Для организации эффективного противодействия незаконным действиям в сфере экономики законодательство ДНР содержит раздел VIII УК ДНР, который носит название «Преступления в сфере экономики».
Структурно раздел VIII состоит из трех неравных частей и включает в
себя:
1) преступления против собственности (гл. 21 УК ДНР);
2) преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК ДНР);
3) преступления против интересов службы в коммерческих и иных
организациях (гл. 23 УК ДНР). При этом последняя глава и присутствующие в ней составы преступлений позаимствована из российского уголовного законодательства, где она появились впервые.
В основе выделения глав в разделе VIII Особенной части УК ДНР
лежит родовой объект посягательства. Сам же раздел выделен по признакам общности родовых объектов включенных в него преступлений; все они в той или иной степени посягают на разные по содержанию экономические отношения.
Причинами объединения столь разных по характеру и содержанию
преступных посягательств, как посягательства на собственность, преступления в сфере экономической деятельности и посягательства на интересы коммерческих и иных организаций, в один раздел уголовного законодательства служат следующие:
1) единая, но разновариантная экономическая мотивация практически
всех преступлений, включенных в раздел VIII УК;
2) повышенная общественная опасность этих преступлений, проявляющаяся в том числе в наличии ярко негативных тенденций у современной экономической преступности;
3) наличие единого основания для криминализации этих деяний (общественно опасное поведение в сфере микро- или макроэкономики);
|
4) единые принципы криминализации и единые криминообразующие признаки.
Существует и еще одна, и, может быть, главная, причина для объединения преступлений в разделе VIII УК ДНР. Эта причина состоит в единой сфере совершения преступлений: все они совершаются в экономике и, соответственно, преимущественный ущерб преступными посягательствами причиняется именно ей.
На сегодняшний день раздел VIII УК ДНР объединяет ст. ст. 164-228;
количество статей в разделе - 65 (17 статей в гл. 21 УК ДНР; 44 - в гл. 22 УК ДНР; 4 - в гл. 23 УК ДНР).
В разделе представлены как материальные составы преступлений,
которые окончены с момента наступления последствий, так и формальные составы, моментом окончания которых является совершение действия (бездействие).
Преступления, входящие в главу 22 УК РФ, признаны законодателем
экономическими в силу:
1. совершения их внутри легитимной экономики хозяйствующим субъектом, который действует в своих экономических интересах, противоречащих законодательству (например, незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита и т.п.);
2. нарушения (в результате их совершения) экономических интересов государства с одновременным преследованием собственных незаконных экономических интересов (например, налоговые преступления);
3. нарушения законных экономических интересов субъектов экономической деятельности со стороны должностных и частных лиц (например, воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности или принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения);
4. совершения их вне связи с легитимной экономикой, под влиянием
|
корыстно-экономической, собственнической мотивации, с нарушением безусловных уголовно-правовых запретов на подобное экономическое поведение (например, легализация преступных доходов или фальшивомонетничество).
На основании изложенных критериев под преступлением в сфере
экономики следует понимать деяние, при совершении которого его субъект преследует незаконные экономические интересы, в том числе интересы корыстные, либо стремится причинить вред законным экономическим интересам государства, общества, хозяйствующим субъектам или частным лицам. В этом и заключается суть экономической мотивации преступления
данной категории. Оно в подавляющем большинстве случаев экономически выгодно субъекту; последний получает от преступления имущественную (в виде незаконного увеличения собственного имущества либо незаконного его неуменьшения) или иную материальную выгоду (например, в виде получения льготных кредитов, заключения сулящих высокую прибыль контрактов, привлечения инвестиций). В отдельных ситуациях экономическая мотивация не связана с получением материальной выгоды, но определяется сферой совершения преступления - экономической - и сознательным нарушением законных экономических интересов государства, общества, хозяйствующих субъектов, частных лиц.
Преступления данной категории посягают на нарушение принципов
осуществления экономической деятельности, - основных начал, исходных положений, выработанных практикой общественно-экономической жизни, лежащих в основе любой экономической деятельности, - к которым следует относить:
|
1. принцип свободы экономической деятельности;
2. принцип осуществления экономической деятельности на законных основаниях;
3. принцип добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности;
4. принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности;
5. принцип запрета заведомо криминальных форм поведения при осуществлении экономической деятельности.
Под принципом свободы экономической деятельности следует
понимать способность и возможность гражданина действовать в сфере экономики по собственному усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями. Конституция ДНР гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Абсолютной свободы, разумеется, не бывает; но экономические отношения в большой степени способны к саморегулированию. Задачей государства здесь, в том числе в лице своих должностных лиц, является создание гарантий экономической свободы. Уголовно-правовое регулирование и выступает одной из таких гарантий.
Принцип осуществления экономической деятельности на законных
основаниях есть часть общего законодательного принципа законности. Он означает, что экономическая деятельность строится в соответствии с российским законодательством различных правовых отраслей, не
противоречит ему. Организация, порядок, гарантии осуществления экономической деятельности достаточно подробно урегулированы правом и законом; в противном случае экономическая деятельность законна, если не запрещена («дозволено все, что не запрещено»).
Экономическая деятельность законна, если осуществляется в соответствии с положениями хозяйственного, гражданского, налогового, таможенного, финансового, валютного и других отраслей права. Разумеется, далеко не все аспекты экономических отношений, основанных на принципе законности, охраняются уголовным правом. Неглубокие изменения этих отношений регулируются нормами перечисленных выше правовых отраслей. В уголовном порядке наказуемы лишь наиболее опасные формы посягательств на охраняемые общественные отношения.
Под принципом добросовестной конкуренции субъектов
экономической деятельности понимают их неограничиваемую друг другом искусственно состязательность и неущемление самостоятельности друг друга. Добросовестная конкуренция и проявление монополизма несовместимы.
Добропорядочность субъектов экономической деятельности состоит в
следовании данных субъектов требованиям морали и нравственности, в честном выполнении своих обязательств друг перед другом и своих обязанностей перед государством по формированию части бюджета, уплате налогов и т.п. «Честность, надежность, верность данному слову - это требования, без которых невозможен цивилизованный рынок».
Добропорядочность субъектов экономической деятельности - непременная составная часть этического кодекса бизнесмена. О ней можно говорить и как о принципе договорных отношений, предполагающем обязательность их соблюдения всеми участниками, и как о принципе экономической ответственности, согласно которому причиненный в результате экономической деятельности любой вред должен быть возмещен виновным.
Запрет заведомо криминальных форм поведения при осуществлении экономической деятельности как принцип осуществления экономической деятельности означает, что ни при каких условиях субъекты экономической деятельности не могут совершать деяния, носящие явно преступный характер, такие, например, как подделка каких-либо документов, денежных знаков, кредитных карт, применение насилия к партнерам, использование в своей деятельности имущества, полученного в результате преступной деятельности, применение обмана, причиняющего ущерб партнеру или государству, и т.д. Подобные преступные формы поведения недопустимы,
даже если они могут принести субъекту экономической деятельности высочайшую прибыль или любую другую выгоду. «Закон призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали».
Принцип близок общему принципу законности и в то же время
специфичен своим содержанием - табу на откровенно преступные формы поведения в бизнесе. Запрет криминальных форм поведения в экономической деятельности - это, по сути, проявление принципа законности экономической деятельности. Разница лишь в том, что поведение субъекта здесь регулируется уже не правом других отраслей, а непосредственно уголовным правом, запреты установлены прежде всего в Уголовном кодексе; позитивное право чаще просто отсылает к нему, указывая на недозволительность определенных деяний.
Общественная опасность нарушения данных принципов заключается
в том, что в результате таких посягательств причиняется или создается реальная возможность причинения существенного ущерба экономическим интересам государства, а также иным субъектам, связанным с экономической деятельностью. Она определяется негативными тенденциями, присущими экономической преступности на современном этапе. К их числу, прежде всего, необходимо отнести:
1. степень ее распространенности: большинство совершаемых в стране
преступлений являются экономическими;
2. степень ее вредоносности: ущерб от экономической преступности часто не поддается исчислению;
3. степень ее латентности, едва ли не самую высокую по сравнению с другими видами преступности (по разным преступлениям она, разумеется, разная. В данном случае речь идет о латентности всех экономических преступлений). Теневой сектор экономики - реальность сегодняшних постсоветских государств;
4. значительные уровень рецидива и профессиональной преступности, а также высокий процент женской преступности и преступности высокообразованных субъектов;
5. высокую степень пораженности экономической преступности
преступностью организованной;
6. отчетливо прослеживаемый коррупционный характер экономической преступности;
7. транснациональную, международную окраску наиболее опасных разновидностей анализируемой преступности (в частности, легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).
На основании изложенного, необходимо отметить, что любое
преступление в сфере экономики - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или незаконное предпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции или изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда или уклонение от уплаты налогов, обман потребителей и т.д. - в той или иной степени представляет собой посягательство на экономические интересы государства и иных субъектов, связанных с экономической деятельностью. Именно это свойство следует иметь в виду при отграничении рассматриваемых преступлений от преступлений против собственности, которые хотя и нарушают в определенных случаях интересы экономической деятельности, однако имеют иной объект - частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.