Состояние волонтерской деятельности в оценках экспертов




 

Экспертный опрос был направлен на выявление оценки состояния сферы волонтерской деятельности в Новосибирской области, оценки барьеров и трудностей развития волонтерства, а также оценку факторов, способствующих развитию волонтерской деятельности в Новосибирской области. Для проведения интервью был разработан гайд (сценарный план беседы), ознакомиться с которым можно в Приложении. Экспертам гарантирована анонимность высказываний, поэтому цитаты приведены без привязки слов к эксперту.

Экспертами выступили Семикова Маргарита — исполнительный директор благотворительного фонда «Созвездие сердец», Шубина Анна — руководитель волонтерского корпуса Новосибирской области, Лапин Дмитрий — начальник аналитического отдела «Агентства развития социальной политики города Новосибирска», Русских Юлия — руководитель объединения волонтеров Мошковского района и Третьякова Олеся — руководитель волонтерского корпуса Куйбышевского района.

Уровень включенности каждого из экспертов в волонтерскую деятельность различный, но каждый из экспертов по своей профессиональной деятельности непосредственно связан с осуществлением волонтерской деятельности.

 

Оценка состояния сферы волонтерства: уровень информированности и вовлеченности населения в волонтерскую деятельность

Оценка экспертов относительно состояния волонтерства в Новосибирской области в целом положительная. Несмотря на то, что развитие волонтерства в Новосибирской области началось позже, чем в других регионах РФ и в настоящее время еще находится в процессе своего развития, эксперты отметили, что уровень развития волонтерства в Новосибирской области не уступает уровню развития волонтерства в других регионах РФ.

Относительно разновидностей волонтерского движения на территории Новосибирской области было отмечено, что в первую очередь преобладает событийное и спортивное волонтерство. Особенность территориального деления Новосибирской области на муниципальные районы оказало влияние и на развитие волонтерского движения: - «Оно у нас находится в таком частично стихийном, частично в управляемом состоянии. И связано это с тем, что из 2,5 млн. населения Новосибирской области 1,5 млн. живет в г. Новосибирск и большая часть волонтерских практик проходит именно в г. Новосибирск, а в муниципальных районах эти практики носят стихийный характер, потому что большая часть волонтерского направления Новосибирской области это организационные волонтеры, а большая часть мероприятий проходит в г. Новосибирск».

Уровень информированности населения Новосибирской области о волонтерской деятельности был отмечен как «средний». Оценивая уровень информированности и вовлеченности населения в волонтерскую деятельность, экспертами было отмечено, что в муниципальных районах волонтерские движения и организации делают акцент в первую очередь на общеобразовательные учебные заведения. Более крупные муниципальные районы, в которых присутствуют средне-специальные и высший учебные заведения делают акцент именно на эти организации. Своей целевой аудиторией волонтерские движения и организации в муниципальных районах Новосибирской области в первую очередь рассматривают учащихся образовательных учреждений и отмечают достаточно высокий среди них уровень осведомленности: - «Знают конечно, но в основном это наша целевая аудитория именно молодежной политики. Т.е. это молодые ребята от 14 до 30 лет, они точно знают, с кем мы работаем». Другая ситуация прослеживается в г. Новосибирск — здесь целевая аудитория волонтерских организаций и движений намного шире и включает в себя не только учащихся, но также ориентирована на волонтеров «серебряного возраста», т. е. работающих людей в возрасте 30 лет и старше, а также людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Включенность населения в волонтерскую деятельность тесно связана с уровнем информированности о данном виде деятельности. Если оценивать уровень вовлеченности населения Новосибирской области в волонтерскую деятельность всех возрастных категорий, то вовлеченность по Новосибирской области в целом низкая, но при этом экспертами отмечается тенденция к ее увеличению:

- «я думаю уровень вовлеченности небольшой, поскольку если даже смотреть по нашей организации, у нас сейчас зарегистрировано чуть больше 6000 пользователей в базе, это тех, кто, хотя бы один раз принимал участие в проектах. 6000 это не много, а если посмотреть по региону, у нас 2 млн. 600 жителей, значит это вообще копейки. Мы охватываем только 1% молодежи — их 600000. Я думаю менее 1% на самом деле».

- «Последнее время есть тенденция к увеличению в связи с тем, что проходит год добровольца».

- «Учитывая, что еще идет год добровольца — всевозможные видим рекламы СМИ, я думаю, уровень вовлеченности за год возрос на процентов 30-40%».

Низкая вовлеченность населения в волонтерскую деятельность характеризуется в первую очередь из-за того, что именно население в возрасте от 30 лет и старше представляют собой подавляющее большинство жителей Новосибирской области, в то время как «серебряное волонтерство» еще находится на стадии своего развития:

- «Старшее поколение, они возможно и знают что такое волонтер, но не знаю, насколько они включены в этот род деятельности. Они, может быть, и делают это, но не понимают и не связывают свои действия с волонтерской деятельностью».

Если же отдельно рассмотреть уровень вовлеченности в волонтерскую деятельность среди молодежи, то можно отметить, что уровень вовлеченности молодежи в муниципальных районах был отмечен экспертами как средний: - «За свой район могу сказать, что достаточно хорошо развивается и много очень детей».

Также один из экспертов отметил, что присутствует гендерное различие среди участников того или иного волонтерского направления: - «Если мы будем смотреть на такие направления как социальное, событийное волонтерство, то здесь по нашему опыту в основном это парни и девушки от 18 до 24 лет. Видимо, это связано с переходом из школы в университет и определением своего жизненного пути дальше. А если мы будем смотреть на профессиональные организации людей — волонтеров психологов, волонтеров медиков, пожарные дружины, поисковики, то там больше люди идут от 30 до 35 лет и там расслоение не такое большое, там есть и мужчины и женщины».

Факторы, определяющие и влияющие на деятельность волонтерских организаций и движений

Экспертам задавался вопрос о том, какие факторы определяют и влияют на деятельность организаций/движений, занимающихся волонтерской деятельности. Все выделенные экспертами факторы были объединены между собой и соотнесены в четыре категории. Во-первых, это поддержка со стороны вышестоящих органов руководства и государственного сектора. Значительная роль здесь отводится материальной поддержке волонтерских организаций: - «Поддерживает ли государство финансово эти организации, есть ли какие-нибудь специализированные гранты в регионе для таких организаций». «Волонтерство это расходы в первую очередь».

Во-вторых, это организационный фактор, который включает в себя кадровые ресурсы и материально-техническое оснащение. Кадровые ресурсы включают в себя руководителей волонтерских движений и организаций, а также непосредственно самих волонтеров. Акцент делается не только на количество действующих руководителей и волонтеров, но и на их «качество», которое реализуется посредством различных специфических практик: «Наличие устоявшихся практик, т. е. готовность заниматься не только самыми простыми силами добровольческой деятельности, даже не простыми а традиционными, это организационная, но и выходить на новые, в частности на серебряное добровольчество, на добровольчество социальное, социо-культурное, на добровольчество спортивное, т. е. на такие уже более непростые, требующие обучения добровольцев направления». Материально-техническое оснащение включает в себя в первую очередь помещение, а также материальные ресурсы. Несмотря на то, что волонтерская деятельность осуществляется на добровольных и безвозмездных началах, организация деятельности требует финансового состава, материальных ресурсов либо материальной базы. Качество, уровень кадрового состава и материально-технических возможностей оказывает значительное влияние на осуществление волонтерской организацией своей деятельности.

В-третьих, это деятельность и активность волонтерского корпуса: - «Активность волонтерского корпуса, волонтерского центра. Например, если ребята активны, его основной состав, везде принимают участие, организуют мероприятия, их везде видно, то это тоже как фактор хорошего развития и привлечения новых ребят». «Уверенность моя в том, что у меня есть команда, которая может всегда мне помочь».

В-четвертых, это образ волонтера: - «Если в Новосибирской области считается престижным быть волонтером, если волонтер имеет свою какую-то престижность, то это является фактором того, что ребята идут в волонтеры».

 

Оценка барьеров и трудностей развития волонтерства

 

Один из блоков экспертного интервью был направлен на выявление барьеров и трудностей развития волонтерства. Экспертами были названы несколько барьеров, стоящих на пути развития волонтерского движения в Новосибирской области. К первой группе барьеров можно отнести отсутствие налаженной системы поощрения. Несмотря на то, что волонтерство подразумевает под собой деятельность, не связанную с материальной выгодой, очень важно, чтобы волонтер понимал и ощущал свою значимость в команде и значимость своей деятельности для области и страны, особенно это актуально для более молодого поколения учащихся: - «Проблемы, основная это, на мой взгляд, что нет слаженной системы поощрения, чтобы у ребят было понимание важности деятельности». Здесь, прежде всего, делается акцент не на материальном вознаграждении волонтеров. Налаженная система поощрения способна показать значимость осуществляемой работы волонтера и может представлять собой стимул для потенциального волонтера стать одним из членов волонтерской организации.

Вторую группу барьеров можно охарактеризовать как «структурные барьеры». Данные барьеры проявляются на внутреннем и внешнем уровнях работы организаций. На внутреннем уровне работы организации в первую очередь возникают трудности с кадрами, отсутствием «профессиональных волонтеров» и руководителей волонтерских организаций. Термин «профессиональный волонтер» в первую очередь применим в направлении социального волонтерства, где волонтеру необходимо обладать дополнительными специальными знаниями, навыками: - «Вот снег с крыши убрать у ветерана может практически любой человек, это не профессиональный волонтер. А вот работать, например, со слепым незрячим ребенком это нужно уметь. Т.е. волонтер, который будет работать с этим ребенком должен будет уметь ухаживать за лежачим, он должен обладать дополнительными навыками, которые присущи и востребованы этой категорией подопечных». Потребность в профессиональных волонтерах в г. Новосибирск выше, чем в муниципальных районах в связи с тем, что в городе представлены волонтерские организации, осуществляющие свою деятельность в самых различных направлениях: - «У нас около 1000 звонков в месяц, когда люди хотят помогать, не обладая никакими специальными навыками и всего лишь 10 человек, которых можно отнести к профессиональному волонтерству».

Недостаток кадров в свою очередь связан с отсутствием специальных ресурсных центров и центров по развитию добровольчества: - «У нас нет независимых ресурсных центров, которые бы вовлекали разные возраста в волонтерскую деятельность, у нас мало профессиональных волонтеров, которые умеют это делать, курировать, собирать людей». Здесь необходимо сделать акцент на том, что эксперты отметили важность процесса развития уже существующих центров и возможности их расширения или трансформации в специальные центры, а не создание новых.

Третью группу барьеров можно охарактеризовать большой разрозненностью волонтерских организаций и отсутствием комьюнити сообщества: - «Могу еще сказать, не только в Новосибирской области, но и по всей России проблема заключается в том, что организаций становится очень много. Я не говорю что это плохо, это хорошо, но проблема всех этих организаций в том, что каждый из них превращается в маленького феодала, со своими маленькими рабами. Они почему то считают, что они не должны или не хотят работать с другими организациями, хотя вместе совместно, объединив свои усилия можно сделать проекты более масштабные. На данный момент этого нет. Есть большая разрозненность среди волонтерских организаций. Мы сами сейчас пытаемся создать свою партнерскую базу, и это очень сложно работать, потому что когда мы заходим в какую-то новую волонтерскую организацию, сразу чувствуем к себе подозрительное отношение — у нас уточняют, обязательно ли волонтерам регистрироваться на вашем сайте, возможно ли работать только с координатором, а не с самими волонтерами. Люди боятся, что мы как большая организация попытаемся забрать их людей. Нам это абсолютно не нужно, мы не делим здесь человеческие души. Мы хотим находить социальные проблемы, видеть и решать их, а не просто накапливать у себя огромный капитал людей и ничего с ними не делать».

Четвертую группу барьеров составляет недоверие к волонтерам и скептический настрой: - «Например, иногда когда думаешь о том, чтобы поощрить волонтера, как-то его отблагодарить за его деятельность и слышишь такие речи как «ой, а что такого они там сделали?» Складывается ощущение, что ничего уж они там такого сверхъестественного и не делают. И у ребят, когда они такое слышат, уже есть такое нежелание что-то делать, потому что говорят, что они может быть и не нужны».

- «В целом население скептически настроено. Они считают, что волонтеры непонятно чем занимаются. Мы часто работаем со школьниками и часто встречаем со стороны их родителей непонимание, чем их ребенок-волонтер занимается. Они не видят перспектив развития. Этот скептицизм формируется, считают, что это бездельник волонтер, хотя эти люди делают очень много социальной помощи».

Также отрицательную роль играют так называемые лжеволонтеры: - «Есть много лжеволонтеров, которые изначально вовлекают молодежь в свои движения и ставят им неправильные установки. Например, если ты ходишь с ящиком для сбора пожертвований, тебе с этого причитается 20%. Это уже не волонтер, а промоутер. А молодежь не понимает, считает, что это хороший заработок и сразу искажается смысл волонтерства. Также, например, когда мы приходим в ВУЗы и рассказываем, что такое волонтерство за последние 2-3 года сталкиваемся с тем, что нам молодежь говорит, что вы знаете, а мы не верим что есть люди, которые сами хотят бесплатно что-то делать, потому что нас туда загоняют насильно или говорят, что если вы не пойдете, то вам зачет не поставят и многое другое. Идет искажение. Организациям то важно показать объем и количество, а на самом деле истинного волонтерства там нет».

Отдельно в пятую группу можно выделить административные барьеры, из-за которых возникают большие трудности, особенно в направлении социального волонтерства: «В первую очередь это всякие «препоны», когда нужно сдавать кучу анализов, непонятно почему в одно учреждение нужно сдавать 10 анализов, а в другое 25, т. е. никак это не регламентируется единым письмом».

- «Сильно влияют различные законодательные акты либо разъяснительные письма, которые выпускают министерства и ведомства. Например, в здравоохранении это один список анализов, по которым волонтер может зайти в детскую больницу, в других организациях он уже другой, и это влияет на нас. Опят же федеральные законы, например, закон, который приняли о волонтерстве, он также влияет на нашу деятельность».

Шестая группа барьеров включает в себя отсутствие выхода на СМИ: - «Очень большая сложность с тем, что на данный момент, волонтерские организации, не важно официально они зарегистрированы или это общественное объединение, не имеют на данный момент какого-то выхода на СМИ, которые освещали бы деятельность волонтеров и могли бы дать в целом толчок для развития движения и могли бы показывать положительные изменения, которые происходят посредством включения волонтеров в какие-то социальные моменты. Можно же показать, что делает волонтер реально своими руками. На данный момент сколько мы пишем, пытаемся связаться со СМИ, их особо это не интересует. Их интересует катастрофы, катаклизмы. Если происходит наводнение и волонтер начинает что-то собирать, то это да, покажут, а если волонтеры в течение всей своей деятельности ходят и посещают дом престарелых, то это никому не интересно, хотя можно показывать, т. к. я знаю что многие люди может быть хотели бы принять участие, но они просто не знают, куда им обратиться. Это низкий уровень осведомленности населения, потому что у нас не формируется информационное облако о том, что такие организации есть, что можно приходить».

И седьмую группу барьеров составляет финансовый вопрос: - «Волонтеры работают бесплатно, но, например, чтобы мне организовать системную работу на территории больницы, чтобы они туда ходили по 5-10 человек два раза в неделю, мне нужно обработать не менее 300 человек: это встретиться, собеседование, школа волонтера, это мотивация, презентация, сопровождение, поощрение, а это большие расходы».

Оценка факторов, способствующих развитию волонтерства на территории Новосибирской области.

Оценка факторов, способствующих развитию волонтерства в Новосибирской области, была сопоставлена с факторами, которые определяют и влияют на деятельность организаций, движений, занимающихся волонтерской деятельностью, с барьерами и трудностями развития волонтерства. Так было отмечено, что развитию волонтерской деятельности способствует широкая осведомленность населения: чем больше людей будет знать в какие организации им обращаться, чем эти организации занимаются, чем они реально могут помогать, какие проекты есть, тем больше людей будет вовлекаться в эту деятельность. «Мне кажется, на данный момент наша волонтерская деятельность становится все больше и больше какой-то загнанной в рамки бумажной работы, все больше и больше каких-то странных писем, непонятных конкурсов. Получается, что люди перестали смотреть на качество оказываемой помощи, а гонятся за количеством. Все больше и больше давайте людей, больше проектов, а по факту, когда мы смотрим вглубь этих проектов, мы видим что там огромная пустота. Люди ничего не понимают, зачем они это делают и не пытаются оценить, зачем они его вообще проводят, что они получат на выходе с этого проекта».

Во-вторых, была отмечена необходимость не только в открытии «канала» для реализации волонтерских инициатив «снизу», но и поддержка этих инициатив на начальном этапе: «Сейчас сами волонтерские организации не знают к кому обратиться. Пока сверху не пришло письмо, что нужно начать работать, никто ничего делать не будет. Все ждут, пока нам сверху кто-то что-то прикажет. Было бы хорошо, если бы волонтеры действительно могли бы сами каким-то образом предлагать идеи и решать их, не только через волонтерские организации, но еще может быть через какие-то общественные приемные».

В рамках данного блока также можно отметить потребность в грантах на волонтерскую деятельность для физических лиц, т.к. в настоящее время подать грант может только некоммерческая организация, для создания которой требуется много сил и средств:

- «Для того чтобы сейчас подать грант, обязательно он должен быть зарегистрирован как некоммерческая организация. А не у всех есть некоммерческая организация, т.к. человек должен понимать, что ему нужно очень много сил, очень много средств на это тратить. Сейчас на это люди не готовы пойти, но как физические лица они готовы были бы реализовывать проекты. На данный момент у нас в регионе нет такой возможности как физическому лицу подать проект какой-то, выиграть финансирование для того, чтобы это реализовать».

В-третьих, это создание инфраструктуры: создание точек, куда люди могут приходить и получать необходимую и интересующую их информацию по разным вопросам. Создание волонтерского сообщества, с помощью которого организации из районов или городов могли делиться между собой как удачным опытом реализации проектов, так и сложностями и проблемами, с которыми сталкиваются в своей деятельности, что будет способствовать продуктивному решению этих самых проблем.

В-четвертых, это налаженная система поощрения и мотивация: - «Если бы какое-нибудь было поощрение как, например, дают ученикам справку на проезд на общественном транспорте или карта какая-нибудь социальная для проезда. Я уже предлагала такую форму поощрения сделать вот как волонтерская книжка. Ты работаешь, у тебя там записывается стаж и придумать, что сколько то часов, сколько дней или сколько то лет у тебя будет отработано и тогда тебе выдают какую-то социальную карту на проезд на общественном транспорте, вот это была бы существенная помочь волонтерам. Плюс у нас вообще нет формы, у нас в районе вообще нет формы никакой, а очень хочется. Форма это же не просто, что мы им подарили и все, они носят футболку, форма это принадлежность к чему-то, чувствуют свою причастность. Ты понимаешь, что ты не просто один пошел помогать, а что ты с гордостью это носишь».

- «Поспособствовать внедрению каких-либо льгот для волонтеров. У волонтеров медиков есть большие проблемы с оформлением медицинских книжек, которые необходимы для работы, но у них нет никаких льгот и скидки на получение этой книжки или чтобы без очереди могли бы ее оформлять. Было бы здорово, если бы Минздрав сделал так, что каждое, например 25е число месяца, эти волонтеры могли прийти и сделать эти книжки. Тоже самое для пожарников, волонтеров-психологов».

В-пятых, это образ волонтера и вовлечение в деятельность. Формирование и поддержание образа волонтера может осуществляться с помощью личных примеров, историй успеха проектов, которые будут показывать, что люди могут влиять на определенные ситуации: - «Мне нравится интернет-канал «Сокол». Они публикуют каждый день какие-то хорошие истории как кто-то кому то помогает. Я считаю, что это отличный пример того, как можно показать собой что каждый из нас может что-то сделать».

Трансляция образа должна осуществляться с помощью СМИ: - «Если бы в рамках тех же телешоу больше брали ни какие-то скандалы, а показывали такие простые хорошие истории, как люди реально меняют мир вокруг себя, когда их никто не просил, никто не обязывал это делать, они просто увидели проблему и решили ее. Такие проекты помогут улучшить ситуацию. Когда каждый из нас будет понимать, кто такой волонтер и будет это принимать, а не просто так, что непонятно зачем ты это делаешь».

- «Очень трудно приглашать журналистов на волонтерские акции и рассказывать о них. Мы платить за сюжет не можем. Ни один грантовый конкурс, включая президентские гранты, не дает поддержку расходов на информационное продвижение волонтерской организации, а как привлекать, если ты о себе не можешь рассказывать и часто рассказывать».

Особое внимание нужно обратить на привлечение людей более старшего поколения: «Например, по донорству есть же программа, что сдаешь кровь, тебе денежную компенсацию дают, выходной дают. Понятно, что если, например, молодым людям или пенсионерам предложить что-то вот такое, чтобы их с работы официально могли отпустить делать эту добровольческую деятельность, не денежную выплату, чтобы их потом не наказывали, зарплату не убирали за это, то это может быть как один из вариантов привлечения».

Осуществляя вовлечение людей в волонтерство важно не превратить это в принудительный характер. Сейчас набирает тенденция действия по принципу большего количества участников, но при этом забывая про качество и первоначальный смысл деятельности. «Я большой противник каких-то массовых квот, как часто делают: вот вам квота в 100 человек, нужно чтобы они вот здесь зарегистрировались. Я считаю, что это не добровольчество тогда. Нужно каким-то другим способом мотивировать людей тогда для занятия данным видом деятельности. Нужно показывать, что есть такие же люди как и ты и они могут изменить ситуацию вокруг себя. Почему ты не можешь.? А не так что в жесткие меры всех загнать, заставить всех пойти зарегистрироваться, поставить обязательные часы отработки от предприятия допустим, если совсем утрировать. Только будут ли они получать от этого удовольствие, будет ли это считаться волонтерством? Мне кажется нужно позиционирование именно с предоставлениями каких-то личных примеров, хороших примеров, как волонтеры меняют жизнь».

В-шестых, это материальная помощь: - «У нас элементарно даже нет возможности и нет финансов заказать ребятам форму. Я думаю, это насущный вопрос в каждом районе и каждом городе. Основное — это форма. Плюс еще проблема, т. к. мы живем не в Новосибирске, мы еще близко живем, а те, кто живет дальше, у нас проблема с транспортом и оплатой транспорта. На оплату транспортных расходов очень тяжело найти какую-нибудь финансовую помощь. Чтобы нам, например, с ребятами поехать на мероприятие в Новосибирск, мы едем за свой счет, либо на машине, либо на электричке, но все за свой счет».

- «Чтобы организовать деятельность в больнице, это нужно 300-400 человек обработать. На это требуются ресурсы финансовые, информационные и человеческие. Очень редко у кого из организаций есть такие ресурсы, которые позволяют это делать. Без финансовой поддержки, без грантовой деятельности невозможно. Очень хотелось бы, чтобы было какое-то федеральное обучение волонтерской деятельности не то чтобы по единому стандарту, но специалисты, которые преподают в Москве. Мы, например, вывозим своих в Москву, но мало кто из организаций может такое сделать. Чтобы они приезжали в регионы и обучались тому же даже созданию комьюнити сообществу. Это очень такая перспективная система и очень сложно найти специалистов по ней».

Основные выводы

Несмотря на то, что волонтерство в Новосибирской области в настоящее время еще находится в процессе своего развития, его состояние можно охарактеризовать как положительное. Эксперты отметили, что уровень развития волонтерства в Новосибирской области не уступает уровню развития волонтерства в других регионах РФ, а опрос населения Новосибирской области показал, что уровень осведомленности населения о волонтерской деятельности и знание непосредственных общественных организаций/движений/инициатив, занимающихся волонтерской деятельностью на территории Новосибирской области, находится на высоком уровне.

Своей целевой аудиторией волонтерские движения и организации в муниципальных районах Новосибирской области в первую очередь рассматривают учащихся образовательных учреждений и отмечают среди них достаточно высокий уровень осведомленности. Другая ситуация прослеживается в г. Новосибирск — здесь целевая аудитория волонтерских организаций и движений намного шире и включает в себя не только учащихся, но также ориентирована на волонтеров «серебряного возраста», т. е. работающих людей в возрасте 30 лет и старше, а также людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Развитие волонтерского движения в Новосибирской области различается между собой в муниципальных районах и г. Новосибирск. В г. Новосибирск проживает наибольшая доля людей и расположено значительное количество волонтерских организаций. Именно здесь проходит наибольшее количество волонтерских практик, в то время как в муниципальных районах эти практики носят скорее стихийный характер. Также эксперты отметили, что волонтерская деятельность Новосибирской области носит частично стихийный, частично управляемый характер.

Результаты опроса населения показали, что 67,6% респондентов ответили, что занимались волонтерской деятельностью за последний год. Однако доля выполняющих волонтерскую деятельность за последний год оказалась выше и составила 89,9%. Данное различие получилось из-за того, что, несмотря на то, что респонденты отмечали свою высокую осведомленность о том, что такое волонтерство, среди опрошенных оказались респонденты, которые не отнесли свое самостоятельное оказание добровольной помощи к категории волонтерской деятельности. В связи с этим было выделено три группы, одну из которых (18,1%) составили такие «скрытые волонтеры», которые осуществляют добровольную помощь, но при этом не рассматривают ее как волонтерство.

Включенность населения в волонтерскую деятельность тесно связана с уровнем информированности о данном виде деятельности. Основным источником получения информации об организациях и инициативах, занимающихся волонтерской деятельностью, среди респондентов являются материалы из интернета. Учитывая особенности возрастных групп, было отмечено, что для молодежи в возрасте 14-17 лет большое значение играет их окружение и личный самостоятельный опыт принятия участия в реализации волонтерской деятельности. Чем выше возраст участников, тем меньшую роль, как источник получения информации, играет свой личный опыт и тем больше уделяется внимания опосредованным источникам, где на первой место выходят материалы из интернета. Такое значительное влияние своего волонтерского опыта, как источника информации, среди молодежи в возрасте 14-17 лет связано с основными каналами, способствующими осуществлению волонтерской деятельности. Основными каналами осуществления волонтерской деятельности являются волонтерские организации/движения, инициативные группы/движения и место учебы/работы респондентов, но при этом значительная доля респондентов отметили, что осуществляли волонтерскую деятельность самостоятельно в одиночку. Учитывая то, что как уже отмечалось ранее, своей целевой аудиторией волонтерские движения и организации в муниципальных районах Новосибирской области в первую очередь рассматривают учащихся образовательных учреждений, а одним из основных каналов реализации деятельности являются сами организации или место учебы/работы, то видим, что у молодежи в возрасте 14-17 лет все это представляет собой один источник.

Относительно разновидностей волонтерского движения на территории Новосибирской области экспертами было отмечено, что в первую очередь преобладает событийное и спортивное волонтерство. Однако результаты опроса показали, что основными видами помощи, в которые включены большинство респондентов, являются помощь вещами, участие в субботниках, мероприятиях по благоустройству среды проживания, бытовая и физическая помощь на дому, а также участие в организации мероприятий (досуговых и культурных, просветительских, оздоровительных, спортивных и др.).

Для респондентов, которые осуществляли волонтерскую деятельность, но не считают ее таковой, характерно осуществление волонтерской деятельности, которая не требует больших временных затрат и каких-либо специальных навыков, как и для респондентов из первой группы. Для остальных респондентов, которые осуществляют волонтерскую деятельность, характерен небольшой процентный разброс между различными направлениями волонтерской деятельности, которую они осуществляли за последний год. Это говорит о высоком уровне включенности данных респондентов в различные направления волонтерской деятельности.

Необходимо отметить, что участие волонтеров в некоторых направлениях волонтерской деятельности возможны только при условии, что у них есть необходимые документы и специальные знания, как разновидность такого волонтерства, можно отметить социальное волонтерство. Здесь большую роль играет волонтерская организация, которой необходимо подготовить волонтера к реализации такой деятельности. Однако в настоящее время у волонтерских организаций на пути реализации таких специфических направлений стоят некоторые барьеры на внутреннем и внешнем уровне. На внутреннем уровне работы организации в данном случае следует говорить о необходимости в «профессиональных волонтерах», которые обладали бы необходимыми знаниями. Путей приобретения профессиональных волонтеров два: первый - это вовлечение людей, которые уже обладают необходимыми знаниями и умениям, для чего нужны специальные ресурсные центры. Второй способ - это обучение обычных волонтеров. В настоящее же время у волонтерских организаций нет отлаженной системы по реализации хотя бы одного из способов. На внешнем уровне волонтерские организации сталкиваются со сложностями при оформлении справок и документов, которые необходимы волонтеру для организации его деятельности: например, нет единого списка медицинских анализов, которые необходимо сдать волонтеру-медику для реализации деятельности, в каждом медицинском учреждении список анализов разный.

Важность социального волонтерства для общества также было подтверждено результатами опроса – данное направление было отмечено респондентами как наиболее приоритетная социальная потребность, удовлетворяющая инструментам волонтерского движения. Кроме этого были отмечены поисковое движение и направление, связанное с охраной природы, экологии, помощью животным. Как видим, двое из трех направлений требуют от волонтеров специальных знаний и умений.

Оценивая продолжительность участия в волонтерской деятельности, можно отметить, что для респондентов в возрасте 30 лет и старше характерно более продолжительное по времени занятие волонтерской деятельностью, в то время как для молодежи, особенно для школьников, продолжительность включенности в волонтерскую деятельность получилась ниже. Здесь необходимо отметить, что возраст 14-17 лет рассматривается как начальная возрастная граница для занятий волонтерской деятельностью, что и оказало влияние на ответы данной группы, т.к. они совсем недавно только начали принимать участие в волонтерской деятельности. Специфика волонтерской деятельности оказывает влияние не только на продолжительность осуществления волонтерской деятельности, но и на частоту. Постоянно включены в волонтерскую деятельность только 24,7%. Наибольшая доля респондентов уделяет внимание данному виду деятельности несколько раз в год.

Оценка респондентов готовности продолжать принимать участие в волонтерской деятельности в ближайший год находится на высоком уровне, при этом среди респондентов, которые не осуществляли волонтерскую деятельность за последний год, больше половины респондентов также по возможности готовы принимать участие в волонтерской деятельности.

Несмотря на то, что респондентами был отмечен высокий уровень своей осведомленности о том, что такое волонтерство, при ответе на вопрос о способах включения в волонтерскую деятельность, почти половина респондентов (43,4%) отметили, что они не знают, как можно вступить в ряды волонтеров. При этом одним из барьеров волонтерской деятельности эксперты отметили отсутствие выхода на СМИ, которые освещали бы деятельность волонтеров и могли бы дать в целом толчок для развития движения, показывая положительные изменения, которые происходят посредством включения волонтеров в какие-то социальные моменты.

Основной причиной участия респондентов в волонтерской деятельности остается основная цель волонтерства – желание помогать нуждающимся. Несмотря на это эксперты отмечают, что поощрение волонтеров является одним из факторов, определяющих и влияющих на деятельность организаций/движений, занимающихся волонтерской деятельности. При этом в настоящее время среди волонтерских организаций отсутствует налаженная система поощрения. Несмотря на то, что волонтерство подразумевает под собой деятельность не связанную с материальной выгодой, очень важно, чтобы волонтер понимал и ощущал свою значимость в команде и значимость своей деятельности для области и страны. Особенно это актуально для более молодого поколения учащихся. Здесь, прежде всего, делается акцент не на материальном вознаграждении волонтеров. Налаженная система поощрения способна показать



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: