Типы акцентуированных личностей «группы риска», формы поведенческой дезадаптации и коррекционный подход.




 

В условиях сложной, быстро меняющейся оперативной обстановки, угрожающей человеческой жизни и здоровью, картина дезадаптивных нарушений характеризуется выраженными аффективно-шоковыми реакциями. Эти состояния в условиях острого эмоционального стресса проявляются в неадекватной оценке ситуации, неспособности самостоятельно принимать решения, постоянной неуверенности в своих действиях, нечетком осмыслении происходящих событий, растерянности. Дезинтеграция со стороны интеллектуально-мнестической сферы характеризуется снижением памяти, трудностью концентрации внимания, замедлением психического темпа ассоциативной деятельности, снижением продуктивности деятельности. В таких условиях особое значение приобретает способность личности владеть своими психическими эмоциями, сохранять познавательную и мыслительную способность. Эти качества формируются при целенаправленной профессионально-психологической подготовке и формированием психологической устойчивости путем систематических тренировок в условиях, содержащих элементы опасности, напряженности, риска, свойственные этому виду профессиональной деятельности. Психологическая устойчивость разных сотрудников обнаруживается в различиях:

– чувствительности сотрудников к психогенным факторам;

– реакций на одни и те же факторы и их комплексы;

– степени деструктивного (разрушающего) влияния интенсивности психического напряжения на всю психическую деятельность сотрудников и на реальные результаты решаемых ими оперативно-служебных задач;

– личной способности к подавллению возникающих неблагоприятных психических реакций.

 

Под профессионально-психологической подготовкой к действиям в экстремальных условиях понимается процесс целенаправленного формирования у сотрудников профессионально-психологических компонентов и готовности их к успешным действиям в критических ситуациях при выполнении оперативно-служебных задач. – это такая профессиональная подготовка, в рамках которой сотрудники получают знания, умения и навыки, позволяющее не только более эффективно выполнять профессиональные задачи, но и сохранять свое психическое здоровье, работая в условиях экстремальных нагрузок.

Цель ППП сотрудников – закрепить необходимые проф-псих компоненты, которые позволяют им успешно выполнять свои обязанности в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности, т. е. формирование психологической устойчивости, готовности к действию (дополнительных психологических ресурсов, стрессоустойчивости, укрепление психологических адаптационных барьеров) и способности к управлению психическими состояниями и эмоционально-волевой сферой.

Задачи ППП.

1 Организация:

– вооружение их психологическими знаниями, необходимыми для компетентной оценки и учета психологических аспектов служебной деятельности;

– развитие проф-псих ориентированности личности сотрудника;

– профессиональное развитие психологических качеств: профессиональной наблюдательности, профеессиональной памяти, профессионального мышления и др.;

– формирование умений учитывать психологические условия эффективности выполнения профессиональных действий;

– формирование умений психологически эффективно использовать методы невербального общения в профессиональной деятельности;

– формирование умений пользоваться психологическими приемами для повышения эффективности решения профессиональных задач;

– формирование профессиональных навыков и умений, обеспечивающих наилучшее их проявление в экстремальных, психологически сложных условиях.

- создание научно обоснованных психологических моделей экстремальных условий. психологическая подготовка только тогда достигает цели, когда используемые формы и методы генерируют в психике человека переживания, максимально близкие к испытываемым в действительности.

Ядром ПП является обеспечение психологической устойчивости и готовности к выполнению профессиональных задач в различных условиях деятельности.

Под психологической устойчивостью понимаются целостные интегральные (в совокупности своей устоявшиеся) свойства и качества личности, проявляющиеся в способности оптимально отражать действительность в сложных условиях жизнедеятельности.

Психологическая готовность характеризуется как целостное психическое состояние личности (устоявшееся), настрой и установка на определенный вид деятельности, в том числе в особых и экстремальных условиях.

Имея конкретные цели и задачи, ПП подразделяется на общую, специальную и целевую.

1. Общая ПП обеспечивает формирование психологической готовности сотрудников к деятельности в напряженных условиях, к выполнению тех или иных профессиональных задач.

2. Специальная ПП обеспечивает психологическую устойчивость сотрудника с учетом особенностей решаеМх задач.

3. Целевая ПП обеспечивает выработку умений и навыков эффективного выполнения профессиональных задач в особых, экстремальных условиях деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: