Авторы: Дайана Пархэм, Шерил Эккер (перевод: Ю.Голубева, А.Игнатова, С.Каширина)
Ф.И. ребенка __________________________________________ Возраст ____________ Пол____________
Имя заполняющего _____________________ Кем приходится ребенку _________________ Дата_____________
Инструкция Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты, основываясь на поведении, характерном для вашего ребенка в течение последнего месяца. Используйте следующую шкалу: Никогда (Н): поведение ребенка никогда или почти никогда не наблюдается Изредка (И): поведение наблюдается время от времени Часто (Ч): поведение наблюдается большую часть времени Всегда (В): поведение всегда или почти всегда присутствует Обведите один из вариантов ответа, который лучше всего описывает наблюдаемое поведение. Старайтесь наиболее точно и правдиво отвечать на все вопросы. Некоторые вопросы выясняют, испытывает ли Ваш ребенок состояние беспокойства или стресса в тех или иных ситуациях. В данном случае к состоянию стресса относятся как вербальные проявления (плач, крики, истерики), так и невербальные (реакции отказа, избегания, ухода, активное жестикулирование, отталкивание каких-то предметов, убегание, вздрагивание, протестные реакции, драки). | |||||
Социальное взаимодействие Ваш ребенок… | |||||
Н | И | Ч | В | 1. | Играет со своими друзьями сообща (без большого количества ссор)? |
Н | И | Ч | В | 2. | Взаимодействует с родителями и другими значимыми взрослыми (общение на хорошем уровне, следует указаниям, демонстрирует уважение и т.д.)? |
Н | И | Ч | В | 3. | Делится вещами, когда его об этом просят? |
Н | И | Ч | В | 4. | Ведет беседу, не становясь или не садясь слишком близко к другим людям? |
Н | И | Ч | В | 5. | Поддерживает зрительный контакт во время беседы? |
Н | И | Ч | В | 6. | Вступает в игру с другими, не нарушая ее? |
Н | И | Ч | В | 7. | Принимает участие в беседе и взаимодействует во время приема пищи? |
Н | И | Ч | В | 8. | Участвует надлежащим образом в семейных выходах, таких как обед в кафе, поход в парк, музей или кино? |
Н | И | Ч | В | 9. | Может надлежащим образом участвовать в семейных торжествах, таких как праздники, свадьбы и дни рождения? |
Н | И | Ч | В | 10. | Участвует надлежащим образом в развлечениях с друзьями, таких как праздники, походы в торговые центры, катание на велосипеде и др.? |
Зрительное восприятие Ваш ребенок… | |||||
Н | И | Ч | В | 11. | Испытывает неприятные ощущения при свете, особенно ярком (моргает, щурится, плачет, закрывает глаза)? |
Н | И | Ч | В | 12. | Имеет проблемы с поиском и выделением объекта, когда он находится среди других предметов? |
Н | И | Ч | В | 13. | Закрывает один глаз или наклоняет голову назад, когда смотрит на что-то или кого-то? |
Н | И | Ч | В | 14. | Испытывает беспокойство, когда находится в непривычной для глаз обстановке, например в яркой, разноцветной комнате или тускло освещенной комнате? |
Н | И | Ч | В | 15. | Испытывает трудности при контроле движения глаз, когда нужно следить взглядом? |
Н | И | Ч | В | 16. | Имеет трудности с определением различий объектов по признакам цвета, формы, размера? |
Н | И | Ч | В | 17. | Увлечен наблюдением за вращающимися и двигающими предметами гораздо больше, чем его ровесники? |
Н | И | Ч | В | 18. | Наступает и ходит по предметам и людям, как будто их там нет? |
Н | И | Ч | В | 19. | Любит играть с выключателем, многократно включая и выключая свет? |
Н | И | Ч | В | 20. | Не любит некоторые виды освещения, например полуденное солнце, мерцающие огни или лампы дневного света? |
Н | И | Ч | В | 21. | Любит смотреть на движущие предметы краем глаза? |
Слуховое восприятие Ваш ребенок… | |||||
Н | И | Ч | В | 22. | Беспокойно реагирует на обычные бытовые звуки, такие как шум пылесоса, фена, смыв унитаза? |
Н | И | Ч | В | 23. | Негативно реагирует на громкие звуки: убегает, плачет, закрывает уши руками? |
Н | И | Ч | В | 24. | Кажется, не слышит некоторые звуки? |
Н | И | Ч | В | 25. | Кажется, обеспокоен или, наоборот, усиленно интересуется звуками, которые другие люди обычно не замечают? |
Н | И | Ч | В | 26. | Боится звуков, которые не вызывают такой реакции у других детей его возраста? |
Н | И | Ч | В | 27. | Легко отвлекается на фоновые шумы, такие как звук газонокосилки за окном или шум кондиционера, холодильника, лампы дневного света? |
Н | И | Ч | В | 28. | Любит вызывать определенные звуки снова и снова, например, смывает унитаз? |
Н | И | Ч | В | 29. | Демонстрирует реакции стресса при восприятии резких, пронзительных звуков, таких как свист, или звуков, возникающих при игре на инструментах, таких как дудка, флейта, труба? |
Осязание Ваш ребенок… | |||||
Н | И | Ч | В | 30. | Отстраняется при легких прикосновениях? |
Н | И | Ч | В | 31. | Похоже, не обладает обычным осознанием прикосновения? |
Н | И | Ч | В | 32. | Становится беспокойным при ощущении новой одежды? |
Н | И | Ч | В | 33. | Любит прикасаться к окружающим предметам, но не любит когда прикасаются к нему? |
Н | И | Ч | В | 34. | Впадает в стрессовое состояние, когда ему стригут ногти? |
Н | И | Ч | В | 35. | Испытывает чувство беспокойства, когда кто-то прикасается к его лицу? |
Н | И | Ч | В | 36. | Избегает касания или игры с пальчиковыми красками, тестом, песком, пластилином, глиной, клеем и другими пачкающимися вещами? |
Н | И | Ч | В | 37. | Имеет необыкновенно высокую переносимость боли? |
Н | И | Ч | В | 38. | Не любит чистить зубы больше, чем другие дети его возраста? |
Н | И | Ч | В | 39. | Кажется, получает удовольствие от ощущений, которые должны быть болезненными, например падение на пол или удар об какой-нибудь предмет? |
Н | И | Ч | В | 40. | Испытывает проблемы при поиске вещей в кармане, сумке, или рюкзаке на ощупь (не глядя)? |
Вкусовые предпочтения и реакции на запах Ваш ребенок… | |||||
Н | И | Ч | В | 41. | Любит вкус непродовольственных товаров, таких как клей или краска? |
Н | И | Ч | В | 42. | Давится при мысли о непривлекательной пище, например, такой как приготовленный шпинат? |
Н | И | Ч | В | 43. | Любит запахи непищевых предметов и людей? |
Н | И | Ч | В | 44. | Демонстрирует стрессовые реакции на запахи, которые другие дети не замечают? |
Н | И | Ч | В | 45. | Кажется, игнорирует или не замечает сильные запахи, на которые другие дети реагируют? |
Ощущение от тела Ваш ребенок… | |||||
Н | И | Ч | В | 46. | Сжимает предметы (например, карандаш или ложку) так крепко, что им трудно пользоваться? |
Н | И | Ч | В | 47. | Кажется, постоянно ищет любую деятельность, где необходимо что-то толкать, тянуть, тащить, поднимать? |
Н | И | Ч | В | 48. | Проявляет неуверенность по поводу того, как высоко нужно поднять или опустить тело во время движений, таких как приседание или обход предмета? |
Н | И | Ч | В | 49. | Хватает предметы (карандаш, ложку) так слабо, что ими не получается пользоваться? |
Н | И | Ч | В | 50. | Кажется, прилагает слишком много усилий, при выполнении таких задач как интенсивная ходьба, захлопывание дверей, или слишком сильно нажимает на карандаш или мелки при их использовании? |
Н | И | Ч | В | 51. | Много прыгает? |
Н | И | Ч | В | 52. | Проявляет тенденцию в отношении усиленной ласки к домашним животным с приложением больших усилий? |
Н | И | Ч | В | 53. | Врезается или толкает других детей? |
Н | И | Ч | В | 54. | Жует игрушки, одежду, другие предметы больше чем другие дети? |
Н | И | Ч | В | 55. | Ломает вещи из-за сильного нажима на них? |
Равновесие и движение Ваш ребенок… | |||||
Н | И | Ч | В | 56. | Кажется, слишком боится таких движений как ходьба вверх-вниз по лестнице, качание на качелях и т.д.? |
Н | И | Ч | В | 57. | Соблюдает хорошее равновесие? |
Н | И | Ч | В | 58. | Избегает деятельности, которая требует удержания равновесия, такой как ходьба по бордюрам или неровной поверхности? |
Н | И | Ч | В | 59. | Выпадает из кресла, когда меняет положение тела? |
Н | И | Ч | В | 60. | Не способен предотвратить свое падение? |
Н | И | Ч | В | 61. | Не тошнит в тех ситуациях, в которых у других людей обычно наблюдается такая реакция? |
Н | И | Ч | В | 62. | Вертится и крутится больше чем другие дети? |
Н | И | Ч | В | 63. | Демонстрирует беспокойство, когда его голова отклонена в сторону от прямого, вертикального положения? |
Н | И | Ч | В | 64. | Демонстрирует плохую координацию и выглядит неуклюжим? |
Н | И | Ч | В | 65. | Боится ездить в лифте и на эскалаторе? |
Н | И | Ч | В | 66. | Опирается на людей или мебель, когда садиться или пытается встать? |
Планирование и целеполагание Ваш ребенок… | |||||
Н | И | Ч | В | 67. | Непоследователен при выполнении повседневных задач? |
Н | И | Ч | В | 68. | Испытывает проблемы при понимании того, как принести несколько предметов одновременно? |
Н | И | Ч | В | 69. | Похоже, испытывает затруднения при помещении предметов и принадлежащих ему вещей в обычные для него места? |
Н | И | Ч | В | 70. | Не выполняет задания в правильной последовательности, например, при одевании или сервировке стола? |
Н | И | Ч | В | 71. | Не справляется с заданиями, которые подразумевают несколько последовательных действий? |
Н | И | Ч | В | 72. | С трудом имитирует показанные действия, например в подвижных играх или в песнях с движением? |
Н | И | Ч | В | 73. | Испытывает трудности при копировании образца, например при конструировании из лего по заданной модели? |
Н | И | Ч | В | 74. | Испытывает трудности с идеями относительно новых игр и развлечений? |
Н | И | Ч | В | 75. | Предпочитает постоянно играть в одну и ту же игру, отвергая новые, предложенные виды деятельности? |
|