Методы психодиагностического исследования сотрудников «группы риска»




 

Пс-д-ие М - в отеч науке особый вклад в их разработку - С.Выготский, А.Ф.Лазурский, Г.И.Россолимо, С.Л.Рубинштейн.

Отличительная особенность Пс-д-ого М – его измерительно-испытательная направленность, за счет чего достигается количественная и качественная квалификация изучаемого явления а также его интерпретация (психологический диагноз). Требования этого М:

1. стандартизация инструмента измерения, поскольку оценка результатов присх путем сопоставления с результатами других обследуемых.

2. надежность и валидность инструмента измерения,

3. жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимулирующего материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).

Пс-д-ий М конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик (тестов):

1. Объективный подход – диагностика проводится на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) осуществления деятельности. Объективный подход в диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов):

1.1 тесты личности - направлены на измерение неинтеллектуальных особенностей личности, дел-ся на:

1.1.1 тесты действия (целевые личностные тесты)

1.1.2 тесты ситуационные

1.2 тесты интеллекта – на установление уровня ее интеллектуального развития.

Кроме того, в рамках объективного подхода выделяются еще две значительные группы тестов:

2.1 тесты специальных способностей

2.2 тесты достижений.

2. Субъективный подход – диагностика проводится на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. представлен многочисленными опросниками.

3. Проективный подход – диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, который становится в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции. Этот подход представлен разнообразными проективными метоиками исследования личности.

Использование Пс-д-их Мов в сфере деят-ти правоохр орг-ов позволяет получить оценку психологических особенностей кандидатов на зачисление в учебные заведения, курсантов и слушателей, сотрудников в соответствии с целями профотбора, подбора кадров в различные службы для их должностной расстановки и зачисления в резерв на выдвижение. В отличие от традиционных способов изучения личности: наблюдений, бесед, изучения личных дел и т. д., кот трудоемки и продолжительны, Пс-д-ие М обладают опр преимуществами, тк позволяют:

– собрать диагностическую инф-цию в относит короткие сроки;

– представить информацию не вообще о человеке, а конкр о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, наиболее выраженных личностных чертах и т. д.);

– получить инф-цию в виде, позвол провести качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;

– получить инф, полезную с точки зрения выбора средств психологического вмешательства, прогноза его эффективности, прогноза развития, общения, эффективности деятельности сотрудника той или иной специализации.

ТО практическая психодиагностика представляет собой свод правил применения Пс-д-ого инструментария, основанного на знании свойств измеряемых переменных и измеряющего инструментария, разработку различных рекомендаций, направл на формирование рационального поведения человека, которое обусловливает успешное распределение кандидатов по специальностям, профессиям и совершенствование профессиональной подготовки.

Основные принципы психологического отбора сотрудников «группы риска», деят-ть кот связ с выживанием в экстремальных ситуациях, противоборстве с криминальной средой.

Кто исследовал - изучение психолого-управленческого потенциала личности, коллектива и системы управления - А.И.Китов, А.И.Папкин, А.М.Столяренко, В.И.Черненилов и др, создания Мов и технологий диагностики профессиональной деформации, профессионального роста и развития личности (Н.Р.Битянова, С.Е.Борисова, А.В.Буданов, В.В.Вахнина, М.Г.Дебольский, А.А.Деркач, А.Л.Журавлев, Б.Б.Коссов, М.И.Марьин, В.Е.Петров, И.Б.Пономарев, А.М.Столяренко, К.Р.Такасаева, В.П.Трубочкин, А.Г.Шестаков и др.).

Профессиональный психологический отбор состоит из предварительного, основного и заключительного этапов

1. На предварительном этапе психологами подразделений в процессе собеседования (при необх исп-ся тесты, анкеты) проводится изучение интеллект-ых и социально-психологических характеристик кандидатов. Обращается внимание на устную речь (отсутствие или затруднение связной речи, бедный словарный запас, выраженное заикание, неумение сформулировать ответы, использование жаргонной и ненормативной лексики), письменную речь (отсутствие элементарных навыков письма, множественные грамматические ошибки, структурные нарушения предложений), осведомленность (незнание элементарных сведений по математике, географии, истории, политическому устройству РФ, текущим событиям в стране и за рубежом), интересы (асоциальная направленность, частая алкоголизация, эпизоды использования психоактивных средств, склонность к бродяжничеству, сексуальная расторможенность, вычурность и оторванность интересов от реальной жизни, принадлежность к религиозным сектам), адекватность поведения и внешний вид (незнание норм поведения и общения или пренебрежение ими, грубость, развязность, конфликтность, эмоциональная холодность, немотивированная и неконтролируемая агрессивность, манерность, жеманность, кокетливость, неопрятность, вычурность в одежде, прическе, наличие татуировок криминального содержания, атрибуты принадлежности к неформальным группировкам), предыдущую деятельность (малообоснованная и частая смена рода занятий, внешне обвинительные мотивировки этой трудовой или учебной миграции), мотивы поступления (утилитарно-корыстные цели, желание самоутверждения и получения властных полномочий, стремление к обладанию оружием, желание найти защиту), проблемы в прошлом, отношение к ним, способы решения проблем (конфликтные, неадекватные), отношение к семье, к родственникам, к предыдущей деятельности (малообоснованные, резко выраженные негативные отношения с близкими родственниками и сослуживцами).

