Бедность в России и пути её преодоления




В настоящее время в нашей стране в основном завершился начальный этап изучения бедности и выработки подходов к её снижению в новых условиях. Его результатом стало значительное развитие социального законодательства, формирование общественной потребности в комплексном решении этой проблемы с опорой на науку, а также развитие ряда исследовательских коллективов, способных вместе с практиками реализовывать комплексные международные, общероссийские и региональные проекты по снижению уровня бедности.

Необходимо проанализировать методику расчёта прожиточного минимума, также являющегося ключевым показателем при определении уровня бедности. Он положен в основу обоснования минимального размера заработной платы, стипендий, пособий и других социальных выплат, которые устанавливаются на федеральном уровне. Прожиточный минимум также необходим для оценки уровня жизни российских семей, например, для определения доли малоимущих граждан, для оказания им необходимой государственной помощи, для реализации других социальных программ и формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, прямо или косвенно, этот социальный норматив касается большинства россиян.

Сейчас в России проводятся социальные реформы, которые приводят к изменению структуры расходов граждан. Из личных денежных доходов льготники теперь оплачивают, например, пользование телефоном и установку радиоточки. Растут и расходы на жилищно-коммунальные услуги, образование и лечение.

Региональные приоритеты снижения бедности вытекают из изучения её межрегиональных различий и расселения бедного населения по территории нашей страны.

Бедное население сконцентрировано в тех субъектах, в которых наблюдается далеко не самый высокий уровень бедности. Например, г. Москва относится к тем регионам, в которых проживает одна из наибольших долей от общего количества бедного населения, а уровень бедности в ней является наименьшим в стране. И, наоборот, в Усть-Ордынском автономном округе доля бедного населения является наиболее высокой, а численность бедного населения – в 13 раз меньше, чем в столице.

 

Общероссийская целевая программа, должна включать решение следующих задач:

1. Увеличение численности населения и улучшение его качественного состава для более полного освоения богатств нашей страны и повышения качества жизни людей;

2. Улучшение состояния здоровья людей: увеличение продолжительности жизни и, прежде всего активной трудовой жизни, позволяющее обеспечивать более высокое благосостояние; 3. Повышение качества образования;

4. Формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения;

5. Создание условий для обеспечения каждой семьи благоустроенным жилищем;

6. Экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики, уменьшение социально-экономических различий между регионами, между городами и сельской местностью. Рост уровня и качества жизни не должны противоречить устойчивому развитию страны.

 

Заключение

В заключение стоит отметить, что любой показатель, характеризующий уровень жизни или бедности можно проанализировать и сделать соответствующие выводы.

На мой взгляд, было бы целесообразно использовать следующие приоритеты в решении этой задачи.

Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает не менее 50% всего бедного населения страны.

 

Комплексная методология снижения уровня бедности должна включать конкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей стране. С учётом остроты имеющихся проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала.

 

 

Библиография

1. Бачурин А. Факторы роста ВВП и уровня жизни населения // Экономист. – 2002. – №10. – С. 13–19.

2. Бобков В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения // Экономист. – 2004. – №12. – С. 58–65.

3. Бобков В.Н. Российская бедность: измерение и пути её преодоления // Общество и экономика. – 2005. – №3. – С. 20–39.

4. Виленский А., Домнина И. Уровень кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. – 2006. – №5. – С. 19–30.

5. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Уровень жизни и бедность. М.: Кнорус. – 2006. – С. 451–462.

6. Добрынин А.И. Экономическая теория. М.: Питер – Москва, 2006. – С. 459–469.

7. Овчарова Л., Турунцев Е. и Корчагина И. Бедность: где порог // Вопросы экономики. – 2005. – №2. – С. 120 – 131.

8. Скляров И. рейтинг по уровню жизни субъектов РФ // Экономика и жизнь. – 2007. – №14. – 6 с.

9. Чудаева О.В. Сравнение уровня и качества жизни в мире, в России и в регионах Сибири // ЭКО. – 2004. – №4. – С. 81–89.

10. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. – 2005. – №3. – С. 5–12.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: