T Time-bound Ограниченный во времени




S Specific Конкретный

При постановке цели вы должны стараться сформулировать ее как можно более конкретно. Старайтесь избегать расплывчатых формулировок. Определитесь для себя, чего вы хотите достичь. В зависимости от цели под конкретностью может пониматься, например, указание конкретного места.

Давайте попробуем немного переписать наши цели, сделав их более конкретными:

 

 

Было Стало
повысить знания по своему предмету прочитать несколько книг по географии
выучить английский язык Уметь понимать англоязычные фильмы без перевода
научиться проектному управлению пройти онлайн-курс по основам проектного управления

 

M Measurable Измеримый

После того как вы поставили перед собой цель и в течение некоторого времени работали над ее достижением вы можете остановиться и попытаться понять: достигли ли вы своей цели или, хотя бы, движетесь ли вы в правильном направлении. Для того чтобы вы могли это понять, ваша исходная цель должна содержать измеримые показатели. Итак, вам надо ответить для себя на два вопроса.

1. Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?

2. Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

И ответы на эти два вопроса внести в формулировку вашей цели.

Давайте снова перепишем наши цели, попытавшись сделать их измеримыми и заодно добавляя еще больше конкретности:

Было Стало
Прочитать несколько книг по географии Прочитать и запомнить 2 книги, а именно «Путешествие в Уссурийском крае» Пржевальского и «На шлюпах "Восток" и
  "Мирный" к Южному полюсу» Беллинсгаузена
Уметь понимать англоязычные фильмы без перевода Посмотреть в оригинале без переводчика 3 фильма «Inherit the Wind», «How to Grow a Planet», «Weird Nature» и понять значение всех использованных слов
пройти онлайн-курс по основам проектного управления пройти онлайн-курс по основам проектного управления, получив по итогам 100 % баллов

A Achievable Достижимый

При постановке цели вам стоит всегда оценивать ее достижимость. Насколько она реальна?

Я думаю, вам уже бросилась в глаза определенная нереалистичность, которая содержится в целях, которые мы указали в таблице. Давайте снова их перепишем, сделав их достижимыми:

Было Стало
Прочитать и запомнить 2 книги, а именно «Путешествие в Уссурийском крае» Н.М. Пржевальского и «На шлюпах "Восток" и "Мирный" к Южному полюсу» Ф.Ф. Беллинсгаузена Прочитать 2 книги, а именно Н.М. Пржевальский «Путешествие в Уссурийском крае» и Ф.Ф. Беллинсгаузен «На шлюпах "Восток" и "Мирный" к Южному полюсу» и быть в состоянии пересказать их сюжет своим ученикам
Посмотреть в оригинале без переводчика 3 фильма «Inherit the Wind», «How to Grow a Planet», «Weird Nature» и понять значение всех использованных слов Посмотреть в оригинале без переводчика 3 фильма «Inherit the Wind», «How to Grow a Planet», «Weird Nature» и быть в состоянии пересказать их сюжет (тем самым демонстрируя, что вы поняли основные сюжетные линии)
пройти онлайн-курс по основам проектного управления, получив по итогам 100 % баллов пройти онлайн-курс по основам проектного управления, получив по итогам не менее 80 % баллов

 

Часто цель может выглядеть достижимой, но в реальности такой не являться. Это может быть связано с квалификацией и способностями человека, перед которым мы ее ставим. Помните, что другие люди отличаются от вас и их способности могут проявляться по-разному.

Еще один пример, когда все эти цели станут недостижимыми – это если поставить их все одновременно и попытаться выполнить за короткий срок, но об этом мы поговорим немного позже.

Оценивая реалистичность, вы должны, с одной стороны, учитывать все возможности и ресурсы, которые у вас есть, а с другой – все ограничения, с которыми вы можете столкнуться.

R Relevant Значимый

Переходя к этому пункту, стоит проговорить один важный момент: цель может быть не одна и может разделяться на несколько целей или задач, взаимосвязанных между собой.

Есть одно важное правило: одна цель – один результат.

Это во многом возвращение к первому пункту, где мы говорили о конкретности. Если у вас получается несколько результатов, то значит стоит делить эту цель на несколько отдельных и каждую формулировать саму по себе. Пользуясь этим правилом, мы можем одну большую, излишне общую цель, разбить на несколько целей/задач, с которыми работать дальше.

Если у нас получился целый набор целей/задач, то мы должны просмотреть их на предмет того, работают ли они на общую идею, ради которой мы занялись формулированием целей. Именно это подразумевается под понятием «значимости». Вполне вероятно, что некоторые цели/задачи не будут способствовать реализации основной идеи, тогда их можно спокойно отбросить.

Как вы могли заметить, у нас с вами появилось понятие «задачи», работа по формулированию которых строится ровно на таких же SMART принципах.

Разделение одной цели на несколько целей/задач рассмотрим на следующем примере:

Было Стало
Пройти онлайн-курс по основам проектного управления, получив по итогам не менее 80 Найти один подходящий онлайн-курс по основам проектного обучения и
% баллов зарегистрироваться на соответствующей платформе
Посмотреть все видеолекции входящие в онлайн-курс
Найти и получить доступ к литературе по теме онлайн-курса
Выполнить все домашние задания после видеолекций

 

Среди представленных задач есть «Найти и получить доступ к литературе по теме онлайн-курса», которая может оказаться не столь значимой. Точнее говоря, трудозатраты на ее выполнение могут быть неоправданно высокими, и в таком случае стоит отказаться от ее реализации.

T Time-bound Ограниченный во времени

Последний хронологически, но не последний по важности пункт – это определенность цели во времени. Вам стоит планировать не только «что» хочется сделать, но и «когда», точнее «к какому моменту». При определении временн О й составляющей цели вам стоит внимательно следить за имеющимися возможностями и общей загруженностью. Например, если у вас есть две книги, прочтение каждой из которых займет неделю, то цель по их прочтению необходимо сформулировать так:

- прочитать первую книгу к концу этой недели;

- прочитать вторую книгу к концу следующей недели. А не:

- прочитать за ближайшую неделю книгу №1;

- прочитать за ближайшую неделю книгу №2.

Давайте вернемся к нашим примерам и снова перепишем цели, добавив ограниченность во времени:

Было Стало
Найти один подходящий онлайн-курс по основам проектного обучения и зарегистрироваться на соответствующей платформе До конца текущего месяца найти один подходящий онлайн-курс по основам проектного обучения и зарегистрироваться на соответствующей платформе
Посмотреть все видеолекции входящие в онлайн-курс Своевременно смотреть все видеолекции входящие в онлайн-курс
Выполнить все домашние задания после видеолекций Своевременно выполнять все домашние задания после видеолекций

 

Итак, мы с вами обсудили формулирование целей в соответствии с принципами “SMART”.

Существуют множество других аналогичных аббревиатур. Это, например, SMARTER, SMARTTA, SMARRT, SMART-VT, SMARTY, SMARTS, CLEAR,

PURE

Мы не будем обсуждать каждый из них. Если сочтете нужным, то можете

подробнее посмотреть в следующих источниках. https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART https://en.wikipedia.org/wiki/SMART_criteria

Если вы планируете обсуждать эту тему со своими учениками, не забудьте об игровом подходе, который можно использовать в работе.

Ребенку предлагается сформулировать цель, даже, скорее, некоторое желание. А вы выступаете в качестве не очень доброжелательно настроенной золотой рыбки.

Предположим, ребенок говорит: «Хочу новую игрушку», на что вы отвечаете:

«Хорошо, но она появится у тебя через 50 лет».

У ребенка появляется возможность скорректировать формулировку своего желания, и он говорит: «Хочу новую игрушку сейчас», а вы отвечаете (от лица недоброжелательной золотой рыбки): «Хорошо, она появится сейчас, но на Луне».

Ребенку снова предоставляется возможность скорректировать свою формулировку, а вы снова попытайтесь найти в ней изъяны. Такая небольшая игра поможет ребенку усвоить основные принципы постановки целей и задач в соответствии с принципами “SMART”.

После того как цели проекта определены и по результатам их оценки подтверждена целесообразность предстоящей работы, может быть сформулирована и поставлена «задача на проектирование». Это инженерный термин, означающий, фактически, задание, которое должен выполнить проектировщик. Это «задание» в инженерной практике описывается в специальном документе, который так и называется «Техническое задание». В нём

указывается цель разработки, общие требования к ожидаемому результату разработки, описание условий применения результатов разработки и прочее.

С этого момента можно приступать к поиску вероятных решений обозначенной проблемы. Мы переходим к стадии поиска решения.

На стадии поиска решения происходит поиск не только образа решения проблемы, но и способа решения проблемы. Это начальный этап проектирования.

На стадии поиска решения проблемы обучающиеся выдвигают гипотезы о вероятном способе решения проблемы, формируют «замысел», «концепт», предлагают идеи вероятного решения проблемы.

На этом этапе могут быть использованы различные техники генерации идей: от мозгового штурма, до сложных методологий генерации идей, таких как ТРИЗ или дизайн- мышление.

В ходе поиска подходящего решения обучающиеся проводят анализ известных способов и известных решений, которые применялись ранее для решения аналогичных проблем. Проводят сравнительный анализ, оценивают преимущества и недостатки аналогов, оценивают последствия применения известных решений, оценивают эффективность их применения. Исследуют возможности развития преимуществ и купирования недостатков применяемых решений. Ищут альтернативные нетрадиционные решения.

Все представленные предложения по возможным техническим решениям подвергаются всесторонней экспертизе, иногда с привлечением сторонних экспертов «из отрасли» или из числа потенциальных пользователей. Очень важно получить максимально объективный взгляд.

Иногда для проверки жизнеспособности предлагаемого решения или идеи нужно провести эксперименты, опыты, изготовить макеты.

В ходе решения исследовательских и инженерно-практических задач учащимся предстоит освоить:

- способы, техники, приёмы и практические методы разработки решения проблем,

- способы оценки эффективности и результативности своих действий,

- способы и критерии оценки решения проблем.

После того, как способ решения проблемы найден и есть представление о том, каким могло бы быть решение (есть его очертаемый образ), можно приступить к планированию деятельности по реализации «замысла», достижению ожидаемого результата и формулированию задания на проведение конструкторской разработки будущего технического (или организационного) решения.

На стадии планирования обучающиеся осваивают для себя новый, довольно сложный вид деятельности. Учатся составлять план действий, осваивают способы планирования деятельности, учатся формировать перечень задач и последовательность их выполнения, учатся декомпозировать задачи на подзадачи, осваивают способы и критерии оценки качества плана действий, осваивают способы оценки ресурсозатратности проекта, учатся разрабатывать «бюджет» проекта.

Планирование последовательности выполнения работ может производится прямым или обратным методом.

При планировании прямым методом последовательность задач в календарном графике выстраивается в логическую последовательность начиная с даты запланированного начала работ. При планировании обратным методом последовательность задач разворачивается от даты окончания работ. Этот метод используется в тех случаях, когда известна запланированная дата окончания работ, так называемый «дэдлайн» (deadline) и необходимо определить дату начала работ, не позднее которой нужно приступить к работе, чтобы успеть завершить проект вовремя.

Каждая задача в плане работ может быть разложена на множество подзадач. Это позволяет учесть малейшие нюансы планирования и минимизировать риски срыва сроков выполнения работ. Очень важно наладить систему контроля выполнения плана и отклонения сроков. Это позволяет принимать своевременные решения и избежать простоев и авралов.

В рамках командной работы обучающиеся учатся распределять роли и задачи между участниками команды для обеспечения эффективной слаженной работы, учатся выстраивать эффективную коммуникацию между всеми участниками процесса.

В ходе распределения задач между участниками команды важно учитывать способности каждого члена команды, уровень его компетенций, степень загруженности на каждом этапе работ. Благодаря планированию становится видна потребность в

необходимом количестве членов проектной команды на каждом этапе, степень востребованности тех или иных компетенций на разных этапах работы.

Такое же планирование производится и в отношении необходимого оборудования материалов и инструментов. На основании этой информации составляется план материально-технического обеспечения и план закупок. Своевременные поставки необходимых материалов – это половина успеха проекта.

На стадии реализации замысла происходят два ключевых такта проекта: разработка решения и его воплощение.

Мы сознательно не разделяем эти два такта на отдельные стадии проекта. Несмотря на то, что они стоят в логической последовательности, на практике зачастую приходится возвращаться с такта воплощения на такт разработки для устранения недостатков, выявленных в ходе тестирования и проверки на соответствие ожидаемым результатам проектирования. И этот цикл на стадии реализации замысла может повторяться неоднократно до получения удовлетворительного результата.

Здесь крайне важно то, как обучающиеся смогли выстроить совместную работу. На этом этапе, помимо предметных навыков, необходимых для эффективного выполнения проектных задач, обучающиеся осваивают способы контроля и регулирования совместной деятельности, знакомятся с необходимыми условиями эффективной работы, разрабатывают критерии оценки соответствия результатов целям проекта.

Необходимо понимать, что в течение всего времени создания «продукта» обязательным условием является ведение записей и оформление результатов по проекту. Если будет продукт без описания последовательности выполненных работ, вы потеряете колоссальный массив информации, который остаётся во время создания продукта, не сможете учесть все пройденные сложности при последующем «масштабировании». Кроме того, это нужно для доказательства вашего авторства

V-модель

Для того чтобы разработка решения была предельно эффективной и результативной, мы рекомендуем придерживаться современной методологии системного инжиниринга, суть которой заключается в том, что разработка объекта или системы происходит по так называемой V-модели.

V-модель является одним из наиболее применимых к работе проектов и исследований школьников инструментов системной инженерии. Она позволяет верным

образом организовать процесс выявления и формулировки требований к новой разработке, а также организовать процесс самой разработки.

Основной принцип V-образной модели заключается в том, что детализация проекта возрастает при движении слева направо, одновременно с течением времени, и ни то, ни другое не может повернуть вспять. Итерации в проекте производятся по горизонтали, между левой и правой сторонами буквы.

 

 

Согласно V-модели процесс разработки проекта и проведения исследования должен состоять из следующих стадий:

1. Выявление ключевых стейкхолдеров – пользователей создаваемого решения.

2. Выявление пользовательских сценариев (описаний типичных случаев использования решения) по каждому из стейкхолдеров.

3. Далее следует нисходящая ветвь V-модели:

4. Формирование перечня пользовательских требований.

5. Формирование перечня функциональных требований.

6. Разработка архитектурного описания решения.

7. Декомпозиция архитектуры решения на составные элементы.

8. Формирование технических требований к каждому элементу.

9. Разработка каждого элемента.

10. Далее следует восходящая ветвь V-модели:

11. Тестирование каждого элемента на соответствие техническим требованиям.

12. Сборка общего решения из элементов.

13. Верификация общего решения на соответствие архитектуре и функциональным требованиям.

14. Испытания решения и проверка его на соответствие пользовательским требованиям.

Пользовательские требования – чем решение должно быть полезно, какую функцию выполнять у пользователя, какие возможности ему давать;

Функциональные требования – какие функции и операции должно выполнять решение, что оно должно «уметь делать», какими возможностями работы и функционирования обладать;

Архитектурные требования – какие элементы, модули, компоненты должно включать решение, как оно должно быть устроено;

Технические требования – какие технические параметры (обязательно измеримые) должны быть достигнуты решением, какие технические параметры и характеристики должны быть у каждого из элементов, модулей, компонент решения.

Педагогической компонентой учебного проекта по окончании этой стадии становится оформление и представление результатов работы. Публичная демонстрация результатов проектной деятельности необходима для того, чтобы обучающиеся получили независимую внешнюю оценку результатов своей деятельности. Важно, чтобы представление результатов происходило максимально публично, чтобы получить мнения широкого круга экспертов по различным областям. В дальнейшем эта оценка потребуется при подведении итогов проекта.

Следует помнить, что выставка, презентация и прочие способы публичной демонстрации результатов работы ни в коем случае не являются целями проекта и проектной деятельности в целом. Выставки и презентации нужны как инструмент валидации и бэнчмаркинга, не более. Проект не заканчивается после окончания выставки. Впереди ещё один очень важный этап проекта – этап завершения.

Стадия завершения проекта включает в себя подведение итогов, анализ выполненных работ, анализ дальнейших путей развития или преобразования проекта и обязательную рефлексию участников проекта.

Очень важно зафиксировать в документах достигнутые результаты, проанализировать полученные данные, надлежащим образом сохранить и заархивировать результаты интеллектуальной деятельности. Нужно оценить перспективы использования результатов проекта в будущем, будут ли они преобразованы в следующий проект, либо работа в этом направлении может считаться завершённой и продолжения не последует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: