Вопросам правового регулирования договора коммерческой концессии были посвящено большое количество научных публикаций, так же по указанной тематике защищались кандидатские диссертации.
В 2009 году Шульга Денис Васильевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Регулирование договора коммерческой концессии (франчайзинга) в гражданском праве России».
Объект исследования составлял общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, связанные с договором коммерческой концессии.
Предметом исследования являлась совокупность правовых норм, регламентирующих правовое регулирование договора коммерческой концессии, а так же выявления сущности договора, роли его для правовой системы и экономических отношений России, предпосылок его возникновения, тенденции дальнейшего развития института в целом.
Научная новизна работы была обусловлена комплексным и сравнительно правовым подходами к исследованию проблемы. В работе была рассмотрена вся совокупность вопросов правого регулирования отношений в области применения коммерческой концессии, начиная с понятия договора и заканчивая основаниями его прекращения. В работе предпринимается попытка адаптации зарубежного опыта правового регулирования отношений в области применения договора коммерческой концессии к российской действительности. Кроме того, автором предложен ряд конкретных изменений действующего законодательства, регулирующего правоотношения при использовании коммерческой концессии в сфере предпринимательской деятельности, направленных на устранение правовых барьеров, которые в настоящее время существенно тормозят более широкое применение данного института в сфере бизнеса, что отрицательно сказывается на развитии российского права и экономики.
|
В 2009 году Богдановым Андреем Вячеславовичем была защищена кандидатская диссертация на тему «Гражданско-правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации».
Объектом указанного исследования были общественные отношения, возникающие в сфере гражданско-правового регулирования договора коммерческой концессии по законодательству Российской Федерации.
Предметом исследования являлись нормы российского гражданского законодательства, регулирующие порядок и особенности заключения, исполнения и прекращения договоров коммерческой концессии в Российской Федерации.
Научная новизна диссертационного исследования заключалась в проведении автором комплексного исследования гражданско-правового регулирования договора коммерческой концессии по законодательству Российской Федерации.
Диссертантом было исследовано соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг», обоснована необходимость изменения терминологии действующего российского законодательства, а также предложена авторская концепция договора франчайзинга.
Автором была показана необходимость разграничения договора коммерческой концессии и лицензионного договора, и сформулированы критерии подобного разграничения.
В диссертации обусловлено закрепление обязанности субъектов договора коммерческой концессии заключать договор на определенный срок и включение условия о сроке в категорию существенных условий договора коммерческой концессии.
|
В работе также были сформулированы авторские дефиниции терминов «правообладатель», «пользователь», а также «договор коммерческой субконцессии», что позволит унифицировать используемую терминологию при гражданско-правовом регулировании договорных правоотношений в области коммерческой концессии по законодательству Российской Федерации.
Так же в 2009 году Райников Артём Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Договор коммерческой концессии как институт обязательственного права и как правоотношение»
Объектом исследования являлись общественные отношения, возникающие в процессе реализации участниками гражданского оборота правовых предписаний, образующих в совокупности институт коммерческой концессии.
Предметом исследования являлись структурные элементы возникающего при заключении договора коммерческой концессии правоотношения, предопределяемые признаками данного договора и генезисом коммерческой концессии как института обязательственного права.
Научная новизна диссертационного исследования заключалось в том, что были выявлены институциональные особенности договора коммерческой концессии, указывающие на основания его разграничения с дистрибьюторским договором, свидетельствующие о наличии юридической связи между договором коммерческой концессии и сопутствующими ему обязательствами и предопределяющие условия возникновения, и структуру правоотношения из договора коммерческой концессии.
В 2013 году Бондаренко Дианой Петровной была защищена кандидатская диссертация на тему «Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве»
|
Объектом исследования являлись гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе заключения и исполнения договора коммерческой концессии.
Предметом исследования являлись: нормативная правовая база, правоприменительная практика, а также результаты научных изысканий российских и зарубежных ученых, посвященные правовому регулированию и распоряжению исключительными правами на средства индивидуализации и результаты интеллектуальной деятельности вообще и посредством договоров франчайзинга и коммерческой концессии, в частности.
Научная новизна диссертационного исследования состояла в том, что диссертантом по результатам проведенного научного анализа были сформулированы авторские позиции и предложены новые выводы, в частности, касающиеся условий договора коммерческой концессии, международного частного права.
Среди трудов, посвященных проблемам гражданско-правового регулирования коммерческой концессии в целом, следует выделить работы Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, М.И. Брагинского, Е.Н. Васильевой, В.В. Витрянского, Э.П. Гаврилова, A.M. Гатина, О.А. Городова, СП. Гришаева, В.М. Жуйкова, Е.А. Зенина, А.Ю. Кабалкина, Ю.А. Метелевой, А.П. Рабец, О.Н. Садикова, А.П. Серегева, С.А. Сосны, Е.А. Суханова, Л.А. Трахтенгерц, Ю.Л. Фадеева, A.M. Эрделевского, и др.
Заключение
Изучив мнения различных авторов, посвящённые формированию родовидового определения понятия «коммерческая концессия» можно прийти к выводу, о существовании достаточно большого количества авторских точек зрения по данному вопросу.
Говоря о существующих дефинициях франчайзинга стоит отметить, что для юридической науки более корректными являются определения франчайзинга через такие родовые признаки как договор, соглашение, правоотношение, обязательство, определения, даваемые через категорию действия более характерны для экономической науки.
Что касается видовых признаков коммерческой концессии, то в юридической науке наиболее распространено указание на предмет, объект, цель и правовое положение сторон по договору.
Существование множества признаков, характеризующих сущность франчайзинга, правильнее рассматривать в непосредственной взаимосвязи с источниками правового регулирования в том или ином государстве.
Что касается соотношению понятий «договор коммерческой концессии» и «франчайзинг», то проведенное исследование работ по данному вопросу позволяет сделать вывод, что указанные понятия совпадают, за тем исключением что в международном частном праве и в ряде зарубежных стран правовая конструкция именуемая в Российской Федерации «договор коммерческой концессии» именуется «Франчайзингом».
Подводя итог всему выше сказанному, можно констатировать, что в науке прийти к едой дефиниции «коммерческой концессии» исследователям не удалось.