По результатам данного этапа готовится предварительное заключение на претендента с выводом «рекомендован» или «не рекомендован». Выраженные негативные социально-психологические параметры кандидата являются основанием для прекращения его дальнейшего изучения. При положительном выводе проводится профессиональная ориентация с учетом социальных особенностей и личностных качеств кандидата, наличия вакансий, потребности в кадрах, разнарядки на обучение. Руководитель подразделения, где возможно его использование, принимает решение о проведении социально-правового изучения кандидата, после завершения которого следует основной этап профессионального психологического отбора и медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях.

2. На основном этапе центры психологической диагностики проводят экспертизу профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу, на учебу, сотрудников при перемещении, которая осуществляется путем проведения комплексного Пс-д-ого обследования, включающего изучение психологических и психофизиологических качеств претендентов и экспертную оценку его результатов. Для этого применяется унифицированный набор основных методов и методик. Использование дополнительных методик не ограничено. Психофизиологическое обследование направлено на изучение психомоторных, сенсорных, вегетативных реакций и психических функций (внимание, память, мышление, нервно-психическая устойчивость, уровень адаптации к физическим нагрузкам, вестибулярная устойчивость и др.) и осуществляется индивидуально врачом функциональной диагностики (физиологом) с использованием инструментальных методов до начала изучения психологических качеств кандидата. Психологическое обследование состоит из группового тестирования и индивидуального экспертного собеседования. Первое проводится с целью получения стандартизированных данных о психологических особенностях кандидата. Второе осуществляется психологом после изучения всех первичных материалов психофизиологического обследования и группового тестирования с целью получения развернутой психологической характеристики личности и оценки профессионально важных качеств, выявления признаков нервно-психической неустойчивости. При собеседовании фиксируются особенности психологического анамнеза жизни, эмоциональных и поведенческих реакций, социально-мотивационные и профессионально-мотивационные установки, правосознание, уточняются результаты группового тестирования, используются дополнительные М. По показаниям могут быть проведены обследования для выявления скрываемой негативной информации с применением полиграфа по следующим направлениям:

– выявление отрицательных мотивов поступления на службу;

– выявление расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ;

– уточнение анкетных данных (наличие второго гражданства, использование фальшивых документов и т. д.);

– выявление возможных контактов с криминальными элементами или разведывательными службами зарубежных стран;

- выявление наличия вредных наклонностей и некоторых особенностей поведения (склонность к садизму и т. д.);

– выявление фактов совершения в прошлом антисоциальных поступков и различных преступлений; – выявление причин выраженного установоочного поведения при Пс-д-ом обследовании.

По результатам экспертизы профессиональной психологической пригодности оформляются заключения для военно-врачебных комиссий и кадрового аппарата подразделений. Заключение для военно-врачебных комиссий содержит подробное описание выявленных негативных отклонений в психологическом состоянии претендента, его принадлежности к группе риска, психологического типа личности и служит дополнительной информацией для принятия психиатром военно-врачебной комиссии решения о годности кандидата к службе и учебе по состоянию психического здоровья. Заключение для кадровых аппаратов подразделений и образовательных учреждений правоохранительных органов содержит развернутую психологическую характеристику кандидата, его принадлежность к группе риска и один из следующих выводов о профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности:

– рекомендуется в первую очередь (полностью соответствует предполагаемой должности). Выносится в отношении кандидатов, у которых индивидуальные особенности обеспечивают оптимальную адаптацию к условиям и характеру предстоящей деятельности, включая экстремальные ситуации. Для них прогнозируется успешность службы, низкая вероятность развития отклоняющегося (ненормативного) поведения или профессиональных заболеваний.

– рекомендуется (в основном соответствует требованиям предполагаемой должности). Выносится в отношении кандидатов, у которых индивидуальные особенности могут затруднить (удлинить) период адаптации к службе в наиболее ответственных или экстремальных ситуациях. После завершения адаптации профессиональная деятельность этих лиц прогнозируется как достаточно эффективная и надежная. важным моментом профилактики нарушения адаптации или отклоняющегося поведения в экстремальных ситуациях является выработка устойчивых профессиональных навыков;

– рекомендуется условно (минимально соответствует требованиям предполагаемой должности, допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов). Выносится для кандидатов, у которых индивидуальные особенности не позволяют надежно прогнозировать успешность службы на предполагаемой должности (даже при качественной профессиональной подготовке) или обучения. Нарушение адаптации, болезненные состояния или отклоняющееся поведение у этих лиц могут проявиться даже в штатных ситуациях.

- не рекомендуется (не соответствует требованиям предполагаемой должности). Выносится в отношении кандидатов с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, высокой вероятностью развития заболеваний, неудовлетворительной мотивацией к службе (учебе), негативными личностными особенностями, асоциальными формами поведения. Состояние дезадаптации у них может развиться в обычных ситуациях.

3. Заключительный этап профессионального психологического отбора кандидатов на службу и сотрудников при перемещении осуществляют психологи подразделений. По результатам социально-правового изучения, медицинского освидетельствования и экспертизы профессиональной психологической пригодности психолог подразделения вносит предложения руководству о целесообразности назначения кандидата на должность в качестве стажера, о длительности испытательного срока, о мерах, направленных на его социально-психологическую адаптацию.

Кандидаты, отнесенные по результатам экспертизы профессиональной психологической пригодности к группе риска, в период прохождения испытательного срока ставятся психологом подразделения на особый контроль: особое внимание обращается на адекватность их профессионального поведения, на умение разрешать конфликтные ситуации, контролировать и корректировать свои недостатки, на направленность личностных установок и ценностных ориентиров. После завершения испытательного срока эти стажеры направляются на повторное обследование в центры психологической диагностики. По окончании установленного испытательного срока психолог подразделения вносит предложения руководству о целесообразности зачисления стажера на службу по установленной должности или его перемещения на другую должность (или вид деятельности). Заключительный этап профессионального психологического отбора кандидатов на службу (учебу) осуществляют комплектующие органы правоохранительных органов.

 

При выборе диагностического инструментария необх соблюдать след требования (критерии):

1. Научность диагностического инструментария. Подразумевает психометрическую «зрелость» Мики, ее соответствие требованиям надежности, валидности, наличия нормативных данных для использования на репрезентативной социокультурной выборке.

2. Универсальность диагностического инструментария. изучение личности сотрудников требует оценки весьма широкого спектра индивидуально-психологических особенностей. В связи с этим необходимо исп-е «компактных» Пс-д-их тестов, которые бы позволяли наиболее полно и всесторонне исследовать личностные особенности руководителей.

3. Интерпретация результатов Пс-д-ого обследования должна осуществляется на различных уровнях: – «аналитическом» – описание с использованием: а) отдельных эмпирических индикаторов тестов; б) сочетания шкал (факторов, показателей), т. е. определение типового Пс-д-ого профиля; в) диагностически значиМх профессионально важных качеств; – «интегральном» – изучение личности в направлении: а) целостного представления и описания личности; б) типологического описания личности; в) оценки психологического (управленческого) потенциала; г) изучения индивидуально-стилевых особенностей управления служебным коллективом.

4. Ориентация на внеклиническое применение. - методика должна быть предназначена для «нормального» испытуемого (в смысле отсутствия психопатологических отклонений), не предусматривать выявление патологий развития личности или акцентуаций.

5. Выявление неискренних или социально желательных ответов при обследовании (наличие механизмов оценки валидности протокола).

6. Дискриминативность Мики в отношении лиц, занимающих руководящие должности, и тех, кто является исполнителем, а также возможность различать «успешных» и «неуспешных» руководителей.

7. Доступность (понятность) языка интерпретации результатов как для самого испытуемого, так и для «третьих лиц», т. е. заказчиков Пс-д-ого обследования. Интерпретация индивидуально-психологических особенностей личности должна строиться на научно обоснованных количественных показателях, т. е. иметь эмпирическое обоснование в полученных данных и при этом по возможности исключать спекулятивные, умозрительные или «интуитивные» описания.

8. Экономичность и технологичность - современные компьютерные технологии.

Требования к используемому психологом инструментарию, он должен:

1) позволять собирать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2) быть ориентированным не просто на изучение личности вообще, а на выявление профессионально значимых свойств;

3) давать возможность изучать не только качественные особенности индивида, но и количественные – для сравнения;

4) получаемая информация должна быть удобной для использования в кадровой, воспитательной, психокоррекционной работе

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: