Психологическое сопровождение сотрудников группы риска




Группа риска представляет собой категорию лиц, у которой наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности и надежности служебной деятельности и непрерывной психологической подготовки сотрудников. В основу представляемой для использования классификации факторов группы риска положено традиционное разделение неблагоприятных факторов на наследственные, социальные и психологические. Дальнейшая градация основных групп факторов на подгруппы и признаки обусловлена способами получения информации, предполагаемым характером дезадаптации, долговременностью и надежностью прогноза.

Группы риска представлены следующими категориями сотрудников:

1) стажеры по спискам ЦПД, подлежащие контролю психолога и руководства по Пс-д-им критериям;

2) лица, подвергшиеся нападению преступных элементов;

3) лица, принимавшие участие в действиях в зонах ЧП;

4) лица, утратившие и применявшие оружие;

5) группа риска из числа нарушителей дисциплины.

Для всех групп риска применяются почти одинаковые М исследования (беседа, наблюдение, экспертная оценка, тестирование), но каждая группа имеет свои специфические особенности, которые предполагают использование определенной тактики беседы, Мов Пс-д-ого исследования, мер воспитательного воздействия. В этих целях заводится специальный журнал «Психологические группы риска», где ведется учет лиц, входящих в эти группы, отмечаются меры воздействия и результат. В дополнение к этому журналу целесообразно завести картотеку на лиц, включенных в группу риска.

Одним из важных факторов риска является наличие в структуре личности сотрудника акцентуированных черт характера. Когда выраженность той или иной черты характера у конкретного человека превышает границы популяционной нормы, тогда и следует говорить о наличии у него заострения (акцентуации) данной черты характера.

 

Типы акцентуированных личностей.

Сверхактивный тип. Склонность к риску, нетерпеливость, завышенная самооценка, повышенное настроение, легко возникающие эмоциональные всплески и быстрая отходчивость, общительность, инициативность, легкомысленность, повышенная активность и энергичность, часто направленная на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, неразборчивость в сексуальных связях). Интересы поверхностны, неустойчивы, терпеть не могут критики, замечаний. В межличностном общении отсутствует граница между дозволенным и недозволенным; не переносят однообразия и монотонии, снисходительно относятся к собственным ошибкам. болезненно переносят насильственное ограничение свободы действий или резкое ущемление их лидерства. Коррекционный подход. Работа должна вестись в направлении повышения уровня самоконтроля и самосознания. Наибольшее влияние может оказать «кумир», т. е. личность, пользующаяся уважением, имеющая большой авторитет.

Неустойчивый тип. Общительные, добросердечные, ласковые, веселые, юмористичные, живые, горячие; тихие, спокойные, впечатлительные. Это прямые несложные натуры, чувства которых в естественной форме всплывают на поверхность, их эмоциональный тон колеблется между полюсами веселости и печали. Характеризуются многократной сменой периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения периодами депрессии, тоскливости, пониженной работоспособности, а также непоследовательностью, неуравновешенностью, неустойчивой самооценкой, склонностью к апатии и раздражительности, сопровождающимся порой грубостью и гневом. Возможны аффективные реакции с суицидальными попытками, неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа. Коррекционный подход. важно установить доверительный контакт, избегать мер, занижающих самооценку. Необходимо знать, что эти личности в отдельные периоды могут выглядеть как избегающие контактов, но в действительности для них очень важно устанавливать и поддерживать дружеские, доброжелательные, постоянные контакты с окружающими.

Сверхчувствительный тип. Высокая тревожность по любому поводу, осторожность, ранимость, впечатлительность, робость, застенчивость, мнительность, ответственность, чувство вины и недовольство собой, легко наступающий «крах самооценки». Им свойственна склонность к многократной перепроверке уже совершенного действия, трудности в принятии решений, потребность в защищенности от стрессов в силу тонкой организации сферы чувств, склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций. В своей деятельности руководствуются не стремлением достичь успеха, а стремлением избежать неудачи. Коррекционный подход. особо значим эмоциональный контакт. необходима поддержка и опека, четкое планирование предстоящей работы с соблюдением режима труда и отдыха, щадящая социальная ниша. поддержать ее на этапе адаптации, недопустимо давление и критические замечания, унижающие личностное достоинство. им необходима позитивная обратная связь, а самокритики у них и так достаточно. можно повысить уровень активности таких личностей, включая их в общественную жизнь организации или группы.

Своеобразный, индивидуалистичный тип. избирательность в общении, дистантность, замкнутость, затрудненность повседневных контактов, эмоциональная холодность и неадекватность эмоций, рассудочность, серьезность, оригинальность интересов и увлечений, своеобразие восприятия и суждений, что может проявляться в странных и необычных мыслях и поступках. Эмоциональный тон колеблется между полюсами чрезвычайной чувствительности и нечувствительности (эмоциональной холодности, тупости). избегают ясных и четких формулировок, у них отсутствует представление о том, как именно они должны вести себя в той или иной ситуации. Повышенное чувство независимости, самобытность, выраженный индивидуализм создают трудности социальной адаптации, снижают уровень общей продуктивности деятельности. Причиной нарушения служебной дисциплины может служить своеобразная трактовка норм и правил, а не пренебрежение ими. Поводом для поведенческих отклонений могут быть бесцеремонные вторжения посторонних в их внутренний мир, насмешки над их увлечениями. Коррекционный подход. Такие личности склонны к творчеству, занятиям научной деятельностью, им необходимо создание такой социальной ниши, в которой была бы возможна реализация дифференцированного к ним подхода и отсутствовала «заформализованность», их необходимо задействовать в такой деятельности, значимость которой они провозглашают. необходим внешний контроль их поведения.

Возбудимый, агрессивный тип. Импульсивность и враждебность к окружающим, агрессивность, затруднение самоконтроля поведения, неумение планировать будущие поступки, пренебрежение последствиями своих действий. Неспособность извлекать пользу из опыта приводит представителей этого типа к повторным проступкам и конфликтам с окружающими. склонность к приключениям, храбрость, общительность, упрямство, хвастливость, пренебрежение к общепринятым нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям. Относятся к другим людям как к средству достижения своих целей, любят доминировать, не переносят притеснения. Коррекционный подход. Корригирующие и воспитательные мероприятия, авторитарные способы воздействия не имеют высокой эффективности, здесь надо особенно внимательно следить за «языком тела» собеседника (жестами, мимикой, направлением взгляда и т. п.) – накапливающаяся агрессия обязательно выразится в таких «несловесных» сообщениях.

Застревающий, подозрительный тип. Лиц этого типа характеризует педантизм, исполнительность, пунктуальность, тугоподвижность мышления с излишней конкретизацией, а также упрямство, злопамятность, мнительность, ревностноеотношение к чужим достижениям, подозрительность, ранимость. обостренное чувство справедливости, повышенное себялюбие и недовольство теми людьми, которые не признают их авторитета. любовь к аккуратности, верность своим принципам, склонность к планомерной деятельности. Коррекционный подход. Коррекция поведения должна быть направлена на то, чтобы мнение корригирующего лица не явно, но опосредованно стало убеждением самого индивида в форме совместного обсуждения. целесообразно сначала коснуться не той проблемы, которая его волнует в настоящий момент, а ее предыстории. Высокая эмоциональная захваченность некой идеей, способность заражать других своей уверенностью является фундаментом для формирования лидерских черт, и это необходимо учитывать при планировании воспитательной работы с ними.

Артистичный, эмоционально неустойчивый тип. Демонстративность, коммуникабельность, жажда восхищения собой, инициативность, лицемерие, тщеславие. повышенная нервозность, слезливость, избыточная драматизация происходящих событий, вероятность «самовзвинчивания» в конфликтных ситуациях; в оценках ориентируются на мнение большинства, подвержены влиянию ближайшего окружения. Их главное качество – думать и поступать «как все». Раздражителем может стать лишение ореола исключительности, привычного внимания. любят быть в гуще событий, ищут признания и поддержки любыми способами, склонны к фантазированию, артистичны.Коррекционный подход. такие личности подвержены влиянию людей, обладающих лидерскими качествами, и могут быть втянуты в группы с асоциальной направленностью, поэтому необходимо осуществлять внешний контроль над их окружением. Порицания, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны ввергнуть в беспросветное уныние, вызвать депрессивные реакции и даже невротические срывы.

 

Воздействие психогенных факторов вызывает негативные изменения в структуре личностных характеристик и психическом состоянии сотрудников, выполнявших служебные обязанности в экстремальных условиях. Их характеризует превышение показателей общепринятой нормы по выраженности астеноневротических характеристик: депрессивного состояния, истероидных характеристик, психастенических характеристик, психопатических черт, паранойяльных и шизоидных черт. Это свидетельствует о возникновении определенной невротической симптоматики и «психологической усталости». отмечается устойчивая тенденция снижения показателей социальной интроверсии, что свидетельствует о наличии у обследуемых потребности в общении и социальной поддержке. чем больше длительность психоэмоциональных нагрузок, чем более интенсивно воздействие психогенных факторов реальной угрозы и чем менее сотрудник психологически подготовлен к выполнению служебных задач в экстремальных условиях, тем более тяжелы последдствия для его психического состояния.

Психологам, работающим с сотрудниками из группы риска, необходимо помнить о том, что все характерологические проявления заостряются в любой ситуации «лишения»: лишения привычного образа жизни, лишения отдыха, невозможности поддержать самооценку на достаточно высоком уровне и т. д. Поэтому правильное понимание того, в чем личность испытывает «лишение», может помочь в планировании воспитательной и коррекционной работы.

Следующим важным фактором риска является уровень адаптированности каждого обследуемого и направление его дезадаптации. Состояния дезадаптации, являясь ответной реакцией психики на чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки, образуют группу повышенного риска в отношении развития нервно-психических расстройств. Следует помнить, что выраженная психосоматика (уход в болезнь) данной категории сотрудников является клиническим проявлением личностного неблагополучия. В зависимости от сочетания тех или иных черт личности поведенческая дезадаптация может быть выражена в следующих вариантах:

Тревожно-астенический вариант. Плохо переносят психические перегрузки, давая реакции ухода от ситуации с вытеснением негативных моментов внешнего воздействия, избеганием трудностей и задач, неосознанно ощущаемых невыполнимыми. Тревожны, многократно проверяют понимание приказа, с преувеличенной уверенностью и убежденностью отдают указания, бросаются исполнять поручения. Однако целенаправленность и результативность быстро нивелируются и сменяются тревожной неуверенностью. Уже в первый период адаптации нарушается сон, аппетит, снижается настроение, обнаруживаются явления раздражительной слабости, ослабевает концентрация внимания, способность к продуктивной деятельности. Выражена фиксация на собственном здоровье, значительны жалобы соматического плана. В целом можно отметить, что любая качественно очерченная отрицательная эмоция (например, страх) является комплексом процессов, возникающих в организме и психике человека. Функциональные расстройства его внутренних органов представляют собой, таким образом, критическое отображение общей психовегетативной неустойчивости человека (конституционной соматической или ситуационно обусловленной).

Ригидно-агрессивный вариант. Несмотря на односторонность характерологических черт, разделен на условные части – «успешные» и «неуспешные». В первом случае это активные, целеустремленные, уверенные в себе лица с гипертрофированным чувством собственного достоинства. чрезвычайно напористы, ригидны, в своих притязаниях не щадят ни себя, ни других, из-за чего часто конфликтны в коллективе. Генерализованно агрессивны (поведение, направленное на причинение кому-то вреда и сопровождающееся деструктивными реакциями, не имеющими четкой направленности и определенного объекта), враждебны, все интересы подчиняют достижению личной цели. Обладают резко выраженными лидерскими тенденциями, не считаются с чужим мнением без оглядки на возможность отрицательных последствий. Это авторитарные, решительные, но зачастую жесткие, несправедливые командиры, а также доминирующие в подразделениях бойцы. Во втором случае это лица, характеризующиеся нереализованностью упомянутых тенденций и соответствующей фрустрацией, проявляющейся в системе негатива ко всему происходящему, враждебностью и злобностью к окружающему, ощущением собственной обделенности и неоцененности. Они упрямы, мстительны, малообщительны, однако при этом легко вовлекаются во внутригрупповые конфликты.

Истеро-экспрессивный вариант. Деятельны, активны, демонстративны, энергичны, поверхностны, малопродуктивны, легко отвлекаются и вступают в мелкие конфликты в коллективе. Основная цель поведения – привлечь внимание окружающих, казаться опытными, «стреляными». В боевой ситуации часто возникают состояния от «боевой экзальтации» до неадекватной ажитированности. Поведение малопредсказуемое, возможно неисполнение приказа не только в силу стремления казаться сильнее духом, но и вследствие истероформного сужения восприятия

Псевдоинициативный вариант. Внешне активны, подвижны, деятельны, подчеркнуто бодры, оптимистичны, фон настроения приподнятый, однако за внешней позой чувствуется тревожность, напряженность, усиленно подавляемая и замещаемая беззаботностью. оценивают нынешние события как значительно более спокойные и неопасные. целенаправленная активность снижена, способность к планированию продуктивных действий и эффективной служебной деятельности невысока. В подобных обстоятельствах в боевых контактах могут проявить нерешительность, замедленность действий, отсутствие инициативы, потребность в постоянных указаниях. Привлечение их к выполнению самостоятельных заданий нецелесообразно и чревато негативными последствиями.

Социально-девиантный вариант. Активны, решительны, рискованны, смелы, мужественны, бесшабашны. Однако в большинстве случаев обнаруживают склонность к социально-девиантному поведению, сказывающемуся в алкоголизации, излишнем стремлении к применению физической силы в гражданских операциях, в превышении полномочий, неподчинении вышестоящему начальству и т. п. Легко дают реакцию оппозиции с агрессивностью, внешнеобвинительными формами поведения, резко негативной оценкой деятельности окружающих. В боевой обстановке нередко обсуждают приказы, вступают в прения с командирами, легкомысленно пользуются оружием, склонны к демонстрации физической силы. Крайне ненадежны в дисциплинарном плане, особенно в период временного бездействия. В боевой обстановке хорошо действуют только в условиях, требующих личной инициативы, смелости, решительности, наступательного характера действий.

Депрессивно-тревожный вариант. На фоне общей усталости, вялости, утраты энергии и активности – проявления сниженного фона настроения с пессимистическими суждениями, периодичной тревогой, беспокойством, которые обследуемые чаще всего напрямую не связывали с опасениями за собственную жизнь и в большинстве случаев предъявляли значительное количество общесоматических жалоб. Эффективность исполнения служебных обязанностей низка. Результаты психологических исследований помогут дифференцировать простую, психологически понятную реакцию отчаяния и грусти, спровоцированную какой-либо житейской ситуацией, от устойчивых и длительных невротических и психосоматических расстройств. процесс адаптации к служебной деятельности составляет 4–6 месяцев, ее свойственно осуществлять в режиме гиперкомпенсации (перенапряжения). Эффективная деятельность этих кандидатов на протяжении длительного времени невозможна в связи с быстрым истощением нервных процессов. могут наблюдаться жалобы на плохое самочувствие, настроение, на тяжесть службы, а также различные соматические заболевания, межличностные конфликты, аутоагрессия, злоупотребление алкоголем, в результате чего даже качественная профессиональная подготовка не позволяет прогнозировать их успешность в предстоящей профессиональной деятельности.

При выявлении уровня психической адаптации необходимо установить степень выраженности возможных нарушений по следующим основным группам расстройств:

• Аффективные нарушения включают симптомы: тревогу, страх, повышенную раздражительность, суточные колебания настроения (чувство эйфории сменяется растерянностью и пониженным настроением).

• Нарушения психической активности характеризуются: повышенной утомляемостью (чувством слабости), снижением интересов, апатией, безразличием, сменой психомоторного возбуждения и психомоторной заторможенности.

• Поведенческие и двигательные нарушения включают следующие симптомы: фамильярность, чувствительность, ранимость, элементарные двигательные расстройства (навязчивые движения, заикания, тики и т. п.).

Особое внимание следует обращать на следующие неблагоприятные проявления:

– необъяснимое бессмысленное упрямство, отсутствие эффекта от переубеждений или чрезмерно быстрая смена настроения, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки;

– частые ссоры, конфликты с товарищами, близкими, а также ничем не мотивируемая грубость, злобность, пререкание или чрезмерная угодливость, слащавость, податливость;

– позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, демонстративность, истерическое поведение, выраженный эгоизм, эгоцентризм или самоуничижение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, мысли о самоубийстве;

– явная неадекватность поведения даже во вред себе, необъяснимые поступки, выраженная неупорядоченность, неорганизованность поведения или гипертрофированный педантизм;

– цинизм, развязность, бестактность, бравирование своей извращенностью или гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним. Следует отметить, что такие поведенческие отклонения, как плохо управляемое реагирование (грубость, неподчинение приказам), искаженные формы самоутверждения,употребление алкоголя и наркотиков, могут возникать как средства социально-психологической компенсации и являются факторами риска.

Мероприятия психологического сопровождения включают в себя:

– Пс-д-ие обследования с целью мониторинга эмоционального состояния, процесса адаптации к условиям служебной деятельности, а также личностных особенностей сотрудников;

– индивидуальное консультирование по личным проблемам и служебным вопросам;

– проведение занятий по поддержанию профессиональной работоспособности;

– изучение статусных позиций молодых сотрудников данной категории в служебных коллективах. Параллельно проводится работа по профилактике суицидов и других чрезвычайных происшествий. В ходе плановых обследований осуществляется мониторинг сотрудников различных служебных коллективов правоохранительных органов на предмет наличия у них частых, затяжных негативных эмоциональных состояний, склонности к депрессивным реакциям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: