Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
Абсурд – категория А.Камю, отражающая результат столкновения человека с бессмысленностью.
Агностицизм – направление гносеологии, отрицающее возможность достоверного знания, ограничивающее предмет познания миром явлений.
Аксиология — философское учение о ценностях.
Аксиома —отправное, исходное положение какой-либо теории, в пределах которой оно принимается без доказательств.
Акциденция —случайное, несущественное в противоположность субстанциональному или существенному. То, что существует не самостоятельно, а в связи с другим, существенным.
Амбивалентность —двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.
Антиномия — противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным в рамках некоторой концептуальной системы (теории).
Антропология философская – философия поиска оснований жизнедеятельности человека.
Априорное — доопытное, независящее от опыта.
Архетип — прообраз, первообраз.
Аутентичный — подлинный, исходящий из первоисточника.
Бессознательное — совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий — особая сфера психики, качественно отличная от сознания.
Верификация — в обычном словоупотреблении — доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.
Волюнтаризм (лат. voluntas- воля) - философская концепция, признающая первоосновой всего сущего волю (мировую или индивидуальную); в философии истории свободная воля человека рассматривается иногда как единственная движущая сила общественных изменений.
Герменевтика — искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).
Глобальные проблемы — совокупность проблем, от которых зависит будущее человечества.
Гносеология — раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Государство – исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории, суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права.
Гражданское общество – совокупность независимых, имеющих возможность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений.
Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
Движение - любые изменения объектов. По характеру объектов можно выделить следующие формы движения: физическое, химическое, биологическое.
Дедукция — (от лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства.
Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
Дефиниция — определение.
Диалектика — методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи.
Дуализм — философский принцип, согласно которому признается существование двух независимых субстанций, например, материальной и духовной.
Европоцентризм - мировоззренческий принцип, утверждающий превосходство европейской культуры и цивилизации над неевропейскими.
Имманентный — внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.
Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» — общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения.
Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев, к общему выводу, от отдельных фактов, к обобщениям.
Интенциональность – безусловнаянаправленность сознания на что-либо.
Интенция — намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.
Интерпретация (от лат. interpretatio — посредничество) — разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения какого-либо текста.
Искусство – сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.
Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.
Категории – предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления.
Качество – характеристика явления, определяемая его свойствами и субстратом.
Классификация - распределение описываемых свойств предмета на группы, классы соответственно избранному основанию.
Количество - совокупность множеств и величин, характеризующих вещь или процесс.
Креационизм – представление о том, что мир сотворен Богом из ничего.
Культура (от лат. «cultura» — обработка, возделывание, облагораживание и «cultus» — почитание) — а) высшая степень облагороженности и очеловеченности природных и социальных явлений, условий жизни и межсубъектных отношений; б) процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению культурных ценностей.
Логика — (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений.
Материя – абстрактная категория, отвлекающая от всех предметов природы и культуры их всеобщие свойства.
Менталитет – характерные особенности мышления, восприятия, переживания того или иного субъекта.
Метафизика – способ мышления, который заключается в исследовании сущего в целом, неизменности. Также исследование первопричин и Ничто.
Мировоззрени е – система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.
Монизм - философский принцип, согласно которому признается существование одной и единственной субстанции.
Монотеизм – принцип единобожия, характерный для иудаизма, христианства, ислама.
Наблюдение - это способ изучения вещей, процессов, при котором исследователь не вмешивается в ход их движения и изменения.
Натурфилософия – совокупность философских концепций, объясняющих природу либо непосредственно, либо с помощью основных знаний из области естественных наук.
Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
Нигилизм (от nihil – ничто) — принцип, выражающий отрицание: 1) ценностей 2) самого бытия.
Объект (от лат. objectum — предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.
Онтология - теория бытия; раздел философского знания, исследующий основные принципы бытия, определяющие устройство мира.
Отрицание – момент развития, переход системы в противоположное состояние.
Пантеизм - (греч. pan - все и theos - Бог) - философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.
Парадигма (от греч, paradeigma — пример, образец) – совокупность принципов, обеспечивающий канон постановки и решения проблемной ситуации или исследовательской задачи; способ видения бытия в мире.
Парадокс (от греч. paradoxes — неожиданный, странный) — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике — противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Патристика (от лат. patre - отец) – этап развития средневековой философии (IV-VIII вв.), связанный с деятельностью Святых Отцов церкви; эпоха разработки и систематизации христианского вероучения.
Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) – философский принцип, согласно которому в основании мира существует множество начал.
Познание — процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.
Прагматизм — (от греч. pragma — род.п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.
Предвидение – это знание о будущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем, в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.
Прогресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от несовершенного к совершенному.
Производительные силы – совокупность вещественных и личных элементов производства, необходимых для того, чтобы производить из предметов природы вещи, способные удовлетворять человеческие потребности.
Производственные отношения – это отношения, которые складываются между людьми в процессе производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ.
Противоположности – это взаимно отрицающие друг друга моменты, стороны, тенденции развития явлений.
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, т. е. от более организованного к менее организованному.
Релятивизм — методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.
Рефлексия — (от позднелат. reflexio — обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Сакральный — (от латинского sacralis — священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к священному, в отличие от светского, мирского, профанного.
Симулякр — пустой знак, копия с отсутствующего оригинала.
Синкретизм – слитность, нерасчленённость, отсутствие дифференциации.
Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо. (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.).
Субстанция (лат. substantia — сущность; то — что лежит в основе) – сущность, нечто, лежащее в основе. То, что существует без связи с другим.
Субъект — (от лат. subjectus — лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.
Схоластика – этап развития средневековой философии, состоящей в поиске рациональных путей познания Бога.
Сциентизм (от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.
Телеология – учение о целях, аргументация в терминах цели.
Теодицея – оправдание Бога, попытка ответить на вопрос, почему Бог допускает зло в мире.
Технократизм – отношение к техническому прогрессу, сторонники которого уверены в благотворности его результатов.
Трансцендентальный (от лат. transcendens — род.п. transcendents — выходящий за пределы) – всеобщий.
Трансцендентный — запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом.
Утилитаризм (лат utilitas - польза) - этическая теория, признающая критерием нравственности поступка его пользу.
Фальсификация (позднелат. falsificatio — от falsifico — подделываю) — преднамеренное искажение каких-либо данных.
Фатализм (лат. fatalis- роковой) - философская концепция, полностью отрицающая способность человека изменить предначертанный высшей волей, роком, судьбой ход событий.
Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Цивилизация (лат.Civilis – гражданский, общественный, государственный) – 1) исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах); 2) образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган); 3) материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Зиммель и др.); 4) последняя, завершающая фаза эволюции какого-то типа культуры, эпоха смерти этой культуры (Шпенглер); 5) любой отдельный социокультурный мир (Тойнби).
Экзистенция - подлинное существование.