ПРОГРАММА
Возрастные особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с полноценной способностью артикулировать звуки способствует более интенсивному усвоению правильного звукопроизноше-ния. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года («в период дофонемного развития») ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит На втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной Четкости, Порядок различения звуков следующий:
* гласные — согласные (среди согласных различаются в первую очередь
* сонорные л-р);
* сонорные — шумные;
• глухие — звонкие;
• твердые — мягкие.
Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни большинство детей при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих (ж, ш), сонорных (л-р), свистящих (с, з). Фонематическое восприятие всех звуков, по данным Н.Х.Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается
|
полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов? способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.
У части детей в четыре года наблюдаются неустойчивость произношения фонем в различных звукослоговых сочетаниях; взаимозаменяемость звуков; искаженное произношение сонорных. Характерна диссоциация между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, отмечается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность критически оценивать недостатки своей речи.
Характеристика детей с ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформиро-ванность звуков выражается в следующем»
замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, рил звуком л' и икни, с—ш или ф и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками от, т\ д, д);
|
несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и т.п.);
некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;
наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.
Количество неправильно произносимых звуков может достигать большого числа (до 16—20). Чаще всего оказываются не-сформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т и д; звуки л, р,р'\ звонкие нередко замещаются парными глухими, реже — недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения.
Характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку (фишку, сигнальную карточку и т.п.) в момент произнесения определенного звука или слога. Неменьшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук.
|
На недостаточность фонематического восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Однако при углубленном обследовании речи могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОДОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА |
Комплектование групп детей с ФФН осуществляется Психоло-' го-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Выявление детей происходит несколькими путями: логопедами детских поликли-ник, логопедами дошкольных учреждений, воспитателями, педиатрами и др. Для оформления в логопедические группы необходимо комплексное обследование ребенка членами ПМПК. Анализ представленных документов и первичное обследование детей позволяют обосновать необходимость зачисления ребенка в группу данного профиля со сроком обучения 10 месяцев. При выпуске фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. Наполняемость группы — 12 человек.
Логопед детского сада должен ознакомиться с документами, представленными на Психолого-медико-педагогическую комиссию.
Выписка психоневролога включает анамнестические данные о ребенке, указания на наличие (отсутствие) органического поражения центральной нервной системы, а также заключение об интеллектуальном развитии ребенка.
В логопедической характеристике ребенка содержатся сведения о степени сформированное™ отдельных компонентов языковой системы. При этом она должна содержать примеры детских высказываний, иллюстрирующих преимущественное нарушение фонети-ко-фонематической системы при относительной сохранности лек-сико-грамматической стороны речи.
На основании педагогической характеристики (если ребенок посещал ДОУ) логопед выясняет:
• насколько ребенок проявляет интерес к занятиям;
• какие виды работ вызывают наибольшие трудности;
• насколько ребенок усидчив во время занятий;
• как быстро ребенок переключается с одного вида деятельнос
ти на другой;
• насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при
выполнении заданий, связанных с речевой деятельностью;
• насколько продуктивно использует помощь взрослых в случае
возникновения затруднений;
• какова степень самостоятельной активности при решении
учебных задач.
Особое внимание обращается на игровую деятельность (сюжет-но-ролевая игра, игра-драматизация) и степень речевой активности в процессе игры.
_Дата рождения. |
Фамилия, имя ребенка.
Дата обследования__
„группа, |
Детский сад ______
„Телефон. |
Домашний адрес_____________
Причины направления на ПМПК: Жалобы родителей
Приложение (отметить наличие):
1. Педагогическое представление,
2. Психологическое представление.
3. Логопедическое представление.
4. Медицинское представление (выписка из истории болезни).
Другие документы, представленные на консилиум _______
Заключение консилиума____________________________ _,
Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению_
Председатель Психолого-медико-педагогического консилиума.
Члены Психолого-медико-педагогического консилиума
(специальность, подпись)____________________________
Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет обоснованно организовать различные формы учебного процесса и частные приемы коррекции. С этой целью в первые две недели сентября логопед, непосредственно работающий в группе, обследует детей. Это обследование включает в себя: обследование звукопроизнощения; обследование фонематического слуха; обследование слоговой структуры слова.
Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.
Наряду с выявлением навыков звукопроизнощения необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. Данные обследования заносятся в речевую карту.
Сопоставляя речевые карты детей, логопед сможет выявить симптоматику, типичную для всей группы, и индивидуальные особенности, обусловленные различной этиологией нарушений в каждом отдельном случае (легкая степень дизартрии, дислалия, двуязычие, влияние неполноценной речевой среды и др.). В речевой карте, кроме формальных данных о ребенке, должны быть отражены следующие данные:
Где находился ребенок до поступления в группу
Жалобы родителей_____________________
Сведения о раннем речевом развитии
(появление первых слов, предложений)
Уровень общего развития ребенка___
Устойчивость внимания, работоспособность
Состояние общей и мелкой моторики____
Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость)
Строение и подвижность артикуляционного аппарата
Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых
согласных, свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат)_________
Различение этих фонетических групп звуков на слух___.________
с | С1 | 3' | ш | ж | ч | щ | ц | л | л' | р | р' | к | к' | г | f | X | X' | й | ||
1. Изолированно | ||||||||||||||||||||
2. Слог: прямой | ||||||||||||||||||||
обратный | ||||||||||||||||||||
закрытый | ||||||||||||||||||||
3. Слова: начало | ||||||||||||||||||||
середина | ||||||||||||||||||||
конец | ||||||||||||||||||||
стечение согласных | ||||||||||||||||||||
4. Контекст |
Произношение слов сложного слогового состава.
Грамматический строй____ :_________________________
Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ,
рассказ-описание)_____________________________:—
В карте фиксируются ошибочные ответы и приводятся образцы связных детских высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования и специфическими ошибками в речи детей.
Базисная часть программы направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:
I. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
• постановка и первоначальное закрепление звуков речи (ус
воение способов образования звуков, особенности их произ
несения);
• дифференциация звуков на слух и в произношении;
•формирование звукослоговой структуры слов различной
сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
• развитие умения пользоваться интонационными средствами
выразительности речи в соответствии с конкретными условия
ми общения.
II. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предло
жений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обознача
ющими сохранные и скорригированные звуки.
III. Уточнение, обогащение и активация лексического запаса в
процессе нормализации звуковой стороны речи:
• развитие качественной характеристики лексических средств;
• выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
• развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно
называть существенные признаки; уточнять понимание и упо
требление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;
• обращать внимание на правильное употребление скорригиро-
ванных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не
ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.
IV. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.
V. Развитие диалогической и монологической форм речи (в со
ответствии с возрастными и произносительными возможностями
детей).
Зак. 3619
Обучение на занятиях
Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспи-тательной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания, пониженной познавательно активностью, замкнутостью, недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития.
На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.
Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции/В процессе обучения проводятся три типа занятий:
Индивидуальные. Основная цель — подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).
Подгрупповые. Основная цель — воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать кор-рекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Задачи и содержание индивидуальных и подгрутювых занятий
1. Развитие артикуляционного праксиса.
2. Фонационные упражнения.
3. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в
различных звукослоговых сочетаниях.
4. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррек
ция искаженных звуков.
5. Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в
облегченных фонетических условиях.
Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для трех-четырех детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Осуществляются:
закрепление навыков произношения изученных звуков;
отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков; • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звуко-
произношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления недоразвития речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индиви-дуально-подгрупповая работа включает в себя:
а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произ
ношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило,
включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные
звуки (м-мъ, н-нь, п-пь, т-ть, к-къ, ф-фь, в-вь, б-бь, д-дь, г-гь и т.д.).
Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазан-
но, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо про
изношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более чет
кую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный
аппарат, создать условия для спонтанного появления в речи отсут
ствующих звуков;
б) постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осу
ществляется общепринятыми в логопедии методами. Последователь
ность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно
звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и
шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-съ, з-зь,
ц,ш,ж, ч, щ. Озвончение начинается с з Ир, в дальнейшем от звука з
ставится звук ж, от б—д, от д—т. Последовательность постановки со
норных/; и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быс
трее. При условии одновременной постановки нескольких звуков,
относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет воз
можность подготовить детей к фронтальным занятиям.
Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированное™ органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.
В работе над произношением выделяются этапы — собственно постановка звука при изолированном произношений и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каж-
дого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально используются зрение, осязание и кинестетические ощущения.
При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
в открытых слогах (звук в ударном слоге): са-сани, су-сук, со-со-вы, сы-сын;
в обратных слогах: ос-нос;
в закрытых слогах: сас-сосна;
в стечении с согласными: ста-станок, сту-стук, ска-миска',
в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности.
Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности. Например: са-ша, ша-са; саша-шаса; саш-сош; сашаса-шасаша и т.п.
В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук на слух даже в том случае, если ребенок самостоятельно этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.
Содержание фронтальных занятий
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.
Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Первый этап -закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материал» необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.
Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.
Второй этап — дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение зву-кослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.
1_Период (сентябрь, октябрь, две недели ноября):
• закреплять навыки произношения звуков: в, у, и, р, э, ы; п,п ', т,
т\ к, к\ х, x',j, л' (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
• различать эти звуки:
изолированно;
в слоговых сочетаниях;
в словах;
в предложениях;
в речевом потоке;
• запоминать и воспроизводить звуковой ряд;
• воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, си
лой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;
• развивать языковую способность детей путем привлечения вни
мания к звуковой оболочке слова;
• развивать слуховое внимание, слуховую память;
• учить различать интонационные средства выразительности в речи
логопеда (чтение стихотворений);
• учить изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от це
лей общения (воспроизводить слова и доступные фразы — гром
ко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро);
• учить правильно пользоваться восклицательной, вопросительной
и повествовательной интонацией;
• развивать речевое дыхание;
• воспроизводить ритмические рисунки, предъявленные логопедом;
• развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции);
• знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.
Предложенная последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.
В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех-четырех гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Например, по правилам игры в «Эхо» дети делятся на две команды: одна произносит звуки а, у, и громко; другая — эти же звуки тихо. Или такая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зависимости от их величины одни дети произносят звуки длительно, плавно, другие — отрывисто. Во время игры «Кто кого перетянет" детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные
звуки, рисуя длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее «дорожка», Играя в игру «Убери лишит звук», дети получают от ведущего символы гласных звуков (ааау; иииои и т.д..). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем определяют, какой звук лишний и почему. Можно предложить и более усложненный вариант: например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишним был звук и, и т.д. Подобные упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков.
Отработка правильного произношения простых согласных звуков (п, пь, т, тъ, к, кь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове (паук), затем — конечный (паук). Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов типа та-ащ пу-уп-пу и т.д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: ПА, па, па; па, ПА, па; па, па, ПА.
Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Например, игра *Кто самый внимательный». На столе у детей лежат картинки. Логопед называет разные звуки: и, у, р, л, т, к и т.д. Дети, услышав звук т, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в нем должен быть звук т. Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка (Тома).
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра " Кто в домике живет?». Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук т. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже — картинки со звуком т в начале слова, на втором — в середине, на третьем — в конце (Таня, кот, плита, коты. Тощ утка. Тоня, боты, тыква, хата и т.д.).
- Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, an, ут, уп, ит, ип, аль, оль).
Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети выстраиваются в определенной последовательности, «образуя» названные слоги (уп, ут и т.д.). Одновременно детей учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп-оп-от и т.д). II период (вторая половина ноября—первая половина февраля):
• закреплять навыки правильного произношения и различения на
слух звуков: л'-j, ы-и, с-с',з-з', ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж;
• дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других жуков;
• находить звуки в слове;
• определять место звука в слове;
• выделять гласный звук в положении после согласного. Анализ и
синтез прямого слога типа са, со, су,
• закреплять навык согласования прилагательных с существитель
ными в роде, числе, падеже и образования относительных прила
гательных;
• вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны
произношения в чужой и собственной речи;
• согласовывать числительные с существительными;
• подбирать однокоренные слова;
• образовывать сложные слова;
• составлять предложения по демонстрации действий, картине,
вопросам;
• распространять предложения путем введения однородных подле
жащих, сказуемых, дополнений, определений;
• составлять предложения по опорным словам;
• составлять предложения по картине, серии картин, пересказ;
• заучивать стихотворения;
• закреплять знания и умения, полученные ранее, на новом словес
ном материале.
На индивидуальных занятиях продолжаются постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с I периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твердости—мягкости, глухости—звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (с-сь, з-зь, и). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм
слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков с-сь, з-зь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый с существительными трех родов; при отработке дифференциации звуков л-лъ включались задания на преобразование глаголов типа: гуляет — гуляли — погуляет; карает — кашли — выкопали и т.д.; звуков ы-и — на закрепление категории числа существительных: тыквы — кубики, боты — ботики и т.д.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.