На вступительный хор. Из музыки к трагедии Софокла




Аннотация

На вступительный хор

Из музыки к трагедии Софокла

«Эдип»

М. П. Мусоргского

Содержание

1. Общие сведения о произведении и его авторах………………………..3

2. Музыкально-теоретический анализ……………………………………..8

3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………..14

4. Исполнительский анализ………………………………………………...19

Список использованных источников……………………………………21

 

 

Общие сведения о произведении и его авторах

Модест Петрович Мусоргский (1839 — 1881) - великий русский композитор-реалист, создатель ярко самобытного новаторского искусства. Взгляды Мусоргского сложились под воздействием демократических идей 1860-х гг. Композитор видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальной несправедливости самодержавно-крепостнического строя.

Родился М. Мусоргский в Псковской губернии, в имении родителей. Игре на фортепиано в своей биографии Мусоргский обучался у Герке. Учился анализировать, критиковать произведения, а также читать партитуры в кружке Балакирева.

В 1852 году впервые в биографии Мусоргского была опубликована его пьеса. А первое произведение представлено широкой публике в 1860. После этого композитор сочинил несколько романсов. Однако наиболее известен благодаря опере «Борис Годунов». Вскоре после представления оперы в Мариинском театре, она стала знаменитой. Через 22 года пьеса была переписана Римским-Корсаковым, а после снова представлена зрителям, получила вторую жизнь.

С 1875 года Мусоргский работает над операми «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Среди других произведения Мусоргского наиболее известны: «Калистрат», «Сиротка», «Картинки с выставки», «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти».

Злоупотребление алкоголем в последнее десятилетие биографии Мусоргского сильно подорвало его здоровье. После обострения, приступа «белой горячки» был помещен в военный госпиталь, где и скончался в марте 1881 года.

Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х годов XIX века. В центре его творчества - народ как «личность, одушевленная единою идеею», важнейшие события русской истории. В сюжетах из истории он искал ответа на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача» - писал композитор. Одновременно М. Мусоргский ставил своею целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Для его музыкального стиля характерна опора на русское крестьянское искусство. Музыкальный язык Мусоргского отличается столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в XX веке. Таковы многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, а также его мелодика - естественно «творимая говором», то есть вырастающая из характерных интонаций русской речи, песни. Столь же индивидуален гармонический язык М. Мусоргского. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации и гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, Равеля. Влияние Мусоргского испытали почти все крупные композиторы XX века - Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Яначек, Мессиан.

Музыку к трагедии Софокла «Эдип» М. Мусоргский написал в возрасте 20 лет. Работа над «Эдипом» осталась незавершенной, хотя Мусоргский не раз возвращался к ней в ближайшие годы (вплоть до 1861), замышляя нечто вроде драматической оратории. Написано было несколько номеров, но уцелел только один — Сцена в храме, посвященная М. Балакиреву.

Сам Мусоргский упоминает еще о двух хорах — Allegro Es-dur и Andante b-moll, включенных в большую Интродукцию, которая исполнялась им в кругу друзей. Сцена в храме закончена была (в двух клавирных изложениях) 23 января 1859 года. Оркестрована дважды — в 1860 и 1861 годах. Впервые исполнена 6 апреля 1861 года в симфоническом концерте Дирекции императорских театров под управлением Константина Лядова. Прошла она почти незамеченною. Редко вспоминали о ней и впоследствии.

В раннем творчестве Мусоргского уже ясно обозначается тяготение к русской национальной тематике, и среди его первоначальных пьес музыка к «Эдипу» Софокла может показаться явлением чужеродным, преходящим. В действительности это не так. По интуиции ли, по законам ли внутреннего развития художнической индивидуальности, столь трудно распознаваемым, но к «Эдипу» Мусоргский обратился отнюдь не случайно. Работа над этой широко задуманной композицией послужила «пробным камнем» в осуществлении больших замыслов и новых творческих задач, смутно волновавших его воображенье.

Трагедия Софокла захватила Мусоргского не только философской глубиной содержания и мощью драматургической концепции, не только общечеловечной идеей гуманизма, одухотворившей искусство великих поэтов античности, начиная с Гомера, которого он так любил и высоко ставил («В поэзии два колосса: грубый Гомер и тонкий Шекспир» — слова Мусоргского 15). Помимо всего этого и в связи с этим надобно вспомнить и нечто другое, не менее важное, что не могло не приковать внимания Мусоргского.

Софокл (406 до н. э.) — афинский драматург, трагик. Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 году до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии (в том числе и Антигона).

«Царь Эдип», также «Эдип-царь», «Эдип-тиран» — одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла.

Сюжет трагедии:

Отец Эдипа, царь Лай, испугавшись предсказания о том, что его сын от Иокасты будет его убийцей, решил избавиться от ребёнка. Однако человек, которому было приказано убить младенца, пожалел его и отдал пастуху из Коринфа. Мальчик был усыновлён коринфским царём Полибом. Повзрослевший Эдип, узнав о пророчестве, которое говорит, что он убьет родного отца и женится на матери, решает покинуть своих приёмных родителей в надежде избежать злой участи. У самого города Фивы на него чуть не наехала колесница, всадники которой начали оскорблять и бить юношу. В завязавшейся драке Эдип убивает сидевшего в колеснице старика и троих из четырёх его спутников. Старик, сидевший в колеснице, был отцом Эдипа. Эдип, победив Сфинкса, становится правителем Фив и берёт в жёны вдову погибшего от рук разбойников царя Лая — Иокасту. Так сбывается пророчество.

15 лет спустя на город обрушивается эпидемия чумы. Пытаясь найти причину чумы, жители города обращаются к дельфийскому оракулу, который говорит о необходимости найти и изгнать убийцу царя Лая. Поиск убийцы доводит Эдипа до горькой истины: убийца Лая — он сам, Лай был его отцом, а его супруга Иокаста на самом деле его мать. Иокаста, добравшаяся до правды раньше Эдипа, пытается остановить его поиски, но ей это не удаётся, и, не выдержав позора, она убивает себя. Но Эдип, считая себя недостойным смерти, выкалывает себе глаза, тем самым обрекая себя на слепоту.

 

Пьеса Софокла была принята Аристотелем в «Поэтике» за идеал трагического произведения и сыграла огромную роль в истории античной драмы. Её героем стал человек, осознавший свою вину и казнящий себя за это. Трагедийный финал в пьесе Софокла не связан со страстями и пороками самого главного героя, а предопределён свыше судьбой.

Главный интерес древнегреческой трагедии сосредоточен на судьбах народа в лице его представителей, заметил Белинский. «В своих героях,— писал он, — греческие трагики олицетворяли общие силы и стихии народной и общественной жизни». Это было глубоко воспринято Мусоргским в софокловом «Эдипе» и сказалось в самом замысле его ораториальной композиции, где, как мы знаем, центральное место должны были занять большие хоровые сцены и вокально-симфонические эпизоды — образное воплощение стихийных сил жизни народной.

Такова Сцена в храме — драматический эпизод из музыки Мусоргского к «Эдипу». Фивы постигло гибельное бедствие. В городе свирепствует чума — тяжкая кара богов за преступление, которое совершил, сам того не ведая, Эдип. «Огненосный дух, мор ненавистный поразил и мучит град». К храму стекается встревоженный, исстрадавшийся народ; жрецы готовят священное жертвоприношение, чтобы умилостивить разгневанных богов. Это «сюжет» сцены, обрисованный Мусоргским.

Текст, составленный композитором, представляет собой самостоятельную, очень простую и предельно сжатую транскрипцию выбранного эпизода из трагедии Софокла. Мы не обнаружим тут строгого следования оригиналу, тем менее — заботы о «локальном колорите», о поэтических красотах стиля. Характерно иное. Сохраняя верный смысл сцены, Мусоргский придает ей обобщенное выражение. Хор из древнегреческой трагедии сближается с современностью.

Народ, безвинно страдающий, взывает о спасении — вот, собственно, содержание Сцены в храме Мусоргского. В первом изложении это двухорная композиция (хор жрецов и хор народа, рудимент древнегреческой антифонности). В сделанном тогда же втором варианте сочинения (и в обеих его оркестровых редакциях) Мусоргский опустил хор жрецов, сосредоточив всю силу эмоционального напора музыки в хоре народа («Что будет с нами? Чем кончатся беды?..»).

В музыкальной драматургии сцены предугадывается скрытая связь и непримиримое противоречие событий трагической судьбы царя Эдипа и бедственной жизни народа, образ которого, исполненный большой внутренней силы, возвышается как символ человеческого горя. Так в рамках одной хоровой сцены Мусоргский умеет выразить и обобщить философские мотивы драмы.

 

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:

 

- нигредо.рф;

- написать в группу вк «Musical support»

- написать автору в вк

 

Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: