Методические рекомендации. Возрастные особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста




ПРОГРАММА

Возрастные особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста

Процесс становления звуковой стороны языка проходит не­сколько этапов. Хорошо развитый фонематический слух в сочета­нии с полноценной способностью артикулировать звуки способст­вует более интенсивному усвоению правильного звукопроизноше-ния. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательно­сти. В возрасте до года («в период дофонемного развития») ребе­нок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонем­ный состав слова не воспринимается. Непосредственное различе­ние звуков происходит На втором году жизни. Дети начинают по­степенно овладевать фонетической системой звуков русского язы­ка независимо от их артикуляционной Четкости, Порядок различе­ния звуков следующий:

* гласные — согласные (среди согласных различаются в первую очередь

* сонорные л-р);

* сонорные — шумные;

 

• глухие — звонкие;

• твердые — мягкие.

Усвоение правильного произношения звуков во многом обус­ловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не ме­нее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость арти­куляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно ис­пользование звуков-«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильно­му произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни большинство детей при благоприятных ус­ловиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допусти­мо неточное произношение шипящих (ж, ш), сонорных (л-р), свистящих (с, з). Фонематическое восприятие всех звуков, по дан­ным Н.Х.Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается


полноценным развитием речеслухового и речедвигательного ана­лизаторов? способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

У части детей в четыре года наблюдаются неустойчивость про­изношения фонем в различных звукослоговых сочетаниях; взаи­мозаменяемость звуков; искаженное произношение сонорных. Характерна диссоциация между достаточным развитием фонема­тического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков ре­чи, отмечается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом воз­расте у детей формируется способность критически оценивать не­достатки своей речи.

Характеристика детей с ФФН

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного язы­ка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие де­фектов восприятия и произношения фонем.

Признаком фонематического недоразвития является незакон­ченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформиро-ванность звуков выражается в следующем»

замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заме­няются глухими, рил звуком л' и икни, с—ш или ф и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными зву­ками от, т\ д, д);

несформированность процесса дифференциации звуков (вмес­то нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произно­сит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и т.п.);

некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ре­бенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;

наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном по­вторении произносит различно.


Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.

Количество неправильно произносимых звуков может до­стигать большого числа (до 16—20). Чаще всего оказываются не-сформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т и д; звуки л, р,р'\ звонкие нередко замещают­ся парными глухими, реже — недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недо­статки произношения.

Характер отклонений произношения и употребления в речи зву­ков детьми указывает на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку (фишку, сигнальную карточку и т.п.) в мо­мент произнесения определенного звука или слога. Неменьшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с пар­ными звуками (например: па-ба, ба-па); при самостоятельном под­боре слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинст­ва детей значительные затруднения наблюдаются при необходимо­сти подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на ка­кой-либо определенный звук.

На недостаточность фонематического восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и раз­личения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко на­блюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некото­рая ограниченность словаря и задержка в формировании граммати­ческого строя речи.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Однако при углуб­ленном обследовании речи могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существитель­ными и т.п.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОДОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Комплектование групп детей с ФФН осуществляется Психоло-' го-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Выявление детей происходит несколькими путями: логопедами детских поликли-ник, логопедами дошкольных учреждений, воспитателями, педи­атрами и др. Для оформления в логопедические группы необходи­мо комплексное обследование ребенка членами ПМПК. Анализ представленных документов и первичное обследование детей поз­воляют обосновать необходимость зачисления ребенка в группу данного профиля со сроком обучения 10 месяцев. При выпуске фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возра­стной норме. Наполняемость группы — 12 человек.

Логопед детского сада должен ознакомиться с документами, представленными на Психолого-медико-педагогическую комиссию.

Выписка психоневролога включает анамнестические данные о ребенке, указания на наличие (отсутствие) органического пораже­ния центральной нервной системы, а также заключение об интел­лектуальном развитии ребенка.

В логопедической характеристике ребенка содержатся сведения о степени сформированное™ отдельных компонентов языковой си­стемы. При этом она должна содержать примеры детских высказы­ваний, иллюстрирующих преимущественное нарушение фонети-ко-фонематической системы при относительной сохранности лек-сико-грамматической стороны речи.

На основании педагогической характеристики (если ребенок по­сещал ДОУ) логопед выясняет:

• насколько ребенок проявляет интерес к занятиям;

• какие виды работ вызывают наибольшие трудности;

• насколько ребенок усидчив во время занятий;

• как быстро ребенок переключается с одного вида деятельнос­
ти на другой;

• насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при
выполнении заданий, связанных с речевой деятельностью;

• насколько продуктивно использует помощь взрослых в случае
возникновения затруднений;

• какова степень самостоятельной активности при решении
учебных задач.

