Понятие конкурентоспособности предприятия и ее функционирование в условиях рынка




 

По мнению Самуэльсона, большинство экономистов отмечали, что совершенная конкуренция представляет собой оптимальную ситуацию. Ее суть заключалась в том, что перелив труда и капитала будет уравнивать прибыли и нормы зарплаты между отраслями, в результате чего будет выполняться равновесие. Следовательно, современная теория благосостояния ясно формулирует одну из причин, по которым совершенная конкуренция может быть наилучшим состоянием экономики[1].

Кроме того, для того, чтобы совершенная конкуренция была реальна, необходимо, чтобы все факторы были совершенно мобильными. В этой связи не должно быть сверхприбыли, отдача должна быть постоянной, и все экономические агенты должны иметь совершенную информацию о доступных альтернативах. Если рассматривать вариант, когда государство управляет предприятиями, то это помогло бы ликвидировать одну из угроз совершенной конкуренции. Однако, по мнению Бароне, теория благосостояния Парето демонстрирует, что эффективное распределение ресурсов требует совершенной конкуренции, что вовсе не то же самое, что утверждение необходимости частной собственности на средства производства. В этой связи государству надо лишь разрешить потребителям и рабочим максимизировать их собственную выгоду. Но даже этот элемент принуждения не является необходимым, поскольку максимизация прибылей может происходить автоматически, если зарплату управляющих поставить в зависимость от прибыли. После того, как эффективность распределения будет обеспечена с помощью подобной децентрализованной саморегулируемой ценовой системы, сверхприбыли могли бы распределяться в соответствии с ценностными суждениями о распределении дохода.

Это была теория о совершенной конкуренции. Однако в жизни совершенной конкуренции не бывает. Конкуренция предприятий является основой рыночных отношений. Она возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. В результате суть конкурентной борьбы заключается в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке. А это достигается только благодаря отличию товаров предприятия от товаров конкурента, как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Если говорить об определении конкуренции, то она представляет собой состязание предприятий в ходе осуществления своей деятельности, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности друг друга воздействовать на общие условия деятельности на данном рынке, а также стимулируют предложение тех услуг, которые необходимы потребителю[2].

Однако в разных литературных источниках по-разному трактуется понятия конкуренции.

Например, английский экономист Адам Смит под конкуренцией понимает поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Также, по его мнению, конкуренция координирует деятельность участников рынка, а главная её цель – это борьба за получение возможно большей прибыли.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы можно сделать следующие выводы. Конкурентоспособность является немаловажным показателем в деятельности любого предприятия.

В первой главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели понятие конкурентоспособности, и факторы, влияющие на нее. Как оказалось, конкуренция и конкурентоспособность представляют собой два взаимозависящих понятия, дополняющих друг друга. Конкуренция представляет собой состязание предприятий в ходе осуществления своей деятельности, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности друг друга воздействовать на общие условия деятельности на данном рынке, а также стимулируют предложение тех услуг, которые необходимы потребителю. Однако в экономической теории существует множество различных трактовок понятия конкуренция. Также, мы изучили, что с конкуренцией связано и такое понятие, как конкурентоспособность. Она представляет собой совокупность свойств и характеристик субъекта в рамках одинаковых условий превосходить другие субъекты, соответствовать всем предъявленным требованиям на уровне страны, предприятия или отрасли. Рассмотрели мы и различные виды конкуренции.

Следующий вопрос, который был рассмотрен в первой главе выпускной квалификационной работы – это факторы, влияющие на конкурентоспособность. В процессе его изучения мы определили, что эти факторы очень многообразны. Они представляет собой непосредственную причину, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Также, мы изучили, что при оценке конкурентоспособности предприятия используют такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента. Немаловажную роль оказывает техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования. Также, большое значение имеет для предприятия и его имидж, и имидж товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д. Иными словами, факторов много. И в общем целом они делятся на две группы: внутренние и внешние.
Однако, многие экономисты и ученые предлагают свои факторы и их количество. Возьмем, к примеру, Голубкова Е.П. Он предлагает для проведения оценки конкурентоспособности организации использовать шестнадцать факторов ее результативной деятельности. В этом случае речь идет о таких факторах, как имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы и ряд других. Изучив все факторы, нами был сделан вывод о том, даже система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Но даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.

Во второй главе выпускной квалификационной работы мы провели анализ конкурентоспособности предприятия АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», а также дали ему краткую организационно-экономическую характеристику. В этой связи мы определили, что «Салют» является крупным авиационным моторостроительным предприятием в нашей стране. Основным видом его деятельности является производство авиадвигателей, а также гражданская продукция. Предприятие располагается в Москве, но по типу своей интегрированной структуры имеет ряд предприятий, расположенных в других городах. Забота руководства предприятия о его персонале эффективно сказывается на результатах деятельности. В этой связи предприятие является прибыльным. Об этом свидетельствует рост его выручки и валовой прибыли.

Далее нами был проведен анализ конкурентоспособности АО «НПЦ газотурбостроения «Салют». По результатам анализ был сделан следующий вывод. Наше предприятие находится на лидирующих позициях среди своих конкурентов. Его конкурентами являются: Казанский вертолетный завод, Иркутский вертолетный завод, Долгопрудненский машиностроительный завод. Также, нами был сделан вывод о том, что конкурентоспособность предприятия представляет собой важнейший критерий его выживания и успешности на рынке в условиях перманентно возрастающих ожиданий и требований со стороны потребителей, особенно с учетом развития процессов глобализации и международных экономических отношений.

В третьей главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели пути повышения конкурентоспособности для АО «НПЦ газотурбостроения «Салют». Для повышения конкурентоспособности предприятия планируется разработка проекта по внедрению системы управления НСИ. Цель проекта – это оптимизация издержек предприятия за счет унификации и устранения дублирования справочных данных при планировании производственных ресурсов. Если говорить о конечной цели внедряемого проекта, то она заключается в эволюции технологического процесса от бумажной формы к электронному представлению. Весь технический процесс на предприятии «Салют» должен быть представлен в объектной модели данных и содержать, в том числе, управляющие программы для станков с ЧПУ. А от того на сколько эффективно в бизнес-процессах предприятия будут использованы внедряемые системы, зависит развитие его производства и дальнейшее сохранение конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Таким образом, поставленные задачи решены, а цель работы достигнута.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: