Общие сведения о произведении и его авторах




Аннотация

Сцены 3 действия

Из оперы «Хованщина»

М. П. Мусоргского

Содержание

1. Общие сведения о произведении и его авторах………………………..3

2. Музыкально-теоретический анализ……………………………………..8

3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………..10

4. Исполнительский анализ………………………………………………...14

Список использованных источников……………………………………17

 

 

Общие сведения о произведении и его авторах

 

Опера (народная музыкальная драма) «Хованщина» Модеста Петровича Мусоргского написана в пяти действиях на либретто композитора.

«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился.

Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1931 г. опера была оркестрована Борисом Владимировичем Асафьевым В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом (1932) сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и редактор-аранжировщик Д. Д. Шостакович). В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском (Мариинском) театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.

 

Действующие лица:

Князь Иван Хованский, начальник стрельцов (бас)

Князь Андрей Хованский, его сын (тенор)

Князь Василий Голицын (тенор)

Шакловитый, 6оярин (баритон)

Досифей, глава раскольников (бас)

Марфа, раскольница (меццо-сопрано)

Сусанна, старая раскольница (сопрано)

Подьячий (тенор)

Эмма, девушка из Немецкой слободы (сопрано)

Пастор (баритон)

Варсонофьев, приниженный Голицына (бас)

Кузька, стрелец (баритон)

1-й стрелец (бас)

2-й стрелец (баритон)

3-й стрелец (тенор)

Клеврет князя Голицына (тенор)

Московские пришлые люди, стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, Петровские «потешные», народ.

Время действия: 1682 год.

Место действия: Москва и ее окрестности.

Первое исполнение: Санкт-Петербург, 9 (21) февраля 1886 года.

 

Весной 1870 года Мусоргский заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету В. В. Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто "Хованщины" не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных. исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В. В. Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Н. А. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. "Хованщина" впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года.

В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства.

«Хованщина» была создана М. Мусоргским, как песенная опера. Опера изобилует плавными мелодиями, зачастую близкими к протяжным русским народным песням. Мусоргский показывает народ не как единое целое, но выделяет различные социальные группы, которые и получают особую музыкальную обрисовку, причем характеристика каждой группы дана в развитии. Большое место занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа — стрельцов, раскольников, московский люд. С ними контрастируют остро индивидуальные характеристики главных действующих лиц. Сложные взаимоотношения различных слоев народа символизируются определенными музыкальными частями. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Эти разные мотивы сливаются, переходят друг в друга, создавая атмосферу многоплановости действия. Тут и старообрядческие напевы, и крестьянские, и стрелецкие военные, и безысходно-печальные тона народных песен, и зловещие и мистически-таинственные гадания Марфы (заклинание «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала»).

Особое внимание композитор уделял естественности речи поющих персонажей: «Звуки человеческой речи как наружное проявление мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой, правдивой, точной, но («но» подчеркнуто Мусоргским трижды) художественной, высокохудожественной». Б. Асафьев видел в этой «речи» определенные интонации, свойственные русской музыке: «Музыку Мусоргского надо петь, непременно петь, по-русски распевно, и по-русски же «говорком», чтобы ощущение пения не пропадало». Об этом писала в статье «М. П. Мусоргский. Творческие горизонты гения» современный музыкальный критик Ольга Ивановна Аверьянова: «Вокальная речь предстает у Мусоргского в богатом спектре эмоциональных оттенков (молящая, уговаривающая, недоумевающая, гневная, ироничная, благостная, пафосная, лукавая и т. д.), раскрывает бесконечно широкую гамму чувствований и состояний».

Модест Петрович Мусоргский (1839 — 1881) - великий русский композитор-реалист, создатель ярко самобытного новаторского искусства. Взгляды Мусоргского сложились под воздействием демократических идей 1860-х гг. Композитор видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальной несправедливости самодержавно-крепостнического строя.

Родился М. Мусоргский в Псковской губернии, в имении родителей. Игре на фортепиано в своей биографии Мусоргский обучался у Герке. Учился анализировать, критиковать произведения, а также читать партитуры в кружке Балакирева.

В 1852 году впервые в биографии Мусоргского была опубликована его пьеса. А первое произведение представлено широкой публике в 1860. После этого композитор сочинил несколько романсов. Однако наиболее известен благодаря опере «Борис Годунов». Вскоре после представления оперы в Мариинском театре, она стала знаменитой. Через 22 года пьеса была переписана Римским-Корсаковым, а после снова представлена зрителям, получила вторую жизнь.

С 1875 года Мусоргский работает над операми «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Среди других произведения Мусоргского наиболее известны: «Калистрат», «Сиротка», «Картинки с выставки», «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти».

Злоупотребление алкоголем в последнее десятилетие биографии Мусоргского сильно подорвало его здоровье. После обострения, приступа «белой горячки» был помещен в военный госпиталь, где и скончался в марте 1881 года.

Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х годов XIX века. В центре его творчества - народ как «личность, одушевленная единою идеею», важнейшие события русской истории. В сюжетах из истории он искал ответа на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача» - писал композитор. Одновременно М. Мусоргский ставил своею целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Для его музыкального стиля характерна опора на русское крестьянское искусство. Музыкальный язык Мусоргского отличается столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в XX веке. Таковы многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, а также его мелодика - естественно «творимая говором», то есть вырастающая из характерных интонаций русской речи, песни. Столь же индивидуален гармонический язык М. Мусоргского. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации и гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, Равеля. Влияние Мусоргского испытали почти все крупные композиторы XX века - Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Яначек, Мессиан.

В 8 сцене 3 действия сюжет развивается таким образом, что нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам. В заключение сцены - печальная молитва хора.

Вся сцена пронизана печалью и тревогой. Композитор показывает Хованского – как образа губительной власти, а народ выступает страдающей стороной.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: