Выборочная совокупность учитывала особенности социально-демографического состава генеральной совокупности. Основополагающими для определения выборочной совокупности явились пол и возраст респондентов, а также территория проживания респондентов (муниципальные районы).
Социально-демографический состав респондентов представлен на рисунке 1 – рисунке 2 и таблице 2 – таблице 4.
Рисунок 1 – «Распределение респондентов по полу», %
Рисунок 2 – «Распределение респондентов по возрастным группам », %
Таблица 2 – «Род занятий респондентов »
% | |
Бизнесмен, предприниматель, фермер | 4,1 |
Руководитель высшего звена предприятия, учреждения, фирмы | 3,3 |
Руководитель подразделения | 11,8 |
Специалист | 39,0 |
Служащий, технический исполнитель | 10,2 |
Рабочий | 12,3 |
Неработающий(-ая) пенсионер(-ка) | 3,1 |
Не работаю и не планирую искать работу | 0,9 |
Не работаю, но ищу работу | 3,0 |
Студент(-ка), курсант(-ка) и т.п. | 9,1 |
Другое | 2,3 |
Затрудняюсь ответить | 0,9 |
Таблица 3 – «Сфера деятельности работающих респондентов »
% | |
Промышленное производство (в т.ч.добывающие отрасли) | 5,1 |
Сельское, лесное, рыболовное и т.д. хозяйство | 2,4 |
Строительство | 6,5 |
Сфера услуг, сервиса, бытового обслуживания | 9,0 |
Общественное питание, ресторанный бизнес | 1,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2,5 |
Наука, наукоёмкое и высокотехнологичное производство | 1,5 |
Образование | 26,2 |
Здравоохранение | 2,1 |
Культура, искусство | 9,5 |
Средства массовой информации | 1,5 |
Система государственного, муниципального управления | 9,5 |
Ввоенная служба | 1,1 |
Правоохранительные органы, силовые структуры, МЧС | 1,9 |
Судебные органы, юриспруденция | 0,5 |
Транспорт, складское хозяйство | 4,0 |
Иинформационные технологии, связь, интернет | 3,8 |
Оптовая, розничная торговля, риэлтерский бизнес | 3,3 |
Финансовая сфера, банковские услуги | 1,5 |
Консалтинг, информационные услуги | 1,1 |
Сспорт, туризм, сфера отдыха и развлечений | 1,8 |
Ддругое | 2,4 |
Затрудняюсь ответить | 1,3 |
|
Таблица 4 – «Оценка респондентов своего материального положения »
% | |
Денег не хватает даже на питание | 2,2 |
На питание денег хватает, но не хватает на покупку одежды и обуви | 16,0 |
На покупку одежды и обуви денег хватает, но не хватает на покупку бытовой техники | 35,0 |
Денег вполне хватает на покупку крупной бытовой техники, но мы не можем купить новую машину | 24,1 |
Денег хватает на все, кроме таких дорогих приобретений, как квартира, дом | 12,1 |
Материальных затруднений не испытываем, при необходимости могли бы приобрести квартиру, дом | 3,3 |
Затрудняюсь ответить | 7,3 |
Процентное соотношение мужчин и женщин соответствует характеристикам генеральной совокупности и составляет 46,1% мужчин и 53,9% женщин. В отношении возрастных категорий доля молодежи в возрасте от 14 до 29 лет составила 24%, доля респондентов в возрасте 30 лет и старше составила 76%, что также соответствует характеристикам генеральной совокупности. Чуть больше четверти респондентов (26,2%) заняты в сфере образования, по 9,5% опрошенных отметили сферой своей деятельности культуру/искусство и систему государственного, муниципального управления, 9% заняты в сфере услуг, сервиса, бытового обслуживания, 6,5% заняты в сфере строительства и 5,1% в промышленном производстве. На долю остальных сфер деятельности пришлось менее 5%. Большинство, которое составило чуть больше трети респондентов (39%), является специалистами, руководящие должности занимает только 15,1% из всех опрошенных, 12,3% составили рабочие, 10,2% служащие, студенты и школьники составили 9,1%, на долю остальных вариантов пришлось менее 5%.
|
Анализ материального положения респондентов опирался, прежде всего, на собственную оценку опрошенных своего благосостояния. Чуть больше трети респондентов (35%) отметили, что уровень их дохода позволяет приобретать продукты и одежду, но не позволяет им осуществить покупку крупной бытовой техники. Позволить себе приобретение крупной бытовой техники может чуть меньше четверти респондентов (24,1%), но при этом они не могут позволить себе приобретение машины. Вариант «Денег хватает на все, кроме таких дорогих приобретений, как квартира, дом отметили 12,1%, но при этом чуть больший процент респондентов (16%) отметили, что уровень их дохода не позволяет приобретать одежду и обувь. Не испытывающих материальных затруднений оказалось только 3,3%.