Наказание за преступления в сфере экономической деятельности




 

 

Правовая реакция государства на преступность выражается не только в определении, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, но и в установлении наказания за их совершение. Без запрещения деяния под страхом наказания и без реального применения последнего уголовный закон был бы лишь перечнем видов поведения, которые государство считало бы общественно опасными, и, следовательно, не смог бы охранять общественные отношения от преступных посягательств и предупреждать преступления.

Именно наказуемость лиц, совершивших преступления, делает

уголовный закон мерой воздействия на социальные процессы, регулятором человеческого поведения. В связи с чем на государстве лежит обязанность охранять установившийся порядок жизни, то есть систему правопорядка, которая в противном случае может разрушиться.

Наказание есть кара государства за совершенное преступление. В УК ДНР отсутствует закрепленное понятие карательной деятельности государства, но по своей сущности наказание, применяемое государством в ответ на нарушение правопорядка, является особым юридическим отношением, когда государство стремится охранить правопорядок и при совершении преступления его восстановить, изменяет права и юридические интересы наказываемого лица, понуждает это лицо претерпевать неблагоприятные для себя последствия.

Уголовное наказание носит всегда строго индивидуальный (личный) и публичный характер, то есть применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, непричастных к совершению преступления (его родственников, близких). При назначении наказания проявляется официальная отрицательная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного поступка, так и лица, его совершившего.

Тем самым, государство, наказывая виновного, порицает его противоправное поведение.

Уголовное наказание выступает одной из форм реализации уголовной ответственности, которой присущи свои специфические признаки, отличающие ее от иных мер государственного принуждения и способные в комплексе представить всю сущность наказания. В соответствии с УК ДНР к таковым признакам следует относить:

1) наказание есть мера государственного принуждения. Прежде

всего, наказание есть принуждение, его назначение и исполнение


осуществляется вопреки воли осужденного. Наказание всегда назначается от имени государства, ДНР, то есть носит публичный характер, и выражает официальное порицание преступника и его деяния. Наказание есть государственное принуждение, его назначение и исполнение является исключительной прерогативой уполномоченных на то государственных органов. Наказание есть мера принуждения, то есть имеет определенные количественные пределы. От иных мер государственного принуждения, применяемых, например, за административные правонарушения, уголовное наказание отличается количественно (включает больше ограничений) и качественно (назначается только за совершение преступлений, и его назначение влечет правовое последствие в виде судимости);

2) наказание назначается только судом. Уголовное наказание - это особая мера государственного принуждения, она назначается только судом. В соответствии с Конституцией «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно Конституции «правосудие в осуществляется только судом». Суд является единственным государственным органом, который постановляет обвинительный приговор и назначает уголовное наказание. Вступивший в силу обвинительный приговор суда является генеральным юридическим фактом, порождающим весь комплекс уголовно-исполнительных правоотношений. Освобождение от наказания также осуществляется только судом. Внесудебный порядок освобождения от наказания возможен только в силу амнистии или помилования;

3) наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, оно имеет личный (индивидуальный) характер. В соответствии с принципом вины уголовная ответственность наступает только за виновно совершенное деяние. Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность и наказание. Наказание может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и ни к кому другому;

4). наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Содержание наказания заключается в лишении субъекта предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или духовных благ, которое причиняет ему страдания. Это могут быть свобода, имущество, честь и т.д. Разные виды наказания различаются именно своим содержанием. Вследствие осуждения преступник может лишиться и многих других благ (семьи, уважения окружающих и т.д.), но они не входят в


содержание наказания, поскольку необходимость их лишения не указана в законе.

Также не входят в содержание наказания, например, лишение свободы,

средства исправительного воздействия (общественно полезный труд, обучение, воспитательная работа и т.д.). Ведь труд, образование, занятия спортом сами по себе являются благом.

Так, законодатель за преступления в сфере экономики предусмотрел ряд наказаний, по характеру исправительных элементов воздействия которых можно разделить на две группы:

1. наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы

(штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы);

2. наказания, связанные с ограничением или лишением свободы (ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок).

Каждая из указанных групп наказания характеризует степень общественной опасности преступления, личность виновного и характер самого преступления.

В соответствии с УК ДНР штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных уголовным законодательством, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством ДНР на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

В связи с этим, если санкция статьи Особенной части УК

предусматривает назначение наказания в виде штрафа (как основного, так и дополнительного), то органы дознания, предварительного следствия, прокурор, суд обязаны истребовать и иметь сведения о размере заработной платы или иного дохода обвиняемого, подсудимого, а также членов его семьи.

Минимальный размер штрафа составляет две тысячи пятьсот рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период в две недели. Установленный минимальный размер наказания в системе уголовных наказаний является самым низшим.

Максимальный размер штрафа составляет до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет.


В случае санкции за преступления в сфере экономики штраф составляет до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет.

В данном случае применение штрафов позволяет компенсировать

ущерб, причинѐнный преступлением государству, а также лишает виновного полученной выгоды и в значительной степени ущемляет его собственные материальные интересы.

Штраф должен быть уплачен осужденным в 30-дневный срок со дня

вступления приговора в законную силу. Суд может рассрочить выплату штрафа определенными им частями на срок до трех лет при наличии обстоятельств, когда единовременная уплата штрафа невозможна. При этом суд должен выяснять имущественное положение осужденного и его семьи, его заработок и иные доходы. Наличие таких подтвержденных данных позволяет суду соизмерить размер штрафа с учетом тяжести совершенного преступления и возможности рассрочки его уплаты (ст. 31 УИК).

Другим видом наказания за преступления в сфере экономики, не связанным с ограничением или лишением свободы, выступает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Суть данной санкции состоит в запрещении занимать должности на

государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права заниматься определенной деятельностью
подразумевает как служебную (управленческую, педагогическую,

 

Лишение права занимать определенные должности осуществляется путем прекращения трудового договора с осужденным, внесения в трудовую книжку осужденного записи о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать. В приговоре суд должен указать конкретно, какие должности на государственной службе осужденный лишен права занимать (например, это могут быть должности, связанные с распоряжением денежными или материальными ценностями). Под должностью не следует понимать только выполнение лицом, ее занимающим, функции представителя власти, организационно- распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Это более широкое понятие, например, заведующий хозяйственной частью, бухгалтер и т.д.

 

врачебную, управление транспортом по договору найма и т.п.), так и внеслужебную деятельность осужденного (предпринимательство, управление личным транспортом, охота и т.п.).


Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в качестве наказания на срок до пяти лет.

Исправительные работы как разновидность наказания за

преступления в сфере экономики заключаются в том, что осужденный принудительно отбывает наказание в местах, которые определяются органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ. Из его заработка производятся денежные удержания в доход государства.

Размеры удержания из заработка в доход государства индивидуализируются приговором суда.

Законодатель установил срок исправительных работ, который назначается от двух месяцев до двух лет.

В случае санкции за преступления экономической направленности законодатель установил максимальный срок - до двух лет.

К наказаниям, не связанным с ограничением или лишением свободы, следует отнести и обязательные работы.

В соответствии УК ДНР обязательные работы заключаются в

выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Органы местного самоуправления определяют виды работ, которые необходимо выполнять. Осужденный может быть обязан исполнять как неквалифицированные работы (например, уборка улиц, уборка мест для хранения мусора, рытье траншей, уход за зелеными насаждениями на улицах городов, поселков, сел и т.п.), так и работы, требующие определенной квалификации (например, сантехнические, малярные, столярные, плотнические работы и т.п.). Эти работы могут отбываться и не в месте основной работы, и по месту работы, если позволяют условия их выполнения и осужденный проживает на территории и работает в учреждении или организации органа местного самоуправления. Используя осужденного к обязательным работам в учреждениях и организациях органов местного самоуправления на оплачиваемой работе, его заработок должен перечисляться в бюджет.

По общему правилу, срок обязательных работ может назначаться судом

в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов.

Осужденные к обязательным работам не могут привлекаться к его отбыванию в течение полного рабочего дня, если они не работают. В рабочие дни обязательные работы осужденного не могут превышать двух часов после окончания основной работы или учебы. В выходные дни и дни, когда


осужденный не занят на основной работе или учебе, обязательные работы не могут превышать четырех часов.

Осужденный к обязательным работам в период отбытия наказания не

имеет права менять основное место работы без согласия уголовно- исполнительной инспекции.

В отличие от других видов наказания обязательные работы

исчисляются в часах, в чем и заключается основное их отличие от исправительных работ, которые исчисляются месяцами, годами и днями. Второе отличие обязательных работ от исправительных состоит в том, что они выполняются бесплатно. Осужденный должен отработать установленное в приговоре количество часов на той работе, которая ему будет указана органом местного самоуправления по согласованию с уголовно- исполнительной инспекцией.

В случае назначения обязательных работ в качестве наказания за преступления в сфере экономики законодатель установил максимальный размер наказания - до двухсот сорока часов.

Что касается наказаний за преступления экономической

направленности, связанных с ограничением или лишением свободы, то законодатель, как было отмечено ранее, отнес к данной категории ограничение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок.

Согласно УК ДНР ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении (исправительном центре) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Надзор осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за осужденными по месту жительства и работы, а также в нерабочее время. Осужденные несут обязанности, установленные Правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

По общему правилу, ограничение свободы назначается совершеннолетним трудоспособным гражданам: не имеющим судимости и совершившим умышленные преступления - на срок от года до трех лет; совершившим преступления по неосторожности - от года до пяти лет.

В случае замены обязательных работ или исправительных работ

ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.


В случае злостного уклонения от отбывания наказания (самовольное оставление территории исправительного центра, несвоевременное возвращение в исправительный центр, самовольное оставление места работы) лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбывания ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

Арест не может быть назначен условно. В соответствии с уголовным

законом арест применяется только в качестве основного наказания. Кроме того, арест может применяться и в случае замены обязательных работ или исправительных работ при злостном уклонении от отбывания этих видов наказания. В таких случаях арест может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест назначается на срок от одного до шести месяцев (для лиц в возрасте от 16 до 18 лет - от одного до четырех месяцев).

Учитывая строгость данного наказания, арест не назначается беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16- летнего возраста.

Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем его направления в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебно-исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

По общему правилу лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет, однако при замене штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы на лишение свободы срок лишения свободы может быть менее двух месяцев. Но при назначении наказания ниже низшего предела срок лишения свободы не может быть менее двух месяцев.

Для несовершеннолетних максимальный срок наказания, в том числе

при назначении наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров, не может превышать десяти лет.

Лишение свободы на определенный срок, представленное законодателем как одно из видов наказаний за преступления в сфере экономики, назначается на срок - до пятнадцати лет.


Если санкция статьи наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, суд в первую очередь должен рассмотреть вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре.

Изучение судебно-следственной практики показывает, что после

штрафа распространенной мерой наказания за преступления в сфере экономической деятельности является лишение свободы.

На основании рассмотренных видов наказаний за преступления в сфере экономики, считается возможным дать классификацию преступлений данной категории, за основу которой будут взяты установленные законодателем санкции.

Условно все преступления в сфере экономики модно разделить на

четыре основные группы:

1. преступления небольшой тяжести;

2. преступления средней тяжести;

3. тяжкие преступления;

4. особо тяжкие преступления.

Согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК ДНР, не превышает трех лет лишения свободы.

Под преступлениями средней тяжести признаются умышленные

деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК ДНР, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК ДНР, превышает три года лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК ДНР). К таковым следуетотносить:

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за

совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК ДНР, не превышает десяти лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК ДНР). К таким преступлениям относятся:

К особо тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых УК ДНР предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК ДНР).

Таким образом, назначая наказания за преступления в сфере экономики законодатель, в первую очередь, обращал внимание на степень общественной опасности преступного посягательства, в связи с чем и определял


максимально возможные сроки. Такая детальная регламентация уголовной ответственности указывает на активную позицию уголовного закона в борьбе с данной категорией преступлений. Однако качество законодательных запретов, несмотря на их максимальный размер, находится на низшем уровне. Что вызывает необходимость совершенствования уголовно-правовые нормы путем включения в них таких санкции, из-за которых совершать преступления станет экономически не выгодно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: