Оценка уровня осведомленности граждан, проживающих на территории Новосибирской области, о волонтерском движении




 

Уровень осведомленности населения Новосибирской области о том, что такое волонтерская деятельность, очень высокий – 94,5% отметили, что знают, что это такое. Ответы респондентов были сгруппированы по смыслу. Чуть больше трети респондентов (39%) отметили, что волонтерская деятельность это безвозмездная добровольная помощь. 18% респондентов отметили, что это просто оказание помощи без уточнения ее характеристики, 13% посчитали, что волонтерская деятельность это добровольная общественная деятельность, 9% отметили равнозначность волонтерской деятельности и добровольчества и 8% отметили, что это безвозмездная добровольная помощь нуждающимся (пенсионерам, инвалидам, животным и т.п.). Остальные предложенные варианты отметило менее 5%.

Оценивая осведомленность о волонтерской деятельности в разрезе возрастных категорий респондентов, достоверных различий в изменении уровня осведомленности у разных возрастных групп выявлено не было, что позволяет сделать вывод о том, что возраст респондентов не оказывает влияние на уровень осведомленности о волонтерской деятельности. В каждой возрастной группе доля осведомленных респондентов находится на уровне 94%-97%. Графически данные представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – «Соотношение доли респондентов, знающих, что такое волонтерская деятельность к доле респондентов, не знающих что такое волонтерская деятельность», в разрезе возрастных категорий, %

Больше половины респондентов (66,9%) смогли назвать общественные организации/движения/инициативы, занимающиеся волонтерской деятельностью. При этом 13,3% респондентов не знают ни о каких общественных организациях/движениях и инициативах, занимающихся волонтерской деятельностью. На основе ответов респондентов, которые смогли ответить на данный вопрос, можно выделить три группы. В первую группу, которая составила 34% из всех предложенных респондентами вариантов, были включены ответы, которые содержали в себе точные названия волонтерских организаций и движений. Среди всех названных волонтерских организаций можно выделить шесть наиболее известных респондентам организаций – «Лиза Алерт», «Новосибирская Ассоциация Детских Объединений», «Бумеранг», «ДоброСпас», «Солнечный город» и «100 друзей». Графически данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – «Шесть наиболее известных респондентам организаций, занимающихся волонтерской деятельностью », %

Во вторую группу, которая составила 36%, вошли варианты ответов без точного названия той или иной волонтерской организации. Так наибольшая доля людей отметила ассоциацию волонтерских организаций с волонтерским корпусом своего района, города, но точного названия какой-либо организации вспомнить не смогли. Также в данной группе в качестве организации волонтерского движения указали различные молодежные организации (ассоциации старшеклассников, волонтерские движения школьников, студентов), но не указали точных названий. Отдельно как волонтерскую организацию отметили отдел молодежной политики района, города и молодежный парламент.

Третью группу (30%) составили различные волонтерские инициативы и движения, про которые слышали респонденты. Наибольшая доля респондентов данной группы отметили помощь бездомным животным. Также были отмечены Российское движение школьников, поиск людей, инициативы, связанные с днем победы 9 мая. Как волонтерские организации были отмечены общества, оказывающие поддержку инвалидам, слабовидящим, глухим, многодетным семьям. Как волонтерская инициатива был отмечен сбор средств для лечения больных людей.

Основным источником получения информации об организациях и инициативах, занимающихся волонтерской деятельностью, являются материалы из интернета, данный вариант выбрали чуть меньше трети респондентов (22,2%). Практически одинаковый процент респондентов получают информацию из публикаций местных газет, местных теле- и радиоканалов и из информационных материалов, листовок, объявлений – 13,8% и 12% соответственно. Для значительного процента респондентов источником получения информации о волонтерских организаций и инициативах является их близкое окружение: 13,2% отметили, что в данных организациях и мероприятиях принимают участие их родственники/знакомые и 11,5% отметили, что слышали об этом от других людей. Очень низкий процент, всего лишь 4,7% пришлось на получение информации из центральных источников СМИ. При этом 15,3% опрошенных отметили, что сами принимают участие в деятельности данных организаций. Графически данные представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – «Основные источники получения информации об организациях и инициативах, занимающихся волонтерской деятельностью », %

Рассматривая источники информации о волонтерских организациях и инициативах с учетом различий в возрасте, можно выделить особенность источников для каждой из возрастных групп. Первая особенность приходится на возрастную группу 14-17 лет, где 75% респондентов указали в качестве источника информации свой опыт реализации волонтерской деятельности. Вторая особенность приходится на возрастную группу 18-24 лет, в которой основных источников получения информации оказалась два. Для 59,1% респондентов одним из значимых источников информации оказался, как и в предыдущей возрастной категории, личный опыт участия в волонтерских организациях. Вторым значимым источником для 47,7% оказались материалы в интернете. Третья особенность приходится на возрастные группы 25-29 лет и 30 лет и старше: для данных возрастных групп основной источник получения информации – это материалы из интернета (54,4% и 47,7% соответственно). Респондентам предлагалось выбрать несколько источников, откуда им известны волонтерские организации и инициативы, поэтому на одного человека может приходиться по несколько указанных им источников и итоговая сумма процентов в каждой из возрастных категорий может быть не равна 100%. Графически данные представлены в таблице 5.

Таблица 5 – «Основные источники получения информации об организациях и инициативах, занимающихся волонтерской деятельностью», в разрезе возрастных категорий, %

  14-17 18-24 25-29 30 лет и старше
Из информационных материалов, листовок, объявлений 12,5 22,7 32,2 26,0
Из публикаций в местных газетах, на местных теле- и радиоканалах 12,5 14,8 30,0 32,4
Из центральных газет, теле- и радиоканалов 12,5 5,7 6,7 11,0
Из материалов в интернете 31,3 47,7 54,4 47,7
Сам(-а) принимаю в них участие 75,0 59,1 34,4 27,3
Принимают участие родственники, знакомые 28,1 26,1 30,0 28,5
Получал(-а) от них помощь, содействие, другие услуги 6,3 9,1 5,6 7,1
Слышал(-а) от других людей 21,9 28,4 26,7 24,2
Затрудняюсь ответить 6,3 3,4 7,8 9,2

 

Несмотря на высокий уровень осведомленности респондентов о том, что такое волонтерская деятельность и о деятельности волонтерских организаций и движений, значительная доля респондентов не знают о способах включения в волонтерскую деятельность: 43,4% респондентов ответили, что они не знают, как можно вступить в ряды волонтеров. Остальные 56,6% респондентов смогли назвать различные способы вступления в волонтерские организации. Наличие достоверной взаимосвязи между возрастом респондентов и уровнем осведомленности о способах включения в волонтерскую деятельность выявлено не было, но можно отметить, что доля осведомленных о способах включения в ряды волонтеров среди молодежи в возрасте 14-24 лет находится на уровне 71%-73%, что выше доли осведомленных в расчете общей выборки. Графически данные представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – «Осведомленность респондентов о способах стать волонтером», в разрезе возрастных категорий, %

Кроме выбора ответа на вопрос о том, знают ли респонденты как можно вступить в ряды волонтеров, для тех, кто положительно ответил на данный вопрос, необходимо было указать возможные варианты вступления, которые им известны. Указанные респондентами способы вступления в ряды волонтеров были объединены по смыслу и сгруппированы. Было получено пять групп. В наибольшую группу, составляющую 51,7%, были включены варианты ответов, связанные с деятельностью волонтерских организаций и движений. Данный процент респондентов ответили, что для того, чтобы вступить в ряды волонтеров, необходимо обратиться к участникам, т.е. людям уже являющимся волонтерами, или к руководителю любого волонтерского движения. Либо просто прийти в волонтерский корпус и «заявить» о своем желании различными способами – устно или написать заявление, заполнить анкету. Вторую группу составили способы, связанные с сетью Интернет – найти сайт волонтерской организации в интернете, стать волонтером через различные социальные сети, заполнить анкету в интернете. В данную группу вошли ответы 17,8% респондентов. Третью группу составили ответы 17% респондентов, куда вошли способы вступления в ряды волонтеров, связанные с деятельностью отдела по делам молодежи города, района, села или деятельностью молодежного центра города, района, села. Здесь респонденты предположили, что можно стать волонтером, если обратиться непосредственно к сотрудникам данных организаций, которые подскажут, что нужно сделать, чтобы стать волонтером. Четвертую группу составили ответы 12% респондентов, которые отметили, что для того, чтобы стать волонтером, не нужно искать или обращаться в какие-либо организации и движения, а просто «нужно желание» и необходимо «самостоятельно делать добрые дела». И пятую группу, самую маленькую по объему (1,5%), составили респонденты, которые отметили, что знают как можно вступить в ряды волонтеров, но при этом не смогли указать возможные варианты вступления. Графически данные представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – «Основные способы вступления в ряды волонтеров, в оценках респондентов », %

Для определения приоритетных социальных потребностей, удовлетворяемых инструментами волонтерского движения, респондентам было предложено выбрать до трех вариантов особенно необходимых направлений волонтерской деятельности. На основе полученных ответов было определено три наиболее востребованных направления волонтерской деятельности, по мнению опрошенных. На первом месте получилось направление деятельности, связанное с осуществлением помощи социально уязвимым слоям населения (инвалиды, престарелые, малоимущие и т.п.). Данное направление было отмечено наибольшим процентов респондентов – 66,4%. Почти половина респондентов (45,5%) отметили необходимым направлением поисковое движение, которое получилось вторым по значимости. На третьем месте получилось направление, связанное с охраной природы, экологии, помощью животным и т.п., данный вариант отметило больше трети респондентов – 39%. При ответе на данный вопрос, респондентам предлагалось выбрать до трех вариантов ответа, в связи с этим на одного человека может приходиться по нескольких вариантов, и итоговая сумма процентов может быть не равна 100%. Графически данные представлены в таблице 6.

Таблица 6 – «Приоритетные социальные потребности, удовлетворяемые инструментам волонтерского движения, в представлениях респондентов »

  %
Событийное волонтерство (участие в организации мероприятий) 27,0
Помощь социально уязвимым слоям населения (инвалиды, престарелые, малоимущие и т.п.) 66,4
Формирование комфортной городской среды, благоустройство территорий и т.п. 22,7
Охрана природы, экология, помощь животным и т.п. 39,0
Защита общественных интересов и поддержка инициатив граждан, местное самоуправление и т.п. 10,6
Поисковое движение (поиск пропавших людей) 45,5
Гражданско-патриотическое направление 17,0
Охрана здоровья, медицина, донорство и т.п. 11,7
Охрана материнства, отцовства и детства, преодоление детской беспризорности и т. п. 7,9
Физическая культура и спорт 7,8
Культура и искусство 5,2
Образование, научные исследования 3,1
Правозащитная деятельность 3,6
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 17,8
Международный культурный обмен 4,1
Другое 0,7
Затрудняюсь ответить 2,6

 

Таким образом, можно сделать несколько выводов. Уровень осведомленности населения Новосибирской области о том, что такое волонтерство, находится на высоком уровне. Основной смысл, который вкладывают респонденты в понятие волонтерство, идентичен общепринятому: для респондентов волонтерство это в первую очередь безвозмездная добровольная помощь. Кроме высокой осведомленности о волонтерской деятельности, для большинства респондентов также характерно знание непосредственных общественных организациях/движениях/инициативах, занимающихся волонтерской деятельностью на территории Новосибирской области. Знание респондентов о волонтерских организациях Новосибирской области было условно разделено на три практически равных между собой группы, одна из которых включила точные названия волонтерских организаций. Так, наиболее известными волонтерскими организациями среди всех названных получились – «Лиза Алерт», «Новосибирская Ассоциация Детских Объединений», «Бумеранг», «ДоброСпас», «Солнечный город» и «100 друзей».

Рассматривая источники получения информации об организациях и инициативах, занимающихся волонтерской деятельностью, основным источником среди респондентов являются материалы из интернета, наименьший процент приходится на получение информации из центральных источников СМИ. Учитывая особенности возрастных групп, можно отметить, что для молодежи в возрасте 14-17 лет большое значение играет их окружение и личный самостоятельный опыт принятия участия и реализации волонтерской деятельности. Чем выше возраст участников, тем меньшую роль, как источник получения информации, играет свой личный опыт и тем больше уделяется внимания опосредованным источникам, где на первое место выходят материалы из интернета.

Несмотря на высокий уровень осведомленности респондентов о том, что такое волонтерская деятельность, и о деятельности волонтерских организаций и движений, вопрос о способах включения в волонтерскую деятельность показал, что почти половина респондентов (43,4%) не знают, как можно вступить в ряды волонтеров. Оставшаяся часть респондентов, которая смогла назвать способы вступления в волонтерские ряды, в основном озвучили общие каналы. Так основным способом вступления отметили возможность обратиться к руководителям или уже действующим участникам волонтерской организации за интересующей информацией. Также был отмечен поиск в Интернете и отдел по делам молодежи города, района, села, куда можно обратиться для получения информации. Примечательно, что респонденты также отметили, что для того, чтобы стать волонтером, не нужно искать или обращаться в какие-либо организации и движения, а просто «нужно желание» и необходимо «самостоятельно делать добрые дела».

Кроме этого были определены три наиболее приоритетные социальные потребности, удовлетворяемые инструментам волонтерского движения, в представлении жителей Новосибирской области. На первом месте получилось социальное волонтерство – направление деятельности, связанное с осуществлением помощи социально уязвимым слоям населения (инвалиды, престарелые, малоимущие и т.п.). На втором месте получилось поисковое движение и на третьем – направление, связанное с охраной природы, экологии, помощью животным.

 

 

Отношение населения к волонтерской деятельности, уровень включенности и заинтересованности граждан, проживающих на территории Новосибирской области, в участии в волонтерском движении

 

Отношение населения Новосибирской области к волонтерской деятельности крайне положительное: 96,6% одобряют волонтерскую деятельность, из них 72,7% безусловно одобряют волонтерскую деятельность. Графически данные представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – «Отношение респондентов к волонтерской деятельности », %

 

Уровень включенности населения в волонтерскую деятельность находится на достаточно высоком уровне: 67,6% респондентов ответили, что им приходилось принимать участие в волонтерской деятельности за последний год. Не участвовали в волонтерской деятельности 27,7% и 4,7% затруднились ответить. Графически данные представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – «Включенность респондентов в волонтерскую деятельность », %

Осуществление волонтерской деятельности может происходить двумя способами: первый, это «организованно», т.е. когда человек является участником одной из волонтерских организаций, инициатив или движений и действует от лица данной организации. Очень часто таким волонтерам выдаются определенные документы, например, волонтерская книжка. Являясь частью команды, он идентифицирует себя как волонтер и осознает, что реализует волонтерскую деятельность. Вторым способом осуществления волонтерской деятельности может являться «спонтанное волонтерство», когда человек действует по собственной инициативе, не состоя в какой-либо волонтерской организации. Для таких людей возможно отсутствие идентификации себя с волонтером, т.е. даже при совершении волонтерской деятельности они могут не осознавать, что являются волонтерам и реализуют волонтерскую деятельность. Для того чтобы определить таких «потенциальных» волонтеров кроме вопроса об участии в волонтерской деятельности, респондентам также был задан вопрос «Что из перечисленного вам приходилось безвозмездно делать за последний год для других людей (не членов семьи и не близких родственников)?». Анализ ответов на данный вопрос показал, что доля людей, которые за последний год делали что-либо безвозмездно для других людей, составляет 89,9%. Данный процент составили респонденты, выбравшие хотя бы один из вариантов ответа на данный вопрос.

Для того чтобы определить какую долю занимает каждый из выделенных нами видов, были сопоставлены между собой ответы респондентов по двум вопросам: «Если не говорить о семье и ближайших родственниках, за последний год вам приходилось или не приходилось оказывать по собственной инициативе помощь, поддержку кому-либо, заниматься волонтерской деятельностью?» и «Что из перечисленного вам приходилось безвозмездно делать за последний год для других людей (не членов семьи и не близких родственников)?». Доля затруднившихся составила 4,7%, остальные респонденты были сгруппированы в три подгруппы. В первую группу вошли респонденты, которые осознанно отметили, что им приходилось заниматься волонтерской деятельностью за последний год и которые отметили, что осуществляли хотя бы один из представленных вариантов волонтерской деятельности или предложили свой. Данную группу составили 67,6% респондентов. Вторую группу составили респонденты, которые отметили, что не осуществляли волонтерскую деятельность за последний год, но при этом отметили как реализуемыми ими хотя бы один из предложенных вариантов волонтерской деятельности. Данную группу составили 18,1% респондентов. В третью группу вошли респонденты, которые отметили, что не осуществляли волонтерскую деятельность, и что им ничего не приходилось делать из предложенных нами вариантов волонтерской деятельности. Данную группу составили 9,6% респондентов. Графически данные представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 – «Распределение ответов респондентов по группам », %

 

Направления деятельности волонтерского движения, которые осуществляли респонденты за последний год, очень разнообразны. При ответе на данный вопрос респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа, в связи с этим на одного человека может приходиться несколько вариантов и итоговая сумма процентов может быть не равна 100%. Почти половина респондентов (47%) отметили, что за последний год осуществляли помощь вещами. Треть респондентов (32,1%) отметили, что участвовали в субботниках, мероприятиях по благоустройству среды проживания. Больше четверти респондентов отметили, что оказывали бытовую и физическую помощь на дому (28,7%) и участвовали в организации мероприятий (досуговых и культурных, просветительских, оздоровительных, спортивных и др.) – 23,4%.

Остальные варианты отметило менее 20% респондентов, при этом значительная часть респондентов (40,4%) оказывало эмоциональную поддержку не членам своей семьи и не близким родственникам, что говорит об открытости респондентов и готовности оказывать помощь посторонним людям. Графически данные представлены в таблице 7.

Таблица 7 – «Направления участия респондентов в волонтерской деятельности »

  %
Помогать вещами 47,0
Оказывать бытовую помощь на дому, физическую помощь 28,7
Давать профессиональные консультации, читать лекции, давать уроки 18,5
Эмоциональная поддержка, общение, житейский совет 40,4
Помогать в решении вопросов с официальными учреждениями 9,5
Доставлять на дом материальную помощь (продукты, одежду, медикаменты) 8,7
Раздавать/распределять материальную помощь 5,7
Оказывать помощь, сопровождать при передвижении 17,2
Организовывать досуг 19,3
Присматривать за чужими детьми или престарелыми 9,5
Участвовать в организации мероприятий (досуговых и культурных, просветительских, оздоровительных, спортивных и др.) 23,4
Собирать пожертвования и иные денежные средства 10,5
Работать в коллективных руководящих органах некоммерческих организаций 5,0
Помогать сотрудникам некоммерческих организаций (в приеме заявлений, телефонных звонков, в производстве рекламы, проведении опросов и т.д.) 4,1
Участвовать в ликвидации последствий аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций 2,6
Участвовать в субботниках, мероприятиях по благоустройству среды проживания, заниматься посадкой деревьев, ремонтировать лавочки, детские площадки, малые архитектурные формы водворах 32,1
Участвовать в ремонте подъезда силами жильцов, дежурить на лестничных клетках 4,5
другое 2,4
Ничего из перечисленного делать не приходилось 8,1
Затрудняюсь ответить 2,1

 

Оценивая направления волонтерской деятельности в каждой из выделенных нами ранее групп, можно отметить, что респонденты, которые не относят себя к волонтерам, практически также активно включены в волонтерскую деятельность как и респонденты, идентифицирующие себя как волонтер. Для представителей первой группы характерен небольшой процентный разброс между различными направлениями волонтерской деятельности, которую они осуществляли за последний год. Это говорит о высоком уровне включенности данных респондентов в различные направления волонтерской деятельности.

Для представителей второй группы характерно осуществление волонтерской деятельности, которая не требует больших временных затрат и каких-либо специальных навыков. Наибольшую долю (27,3%) набрал вариант «помогать вещами», на втором месте «эмоциональная поддержка, общение, житейский совет» – 14,4% и на третьем месте «участвовать в субботниках, мероприятиях по благоустройству среды проживания, заниматься посадкой деревьев, ремонтировать лавочки, детские площадки, малые архитектурные формы во дворах» (11,3%). Графически данные представлены в таблице 8.

Таблица 8 – «Направления участия респондентов в волонтерской деятельности, в разрезе групп», %

  Группа 1 Группа 2
Помогать вещами 14,4 27,3
Оказывать бытовую помощь на дому, физическую помощь 10,4 8,2
Давать профессиональные консультации, читать лекции, давать уроки 6,1 5,8
Эмоциональная поддержка, общение, житейский совет 13,0 14,4
Помогать в решении вопросов с официальными учреждениями 3,5 2,2
Доставлять на дом материальную помощь (продукты, одежду, медикаменты) 3,3 2,2
Раздавать/распределять материальную помощь 2,1 1,7
Оказывать помощь, сопровождать при передвижении 6,2 5,3
Организовывать досуг 7,2 4,6
Присматривать за чужими детьми или престарелыми 3,2 4,3
Участвовать в организации мероприятий (досуговых и культурных, просветительских, оздоровительных, спортивных и др.) 8,9 2,9
Собирать пожертвования и иные денежные средства 3,9 2,9
Работать в коллективных руководящих органах некоммерческих организаций 2,0 0,5
Помогать сотрудникам некоммерческих организаций (в приеме заявлений, телефонных звонков, в производстве рекламы, проведении опросов и т.д.) 1,6 0,5
Участвовать в ликвидации последствий аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций 0,9 1,2
Участвовать в субботниках, мероприятиях по благоустройству среды проживания, заниматься посадкой деревьев, ремонтировать лавочки, детские площадки, малые архитектурные формы во дворах 11,1 11,3
Участвовать в ремонте подъезда силами жильцов, дежурить на лестничных клетках 1,5 2,4
Другое 0,9 0,7
Ничего из перечисленного делать не приходилось    
Затрудняюсь ответить 0,1 1,9

 

При ответе на вопрос о том, как давно респонденты занимаются волонтерской деятельностью, 40,6% отметили, что больше трех лет. Чуть больше четверти респондентов (25,6%) включены в волонтерскую деятельность от года до трех лет и почти треть респондентов (33,8%) занимаются волонтерской деятельностью несколько месяцев. Рассматривая данный вопрос в разрезе возрастных категорий, можно отметить, что для респондентов в возрасте 30 лет и старше характерно более продолжительное по времени занятие волонтерской деятельностью – 45% отметило, что занимаются волонтерской деятельность больше трех лет. Для молодого поколения, особенно для школьников, продолжительность включенности в волонтерскую деятельность занимает от года до трех лет. Оценивая продолжительность у респондентов в возрасте 14-17 лет, необходимо отметить, что на ответы данной группы оказывает значение сам возраст респондентов, который является начальной возрастной границей для занятий волонтерской деятельностью.

Рисунок 11 – «Добровольческий стаж респондентов », в разрезе возрастных категорий, %

 

Если показатели продолжительности осуществления волонтерской деятельности можно оценить как положительные, то по-другому обстоят дела с частотой осуществления волонтерской деятельности за последний год. Только чуть больше четверти респондентов (24,7%) занимаются волонтерской деятельностью постоянно. Почти половина респондентов (48,3%) занимались данной деятельностью только несколько раз за последний год, 10% занимались лишь однажды, и 11,3% не приходилось заниматься волонтерской деятельностью за последний год. Значительные различия были получены при рассмотрении частоты осуществления волонтерской деятельности между волонтерами и людьми, не относящими себя к волонтерам, но осуществляющими волонтерскую деятельность. Большинство волонтеров (54,9%) отметили, что занимались волонтерской деятельностью за последний год только несколько раз. Доля тех, кто отметил, что занимается волонтерской деятельностью постоянно, составила 32,4%. Среди респондентов, не считающих себя волонтерами, но осуществляющих волонтерскую деятельность, доля занимающихся постоянно волонтерской деятельностью составляет только 3,3%. Чуть меньше трети (30,9%) отметили, что им вообще не приходилось заниматься волонтерской деятельностью за последний год. Графически данные представлены на рисунке 12.

Рисунок 12 – «Интенсивность участия респондентов в волонтерской деятельности», среди ответивших, в разрезе групп, %

 

Также была выявлена средняя статистически значимая взаимосвязь (хи-квадрат равен 0,488) между частотой осуществления волонтерской деятельности и выделенными группами. Данная взаимосвязь позволяет сделать вывод о том, что чем чаще люди осуществляют волонтерскую деятельность, тем больше вероятность того, что они будут идентифицировать себя как волонтера и наоборот, чем реже будут участвовать в волонтерской деятельности, тем меньше вероятность их самоидентификации с данной социальной группой.

Основными каналами осуществления волонтерской деятельности оказались волонтерские организации/движения, инициативные группы/движения и место учебы/работы респондентов. Значительная часть респондентов (43,5%) отметили, что осуществляли волонтерскую деятельность самостоятельно в одиночку. Графически данные представлены в таблице 9.

Таблица 9 – «Каналы включенности респондентов в волонтерскую деятельность », %

  %
В одиночку 43,5
Национальные общины или землячества 1,2
Инициативные группы, движения 26,5
Религиозные общины, приходские общины, церковные организации 1,6
По месту своей работы/учебы 32,6
Организации по месту жительства 11,0
Через Интернет, на интернет-форумах и т.п. 11,0
Ветеранские объединения 4,4
Государственные или муниципальные учреждения 8,9
Волонтерские организации/движения 24,5
Благотворительные фонды/движения 6,9
Иностранные международные волонтерские организации/движения 0,4
Другое 2,0
Затрудняюсь ответить 6,5

 

Основным стимулом, побуждающим респондентов осуществлять волонтерскую деятельность, является желание помогать нуждающимся, данный вариант ответа составил 31,6%. На втором месте желание отплатить добром за добро – 10,5%. Остальные варианты набрали менее 10%. Графически данные представлены в таблице 10.

Таблица 10 – «Мотивы волонтерской деятельности респондентов », %

  %
Хотел помогать нуждающимся людям 31,6
Надеялся научиться чему-то новому 6,8
Для собственного удовольствия, хотел иметь какое-то занятие, возможность интересно провести время 8,9
Хотел познакомиться с новыми людьми, завести нужные связи и знакомства 6,5
Хотел отплатить людям за добро добром 10,5
Хотел бороться с определенной проблемой 8,1
Было достаточно свободного времени  
Причастность к масштабным событиям 6,2
Нравится одежда с фирменной символикой  
Хотел заработать грамоты и благотворительные письма 1,2
Желание самореализоваться 7,7
Другое 1,4

 

Оценка респондентами удовлетворенности своим участием в волонтерской деятельности находится на высоком уровне. Больше половины – 56,4% респондентов оценили свою удовлетворенность на 4 или 5. Чуть больше четверти респондентов (27,7%) оценили свою удовлетворенность участием в волонтерской деятельности на «3». И 15,9% поставили оценки «1» или «2». Графически данные представлены на рисунке 13.

Рисунок 13 – «Удовлетворенность респондентов от участия в волонтерских мероприятиях », %

 

При этом следует отметить, что среди людей, не идентифицирующих себя с волонтерством, удовлетворенность большинства находится на среднем значении и характерен практически одинаковый разброс крайних положительных и крайних отрицательных оценок. На это вероятно оказало влияние неосознанность респондентов своей деятельности как добровольческой. Если говорить про волонтеров, то здесь также как и в общих показателях, уровень удовлетворенности находится на высоком уровне. Графически данные представлены на рисунке 14.

Рисунок 14 – «Удовлетворенность респондентов от участия в волонтерских мероприятиях », в разрезе групп, %

Оценка респондентов готовности продолжать принимать участие в волонтерской деятельности в ближайший год находится на высоком уровне – 82,3% респондентов ответили положительно, при этом 43,7% отметили, что будут делать это определенно. Графически данные представлены на рисунке 15.

Рисунок 15 – «Готовность респондентов в дальнейшем заниматься волонтерской деятельностью », %

 

Среди респондентов, которые не осуществляли волонтерскую деятельность за последний год, больше половины респондентов (67,9%), отметили, что они по возможности готовы участвовать в волонтерской деятельности. Чуть меньше четверти (22,7%) не готовы участвовать в волонтерской деятельности и 9,4% затруднились оценить свою готовность. Графически данные представлены на рисунке 16.

Рисунок 16 – «Готовность респондентов, не участвующих в волонтерской деятельности, по возможности принимать участие », %

Рассматривая основные причины не участия в волонтерской деятельности, на основе ответов респондентов, которым не приходилось оказывать по собственной инициативе помощь, поддержку кому-либо, заниматься волонтерской деятельностью, можно выделить две основные причины. Чуть больше четверти респондентов (27,9%) ответили, что не принимали участие в волонтерской деятельности за последний год из-за отсутствия свободного времени. 12,3% отметили причиной неучастия отсутствие опыта и информации с чего начать. Графически данные представлены в таблице 11.

Таблица 11 – «Причины не включенности респондентов в волонтерское движение »

  %
Нет свободного времени на добровольческую деятельность 27,9
Нет информации о нуждающихся людях 7,9
Не вижу смысла в этой деятельности 3,9
У самого в семье полно проблем 9,7
Нет желания помогать нуждающимся людям 4,5
Не получаю удовольствие от бесплатной работы на благо других людей 3,9
Вокруг меня нет людей, с которыми можно было бы вместе этим заниматься 9,1
Нет опыта, не знаю, с чего начать 12,3
Нет информации об организациях, которые этим занимаются 7,2
Нет доверия к организациям и людям, которые этим постоянно занимаются 3,9
Другое 5,8
Затрудняюсь ответить 3,9

 

Основным мотивом, способным побудить респондентов участвовать в волонтерской деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: