Экономические преобразования в России ориентированы на формирование эффективной системы функционирования капитала хозяйствующих субъектов. Одной из важных тенденций реформирования предприятий становится создание и развитие корпоративных форм собственности, в частности финансово-промышленных групп (ФПГ).
Корпоративные группы (в форме ФПГ) представляют собой такие добровольные объединения предприятий, которые позволяют строить партнерские отношения между государством и фирмами; крупным и малым (средним) бизнесом; предприятиями и регионами в лине исполнительных органов власти с использованием финансовых методов концентрации капитала.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) создают условия для централизованного управления финансовыми ресурсами всех участников.
• В России формирование ФПГ - объективный процесс, отвечающий интересам государства и частного сектора экономики, позволяет организационно оформить:
1) взаимодействие промышленного, торгового и банковского капитала;
2)проведение структурной перестройки экономики для преодоления спада производства и перехода к стратегии экономического роста;
3) механизмы использования финансового капитала на реализацию перспективных инвестиционных и инновационных программ (проектов);
4)успешную конкуренцию с крупными зарубежными компаниями на внутреннем и внешнем рынках за счет рационального управления капиталом, доходами, издержками и денежными потоками.
• Формирование и деятельность ФПГ регламентируется правовыми актами (посмотреть в Федеральных законах и указ Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп») Были ли внесены какие-либо изменения и дополнения в эти закон и указ??).
|
В настоящее время формирование идеятельность ФПГ в России регламентируют двумя основными правовыми актами:Федеральным законом «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 г. 190-ФЗ И Указом Президента РФ «О мерах по стимулированию создания идеятельности финансово-промышленных групп » от 01.04.1996 г. 443. Исходя из указанного Федерального закона, участниками группы признают юридических лиц, подписавших договор о се создании, включая учрежденную ими центральную компанию (ЦК). Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производстватоваров и услуг, а также банков. В состав участников могут входить инвестиционные фонды, негосударетвенные пенсионные фонды, страховыекомпании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ
• Центральная компания и ее функции.
Центральная компания - юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ и являющееся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу договора на ведение дел группы. Центральная компания — инвестиционный институт, устав которого должен определять предмет и цели его деятельности и соответствовать условиям договора о создании группы.
Центральная компания выступает от имени участников в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, предприятия и организации несут солидарную ответственность, особенности исполнения которой определяют в договоре о создании группы.
|
Органы государственной власти России вправе предоставлять льготы и гарантии финансово-промышленным группам. Центральным банком РФ могут быть также предоставлены льготы банкам — участникам ФПГ в форме снижения норм обязательного резервирования, уменьшения других обязательных нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
На практике центральная компания, имеющая, как правило, статус открытого акционерного общества, лишена функций реального контроля и управления группой, так как участник, имеющий в ней больше акций и долю в уставном капитале, фактически блокирует невыгодные ему, но отвечающие интересам других участников группы решения. Роль центральной компании часто сводится к представительским функциям, направленным на защиту интересов группы в органах исполнительной власти и получение различных льгот. Кроме того, в уставный капитал центральной компании учредители стараются не вносить высоколиквидные активы. Поэтому целесообразно законодательно усилить роль центральной компании, предоставив ей полномочия не только сводного учета и отчетности, но и оперативного управления и контроля, четко обозначив ее статус, и внести обязательное перекрестное владение акциями между всеми участниками в размере не менее 10% от всего объема имитированных акций.
Несмотря на отсутствие реальной финансовой поддержки ФПГ со стороны государства, за последние 10 лет работы они показали свою жизнеспособность. Процесс создания новых ФПГ в России продолжается, и они способны обеспечить экономический рост, и, прежде всего, в промышленности, конечно, при активной поддержке государства.
|
Ключевые принципы формирования ФПГ следующие:
♦ наличие лидера группы (базового промышленного предприятия
или финансово-кредитной организации), определяющего основные материальные и финансовые потоки;
♦ обеспечение управляемости юридических лиц — участников группы со стороны центральной компании за счет налаживания договорных отношений, акционерного контроля и др.;
♦ подбор финансово-кредитных организаций, располагающих достаточным собственным капиталом для инвестирования в проекты группы; наличие у банков-участников реальной заинтересованности в долгосрочных вложениях в деятельность промышленных предприятий;
♦ наличие ярко выраженной вертикальной или горизонтальной кооперации предприятий, способных производить конкурентоспособную продукцию па внутреннем и внешнем рынках;
♦ детальность проектирования будущего состава участников и направлений совместной деятельности корпорации, комплексность и обоснованность оценок ее потенциальной эффективности.
Под организационным проектом ФПГ понимают пакет документов, предоставляемый центральной компанией группы в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах инвестиционных и других проектов (программ), предполагаемых экономических, социальных и иных результатах деятельности группы, а также другие сведения, нужные для ее регистрации. Подготовку организационного проекта рассматривают как необходимую стадию для разработки долгосрочной стратегии развития группы. Данную работу выполняют параллельно с подготовкой учредительных документов центральной компании и подписанием всеми участниками договора о создании ФПГ.
В любом случае финансово-экономический механизм функционирования ФПГ базируется на разработке и реализации годовых и среднесрочных корпоративных планов текущей и инвестиционной деятельности. Функцию корпоративного планирования обычно возлагают на центральную компанию, которая должна тщательно проанализировать будущие денежные (финансовые) потоки ФПГ.
Денежные потоки ФПГ
Приведем примерный перечень денежных потоков по региональной ФПГ, относящейся к агропромышленному комплексу (рис.):
Дочернее общество — торговая фирма | Дочернее общество — основное производство | Покупатели | Сервисные дочерние общества |
Рис. Основные направления денежных потоков в региональной ФПГ агропромышленного комплекса
1. Центральная компания — основное производство: целевое финансирование, кредиты, займы, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, денежные средства на оплату машин и оборудования, прочие платежи.
2. Основное производство (товаропроизводители) — центральная компания: выручка от продаж; дивиденды и проценты по займам и кредитам; оплата приобретенных товаров (работ, услуг); прочие платежи (расчеты с бюджетом и государственными внебюджетными фондами).
3. Основное производство — покупатели: дивиденды и проценты по финансовым вложениям, прочие платежи.
4. Покупатели — основное производство: выручка от продаж; инвестиции в эмиссионные ценные бумаги и др.
5. Центральная компания — инвестиционные институты: средства на финансовые вложения, доходы (проценты, дивиденды) по финансовым вложениям.
6. Инвестиционные институты — центральная компания: доходы по финансовым вложениям, прочие платежи.
7. Центральная компания — торговые фирмы: доходы по финансовым вложениям, прочие платежи и др.
8. Торговые фирмы — центральная компания: торговая выручка, прочие платежи.
9. Центральная компания — покупатели: ценные бумаги (акции и корпоративные облигации), доходы по ценным бумагам.
10. Покупатели — центральная компания: денежные средства за эмиссионные ценные бумаги и прочие платежи.
11. Центральная компания — сервисные фирмы: целевое финансирование, займы, прочие платежи.
12. Сервисные фирмы — центральная компания: выручка от оказания
услуг, проценты по займам, прочие перечисления.
13. Центральная компания — коммерческий банк: финансовые вложения, дивиденды и проценты по кредитам и займам, возврат основной суммы долга, оплата услуг банка и др.
14. Коммерческий банк — центральная компания: финансовые вложения, кредиты, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, другие перечисления.
Роль банков в создании и функционировании ФПГ
Коммерческие банки наиболее заинтересованы вкладывать средстване в отдельные предприятия, а в их группы, имеющие определенные технологические, организационно-экономическиеи финансовые взаимосвязи.Роль банков в создании и функционировании ФПГ следующая:
1) закрепление за банком функции финансово-расчетного комплекса, осуществляющего кредитное и расчетно-кассовое обслуживание всех участников группы, формирование клиринговой системы для предприятий и организаций,входящих в ФПГ;
2) создание на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций компаний — участников ФПГ,договорное обеспечение и регистрацию сделок с ценными бумагами;
3) повышение надежности кредитования путем образования общего залогового фонда и других форм солидарной ответственности всех участников ФПГ перед банком; передача в доверительное управление банку пакета акций предприятий-участников; выбор наиболее эффективных инвестиционных проектов (по уровню риска и доходности, сроку окупаемости капиталовложений и др.); организация смешанного (спонсорского) финансирования реальных проектов.
Возможность увеличения объема инвестиций
В качестве еще одной специфической черты финансовых отношений в ФПГ можно отметить возможности увеличения объема инвестиций за счет:
♦ централизации части средств для повышения инвестиционной активности на ключевых направлениях деятельности ФПГ. В этих целях целесообразно создание в рамках группы единого централизованного фонда инвестиций (например, в размере 5-10% чистой прибыли участников группы);
♦ расширения масштабов коммерческого (небанковского) кредитования участников группы, что позволит более рационально использовать их оборотные активы (за счет различных схем вексельных расчетов);
♦ экономии финансовых ресурсов путем минимизации внешнего по отношению к ФПГ оборота денежных средств (частичной трансформации внешнего оборота во внутренний);
♦ привлечения внешних финансовых источников (бюджетных кредитов,облигационных займов, кредитов иностранных юридических лиц);
♦ оптимизации налоговых платежей в бюджетную систему государства за счет признания группы консолидированным налогоплательщиком.
Оптимизация движения товарных и денежных потоков
В рамках ФПГ, кроме мер по стимулированию инвестиций, важно принимать решения, отвечающие финансовой стратегии группы в целом. В пределах выбранной финансовой стратегии приоритетное значение имеют:
♦ перераспределение денежных ресурсов между участниками группы через механизм внутригруппового финансирования и кредитования;
♦ приобретение пакетов акций в перспективных отраслях и продажа — в неперспективных;
♦ проведение налогового планирования в рамках всей группы;
♦ снижение общих затрат группы, связанное с объединением вспомогательных служб и др.;
♦ разработка концепции внешнеэкономической деятельности, если она осуществляется.
По каждому из этих направлений центральная компания разрабатывает отдельную финансовую стратегию, которая действует до момента достижения поставленной цели. Таким образом, в пределах ФПГ возможно оптимизировать движение товарных и денежных потоков между предприятиями - участниками и формировать достаточный объем финансовых ресурсов, необходимых для осуществления производственно-коммерческой деятельности.