Особое внимание обращается на игровую деятельность (сюжет-но-ролевая игра, игра-драматизация) и степень речевой активнос­ти в процессе игры.


 

_Дата рождения.

Фамилия, имя ребенка.

Дата обследования__

„группа,

Детский сад ______

„Телефон.

Домашний адрес_____________

Причины направления на ПМПК: Жалобы родителей

Приложение (отметить наличие):

1. Педагогическое представление,

2. Психологическое представление.

3. Логопедическое представление.

4. Медицинское представление (выписка из истории болезни).

Другие документы, представленные на консилиум _______

Заключение консилиума____________________________ _,

Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению_

Председатель Психолого-медико-педагогического консилиума.
Члены Психолого-медико-педагогического консилиума
(специальность, подпись)____________________________

Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения ре­чевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет обоснованно орга­низовать различные формы учебного процесса и частные приемы кор­рекции. С этой целью в первые две недели сентября логопед, непо­средственно работающий в группе, обследует детей. Это обследование включает в себя: обследование звукопроизнощения; обследование фонематического слуха; обследование слоговой структуры слова.

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолиро­ванно в слогах, словах, предложениях, текстах. Предлагается на­звать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, ре­комендуется использовать разнообразные игровые приемы.

Наряду с выявлением навыков звукопроизнощения необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. Дан­ные обследования заносятся в речевую карту.


Сопоставляя речевые карты детей, логопед сможет выявить симптоматику, типичную для всей группы, и индивидуальные осо­бенности, обусловленные различной этиологией нарушений в каж­дом отдельном случае (легкая степень дизартрии, дислалия, дву­язычие, влияние неполноценной речевой среды и др.). В речевой карте, кроме формальных данных о ребенке, должны быть отраже­ны следующие данные:

Где находился ребенок до поступления в группу
Жалобы родителей_____________________

Сведения о раннем речевом развитии

(появление первых слов, предложений)
Уровень общего развития ребенка___

Устойчивость внимания, работоспособность
Состояние общей и мелкой моторики____

Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость)
Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых

согласных, свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат)_________

Различение этих фонетических групп звуков на слух___.________

 

  с С1   3' ш ж ч щ ц л л' р р' к к' г f X X' й
1. Изолиро­ванно                                        
2. Слог: прямой                                        
обратный                                        
закрытый                                        
3. Слова: начало                                        
середина                                        
конец                                        
стечение согласных                                        
4. Контекст                                        

Произношение слов сложного слогового состава.
Грамматический строй____ :_________________________

Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ,
рассказ-описание)_____________________________:—

В карте фиксируются ошибочные ответы и приводятся образцы связных детских высказываний. Речевая карта заканчивается лого­педическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования и специфическими ошибка­ми в речи детей.

Базисная часть программы направлена на формирование следую­щих основных линий речевой деятельности:

I. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

• постановка и первоначальное закрепление звуков речи (ус­
воение способов образования звуков, особенности их произ­
несения);

• дифференциация звуков на слух и в произношении;
•формирование звукослоговой структуры слов различной

сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

• развитие умения пользоваться интонационными средствами
выразительности речи в соответствии с конкретными условия­
ми общения.

II. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предло­
жений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обознача­
ющими сохранные и скорригированные звуки.

III. Уточнение, обогащение и активация лексического запаса в
процессе нормализации звуковой стороны речи:

• развитие качественной характеристики лексических средств;

• выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

• развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно
называть существенные признаки; уточнять понимание и упо­
требление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;

• обращать внимание на правильное употребление скорригиро-
ванных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не
ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.

IV. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

V. Развитие диалогической и монологической форм речи (в со­
ответствии с возрастными и произносительными возможностями
детей).


Зак. 3619


Обучение на занятиях

Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспи-тательной работы с детьми, имеющая важное значение для форми­рования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нару­шением внимания, пониженной познавательно активностью, за­мкнутостью, недостаточно сформированной игровой деятельнос­тью и другими особенностями психического развития.

На групповых занятиях логопед формирует умение войти в об­щий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать до­стижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.

Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в мно­гообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различ­ном уровне фонематического восприятия, которые требуют тща­тельной индивидуально ориентированной коррекции/В процессе обучения проводятся три типа занятий:

Индивидуальные. Основная цель — подбор комплекса артикуля­ционных упражнений, направленных на устранение специфичес­ких нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качест­вом звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

Подгрупповые. Основная цель — воспитание навыков коллек­тивной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество ре­чевой продукции детей. Логопед может организовать простой диа­лог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой ре­чи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по ус­мотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в кор­рекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интереса­ми. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.


Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в лю­бых фонетических позициях и активное использование их в раз­личных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечива­ется дальнейшее расширение речевой практики в процессе озна­комления с окружающим миром. Это позволяет реализовать кор-рекционную направленность обучения, предоставить ребенку бла­гоприятные условия для овладения родным языком в индивидуаль­ных и коллективных ситуациях общения.

На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятель­ности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Задачи и содержание индивидуальных и подгрутювых занятий

1. Развитие артикуляционного праксиса.

2. Фонационные упражнения.

3. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в
различных звукослоговых сочетаниях.

4. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррек­
ция искаженных звуков.

5. Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в
облегченных фонетических условиях.

Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное за­крепление поставленных логопедом звуков в различных фонетиче­ских условиях. Организуются они для трех-четырех детей, имею­щих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Осуществляются:

закрепление навыков произношения изученных звуков;

отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, со­стоящих из правильно произносимых звуков; • расширение лексического запаса в процессе закрепления по­ставленных ранее звуков;

закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звуко-


 




произношения. Состав детей в подгруппах в течение года периоди­чески меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедичес­кая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затрудне­ния при произношении слов сложного слогового состава, отдель­ные специфические проявления недоразвития речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индиви-дуально-подгрупповая работа включает в себя:

а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произ­
ношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило,
включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные
звуки (м-мъ, н-нь, п-пь, т-ть, к-къ, ф-фь, в-вь, б-бь, д-дь, г-гь и т.д.).
Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазан-
но, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо про­
изношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более чет­
кую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный
аппарат, создать условия для спонтанного появления в речи отсут­
ствующих звуков;

б) постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осу­
ществляется общепринятыми в логопедии методами. Последователь­
ность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно
звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и
шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-съ, з-зь,
ц,ш,ж, ч, щ.
Озвончение начинается с з Ир, в дальнейшем от звука з
ставится звук ж, от б—д, от д—т. Последовательность постановки со­
норных/; и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быс­
трее. При условии одновременной постановки нескольких звуков,
относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет воз­
можность подготовить детей к фронтальным занятиям.

Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижно­сти и дифференцированное™ органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описы­вает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.

В работе над произношением выделяются этапы — собственно постановка звука при изолированном произношений и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каж-


дого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшест­вуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально использу­ются зрение, осязание и кинестетические ощущения.

При отработке звука в сочетании с другими звуками рекоменду­ется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

в открытых слогах (звук в ударном слоге): са-сани, су-сук, со-со-вы, сы-сын;

в обратных слогах: ос-нос;

в закрытых слогах: сас-сосна;

в стечении с согласными: ста-станок, сту-стук, ска-миска',

в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: ма­ска, киска, миска.

Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последова­тельности.

Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращи­ванием слогов, с попеременным ударением.

Дифференциация звуков осуществляется в следующей последо­вательности. Например: са-ша, ша-са; саша-шаса; саш-сош; сашаса-шасаша и т.п.

В период закрепления большое значение придается неоднократ­ному повторению слов, включающих заданный звук.

Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произно­шение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук на слух даже в том случае, если ребенок самосто­ятельно этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитыва­ет активность и осознанность фонематического восприятия.

Содержание фронтальных занятий

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивиду­альных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолиро­ванно и в облегченных фонетических условиях.

Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.


 




 

 

Первый этап -закрепление правильного произношения изучае­мого звука. При подборе лексического материал» необходимо преду­смотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоен­ных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилага­тельных и числительных с существительными, приставочные гла­голы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на разви­тие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произноше­ния звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, де­лать определенные выводы о сходстве и различии между ними в ар­тикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

Второй этап — дифференциация звуков (на слух и в произноше­нии). Процесс овладения детьми произношением предусматривает ак­тивную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюде­нию над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

Работа по развитию фонетической стороны речи проводится од­новременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющие­ся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение зву-кослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставлен­ных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех зву­ков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

1_Период (сентябрь, октябрь, две недели ноября):

• закреплять навыки произношения звуков: в, у, и, р, э, ы; п,п ', т,
т\ к, к\ х, x',j, л'
(изолированно, в слогах, словах, предложениях);

• различать эти звуки:

изолированно;

в слоговых сочетаниях;

в словах;

в предложениях;

в речевом потоке;

 

• запоминать и воспроизводить звуковой ряд;


 

• воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, си­
лой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;

• развивать языковую способность детей путем привлечения вни­
мания к звуковой оболочке слова;

• развивать слуховое внимание, слуховую память;

• учить различать интонационные средства выразительности в речи
логопеда (чтение стихотворений);

• учить изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от це­
лей общения (воспроизводить слова и доступные фразы — гром­
ко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро);

• учить правильно пользоваться восклицательной, вопросительной
и повествовательной интонацией;

• развивать речевое дыхание;

• воспроизводить ритмические рисунки, предъявленные логопедом;

• развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции);

• знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.

Предложенная последовательность отработки звуков обеспечи­вает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от бо­лее легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, посте­пенному усвоению детьми фонематической системы языка. В про­цессе обучения произношению следует воспитывать у детей стой­кий познавательный интерес, активизировать мыслительную дея­тельность, постоянно ставить посильные и в то же время требую­щие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произ­ношения проводится одновременно с работой по развитию слухо­вого восприятия.

В течение первого периода обучения детей учат четко, даже ут­рированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по без­звучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоя­щего из трех-четырех гласных звуков. Учитывая возрастные осо­бенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

Например, по правилам игры в «Эхо» дети делятся на две коман­ды: одна произносит звуки а, у, и громко; другая — эти же звуки ти­хо. Или такая игра: каждому ребенку раздаются длинные и корот­кие ленточки (полосы). В зависимости от их величины одни дети произносят звуки длительно, плавно, другие — отрывисто. Во вре­мя игры «Кто кого перетянет" детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные


 




звуки, рисуя длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее «дорожка», Играя в игру «Убери лишит звук», дети получа­ют от ведущего символы гласных звуков (ааау; иииои и т.д..). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем опре­деляют, какой звук лишний и почему. Можно предложить и более усложненный вариант: например, какие нужно назвать звуки, что­бы лишним был звук и, и т.д. Подобные упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроиз­водить нужное количество звуков.

Отработка правильного произношения простых согласных зву­ков (п, пь, т, тъ, к, кь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди дру­гих слогов, а также определять наличие данного звука в слове (паук), затем — конечный (паук). Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов типа та-ащ пу-уп-пу и т.д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выде­лением ударного слога. Например: ПА, па, па; па, ПА, па; па, па, ПА.

Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, от­стукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляются в процес­се игр с использованием различного дидактического материала. Например, игра *Кто самый внимательный». На столе у детей ле­жат картинки. Логопед называет разные звуки: и, у, р, л, т, к и т.д. Дети, услышав звук т, должны поднять картинку, в названии кото­рой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в нем дол­жен быть звук т. Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка (Тома).

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра " Кто в домике жи­вет?». Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, на­пример, звук т. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже — картинки со звуком т в начале слова, на втором — в середине, на третьем — в конце (Таня, кот, плита, коты. Тощ ут­ка. Тоня, боты, тыква, хата и т.д.).

- Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, an, ут, уп, ит, ип, аль, оль).


Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу лого­педа дети выстраиваются в определенной последовательности, «об­разуя» названные слоги (уп, ут и т.д.). Одновременно детей учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп-оп-от и т.д). II период (вторая половина ноября—первая половина февраля):

закреплять навыки правильного произношения и различения на
слух звуков: л'-j, ы-и, с-с',з-з', ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж;

дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других жуков;

находить звуки в слове;

определять место звука в слове;

выделять гласный звук в положении после согласного. Анализ и
синтез прямого слога типа са, со, су,

закреплять навык согласования прилагательных с существитель­
ными в роде, числе, падеже и образования относительных прила­
гательных;

вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны
произношения в чужой и собственной речи;

согласовывать числительные с существительными;

 

подбирать однокоренные слова;

образовывать сложные слова;

составлять предложения по демонстрации действий, картине,
вопросам;

распространять предложения путем введения однородных подле­
жащих, сказуемых, дополнений, определений;

составлять предложения по опорным словам;

составлять предложения по картине, серии картин, пересказ;

заучивать стихотворения;

закреплять знания и умения, полученные ранее, на новом словес­
ном материале.

На индивидуальных занятиях продолжаются постановка отсут­ствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа пре­допределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравне­нию с I периодом является усиление направленности на дифферен­циацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твердос­ти—мягкости, глухости—звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциа­ции свистящих звуков (с-сь, з-зь, и). По мере включения в лексиче­ский материал новых звуков детей знакомят с изменением форм


 




слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. На­пример, при закреплении правильного произношения звуков с-сь, з-зь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеле­ный с существительными трех родов; при отработке дифференциа­ции звуков л-лъ включались задания на преобразование глаголов типа: гуляетгуляли — погуляет; караеткашливыкопали и т.д.; звуков ы-и — на закрепление категории числа существитель­ных: тыквыкубики, ботыботики и т.д.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей, дина­мики их продвижения логопед имеет право уменьшать или увели­чивать время для изучения звуков.

В это же время продолжается работа по составлению и распрост­ранению предложений по вопросам, демонстрации действий, кар­тинкам, опорным словам. «Оречевляя» простые сюжеты, дети учат­ся составлять несложны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: