От Декарта до образования французской республики




Кондорсе. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума.

Введение.

Человек рождается со способностью ощущать, запоминать ощущения, комбинировать их, извлекать из них опыт, воспроизводить их в памяти. Эта способность развивается со временем. Со временем же она упражняется из-за общения с другими людьми, приобретением нового опыта, изобретательства. Ощущения сопровождаются удовольствием или страданием. Человек может преобразовать мгновенные впечатления в длительные переживания или же приятные чувства. Это сочетается с образованием, идеями, отношениями между людьми.

В масштабе всего человечества все эти изменения представляются как картина прогресса человеческого разума. (в единичном метафизика)

Это историческая картина, которая отражает беспрерывность изменений. Наблюдение за тем каким было мышление человека, каким оно есть, помогает определить и ускорить новые успехи.

Прогресс – не остановить.

Человечество не может не развиваться, и не может развиваться назад.

К победе в поиске истины и счастья

Любой результат во взятой нами произвольной точке истории зависит от

Результата, достигнутого в прошлом, и влияет на любой результат в будущем, создавая тем

самым беспрерывные переменные

Таким образом автор

«рисует» картину прогресса человеческого разума - систематически прослеженные из

поколения в поколение наблюдения и познания общих фактов относительно массы

индивидов в соответствующую им эпоху.

 

Эпоха 1.

Человечество на первой стадии развития представляло собой общество с небольшим числом людей, существовавших охотой и рыболовством. Обладали примитивными техниками изготовления вещей и оружия. Но уже обладали языком для выражения потребностей и моральных идей.

Изначально образовалось общество, состоящее из Семьи. Образовалось для удовлетворения потребностей продолжения рода и родительском уходе. Семейная жизнь давала свою выгоду, а семья, осевшая на почве, могла затем размножаться и стать племенем.

Племена так же собирались из нескольких различных семей. Они формировались позже и медленнее, так как такое соединение завесило от мотивов.

Искусства изготовления оружия, приготовления пищи, изготовление посуды, накапливание запасов на зиму - эти искусства удовлетворяли потребностям и приходили с опытом и восприятием мира.

В некоторых племенах, которые жили на плодоносной почве, не было сильного единения, в нем не было необходимости, однако всюду наблюдалась употребление членораздельной речи.

Кроме того, жестокая ненависть и ненасытная жажда мести врагам племени являлись необходимым следствием тесного сближения общества.

Существовало распределение труда, обязанностей. Мужчины охотились, собирались в совет для принятия важных решений, женщины готовили пищу, содержали семью.

Кондорсе выделяет на данном этапе 2 вида прогресса:

· Первый, более быстрый, представляет собой плод новых сочетаний,

который образовывают людьми, наделенными природными способностями.

· Второй вид – это медленный прогресс, рождающийся в результате

размышлений и наблюдений, он предоставлен всем людям.

Поскольку второй вид прогресса доступен всем людям, они с гораздо большей

легкостью могут его усваивать, ловить его ритм и порядок, получая от этого

удовольствие. Поэтому происхождение таких искусств как: музыка, танцы и поэзия

зарождаются уже в первой эпохе общей массой. Науки же, которые в следствии

предрассудков еще нельзя до конца назвать таковыми, также образуются во времена

диких племен, например, первоначальные знания в астрономии и лечении.

Появляются класс людей - основоположников наук и мистерий, которые вместе с

тем создают религиозные церемонии, суеверные обряды и секретов политического. Таким

образом, Кондорсе подразделяет человеческий род на 2 части

· Первая, предназначенная для того, чтобы направлять других.

· Вторая, скрывающая свои знания, тем самым использую их в

собственных целях, извлекая из них свою временную выгоду

Наличие подобного разделения глубоко укоренилось в природе самого человека,

объясняя почему некоторые цивилизации остались на уровне дикарей, у который

существует немыслимое количество предрассудков.

Именно первая эпоха (переменная) предопределила дальнейшее развитие, так как

важным фактом в истории прогресса человеческого разума является ошибки,

совершенные в начале. Это обусловило собой противоположные влияния движения

прогресса. Успехи просвещения влекли вместе с собой рабство, таково цена за будущее

благо. Первой эпохой будут пропитаны все последующие.

 

Восьмая Эпоха

 

Книгопечатание не могло появиться раньше данной эпохи

это показывает логичность прогресса. Многое уже находило

корреляцию уже с современностью (XVIII). Хотя по-прежнему встречается противовес

прогрессу в виде кровожадности и жестокости, рука об руку обе стороны будут идти

всегда. В описании этой эпохи можно окончательно прийти к мысли, что Кондорсе был не

сколько против веры в целом, а против ее искаженного понимая, он считает что люди

извратили ее из-за существующих суеверий и предрассудков.

На момент 8 эпохи философия только привлекается к рассмотрению революций,

поскольку для каждой революции требуется своя философия, в этом автор видит во

многом неудачный исход некоторых из них.

Силу 8 эпохи Кондорсе видит только в людях. Зачастую именно масса двигает

прогресс, но сейчас она занята в кровавой бойне. Язык, что важно, входит в свою

последнюю стадию, то есть один из двигателей прогресса достигает совершенства.

Обесцененные науки вновь начинают цениться, становится много источников

образования, оно отделяется от церкви, тем самым менее подвержено предрассудкам, но

дети все-равно в большей степени подавлялись. Люди лишь учатся быть защищенными от

суеверий и только великие люди (Ньютон) смогли начать новую 9 эпоху, которую в этом

труде посвящена большая часть труда автора. Как я вижу в замысле Кондорсе это

представляет собой такую картину: чем ближе тем больше, знаний больше и мелочей все

усложняется.

Начинается движение умов, а вызвать это движение может только философия!

Многие люди, концентрирующие в своих руках бразды политического и духовного правления, не подозревали всеобъемлющего значения идеи печати текста; иначе, как указывает Кондорсе, духовенство и короли объединились бы, чтобы задушить врага, которому предстояло сорвать маску с одних и развенчать других.

Революционным следствием появления книгопечатания выразилось в том, что просвещение стало предметом повсеместной и деятельной торговли; народное образование было освобождено от политических и религиозных цепей. Человеческий разум многократно преумножил свои силы и приобрёл оружие против невежества. Науки стали развиваться удивительно быстро: в особенности математика, физика и астрономия, а любое заблуждение разрушалось, не успев возникнуть и укорениться в умах людей. Человеческий разум ещё не был свободен, но он уже осознал, что создан для свободы.

Эпоха

От Декарта до образования французской республики

 

Говорится о принятии прав человека, уменьшение религиозных притеснений и просвещении. Прогресс философии повлиял на общественное мнение, а оно на народы и их повелителей. Это произвело переворот, который должен был стать залогом революции (которая охватит большинство человеческого рода).

Кондорсе пишет, что дошли наконец до осознания важности человеческих прав. И что именно для поддержания и гарантии этих прав создаются государства.

Говорит о равенстве всех и равенстве всех прав. Истина принимается мнением большинства, но большинство это не все. Права должны быть и исполняться для всех одинаково. А не отдельно в зависимости от расы, религиозной конфессии, профессии, богатства, иначе эти права буду вступать в конфликт между собой.

Говорит о методе Локка. Каждое ощущение подвергается анализу. А каждая идея, прошедшая через анализ и названная словом, не дает нам запутаться в море этих идей. Этот метод вскоре стал универсальным орудием не только для философии, но и для других наук. Это был шаг философии, который не позволил бы больше вернуться к прежним заблуждениям и невежеству.

В Германии родилась оптимистичная доктрина, которая призывала к наблюдению за этим миром и выискиванию доказательств того, что это лучший из миров.

Осознание человеком неотъемлемости своих прав, свобода книгопечатанья, слова, торговли, все это медленно стерло границу между некультурной и просвещенной частями человеческого рода. А чувство гуманности родилось из всех этих принципов и доставляло еще больше страданий к неизбежным страданиям человека. Потому философы всех стран, без различия рас и сект, объединились для борьбы против тирании и деспотизма.

Появилась ложная философия, которая быстро распространилась. Она утверждала, что просвещение не только бесполезно и невозможно, оно еще и опасно для человеческого счастья. В противовес ей появилась учение о способности человеческого рода неограниченно совершенствоваться.

Ясно, что все это неминуем вело к революции. Тогда мир впервые увидел, как народы освобождались от своих цепей и создавали себе законы, которые наиболее способны сделать людей счастливыми. Стало понятно так же, что вскоре, эта революция захватит и Европу.

С возможностью обладать естественными правами и пользоваться ими картина прогресса математических и физических наук открыла необозримые горизонт. Далее перечисляются открытия, которые были совершены в этот период. От алгебраического языка до законов механики. Это открытия в области географии, биологии, химии, космологии, анатомии.

Кондорсе связывает этот прогресс не только с осознанием человеком своих прав и свобод и избавление от заблуждений, которые мешали великим открытиям. Все заблуждения в политике и морали связаны с философскими заблуждениями, которые в свою очередь основаны на заблуждениях в области физики. Потому что все основано на знании законов природы.

Раньше науки были достоянием отдельных индивидов, теперь они становятся общенародными и Кондорсе говорит, что близок тот день, когда они начнут преподаваться повсеместно.

Искусство в эту эпоху достигает не меньших высот, чем наука. Благодаря печати, книги распространялись быстро и стали доступнее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: