамова. М, 2005

. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ. 1976. - 148 с.

. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. "Военная психология и педагогика" - Минск, 1999

. Л.Д. Столяренко "Основы психологии" практикум

. Китаев - Смык Л. А." Психология стресса" М., 1983

. Короленко Ц.П. "Психофизиология человека в экстремальных условиях" - Л., 1978

. Маклаков А.Г. "Военная психология"

. Мардахаев А.В. "Социальная педагогика". Гл.7

. Майерс Д. "Социальная психология" С. Пб. 1997



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: