Логистика - это совокупность способов и методов управления товарными и информационными потоками с целью минимизации издержек и повышение уровня организации, и осуществление процессов поставок товаров.
Транспортно-складская логистика относится к материальной логистике, центральным объектом управления в которой является материально-товарный поток.
Обобщенный анализ содержания транспортно-складской логистики позволяет сделать следующий вывод: транспортно-складская – логистика является системой организационно-функциональной деятельности технологического характера. Это обстоятельство обусловливает взгляд и подход к определению экономического содержания транспортно-складской логистики.
Основными функциями технологического характера являются: хранение, складирование, распределение, доставка-транспортировка.
Они обуславливают взаимосвязь, последовательность, непрерывность (ритмич-ность) и адресную направленность функциональной деятельности на стадии производственного цикла, то есть цикличность процесса воспроизводства: материально-техническое обеспечение (закупку) - производство-сбыт (продажу).
Вспомогательными функциями технологического процесса являются: предпроизводственная подготовка и заготовка, пред - и послепродажное обслуживание.
Они сопутствуют осуществлению основных функции коммерческого характера (купли-продажи, аренды).
Основное содержание транспортно-складской логистики составляет функциональная деятельность по хранению–складированию, распределению (грузопереработка) и доставке-транспортировке.
Структура транспортно-складских комплексов
Транспортно-складские комплексы (ТСК) - это сложные технические системы, содержащие склады и внутренний транспорт, предназначенный для обслуживания внешнего транспорта.
|
Структурными подразделениями ТСК или транспортных предприятий (грузовых комплексов аэропорта) являются склады, предназначены для приема грузов с внешнего транспорта, временного или длительного хранения и их выдача на другой внешний транспорт.
Например, в аэропортах срок хранения грузов длится от двух до пяти суток, на водном, морском железнодорожном не более пяти суток.
Движение грузов на складе осуществляется с помощью подъемно – транспортных машин и оборудования общего и специального назначения.
Штаты работников крупных механизированных и автоматизированных складов на транспорте, должны включать следующих работников: начальник склада (менеджер склада), операторы – приемосдатчики груза умеющие работать с ПЭВМ, водителей (операторов) подъемно – транспортных машин (кранов – штабелеров, электропогрузчиков, конвейерных систем), грузчиков зарядной станции для электропогрузчиков, ремонтных рабочих.
Виды складов
По количеству наименований грузов различают склады однотипные и многономен-клатурные. К однотипным относятся склады с числом наименований в несколько десятков, к многономенклатурным – когда число наименований достигает несколько тысяч. На транспортных предприятиях в основном склады однотипные, на крупных терминалах и дистрибъюторных центрах склады чаще всего многономенклатурные.
По технологии работы склады делятся:
- на комплектовочные, в которых идет комплектация отправок;
- на комплектовочные с пакетной переработкой;
- контейнерные;
- смешанные (комплектация отправок, пакетная переработка, контейнеры, длинномеры и.т.д.);
- открытые для грузов открытого хранения.
По уровню механизации и автоматизации склады делятся на немеханизиро-ванные, механизированные, высокамеханизированные, автоматизированные и автоматические.
|
По температурно-влажному режиму закрытые склады делятся на неотапливаемые, отапливаемые и рефрижераторные.
По расположению:
- отдельно стоящие,
- сблокированные с другими производственными корпусами.
По грузопотоку различают склады:
- мелкие – до 100 тыс. т/год;
- средние – от 100 до 500 тыс. т/год;
- крупные – свыше 500 тыс. т/год.
По таможенному статусу различают склады, предназначенные для:
- временного хранения грузов под таможенным контролем;
- хранения и обработки грузов в свободном обращении.
Местом временного хранения под таможенным контролем:
- иностранных товаров, возимых для использования на территории страны;
- иностранных товаров, перевозимых транзитом и подлежащих перегрузке;
- товаров, перемещаемых между таможенными складами,
являются склады, расположенные в регионе деятельности таможни
назначения и имеющие лицензию таможенных органов.
Так, например, в Таможенном кодексе РФ предусмотрено три типа складов, на которых товары могут находиться в течение определенного времени без применения к ним мер экономической политики и без уплаты пошлин и налогов:
- склад временного хранения (СВХ);
- таможенный склад;
- свободный склад.
Максимальный срок хранения товаров на склад временного хранения (СВХ)
- 2 месяца.
Максимальный срок хранения товаров на таможенном складе
- 3 года.
Товары могут находиться на свободном складе без ограничения сроков
пребывания.