Демидовские заводы на Урале




История Демидовских заводов на Урале началась с того как в марте 1702 года указом Петра I Никите Демидову был отдан Невьянский металлургический завод. Петр I как никто другой понимал важнейшую роль частного предпринимательства и всячески поддерживал его не только словом, но и делом. В качестве поддержки выделялись огромные беспроцентные займы, и невозвратные субсидии. Основатели заводов освобождались от налоговых пошлин и всяческих обязательных в то время повинностей.

Свою первую продукцию демидовский завод выдал уже в начале 1703 года. А до 1709 года предприятия Никиты Демидова выдали 850 пушек с полным комплектом снарядов к ним. Таким образом, успех Полтавской битвы со шведами в июне 1709 года, приведший к перелому в Северной войне, был выкован на Урале.

Интересно происхождение имени Демидовых. Родоначальником династии был государственный крестьянин Демид Григорьевич Антуфьев. Работал он на Тульских оружейных заводах, имел трёх сыновей Никиту, Семёна и Григория. Самым энергичным и предприимчивым из них был старший сын Никита, который успешно продолжал оружейное ремесло отца. Образцы ружей изготовленных Никитой Антуфьевым настолько понравились Петру I, что он сделал его поставщиком оружия для армии. А в 1702 году вместе с передачей Невьянского завода, Никита Антуфьев стал именоваться Демидовым.

Никита Демидов со своим сыном Акинфием постепенно обживались на Урале, разведывали новые месторождения руды, накапливали капитал и создавали новые заводы. К 1727 году во владении Демидовых было уже шесть заводов.

Вступив в права наследования, после смерти Никиты Демидова в 1725 году, его сын Акинфий еще более стремительно развивал своё дело на Урале, и к 1745 году количество Демидовских заводов выросло до 32. Марка Демидовых «Старый соболь» стала известна по всему миру, их железо и чугун использовали повсеместно. Например, полы одной из церквей Киево-Печорской лавры выложены чугунными плитами с одного из демидовских заводов.

Большое внимание уделялось инфраструктуре Демидовских заводов. Так, например, дороги, проложенные во владениях Демидовых, считались в то время лучшими в Европе. Пьянство пресекалось в корне. Демидовы даже платили некое подобие налога, в качестве компенсации той потерянной прибыли, которую могли приносить государству «14 могущих здесь быть кабаков». Были и постоялые дворы на территории заводов не взимавшие с путешественников плату за проживание.

Настоящий рассвет Демидовских заводов произошёл в конце XVIII начале XIX века. В это время заводами управляли уже внуки и правнуки Никиты Демидова. Количество заводов, как и состояние династии Демидовых, продолжало стремительно увеличиваться. При строительстве заводов сталаприменяться новая тактика. Передельные заводы и доменные печи стали ставить на расстоянии друг от друга. Коммуникации между ними осуществлялись дешёвым водным путём. Использовались как существующие реки и озера, так и строились новые многочисленные каналы, дамбы и плотины. Множество остатков гидротехнических сооружений времён Демидова сохранились, например, в Каслинском районе Челябинской области (см. Пименова плотина и старинная дамба на Зацепинском пруду). Тактика рассредоточения заводов принесла свои плоды, в частности доменные печи, были обеспечены первейшим ресурсом необходимым для их работы – лесом.

В XIX веке помимо прочего Демидовы начали заниматься добычей золота и платины. До 1841 года на Урале было добыто около 580 пудов золота! Богатство Демидовых неуклонно росло, но не следует забывать и о том, что вместе с увеличением благосостояния росла и статья расходов на благотворительность. Так к 1841 году общая сумма пожертвований на благие дела составляла чуть более 12 миллионов рублей (в те времена это были огромные деньги, если учесть, например, что месячное жалованье депутата Государственной Думы составляло 350 рублей, приличная верховая лошадь стоила 100 рублей, а корова около 20 рублей). Были основаны Демидовский лицей и Демидовская премия.

Не надо забывать и о том, что достижения Демидовых основаны в первую очередь на труде крепостного работного люда. Не обошло стороной демидовские заводы и восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва. В частности Ревдинский завод принял один из Пугачёвских отрядов на своей территории.

К 1917 году в руках потомков Никиты Демидова оставалось не более 24% от всего капитала.

Со времен династии Демидовых на Урале сохранилось множество зданий и сооружений. В таких уральских городах как Нижний Тагил, Кыштым, Касли есть множество памятников архитектуры, в бытность принадлежавших Демидовым. В краю Каслинских озёр сохранилось множество каналов, дамб и плотин созданных для инфраструктуры Демидовских заводов. Такие пруды как Пименов и Деханов (на берегу которого сейчас находится санаторий Дальняя дача) также были заложены демидовскими заводчиками. Эпоха Демидовых на Урале продлилась с 1702 по 1917 год, за это время они внесли огромный вклад в развитие и освоение Урала.

Город Верхняя Салда

Когда едешь по автодороге из Нижнего Тагила в Нижнюю Салду, дыхание истории видишь зримо. Есть на этом пути в селе Покровском дорожный указатель на тракте – «д. Никитина», то есть бывшая когда-то вместе со всеми ее обитателями в собственности первого из Демидовых. А в десяти километрах на восток от Нижней Салды – другой знак – «д. Акинфиева», принадлежавшая старшему сыну Никиты.

Свой демарш за Урал Никита начал с основания города-завода Невьянска в 1701 году. Затем были Нижний Тагил, Нижняя Салда, Верхняя Салда… Всего за свою историю род Демидовых основал на Урале, а позднее и на Алтае, 55 заводов.

 

Как и большинство уральских городов, Верхняя Салда обязана своим появлением заводу. Он был основан заводовладельцем Никитой Акинфиевичем Демидовым на реке Салда, выше по течению от пущенного ранее Нижнесалдинского завода. Об истории, достопримечательностях и загадочных подземных ходах Верхней Салды читайте в этой статье.

История Верхней Салды

Первый чугун на Верхнесалдинском заводе был выплавлен 6 декабря 1778 года. Этот день считается официальной датой рождения Верхней Салды. Верхнесалдинский завод был расположен в Верхотурском уезде Пермской губернии, в Нижнетагильском горнозаводском округе. Возник на реке Салде, правом притоке Тагила.

Название реки, по мнению лингвиста А.К. Матвеева, произошло от мансийского слова «салт», «сальт» - «лыко», «мочало». Северо-восточная граница распространения липы проходит как раз по этим местам.

Краевед Н.К. Чупин в «Географическом и статистическом словаре Пермской губернии» (1873 г.) так описывал это предприятие:

«Производство завода заключается в выплавке чугуна и приготовлении пудлинговой болванки, как для собственного употребления, так и для Нижне-Салдинского завода, а частию и в выделке сортового железа. Руда – магнитный железняк привозится с Высокогорского рудника, находящегося в 1 ½ верстах от Нижне-Тагильска… По производительности чугуна занимает одно из первых мест во всей России: в 1870 г. на нем было выплавлено более 657 тыс.пуд, в 1871 – более 800 тыс., а в 1873 г. уже более миллиона пуд чугуна (такого количества в 1873 г. не доставил ни один из остальных чугуноплавильных заводов)».

До постройки железной дороги металл отправляли в центральную часть страны водным путем по реке Чусовой.

В 1836 году на Верхнесалдинском заводе была построена православная деревянная церковь во имя Иоанна Богослова. В 1896 году ее заменила каменная церковь.

В 1895 году была пущена железная дорога Нижний Тагил – Верхняя Салда. После революции завод был национализирован. В 1930 году в Верхней Салде началось строительство еще одного предприятия – завода стальных мостов.

4 декабря 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР рабочий поселок Верхняя Салда был преобразован в город. В 1942 году он стал городом областного подчинения.

С началом Великой Отечественной войны в Верхнюю Салду были эвакуированы заводы №95 и №519, занимавшиеся производством алюминиевых изделий для боевых самолетов.

В 1950-е годы начался новый этап в истории Верхней Салды, она стала стремительно развиваться. Здесь освоили производство титана для военной техники. Пробное производство началось на заводе №519, затем опытный цех по производству титановых изделий открылся и на заводе №95. Первый опытный слиток титана сплава ВТ1-1 был весом 4 кг, диаметром 100 мм. Титан для прокатки поставлялся с Подольского химико-металлургического завода. В 1957 году заводы № 95 и 519 были объединены. 24 января 1976 года впервые в мире на заводе был выплавлен слиток диаметром 1200 мм и массой 15 тонн.

В 1990-е годы предприятие начало сотрудничество с зарубежными компаниями. Позже завод стал поставлять титановые детали для Боинга, компания глубоко интегрировалась в мировую авиакосмическую индустрию.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА в наши дни – крупнейшее в мире предприятие, выпускающее изделия из титана и его сплавов. Это единственная компания, осуществляющая полный цикл производства титана – от переработки сырья до выпуска конечной продукции. В составе Корпорации две промышленные площадки — «ВСМПО» в Верхней Салде и «АВИСМА» в городе Березники Пермского края, которые связаны между собой единой технологической цепочкой.

Верхнесалдинский титан можно увидеть в Москве. Из полированного титана выполнен один из самых впечатляющих памятников российской столицы – монумент «Покорителям космоса» на проспекте Мира. Он был открыт 4 ноября 1964 года. Изображает взлетающую ракету, за которой тянется серебристый шлейф. Высота памятника достигает 100 метров, вес – 250 тонн. Поверхность покрыта титановыми панелями толщиной 1,5 мм, общий вес которых 25 тонн.

В 2010-е годы в Верхней Салде появилась особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина», в создание которой вложили большие деньги. Территория «Титановой долины» расположена слева от дороги перед въездом в город.

Куда меньше повезло предприятию, давшему жизнь городу. Верхнесалдинский металлургический завод в 2015 году был признан банкротом и прекратил существование. К настоящему времени почти все постройки на территории одного из старейших заводов Урала снесены, теперь здесь всего лишь огороженный забором пустырь.

Интересно, что в 1960-е годы был разработан генеральный план объединения городов Верхняя и Нижняя Салда. Так уж повелось исторически, что с самого основания они были связаны друг с другом. Застройка городов должна была двигаться навстречу друг другу. Население Верхней Салды в наши дни составляет 42 тысячи человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: